12.1. Состав и сроки технического освидетельствования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «12.1. Состав и сроки технического освидетельствования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Железобетонные дома очень чувствительны к срокам капитального ремонта. Т.е. выполненный в нужное время и в необходимых объёмах, он способен значительно продлить срок службы жилья. Однако если ремонт нужен, но по каким-то причинам не производится, то строения начинают стремительно изнашиваться, и через какое-то время ремонт становится уже нецелесообразным.

Продление срока службы не подлежащих учету подъемных сооружений

Вопрос: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., рег. № 30992 распространяются на подъемные сооружения (далее – ПС) подлежащие учету в Ростехнадзоре и не подлежащие учету в Ростехнадзоре (пункт 3 ФНП по ПС). В связи с тем, что в соответствии с требованиями пункта 264 ФНП по ПС экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС подлежащих учету, прошу разъяснить порядок продления срока службы ПС не подлежащих учету?

Ответ: Эксплуатация ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляется в соответствии с требованиями, действующего на территории Российской Федерации технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Пунктом 168 ФНП по ПС определено, что объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно разделу ФНП по ПС «Техническое освидетельствование ПС»). Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС применяются и другие требования ФНП по ПС, если такие требования по эксплуатации ПС не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (например: требования по монтажу, наладке ПС и т.п.).

Новые правила по ОПО: особенности использования подъёмных сооружений

Настоящая форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) (далее — проверочный лист) используется должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — организации), эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых используются подъемные сооружения.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист.

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее — ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны-штабелеры;

в) краны-трубоукладчики;

г) краны-манипуляторы;

д) строительные подъемники;

е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;

н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;

б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;

в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;

г) установленные в шахтах и на любых плавучих средствах;

д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);

е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);

ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборуд��ванные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;

з) домкраты;

и) манипуляторы, используемые в технологических процессах;

к) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;

л) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.

10. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, выполняющие хотя бы один из следующих видов работ:

разработку проектов производства работ, технологических карт и схем строповок для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;

обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку ПС и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления ПС, электро-, пневмо- и гидрооборудования ПС;

обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку рельсовых путей, по которым перемещаются ПС;

проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности ПС;

проведение комплексного обследования рельсовых путей (далее — специализированные организации).

Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к специализированной организации определяется видами, типами, моделями ПС и технологическими процессами, заявленными специализированной организацией для своей последующей деятельности.

11. Изменения конструкции ПС и (или) оборудования ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации, должны проводиться в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

12. Структура управления в специализированной организации должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий.

13. Распределение ответственности работников организации должно быть определено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.

На какие ПС распространяются требования ФНП (в ред. 2016 г.)

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.
Читайте также:  Опека по согласию родителей: как оформить, требования, выплаты

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3588; 2018, №31, ст.4860) (далее – Федеральный закон №116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • а) грузоподъемные краны всех типов;
  • б) мостовые краны-штабелеры;
  • в) краны-трубоукладчики;
  • г) краны-манипуляторы;
  • д) строительные подъемники;
  • е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • з) электрические тали;
  • и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
  • м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
  • н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

  • а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;
  • б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;
  • в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
  • г) установленные в шахтах и на любых плавучих средствах;
  • д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);
  • е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
  • ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;
  • з) домкраты;
  • и) манипуляторы, используемые в технологических процессах;
  • к) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;
  • л) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.

Нормативный срок службы панельных домов

Относительно новые панельные дома имеют заявленное время эксплуатации несколько более длинное. Срок службы панельного многоквартирного дома в общем случае рассчитан на период от 50 до 70 лет. Отдельным сериям (к примеру, П 44) данный период назначают до ста лет. Существует серия С 220, конструкции домов которой собраны из панелей, но материал наружных стен их — кирпичная кладка. Внешний вид таких зданий подобен монолитно-кирпичным. Нормативный срок службы панельных домов данной серии обозначен в пределах 150 лет. Следует заметить, что этот вариант на рынке жилья не слишком распространен.

