Официальный сайт Роспотребнадзора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Официальный сайт Роспотребнадзора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подобные общества необходимы не как альтернатива, а как подмога государственным надзорным органам, местным органам самоуправления и самим потребителям, зачастую доверяющим общественным организациям даже в большей степени, чем госструктурам.

Кто занимается правами потребителей

Вы можете направить жалобу в одно из уполномоченных государственных учреждений. В какое именно, зависит от конкретной ситуации.

Если вам подсунули бракованный товар, или результат услуги не соответствует обещанному, следует обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, коротко она именуется Роспотребнадзор. Есть два способа пожаловаться: по телефону «горячей» линии или обратиться лично в региональное представительство этой организации.

Если вас обсчитали в магазине, или неправильно взвесили товар, необходимо жаловаться в Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Его сотрудники проверят наличие состава преступления и накажут нарушителя.

При оказании врачебных услуг несоответствующего качества написать жалобу можно в Департамент здравоохранения, ее копию следует предоставить главврачу.

В случае возникновения конфликта с сотрудником учебного заведения, нужно предъявить претензии его директору. Если он не захочет или не сможет удовлетворить ваши требования, с этим вопросом надо обращаться в Министерство образования и науки РФ и Департамент образования. Одновременно в документе можно указать на тот факт, что решить вопрос с руководителем учебного заведения не удалось.

Обратите внимание!

Все эти службы могут провести проверку по вашему обращению, выписать предписание по ликвидации нарушений, помочь провести экспертизу товара, проконтролировать исполнение принятых решений. Но они не вернут вам плату за бракованный продукт, не возместят понесенных убытков и морального ущерба.

Если предприниматель не идет навстречу и не обменивает товар на качественный, не производит его ремонт и не отдает деньги, следует подавать иск в суд. Только по его решению ваши требования будут удовлетворены в принудительном порядке.

Цели и задачи Общества защиты прав потребителей таковы:

  • искоренение нарушения прав потребителей товаров, услуг путем выявления таких нарушений и доведения сведений об этих фактах до гос. органов надзора и контроля;
  • участие в создании законов, постановлений в масштабе страны или на региональном уровне;
  • приостановка деятельности компаний, которые позволяют производить некачественные, вредные для здоровья людей товары;
  • консультирование граждан, попавших в неприятные ситуации при покупке, пользовании товарами или услугами;
  • реальная помощь в составлении документов различного вида для обращения в надзорные, правоохранительные органы или суд.

Такие общества используют все доступные средства – прессу, телевидение, интернет — ресурсы для разъяснения широкому кругу потребителей их прав, закрепленных ЗОЗПП РФ.

Просветительская деятельность по данной теме чрезвычайно важна: вооруженный знаниями статей законодательных актов потребитель не станет замалчивать проблему, а воспользуется правами для сохранения денежных средств, часто немалых, и для восстановления чувства собственного достоинства.

Пpaвo пoлyчaть кaчecтвeнныe ycлyги и пpиoбpeтaть кaчecтвeнный тoвap – зaкoн oбязывaeт пpoдaвцa тщaтeльнo cлeдить зa кaчecтвoм мaтepиaльнoй или нeмaтepиaльнoй пpoдyкции.

Пpaвo нa инфopмиpoвaниe – пpиoбpeтaтeль впpaвe пoлyчить дocтoвepныe cвeдeния o тexничecкиx и кaчecтвeнныx xapaктepиcтикax ycлyг или тoвapa, пoлyчaть cвeдeния o cocтaвe пpиoбpeтeния, пpoизвoдитeлe, гapaнтийнoм cpoкe, нaличии cepвиcныx цeнтpoв, кoтopыe пpeдocтaвляют ycлyги oбcлyживaния и гapaнтийнoгo peмoнтa. Пpoдaвeц или иcпoлнитeль ycлyги oбязaн пpeдocтaвить зaпpaшивaeмyю инфopмaцию пoлнocтью бeз yтaйки и зaмaлчивaния.

Пpaвo нa пpиoбpeтeниe бeзoпacныx тoвapoв и ycлyг – пpeдлaгaeмыe пoтpeбитeлям тoвapы и ycлyги дoлжны иcключaть вepoятнocть пpичинeния вpeдa пoльзoвaтeлю, eгo имyщecтвy и oкpyжaющим людям.

