Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая экспертиза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Требование лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда о вызове эксперта обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает эксперт. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» выделены бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза в числе самостоятельных родов (видов) судебных экспертиз. «Налоговая» экспертиза отдельно не выделяется.
Бухгалтерская экспертиза предполагает исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных.
Финансово-экономическая экспертиза — это исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Налоговая экспертиза в качестве самостоятельного вида экспертиз не выделяется. Она чаще выступает как инструмент проведения расследования налоговых дел в административном, налоговом, арбитражном, уголовном процессах. Как следствие, налоговая экспертиза традиционно рассматривается в как неотъемлемый элемент судебной бухгалтерской либо финансово-экономической экспертизы.
Исследование по налоговым вопросам проводится:
- судебная налоговая экспертиза — по инициативе суда или следствия. Судебная экспертиза может быть назначена судом или следователем самостоятельно или на основании ходатайства стороны по делу.
- внесудебная налоговая экспертиза — по инициативе налогоплательщика, юриста, адвоката в форме экспертизы или заключения специалиста.
Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.
Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.
Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.
Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.
На какие вопросы отвечает эксперт?
- Соответствие налоговой базы предприятия современному законодательству;
- Определение, полностью ли выплачены налоги и сборы;
- Определение правильности налогооблагаемой базы;
- Определение недостатков системы учета расходов по налогам;
- Определение объемов денежных средств, не подлежащих налогообложению;
- И другие.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.
- Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
- Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
- Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Результаты процедуры, итоговые акты
По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.
После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.
Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении экспертизы
Налоговые органы в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Подпунктом 3 п.9 ст.89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.
В статье 95 НК РФ налоговому органу в целях осуществления контроля разрешено проводить экспертизу как в раках камеральной проверки, так и в рамках выездной.
Права и обязанности налогоплательщика при проведении экспертизы закреплены в ст. 95 НК РФ.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
Какой период может быть охвачен проверкой?
«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).
То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.
Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.
Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.
Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).
Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).
Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).
Пользуйтесь судебной практикой. Она на вашей стороне
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2018 N 09АП-17207/2018 по делу N А40-150662/17 (оставлено без изменений Поставнолением АС Московского округа от 22.08.2018 № Ф05-13289/2018):
«…Инспекцией были представлены: заключение специалиста ООО «Криминалистическое Экспертное Гражданское Бюро» Ларюхина Е.Л. N 245-08/16-ПЭ от 08.08.2016 г.;заключение специалиста ООО «Криминалистическое Экспертное Гражданское Бюро» Ларюхина Е.Л. N 079-03/17-ПЭ от 22.03.2017 г. Из данных документов усматривается, что вместо экспертизы, возможность проведения которой в рамках ДМНК предусмотрено ст. ст. 95, п. 6 ст. 101 НК РФ, Инспекцией к проведению исследования недопустимо привлечен специалист (ст. 96 НК РФ), что существенным образом нарушило права налогоплательщика и не позволило ему реализовать права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, и привело к возникновению недопустимого доказательства.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 N 09АП-36073/2017 по делу N А40-21004/17
Заключение специалиста не предусмотрено НК РФ и не может подменять собой полученное в соответствии со ст. 95 НК РФ заключение эксперта. Право специалиста на дачу каких-либо заключений в НК РФ не предусмотрено. В отличие от эксперта специалист не проводит исследований и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля. Следовательно, если налоговый орган выносит решение о привлечении специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ, а привлеченное лицо составляет заключение, в котором содержатся обоснованные ответы на поставленные вопросы, такое действие налогового органа следует рассматривать как привлечение эксперта и нарушение порядка проведения экспертизы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 N 09АП-15142/2017 по делу N А40-215012/16 (Постановлением АС Московского округа от 27.07.2017 № Ф05-10257/2017 оставлено без изменений):
Представленное налоговым органом Заключение специалиста (почерковедческое исследование) от 15.03.2016 N 060-03/16-ПЭ, проведенное в порядке ст. 96 НК РФ, не может служить допустимым доказательством по делу в силу ст. 68 АПК РФ, поскольку в полномочия этого лица не входит выдача каких-либо заключений (статья 96 НК РФ).
Налоговая проверка. Экспертиза.
Чаще всего необходимость в почерковедческой экспертизе возникает в тех случаях, когда у налоговых органов есть сомнения в подлинности подписей руководителей поставщиков проверяемого налогоплательщика.
[1]
В связи с этим, прежде всего, надо отметить, что налоговым законодательством не установлена обязанность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливать идентичность подписей в договорах, актах сдачи-приемки выполненных работ, товарных накладных и счетах-фактурах. Данная позиция отражена, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 г. №18162/09. ВАС РФ в данном Постановлении прямо указывает на отсутствие обязанности компании проверять подлинность подписей в счетах-фактурах от поставщиков, чтобы определить, уполномоченные ли лица их подписывали.
Результаты налоговой проверки — справка по форме КНД 1165010 и акт по ВНП по форме КНД 1160098
Проведение выездной налоговой проверки завершается составлением справки по форме КНД 1165010. Документ отражает предмет анализа и сроки контрольных мероприятий. Справка передается в последний день проверки налогоплательщику, либо его представителю. Дата составления документа – день окончания работы налогового инспектора.
Справка также необходима для обозначения начального срока вынесения окончательного решения по проверке. Практические мероприятия не последний этап работы налоговой инспекции, далее необходимо проанализировать полученные сведения и составить итоговый документ. На это отводится отдельное количество времени.
В соответствии со ст. 100 НК РФ результаты фиксируются в акте выездной проверки по форме КНД 1160098. На его оформление отводится 2 месяца со дня получения налогоплательщиком справки.
Такой документ выездной налоговой проверки составляется при любых обстоятельствах, независимо от того, выявлены нарушения или нет.
Как обезопасить себя от внезапных визитов налоговой
Прежде всего нужно максимально прозрачно вести свои дела. Для этого требуется либо умелый бухгалтер, либо расчетный счёт с функцией онлайн-бухгалтерии. Сейчас эту функцию за дополнительную оплату предоставляет почти любой банк. С ней налоговая проверка вам будет не страшна. Любые непрозрачные операции по счёту являются подозрительными, а основная реакция банков на подозрительные операции — это блокировка. Некоторые банки даже показывают в приложении «рейтинг опасности блокировки счёта», который позволяет понять, достаточно ли прозрачно вы ведёте дела. Когда рейтинг начинает падать, можно просто позвонить в банк и узнать, в чём причина. Такой рейтинг есть в Модульбанке, поэтому рекомендуем открывать расчётный счёт в нём, если боитесь блокировок.
Открыть счет
Кроме этого рекомендуем открывать сразу несколько расчётных счетов, чтобы быстро перевести деньги с одного на другой, если один из них заблокируют. Удобнее всего выбрать банки с бесплатным обслуживанием счёта, чтобы не платить ежемесячных взносов. Сравнить банки можно, нажав на кнопку ниже.
Когда результаты экспертизы можно оспорить
Экспертиза проводится строго в тот же период, когда осуществляется налоговая проверка (ст. 95 НК РФ). Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права (п. 6 ст. 95 НК РФ).
* Кроме того, представителю компании налоговики должны разъяснить основания для назначения экспертизы, объявить фамилию эксперта и наименование организации, которая ее будет проводить. Не должны быть тайной вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в его распоряжение.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту и просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц (п. 7 ст. 95 НК РФ).
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ). Представитель компании, известив о своем желании налоговый орган, имеет также право присутствовать при проведении экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ).
Не думайте, как помешать выемке, а оспорьте ее результаты