Заключались попытки в том, что дома определенной серии подвергались надстройке и возведению дополнительных секций. В результате был сделан вывод об экономической нецелесообразности данного проекта. Ведь максимальное число надстраиваемых этажей — один или два, не более. Процесс возведения дополнительных площадей на крыше вызывал активные протесты жильцов. Спросом среди покупателей подобные квартиры также не пользовались. В итоге было решено, что гораздо выгоднее снос старого жилья с последующим строительством на данном участке нового.

Рекомендуем прочесть: Расчет дополнительного отпуска при увольнении за 11 месяцев

Подтверждение соответствия съемных грузозахватных приспособлений

Вопрос: Каким образом осуществляется подтверждение соответствия съемных грузозахватных приспособлений, изготовленных организацией для применения на своем производстве, требуется ли наличие сертификата соответствия, декларации, экспертизы промышленной безопасности?

Ответ: В связи с Вашим обращением Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что согласно ст. 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 (далее – ТР ТС 010/2011), машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.

В соответствии с п. 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533) (далее – ФНП по ПС), съемные грузозахватные приспособления (далее – СГП) относятся к оборудованию, используемому совместно с подъемными сооружениями (далее – ПС).

Пунктом 264 ФНП по ПС определено, что экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету.

На основании изложенного, СГП, изготовленные для собственных нужд их изготовителей, не подлежат подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 и экспертизе промышленной безопасности.

Периодичность технического обслуживания козловых кранов

Периодичность ТО козлового крана, как правило, регламентируется его технической документацией

. После ввода козлового крана в эксплуатацию, действие гарантии на оборудование от завода производителя, распространяется только при условии, если техническое обслуживание козлового крана проводится строго по регламенту, указанному в паспорте к крану. В противном случае, при возникновении гарантийной ситуации производитель вправе снять с себя обязательства по ремонту оборудования несмотря на то, что выход из строя данного оборудования может полностью или частично быть виной самого производителя. В зависимости от режима работы оборудования, частота проведения ТО может производиться чаще, чем указано в паспорте. Это позволит быть уверенным в исправности основных узлов козлового крана и избежать внепланового ремонта оборудования, что может стать причиной временной остановки (простоя) эксплуатации козлового крана.

При отсутствии информации о сроках проведения технического обслуживания мы рекомендуем:

  • Для кранов легкого режима работы
    — проведение ТО2 раз в пол года.
  • Для кранов среднего режима работы
    — ежеквартальное обслуживание с последовательностью ТО1-ТО2.
  • Для кранов тяжелого режима работы
    — ежемесячное обслуживание с последовательностью ТО1-ТО1-ТО2.
  • Сезонное техническое обслуживание для всех типов кранов
    — проводится 2 раза в год, для подготовки грузоподъемного оборудования, которое установлено на открытых площадках к работе в летний или зимний периоды.
  • Внеплановое техническое обслуживание для всех типов кранов
    — проводится по желанию Заказчика в любое время.

Подъемное сооружение: определение понятия–основа концепции безопасности опасного производственного объекта

Стандартизованного определения термина «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в действующих нормативных документах в настоящее время не существует и его использование в качестве идентификационного признака опасного производственного объекта (ОПО) в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП), вносит (как впрочем, и вносило ранее) в данные нормативные правовые акты больше путаницы, чем ясности.

Вместо того, чтобы определиться с основополагающим понятием ФНП — «подъемное сооружение» и построить ему внятное определение (тем самым избавиться от критики в адрес разработчиков, направленной на то, что ФНП избыточный документ, необоснованно дублирующий требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин и Технического регламента ТР ТС 010/2011), по сей день делаются неадекватные попытки «удержать» словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в ФНП и в ФЗ № 116-ФЗ и придать ему (якобы это аналог понятия «подъемное сооружение») статус, объединяющий значительную часть грузоподъемных машин в категорию технических устройств, наличие которых на производственном объекте «переводит» его в опасный (ОПО). Одновременно в ФНП, как впрочем, и в их предшественнике, присутствует пункт (уточнение ФЗ № 116-ФЗ?!), гласящий о том, что не все грузоподъемные машины, имеющие данные механизмы являются подлежащими учету в органах Ростехнадзора.

Читайте также:  Все пособия и выплаты на детей в 2023 году: изменения с 1 января

Если взять за основу то, что использованное в приложении № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» понятие «грузоподъемные машины» (далее – ТР ТС 010/2011) (исходя из смысла текста приложения № 2) охватывает перечисленные в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011 объекты технического регулирования, касающиеся подъема и перемещения груза или людей (оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, тали канатные и цепные), видится целесообразным применить данное понятие в нормативных правовых актах, определив его место в ФНП и заменив соответствующим образом имеющийся в ФЗ № 116-ФЗ признак ОПО.

В связи с тем, что само по себе наличие на производственном объекте грузоподъемных машин не представляет опасности для ценностей, на защиту которых нацелены требования ТР ТС 010/2011, при замене идентификационного признака необходимо реализовать иной подход, аналогичный большинству пунктов приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ. В них идентификационным признаком является не наличие технологического оборудования на производственном объекте, а то, что по сути своей представляет опасность, т.е. осуществление технологического процесса с использованием данного оборудования, имеющего определенные конструктивные особенности.

Оптимальным решением представляется изменение ФЗ № 116-ФЗ в части замены идентификационного признака, которое предлагается изложить в следующей редакции соответствующего пункта Приложения 1:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
« 3) осуществляется подъем и/или перемещение грузов и/или людей:

  • грузоподъемными машинами с электрическим и гидравлическим приводом механизмов, используемыми по паспортному назначению: грузоподъемными кранами мостового типа, грузовыми тележками (передвигающимися по надземному рельсовому пути), управляемыми из кабины, расположенной на кране (прикрепленной к тележке), а также управляемыми с пола грузоподъемностью более 10 тонн; грузоподъемными кранами стрелового типа, грузоподъемностью более 1 тонны (консольными – более 10 тонн) с переменным вылетом и/или снабженными механизмом поворота, за исключением кранов, установленных на технологических самоходных машинах и применяемых для их ремонта, а также переставных – для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении; грузоподъемными кранами кабельного типа; мобильными кранами – манипуляторами грузоподъемностью более 1 тонны и с грузовым моментом 4 тонн на метр включительно; мобильными подъемниками с рабочими платформами; строительными, грузопассажирскими и фасадными подъемниками; электрическими талями грузоподъемностью более 10 тонн, используемыми в качестве самостоятельных грузоподъемных машин;
  • эскалаторами в метрополитенах, канатными дорогами, фуникулёрами;».

Оформление сертификата на подъемные механизмы и оборудование

Оценка соответствия в форме сертификации принята для подъемно-транспортного оборудования и стационарных кранов. Также, сертификат требуется на подъемные устройства для горнорудных шахт и все гаражные подъемные устройства. Регламент содержит достаточно расплывчатое определение, особенно если учесть огромное разнообразие видов подъемных устройств. По этой причине, как минимум, идентификацию лучше всего доверить специалисту сертификационного центра.

Есть и ещё один интересный момент. Дело в том, что оценке соответствия подлежит только готовый, смонтированный механизм. Детали конструкции и запасные части не подлежат сертификации. На металлопрокат, например, как на таковой не требуется сертификата или декларации, а вот собранный из него каркас для стационарного подъемного устройства оценивается на предмет соответствия параметрам, указанным в ТР ЕАЭС 010/2011. Этот обязывает производителя работать только с поставщиком качественного металлопроката.

Процедура сертификации проводится по одной из трех схем: 1С, 3С и 9С. Серийно производимые подъемные механизмы сертифицируются по схеме 1С. Партия или ограниченные поставки оборудования проходят процедуру по 3С и 9с. Последняя и вовсе является специфической схемой, которая используется только для небольших партий оборудования предназначенного для установки на конкретном предприятии.

Для того чтобы подать заявление потребуется сформировать следующий пакет документов:

  • реквизиты и регистрационные данные заявителя;
  • описание подъемного устройства с указанием его спецификаций и ограничений;
  • Технические условия или перечень стандартов, которым должен соответствовать кран или подъемник;
  • руководство по монтажу и эксплуатации; ; (при наличии);
  • сертификаты или декларации на комплектующие.

Этот же пакет требуется и для декларирования.

После рассмотрения заявки и проведения всех процедур, предусмотренных схемой, в случае положительного результата, заявителю выдается документ установленного образца, дающий право эксплуатировать оборудование или реализовать его на рынке.

Техническое освидетельствование кранов

Техническое освидетельствование кранов бывает частичным и полным.

В течение нормативного срока службы периодическое техническое освидетельствование кранов проводится в следующие сроки:

а) частичному — не реже одного раза в 12 мес.;

б) полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных уста­новок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).

Полное техническое освидетельствование кранов, которые относятся к разряду редко используемых, проводится не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко исполь­зуемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.

Подъемные сооружения: организуем производственный контроль

  • Профстандарт специалиста в сфере промбезопасности: что принесет нам его введение
  • Проверки Ростехнадзора и вступление в силу Закона о госконтроле
  • Фасадные подъемники: гид по безопасной эксплуатации
  • Автогидроподъемники: гид по безопасной эксплуатации

Эксплуатация зданий — это комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безотказную и бесперебойную работу всех систем и конструктивных элементов объекта на протяжении всего эксплуатационного периода, а также полноценное функционирование объекта по назначению.

Каждый введенный в эксплуатацию строительный объект должен быть надежным, обеспечивать комфортные и безопасные условия для жизнедеятельности человека. Техническое обслуживание зданий и сооружений направлено на непрерывное поддерживание строений в исправном состоянии, своевременное устранение дефектов при их возникновении и обеспечение эксплуатационной пригодности.

Под сроком службы здания понимают продолжительность его безотказного функционирования при условии осуществления мероприятий технического обслуживания и ремонта.

Продолжительность безотказной работы элементов здания, его систем и оборудования не одинакова.

При определении нормативных сроков службы здания принимают средний безотказный срок службы основных несущих элементов — фундаментов и стен. Срок службы других элементов может быть меньше нормативного срока службы здания. Поэтому в процессе эксплуатации здания эти элементы приходится заменять, возможно, несколько раз.

Изнашивание зданий и сооружений заключается в том, что отдельные конструкции и здания в целом постепенно утрачивают свои первоначальные качества и прочность. Определение сроков службы конструктивных элементов — сложная задача, так как результат зависит от большого количества факторов, влияющих на износ (табл. 2.5).

В течение всего срока службы здания элементы и инженерные системы подвергают техническому обслуживанию и ремонту. Периодичность ремонтных работ зависит от долговечности материалов, из которых изготавливаются конструкции и инженерные системы нагрузок, воздействия окружающей среды и других факторов.

Нормативный срок службы элементов здания устанавливают с учетом выполнения мероприятий по технической эксплуатации.

Задачей мероприятий технической эксплуатации зданий является устранение физического и морального износа конструкций и обеспечение их работоспособности. Надежность элементов обеспечивается при выполнении комплекса мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту зданий.

Надежность — это свойство элемента выполнять функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого периода.

Надежность здания определяется надежностью всех его элементов.

Надежность — это свойство, обеспечивающее нормативный температурно-влажностный и комфортный режим помещений, сохраняющее при этом эксплуатационные показатели (тепло-, влаго-, воздухо-, звукозащиту) в заданных нормативных пределах, прочность и декоративные функции в течение заданного срока эксплуатации.

Надежность характеризуется следующими основными свойствами: ремонтопригодностью, сохраняемостью, долговечностью, безотказностью.

Ремонтопригодность — приспособленность элементов здания к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений путем проведения технического обслуживания и выполнения плановых и неплановых ремонтов.

Сохраняемость — способность отдельных элементов противостоять отрицательному влиянию неудовлетворительного хранения, транспортировки, старению до монтажа, а также здания в целом до ввода в эксплуатацию и во время ремонтов.

Долговечность — сохранение работоспособности до наступления предельного состояния с перерывами для ремонтно-наладочных работ и устранения внезапно возникающих неисправностей.

Безотказность — сохранение работоспособности без вынужденных перерывов в течение заданного времени до появления первого или очередного отказа. Отказ — это событие, заключающееся в потере работоспособности конструкции или инженерной системы.

При замене отдельных элементов их безотказность повышается, но не достигает первоначальной, так как в конструкциях всегда существует остаточный износ элементов, которые в течение всего срока эксплуатации не меняются.

Эта закономерность является причиной нормального износа здания.

Оптимальную долговечность зданий определяют с учетом предстоящих затрат на его эксплуатацию за весь срок службы.

Чем реже ремонтируют конструктивные элементы и стоимость этих ремонтов минимальна, тем больше оптимальный срок службы элементов и здания в целом.

Каждое здание должно удовлетворять ряду технических, экономических, архитектурно-художественных и эксплуатационных требований.

Эксплуатационные требования подразделяются на общие и специальные.

Общие требования предъявляются ко всем зданиям, специальные — к определенной группе зданий, отличающихся назначением или технологией производства. Общие и специальные эксплуатационные требования содержатся в нормах и технических условиях на проектирование зданий.

Специальные требования, определяемые назначением здания, отражаются в техническом задании на проектирование.

Эксплуатационные требования предъявляются к зданиям исходя из принятых объемно-планировочного и конструктивного р��шений, предусматривающих минимальные затраты на техническое обслуживание и ремонт конструкций и инженерных систем.

При проектировании зданий и сооружений необходимо обеспечить ряд требований: – конструктивные элементы и инженерные системы должны обладать достаточной безотказностью, быть доступными для выполнения ремонтных работ, устранения возникающих неисправностей и дефектов, быть доступными для регулировки и наладки в процессе эксплуатации; – конструктивные элементы и инженерные системы должны иметь одинаковые или близкие по значению межремонтные сроки службы; – мероприятия по контролю технического состояния здания, поддержанию его работоспособности или исправности; – подготовка к сезонной эксплуатации должна осуществляться наиболее доступными и экономичными методами; – здание должно иметь устройства и необходимые помещения для размещения эксплуатационного персонала, отвечающие требованиям нормативных документов; – соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Читайте также:  Стираем пуховик в машинке и вручную без разводов, так что бы пух не сбился в ком

Основными конструктивными элементами, по которым определя��тся срок службы всего здания, являются наружные стены и фундамент. Остальные конструкции подвергаются замене.

В современных зданиях увеличилось число конструктивных элементов, срок службы которых равен сроку службы основных.

По нормам амортизации ежегодно определяют величину износа зданий.

Железобетонные дома очень чувствительны к срокам капитального ремонта. Т.е. выполненный в нужное время и в необходимых объёмах, он способен значительно продлить срок службы жилья. Однако если ремонт нужен, но по каким-то причинам не производится, то строения начинают стремительно изнашиваться, и через какое-то время ремонт становится уже нецелесообразным.

  • качество используемых для строительства материалов;
  • частота и качество выполняемых ремонтных работ;
  • особенности эксплуатации;
  • целесообразность и адекватность конструктивных решений в процессе капитального ремонта;
  • время, в течение которого здание не использовалось (при наличии таких периодов);
  • степень заселённости.

Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности

В статье 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что руководство и эксплуатационный персонал организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения, должны отвечать требованиям профессиональных стандартов.

Также указанные категории работников обязаны и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации по промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Первичная аттестация проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на соответствующую должность;
  • при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в Положении об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365).

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации по виду выполняемых работ.

Подлежат аттестации:

  1. руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте;
  2. должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;
  3. инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», частью первой статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  4. работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;
  5. диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Внеочередная аттестация проводится для следующей категории персонала исключительно в ТАК или ВАК, если были выявлены нарушения обязательных требований, определенные в актах, содержащих результаты проведения технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, расследования причин аварии в электроэнергетике.

  • работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
  • работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
  • работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее — ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях

1.1. Настоящие «Указания» разработаны в соответствии с «положением о порядке продления срока безопасности эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 9 июля 2002 года №43, зарегистрированным Минюстом России 5 августа 2002 №3665.

1.2. «Указания» предназначены для экспертов и специалистов экспертных организаций, выполняющих работу по техническому диагностированию подъемных сооружений (ПС) и экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ) их эксплуатации.

