Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила движения на велосипеде по проезжей части». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.
Где можно ездить велосипедисту
- По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде.
- Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
- Если по проезжей части двигаться невозможно, например, там стоят машины или ведутся дорожные работы — можно ехать по обочине, в направлении движения автомобилей.
- И если все перечисленные варианты невозможны, допускается движение по тротуару.
Могут ли велосипедисты передвигаться по автомобильным дорогам
Велосипедисты являются такими же участниками дорожного движения, как и автомобилисты. Поэтому они имеют полное право ехать по трассе, но либо по специализированным для них дорожках, либо по крайней правой полосе.
Передвигающийся по дороге велосипедист имеет те же права, что и любой автомобилист. Например, если он движется по главной дороге, то автомобиль, выезжающий со второстепенной, обязан уступить ему право проехать первым. Они имеют право ехать колонами в два велосипеда, если его габаритная ширина не больше 75 сантиметров.
В идеале все велосипедисты старше 14 лет обязаны ехать по специально оборудованным дорожкам, но не по дороге с автомобильным движением. Лицам младше 14-ти лет выезжать на велосипеде на проезжую часть категорически запрещается.
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие велосипедисты ошибочно полагают, что езда на велосипеде не связана с ответственностью. Несмотря на то, что велосипедисты пользуются минимальным вниманием со стороны властей, закон по-прежнему предусматривает ответственность за вождение в нетрезвом виде. В начале этой статьи мы указали, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.
Закон прямо запрещает управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
2.7 Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, в состоянии болезни или усталости, угрожающем безопасности движения;
Распространенные нарушения правил водителями велосипедов
Наиболее частыми нарушениями правил дорожного движения водителями велосипедов являются примыкание к транспортному потоку и въезд на пешеходный переход на велосипеде. В таких ситуациях велосипедисты просто не осознают, что они стали водителями и в душе остаются пешеходами.
Оба эти маневра чрезвычайно опасны, но особенно это касается тех случаев, когда велосипедист пересекает дорогу по пешеходному переходу. Очень часто в таких ситуациях гибнут дети, и водители автомобилей не виноваты (они должны пропускать только пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).
Кроме того, учитывая, что велосипеды легко развивают скорость до 30-40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части очень быстро и неожиданно. Во время движения в теплое время года внимательно следите за велосипедистами на дороге и вблизи нее.
Велосипедистам запрещается
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
ВОДИТЕЛЯМ ВЕЛОСИПЕДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ
п. 24.8 ПДД для велосипедистов:
- ездить навстречу движению транспорта по левой полосе;
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- ездить по дорогам, обозначенным знаками 5.1 (автомагистраль), 5.3 (дорога для автомобилей);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Велосипедная безопасность в «железном царстве»
Для безопасной езды на велосипеде по проезжей части необходимо:
- Исправное состояние транспорта.
- Требуемое положение относительно других ТС.
- Оптимальная скорость.
- Выдержка дистанции, бокового интервала.
- Внимательность, хорошая реакция.
- Видимость со стороны.
- Соблюдение требований дорожных знаков, разметки, светофоров.
При перемещении по проезжей части велосипед должен быть в исправном состоянии. В первую очередь это касается руля и тормозной системы. Также необходимо проверять крепления колес к раме, состояние трансмиссии и давление воздуха в шинах.
Определяемся, на какой стороне дороги нам нужно находиться. Довольно спорный вопрос среди велосипедистов: одни утверждают, что ехать надо по ходу движения, другие – «против шерсти», как пешеходы – по обочинам, третьим вообще все равно, хоть посередине. Так кто же прав?
ПДД ясно и четко определили положение велосипеда на дороге: попутно с другими ТС, двигаться возможно правее. Это может быть край дороги, правый ряд при многополосном движении. Ключевое слово «возможно» означает, что правила дорожного движения разрешают велосипедистам отклоняться влево и даже выходить на встречную полосу движения. К таким случаям относятся:
- Объезд припаркованного автомобиля.
- Плохое качество дорожного покрытия, при движении по которому можно упасть и создать аварийную ситуацию.
- Проезд места аварии или оцепления.
Где ездить желательно, не стоит, запрещено
При выборе маршрута рекомендуется выбирать дороги с низким трафиком: так езда будет более комфортной, быстрой, меньше риска попасть в ДТП или отравиться выхлопами.
Можно, но не стоит ездить по слишком широким улицам с интенсивным движением. Конечно, опытный велосипедист-дорожник проедет везде, однако, если есть более приемлемые варианты, лучше выбрать их. Также не стоит злоупотреблять ездой по трассе и дорогам с большим количеством большегрузного транспорта. Нужно помнить, что фура и велосипед – вещи несопоставимые.
Запрещено двигаться на велосипеде по скоростным магистралям с бессветофорным движением. Скорость автомобилей на таких дорогах обычно близка к 90 км/час даже в правом ряду, и скромные 25-30 км/час велика тут совершенно не к месту. Также запрещено ехать на двух колесах в тоннелях.