Пpaвo нa бecплaтный peмoнт и зaмeнy тoвapa в тeчeниe гapaнтийнoгo cpoкa – y кaждoгo тoвapa ecть oпpeдeлeнный пpoизвoдитeлeм cpoк cлyжбы. Этo вpeмя, в тeчeниe кoтopoгo тoвap дoлжeн paбoтaть. Кpoмe тoгo, y тexничecки cлoжныx вeщeй ecть гapaнтийный cpoк – в тeчeниe этoгo пepиoдa пpeдмeт дoлжeн paбoтaть бeз пoлoмoк. Ecли oн вce жe выйдeт из cтpoя, пpoдaвeц oбязaн oбecпeчить бecплaтный peмoнт пpeдмeтa или зaмeнить нeиcпpaвнyю вeщь нa paбoтaющий.

Пpaвo нa вoзмeщeниe yбыткoв – ecли пoтpeбитeль пoнec yбытки в xoдe экcплyaтaции пpиoбpeтeннoгo тoвapa или иcпoльзoвaния peзyльтaтa oкaзaния ycлyги, пpoдaвeц (иcпoлнитeль) oбязaн кoмпeнcиpoвaть эти yбытки в пoлнoм oбъeмe. Пpичeм ecли дoгoвopoм, зaключeнным мeждy пpoдaвцoм и пoтpeбитeлeм, пpeдycмoтpeнa бoльшaя cyммa кoмпeнcaция, нeжeли ycтaнoвлeннaя зaкoнoм, выплaтa дoлжнa быть cдeлaть в cooтвeтcтвии c ycлoвиями дoгoвopa.

Столичный районный суд весной-летом 2016 года рассмотрел иск Общества защиты прав потребителей к организации, осуществляющей розничную торговлю. Предъявляемые заявителем требования:

  1. Признать противоправными действия ответчика по отношению к неопределенному кругу лиц, которым отпускалась продукция с просроченным сроком годности, и отказывалось в предоставлении информации.
  2. Прекратить такие действия.
  3. Взыскать судебные издержки и расходы на юридические услуги.
Читайте также:  Калькуляторы. Проценты. Расчет задолженности

В ходе судебных заседаний выяснилось, что у ответчика и ранее в ходе проверок устанавливался факт подобных нарушений. Письменные доказательства этого представлены истцом. По результатам рассмотрения дела суд принял решение удовлетворить иск частично:

  • Действия ответчика признаны противоправными;
  • Администрацию магазина обязали прекратить подобные продажи и отказ в предоставлении информации;
  • Издержки на судебные и юридические расходы удовлетворены только в размере 7 т.р.

Отказывая заявителю в возмещении полной суммы, которая пошла на оплату юридических услуг, суд обратил внимание на неполноту доказательств, что такая сумма была потрачена. Указанные выше 7 т.р. были определены, исходя из соображений представителя Фемиды и принципа достаточности.

В этом деле ответчик защищался с помощью свидетельских показаний. Так, были заслушаны сотрудники магазина, которые утверждали, что просроченной продукцией торговля не велась. Однако суд поддал сомнению эти показания, поскольку все свидетели являются заинтересованными лицами.

В данном случае помощь в защите прав потребителей была получена со стороны общественной организации. Она полностью взяла на себя процесс досудебного и судебного урегулирования конфликта между магазином и покупателями. Для последних такая юридическая поддержка обошлась бесплатно.

Направление деятельности

Приоритетным направлением деятельности организации является:

  1. Контроль над соблюдением потребительских прав населения.
  2. Выезды специалистов и экспертов для проведения проверок и устранения выявленных нарушений.
  3. Правовая поддержка потребителей, направленная на удовлетворение их требований и претензий к продавцам.
  4. Привлечение к юридической ответственности продавцов и поставщиков услуг, нарушающих регламент ФЗ №2300-1.
  5. Составление и направление в надзорные учреждения заявлений, жалоб, ходатайств и прочей юридической документации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Законодательство Российской Федерации призвано защищать потребителей от недобросовестных действий продавцов в соответствии с Законом о защите прав потребителей. На основании действующих положений Закона исполнение данного нормативного правового акта возлагается на следующие структуры:

  • • органы Роспотребнадзора;
  • • Прокуратуру РФ;
  • • судебные органы, органы надзора (мировые судьи, районные суды, органы федеральной службы судебных приставов);
  • • общественные организации как регионального, так и государственного характера;
  • • органы исполнительной власти и местного самоуправления. Государственные органы не только наделены правом привлекать

правонарушителей к ответственности, но и осуществляют контроль по защите прав и интересов потребителей.

Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей (ст. 40-46)

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

  1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  2. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
    • проведение мероприятий, связанных с контролем, — проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
    • выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
    • в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
    • направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
    • обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
  3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
  4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Читайте также:  Как рассчитать пенсию по старости в 2022 году?

Поддержка экономического роста

Общий (единый) рынок Евразийского экономического союза – один из крупнейших розничных рынков в мире.

Объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС в 2017 году увеличился на 27,3%, в январе — июне 2018 года — на 22,5%. Устойчиво растут пассажирские и грузовые перевозки. В 2017– 2018 годах более чем на 25% вырос товарооборот с группой стран, с которыми заключены или планируются торговые соглашения. Объем внешней торговли ЕАЭС вырос в 2017 году на 24,5%.

В рамках общего (единого) рынка ЕАЭС действует принцип «четырех свобод», который обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Это дает возможность потребителю сделать более гибкий выбор, ориентируясь в широком ассортименте товаров и услуг, в зависимости от их качества и цены.

Основная задача согласованной политики ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей заключается в том, чтобы помочь потребителям максимально использовать возможности общего (единого) рынка и почувствовать все выгоды евразийской интеграции.

При этом она также способствует экономическому росту, поскольку на потребительские расходы приходится большая доля экономики ЕАЭС.

Доля потребительских расходов в национальной структуре использования валового внутреннего продукта государств-членов ЕАЭС превышает 50 %

Что делает Комиссия для защиты уязвимых потребителей

Рекомендация Коллегии Комиссии от 21 мая 2019 г. № 15 «Об Общих подходах к установлению особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей».

Государствам — членам ЕАЭС рекомендовано применять общую согласованную политику в сфере определения особых мер защиты прав и интересов инвалидов, несовершеннолетних, пожилых людей.

Законодательством государств-членов могут предусматриваться, в частности, следующие особые меры:

  • обеспечение возможности получения отдельными категориями потребителей (например, инвалидами с нарушениями функций слуха и (или) зрения) информации о товарах (работах, услугах) в доступной для них форме и на безвозмездной основе;
  • установление особых мер ответственности продавцов (исполнителей) за: введение отдельных категорий потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, доступности и (или) выгодности цены товаров (работ, услуг), условий заключаемого договора с потребителем и др.;
  • отказ отдельным категориям потребителей в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом (если такое ограничение не установлено законодательством государств-членов);
  • применение эффективных, доступных для отдельных категорий потребителей механизмов разрешения потребительских споров, в том числе путем внедрения альтернативных способов урегулирования споров, снижения экономических затрат на возмещение потребительского ущерба;
  • разработка и внедрение программ просвещения в сфере защиты прав потребителей и информирования граждан, учитывающих особенности восприятия информации отдельными категориями потребителей;
  • разработка рекомендаций о недопущении недобросовестной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и стимулировании социально ответственного бизнеса, учитывающего особенности взаимодействия с отдельными категориями потребителей.

Государственная защита прав потребителей

Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности по контролю за безопасностью товаров (работ, услуг), соблюдением законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с законодательством к таким органам относятся Государственный комитет РФ по антимонопольной политике, Госстандарт России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного управления, контролирующие безопасность товаров, работ и услуг для потребителей.

Права потребителя защищаются государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению правонарушителей к ответственности.

Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Наряду с органами государственного управления, осуществляющими государственную защиту прав потребителей, действуют органы местного самоуправления, полномочия которых предусмотрены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», реализуются ими в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 апреля 2005 г.), в частности ст. 19 данного Закона.

Порядок реализации права защиты

На первом этапе необходимо убедится, что приобретённое изделие не нравится владельцу или его качество при подробном рассмотрении в домашних условиях оказалось сомнительным.

  • нарушение прав потребителей произошло вследствие несоответствий ожидаемых результатов от приобретения, например, несовпадения размера одежды или нежелательной её расцветки, а реализовавшее товар лицо отказывает в предусмотренной законом замене;
  • приобретённое изделие по причине брака не выполняет возложенные на него функции, но торгующая организация отказывается проводить экспертную оценку, компенсировать стоимость ремонта третьими лицами, а при возврате – полной стоимости изделия;
  • обслуживание в салонах красоты, предприятиях общепита и других местах, предоставляющих различного рода услуги населению, не соответствует ожидаемым требованиям, или произошел необоснованный факт отказа от предоставления услуги.
Читайте также:  Статья 1175 ГК РФ. Ответственность наследников по долгам наследодателя

Оснований для предъявления претензии может быть множество. Главное, чтобы они не противоречили закону.

Деятельность лиц, реализующих изделия на площадках интернет – магазинов, должна полной мерой соответствовать общепринятым требованиям и условиям продажи товарных ценностей, закреплённым в ЗОЗПП и других правовых актах. Закон предоставляет возможность потребителю предупредить нарушение прав на каждом этапе реализации договора между клиентом и виртуальным продавцом.