1.3 «Указания» составлены на основании нормативной, методической и справочной документации, приведенной в приложении 1.

3.1 Работы по определению возможности продления срока службы безопасной эксплуатации подъемных сооружений проводятся по заявке заказчика, которая регистрируется в экспертной организации в установленном порядке.

3.2 На основании заявки экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком, согласовывая необходимый перечень организационно-технических вопроссов:

  • типов ПС и их количества;
  • условий эксплуатации ПС;
  • информации, необходимой для проведения экспертного обследования в соответствии с действующей НТД;
  • требований, обязательных для проведения экспертизы;
  • сроков проведения работ по экспертному обследованию и передачи заключения владельцу ПС;
  • других организационно-технических вопросов.

3.3 Устанавливаются требования заказчику, в соответствии с которыми владелец должен предоставить (подготовить):

  • паспорт, руководство по эксплуатации и другие эксплуатационные и проектно-конструкторскимие документы (при необходимости);
  • ПС, испытательные грузы, а также выделить опытного крановщика (машиниста, оператора) на период проведения обследования;
  • оборудование и средства для обследования металлических конструкций и механизмов на высоте (при необходимости);
  • акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию и последнюю планово-высотную съемку (для грузоподъемных машин, перемещающихся по наземным млм надземным рельсовым путям);
  • результаты проверки сопротивления изоляции и заземления;
  • документы проведенных ремонтов (реконструкций), если они выполнялись;
  • справку о характере работ, выполняемых ПС;
  • свободную распечатку с регистратора параметров (для кранов оснащенных прибором ОНК или иным регистратором параметров);
  • квалификационные удостоверения обслуживающего персонала;
  • журнал технических обслуживаний с записями о проведении технических обслуживаний и текущих ремонтах;
  • акты и материалы ранее проведенных экспертных обследований ПС.

После подтверждения заказчиком согласия выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы и оплаты расходов на ее проведение (независимо от результата) заключается договор и определяются сроки проведения экспертизы.

4.1. Экспертное обследование подъемного сооружения (ПС) проводится в общем виде в соответствии с настоящей программой выполнения работ. Она уточняется с учетом типа, конструкции и условий эксплуатации конкретного ПС.

Программа экспертного обследования предусматривает 3 этапа выполнения работ:

  • подготовительный;
  • рабочий;
  • заключительный.

4.2. Подготовительный этап включает:

  • подбор нормативно-технической и справочной документации, требуемой для технического диагностирования ПС;
  • ознакомление с сертификатами, эксплуатационной, ремонтной, проектно-конструкторской и другой документацией на данное ПС;
  • оформление выписок из паспорта;
  • подготовку карт для осмотра ПС (при необходимости);
  • получение справки о характере работы ПС и распечатки с прибора фиксации характеристик;
  • проверку условий и организация работ по подготовке места проведения экспертного обследования и испытаний ПС;
  • проверку технических средств и приборов для обследования;
  • проведение инструктажа по технике безопасности членам комиссии;
  • издание приказа о составе экспертной комиссии и о предстоящем объеме работ (Приложение 26).
  • обследование состояния металлоконструкции;
  • обследование состояния механического оборудования;
  • обследование состояния канатно-балочной системы;
  • обследование состояния гидро- и пневмооборудования;
  • обследование состояния электрооборудования;
  • обследование состояния приборов и устройств безопасности;
  • обследование состояния направляющих кранового пути, путевого оборудования, подтележечных путей;
  • проведение геодезических замеров конструкции;
  • выполнение планово-высотной съемки направляющих кранового пути;
  • взятие контрольных образцов из элементов металлоконструкций ПС для определения химического состава и механических свойств металла (при необходимости);
  • проведение неразрушающего контроля элементов металлоконструкций и сварных соединений (выбор метода — по решению комиссии).

Если по результатам обследования комиссией установлено, что требуется произвести ремонт, то испытания ПС производится после проверки состояния отремонтированного узла (узлов). Для кранов стрелового типа испытания проводятся при существующем стреловом исполнении (на момент обследования).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *