Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Причина изменений в законодательстве
Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.
В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.
Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:
- две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
- четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
- сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
Какие виды маршрутного такси есть в России
Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:
-
Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.
-
Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.
Какой автомобиль выбрать для маршрутного такси
И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.
Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) — это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.
Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*
МАРКА АВТОМОБИЛЯ |
СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ. |
|||
до 2010 |
2011-2013 |
2014-2017 |
Новые (2018) |
|
ГАЗ Next |
— |
— |
920 |
1 440-1 750 |
Mercedes-Benz Sprinter Classic |
450-700 |
750-1 200 |
870-1 750 |
1 950-2 455 |
Ford Transit |
230-750 |
345-990 |
895-1 670 |
1 940-2 547 |
Volkswagen Crafter |
700-1 300 |
820-1 720 |
1 955-2 100 |
2 240-2 895 |
Iveco Daily |
350-740 |
490-1 350 |
1 199-1 400 |
1 989-2 280 |
Citroen Jumper |
370-750 |
500-850 |
600-950 |
1 799-2 074 |
Peugeot Boxer |
400-850 |
490-1 050 |
1 300-1 900 |
1 983-2 284 |
Hyundai County |
295-700 |
750-900 |
— |
— |
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Требования к лицензиату и его собственности
Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:
- Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
- Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
- Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
- Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
Лицензия на перевозку пассажиров: подготовка документов и их составление
Заполнение заявления в госучреждение, выдающее разрешение на перевозки пассажиров |
от 3 500 |
Внесение добавлений и корректировок в документацию |
от 4 000 |
Составление официального запроса в надзорный орган |
от 4 500 |
Анализ пакета документов, добавление недостающих справок |
от 6 000 |
Составление иска в суд |
от 4 000 |
Транспортная лицензия на пассажирские перевозки: посещение государственных учреждений от лица клиента
Помощь адвоката при возникновении проблем в лицензирующей структуре |
от 11 500 |
Отстаивание точки зрения клиента в надзорных учреждениях |
от 12 000 |
Разрешение проблем с правоохранительными органами |
от 14 000 |
Помощь юрисконсульта при налоговой проверке |
от 14 000 |
Сопровождение в первой инстанции суда |
от 15 000 |
Сопровождение в иных судебных инстанциях |
от 20 000 |
Посещение от лица клиента иных госорганов |
от 15 000 |
Получение лицензии на перевозку пассажиров: какие лица должны оформлять разрешение на деятельность
Нужно отметить, что оформлять лицензию на перевозку пассажиров необходимо далеко не каждому. К примеру, разрешительные документы можно не оформлять для автобусов государственных структур (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийные службы и др.). К тому же лицензию можно не получать предприятиям и организациям, которые имеют транспортные средства, эксплуатируемые только на собственной территории. В то же самое время разрешение необходимо оформить при следующих условиях:
- Собственником транспортного средства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
- Транспортное средство имеет категорию D, то есть предназначено для перевозки более восьми пассажиров;
- Основное предназначение автобуса – это перевозки пассажиров.
Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.
Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.
- Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
- Срок действия: бессрочно.
- Территория действия: вся территория РФ.
- Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?
Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.
Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.
При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).
Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.
- Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
- Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
- Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Включает:
- перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
- перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте
Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.
Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:
- ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;
- ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
- ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;
- Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.
Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.
Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии
При осуществлении коммерческой деятельности без лицензии в зависимости от организационно-правовой формы компании взыскивается штраф (ст. 14.1.2 КоАП РФ):
- с частного лица — 50 тысяч рублей;
- должностные лица — 50 тысяч рублей;
- с ИП — 100 тысяч рублей;
- с юрлица — 400 тысяч рублей.
При повторном правонарушении административный орган может вынести постановление о повторном взыскании штрафа и прекращении коммерческой деятельности до 90 суток или конфисковать ТС. Если гражданин вел коммерческую деятельность без регистрации в ФНС как ИП или ООО, он несет административную ответственность как юрлицо.
При нарушении требования прохождения обязательного предрейсового медосмотра водителей применяются штрафы (ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- на граждан — 3 тысячи рублей
- на должностных лиц — 5 тысяч рублей;
- на юрлица — тридцать тысяч рублей.
Если водитель имеет лицензию, но не может предоставить ее проверяющему органу (Госавтоинспекции), на него накладывается штраф — 5 тысяч рублей (ст. 12.3 КоАП РФ).
Уголовная ответственность наступает в случае причинения обвиняемым крупного ущерба или получения дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ). В виде уголовного наказания налагается штраф до 300 тысяч рублей или арест до 6 месяцев. В случае получения дохода в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.
Законодательство о лицензировании
Существует несколько законов и положений, с которыми нужно ознакомиться перед тем, как заняться оформлением разрешения. В каждом из этих документов указаны требования к перевозчику, который претендует на лицензию:
- Закон №69-ФЗ «О лицензировании такси» (указывает, что таксисты не имеют права работать без разрешения);
- Закон №196 «О безопасности дорожного движения» (описывает требования к перевозчикам, направленные на повышение безопасности их деятельности);
- Закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» (устанавливает ряд правил, которым должен следовать каждый лицензированный перевозчик);
- Положение «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом» (перечисляет все необходимые документы, описывает порядок и сроки получения лицензии, а также возможные основания для отказа в выдаче разрешения).
Правила заказных перевозок пассажиров автобусами
Основное требование к перевозчикам, осуществляющим пассажирские рейсы – безопасность всех участников дорожного движения, включая людей и багаж, находящийся в салоне. Это регламентирует законодательство РФ: ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. с ред. 26.07.2017 г.
Для организации перевозки на автобусе требуется оформление договора фрахтования в письменной форме соответственно главе 4 статьи 27 ФЗ № 259 08.11.2007 г. с ред. от 03.07.2016 г.
Сами правила перевозки утверждены Постановлением РФ № 112 от 14.02.2009 г. с ред. 28.04.2015 г. Основные требования предъявляются к самому транспортному средству (ТС) и его исправности.
Он должен содержать:
- Сведения о заинтересованных сторонах, подписывающих документ.
- Тип ТС, их количество.
- Маршрут движения и место отправления.
- Определение пассажиров для перевозки.
- Сроки выполнения услуги.
- Сумму для оплаты поездки.
- Порядок допуска людей в ТС соответственно кругу лиц.
Если нет необходимости в выполнении систематических рейсов, может быть оформлен заказ-нарядка для перевозки пассажиров и багажа. Форма для оформления не имеет стандартного вида.
Согласно терминологии в соглашении, их значения следующие:
- Фрахтовщик – лицо, берущее на себя обязанность выполнения платной услуги , он же перевозчик.
- Фрахтователь – лицо, заказывающее услугу перевозки пассажиров, груза.
Правила транспортировки людей в заказных автобусах от проезда в обычных рейсовых отличаются для самих пассажиров только четко спланированным маршрутом под их задачи. Для перевозчика изменяется документальная часть.
В остальном, он должен обеспечить безопасность, что зависит от водителя, состояния транспортного средства, а также требований, которые приведены ниже. Особое отношение для заказных автобусов, перевозящих детей. Здесь правила строже, как и особенности документального оформления, обязательно наличие сопровождающих.
Перечислим главные отличительные черты того, что требуется при перевозке несовершеннолетних:
- По новым правилам автобус должен быть не старше 10 лет, а на его стеклах должны крепиться отличительные знаки в красных рамках, указывающие на категорию пассажиров.
- В зависимости от расстояния определяется класс автобуса. Для дальних поездок используются ТС повышенной комфортности.
- Если поездка организованной группы детей будет длиться больше 12 часов, обязательно должен быть медик.
- При наличии 3 автобусов и более заказывается машина сопровождения.
- Обязательно подать уведомление в ГИБДД для получения разрешения и согласования маршрута движения. Документы для этого, списки сопровождающих и детей передаются для утверждения заранее.
- Существуют ограничения на время проезда и длительность. Так, в ночное время, после 23.00 разрешено ездить только на вокзал для пересадки на другой транспорт или с целью встречи детей по приезду. В крайних случаях расстояние должно быть 50 км, после чего обязательна остановка.
- Водитель обязан проходить предрейсовый инструктаж о правилах перевозки несовершеннолетних.
- При поездке больше, чем 16 часов требуется 2 водителя, которые обязаны сменять друг друга через 8 часов.
- Нельзя оставлять ТС с детьми, превышать скорость 60 км/час. Ехать рекомендовано в светлое время суток.