Проезд перекрестков и пересечение проезжей части
Ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя6. Вы должны остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу, катя велосипед рядом с собой.
Переезжать проезжую часть можно только если на дороге есть разметка, обозначающая пересечение с велосипедной дорожкой7. Если в этом месте нет светофора, то в большинстве случаев сначала едут автомобили, потом вы (кроме случаев, когда автомобиль поворачивает направо или налево).
Если перед вами пешеходный переход и рядом с ним нет разметки, которая обозначает пересечение велодорожки с проезжей частью, или знака «велосипедная дорожка», вы должны сойти с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
Разбор основных ситуаций на дорогах
Выезжая на дорогу с большим количеством участников, нужно знать и уметь применять основные положения, регулирующие действия велосипедиста:
- Маневрирование осложнено отсутствием свободного обзора, который имеет автомобилист с помощью зеркал заднего вида. Чтобы быть уверенным в безопасности маневра, водитель обязан осторожно обернуться, сохраняя прежний курс движения.
- Обгон на проезжей части не запрещен, если впереди едет ТС с меньшей скоростью. Автомобилист, обгоняющий двухколесное средство, может двигаться с велосипедистом двумя рядами, если обстоятельства допускают это.
- Перемещение по перекресткам более сложно, так как приходится контролировать ситуацию со всех сторон. Велосипедист обязан соблюдать основные дорожные знаки, регулирующие приоритетность пересечения перекрестка и иные правила. Если автомобиль поворачивает направо и находится параллельно велосипеду, требуется уступить дорогу, если последний продолжает движение прямо. Велосипедист уступает ТС, едущим справа. Поворот налево регулируется теми же положениями, что и для авто или мототехники.
- При поездках в местах ограниченного обзора, тоннелей, зарослей, препятствий, для безопасности следует производить предупреждающий звуковой сигнал, говорящий другим участникам движения о приближении двухколесного транспорта.
- Согласно пункту 14.1. водитель пропускает пешеходов в местах организованного наземного перехода, выделенного дорожным знаком и разметкой. При наличии впереди транспортной остановки, необходимо беспрепятственно пропустить пассажиров, намеренных зайти или выти из общественного транспорта. Приближаясь к пешеходному переходу, водитель снижает скорость до минимальной, либо останавливается, чтобы дать возможность пешеходам перейти дорогу.
При совершении маневров автомобиль предупреждает других участников о планах повернуть направо или налево путем включения поворотных сигналов. Ввиду особенностей средства, подобные знаки на велосипеде не предусмотрены.
Предупредить о своих маневрах можно определенными ПДД жестами:
- перестроение или поворот направо – вытянутая правая рука в направлении поворота, либо согнутая левая рука;
- маневр в левую сторону – вытянутая левая рука, либо согнутая правая;
- планируемая остановка – поднятие руки вверх.
Велосипедист на дороге
Пдд велосипедиста на дороге состоит в большей степени из простых правил выживания. Нарушение пдд велосипедистами часто оказывается смертельным. Помимо обязательного знания действующих правил дорожного движения, важно ещё научиться и адаптировать эти знания для велосипеда. Мы не будем зацикливаться на стандартных знаниях, а поговорим скорее о особых случаях для велосипеда.
Итак, начнем с простого – движение велосипедиста по проезжей части пдд не запрещается. Это значит, что там, где нет дополнительных ограничений, введенных знаками и условиями типа «автомагистраль» или «дорога для автомобилей», велосипедист имеет полное право передвигаться. Но у велосипеда есть главный недостаток. Слабая защищенность и плохая заметность. Даже сильный дождь, заставший вас на трассе или собака, которая погналась через всю деревню за велосипедом могут привести к аварии. Соответственно, нужно всегда соблюдать абсолютную внимательность и исключить ошибки.
С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам?
- С 14 лет на велосипеде без двигателя (или маломощным двигателем);
- С 16 лет при наличии двигателя на велосипеде, имеющего мощность от 20-25 до 50 километров в час.
Согласно ППД транспортное средство, имеющее мощность передвижения свыше 25 километров в час, автоматически признается мопедом. А вождение на нем требует специального разрешения от государственных органов – водительского удостоверения.
Получить такое удостоверение возможно исключительно после положительного решения комиссии после сдачи экзаменов. Гражданин обязан знать нормы права, регулирующие все вопросы, связанные с передвижением на данном транспортном средстве.
Если велосипед без мотора, то для водителя устанавливаются следующие правила:
- Не разрешается управлять транспортным средством одной рукой;
- Не разрешается превышать допустимый вес, на который рассчитан велосипед;
- Запрещается пересекать дорогу по светофору и зебре (необходимо слезть с транспортного средства и стать пешеходом);
- Запрещается везти рядом малолетнего ребенка без специальных приспособлений.
Установленные правила рекомендуется соблюдать во избежание наложения административного штрафа, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. Для велосипедистов суммы штрафов небольшие, если в процессе совершения правонарушения не был причинен вред другому гражданину.