Порядок предъявления претензий содержит следующую последовательность действий.

  1. Покупатель следует в торговую точку, где было сделано приобретение, имея при себе само изделие, требующие смены и возвращения, финансовые документы подтверждающие факт приобретения у данного реализатора, документы удостоверяющие личность лица, предъявляющего претензию. При отказе продавцом по любой причине исполнить предусмотренную законом обязанность (отсутствие руководителя предприятия, рассказы о хорошем состоянии изделия и подобное), составляется письменная претензия.
  2. Претензия оформляется в двух экземплярах. В ней должны указываться известные сведения о лице, реализующем изделие (независимо от форм собственности), ФИО заявителя, сущность предъявляемых требований, причины, по которым товарная ценность подлежи замене или полному возврату. Ставится дата, которая визируется личной подписью. Один экземпляр вручают представителю, на другом (остается у заявителя) он делает отметку о получении претензии для осуществления контроля за сроками выполнения условий, предусмотренных в документе. В случае отказа в приёме претензии гражданин имеет право направить её по почте с уведомлением о вручении. Дата получения будет считаться отправной для выполнения предусмотренных законом действий продавца.
  3. Для написания жалобы вышестоящим и контролирующим правила торговли и качество производства изделий и услуг инстанциям, необходимо заблаговременного подготовить ряд документов, копии которых приложить к формализованной жалобе: претензию к торгующей организации с просьбой замены изделия или возвращения полной стоимости, подтверждение приобретения товара именно в этом магазине, а при отсутствии таких документов – свидетельские показания третьих лиц.
  4. Если обращение в организации, ответственные за правовую защиту приобретателя, не привело к ожидаемому результату, но при этом законные основания требования были подтверждены результатами проверок, то гражданин вправе обратиться в органы судебной власти.
  5. Подготовка к рассмотрению в суде материалов, начиная с этапов составления искового заявления, подготовки доказательств по делу и представления стороны истца непосредственно в ходе процесса, достаточно сложная и специфическая работа. Для ее выполнения необходимы достаточно глубокие знания Кодексов РФ и правил ведения дела. Без соответствующей подготовки и при самостоятельном представлении защиты выиграть процесс — сложная задача. Целесообразно привлечь к этой работе специалиста, имеющего опыт ведения подобных дел. Но его услуги необходимо оплачивать. Поэтому необходимо взвесить целесообразность проведения таких мероприятий с финансовой точки зрения.
  6. При решении самостоятельно представлять свои интересы необходимо подготовить исковое заявление о защите прав потребителя с приложением к нему доказательных материалов в полном объеме.

Виды и значение общественных организаций

Общественные объединения по территориальному признаку подразделяются на местные (городские, районные), региональные, общегосударственные и международные организации. По виду деятельности эти формирования делятся на политические и неполитические. Их классифицируют также по методам действий (насильственные и ненасильственные), социальному и половозрастному признаку.

Общественные организации не заменяют органы государственной власти и не могут диктовать им условия. Например, общество по защите прав потребителей не может призвать к ответственности продавца, обманувшего потребителя, оно вправе лишь проконсультировать пострадавшего и подсказать, куда следует обратиться, чтобы защитить свои интересы. Народный контроль не наделен полномочиями наказывать недобросовестных производителей или реализаторов, его представители могут лишь выявлять такие случаи и сообщать о них в полицию.

Деятельность организаций по защите прав потребителя

  • Граждане могут добровольно объединяться, создавая общественные организации. Свою работу они осуществляют по уставам, законодательству РФ. На их основе определяются права и обязанности.
  • Организация имеет право:
  1. Принимать участие в создании требований к товарам и услугам, а также к проектам и нормативно-правовым актам.
  2. Проводить экспертизу по установке качества и безопасности товаров, услуг. Продукция должна соответствовать потребительским свойствам и иметь полную информацию.
  3. Контролировать соблюдение прав потребителей, направлять в государственные органы жалобы в случае нарушений. При этом они не могут требовать предоставление документов, не предусмотренных законом.
  4. Информировать граждан об их правах, результатах качества товара, а также о реализации законных интересов. Распространение тоже входит в область их деятельности. Публикуемые материалы не относятся к рекламе.
  5. Вносить предложения по улучшению качества товаров, закрытию производства, реализации продукции.
  6. Способствовать привлечению к ответственности лиц, нарушивших права потребителя.
  7. Обращаться в прокуратуру для признания недействительных актов органов государственной власти, которые противоречат действующему законодательству.
  8. Составлять обращения в суд пор защите потребителей.
  9. Принимать участие в надзоре в создании общественных ресурсов, доступных для всех граждан.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *