Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Причина изменений в законодательстве

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие

Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:

Обычный гражданин От 2 до 2,5 тыс. руб.
Должностное лицо От 4 до 5 тыс. руб.
Юридические лица От 40 до 50 тыс. руб.

Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

    Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    1. Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    2. Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    3. Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    4. Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

    Читайте также:  Компенсация расходов на отдых в России: кто и как может получить

    Какой автомобиль выбрать для маршрутного такси

    И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

    Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) — это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

    Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*

    МАРКА АВТОМОБИЛЯ

    СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

    до 2010

    2011-2013

    2014-2017

    Новые (2018)

    ГАЗ Next

    920

    1 440-1 750

    Mercedes-Benz Sprinter Classic

    450-700

    750-1 200

    870-1 750

    1 950-2 455

    Ford Transit

    230-750

    345-990

    895-1 670

    1 940-2 547

    Volkswagen Crafter

    700-1 300

    820-1 720

    1 955-2 100

    2 240-2 895

    Iveco Daily

    350-740

    490-1 350

    1 199-1 400

    1 989-2 280

    Citroen Jumper

    370-750

    500-850

    600-950

    1 799-2 074

    Peugeot Boxer

    400-850

    490-1 050

    1 300-1 900

    1 983-2 284

    Hyundai County

    295-700

    750-900

    Разрешение или лицензия

    Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

    Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

    Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

    А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

    Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

    Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

    Требования к лицензиату и его собственности

    Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

    1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
    2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
    3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
    4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
    Читайте также:  Аренда земельного участка у администрации сельского поселения

    Лицензия на перевозку пассажиров: подготовка документов и их составление

    Заполнение заявления в госучреждение, выдающее разрешение на перевозки пассажиров

    от 3 500

    Внесение добавлений и корректировок в документацию

    от 4 000

    Составление официального запроса в надзорный орган

    от 4 500

    Анализ пакета документов, добавление недостающих справок

    от 6 000

    Составление иска в суд

    от 4 000

    Транспортная лицензия на пассажирские перевозки: посещение государственных учреждений от лица клиента

    Помощь адвоката при возникновении проблем в лицензирующей структуре

    от 11 500

    Отстаивание точки зрения клиента в надзорных учреждениях

    от 12 000

    Разрешение проблем с правоохранительными органами

    от 14 000

    Помощь юрисконсульта при налоговой проверке

    от 14 000

    Сопровождение в первой инстанции суда

    от 15 000

    Сопровождение в иных судебных инстанциях

    от 20 000

    Посещение от лица клиента иных госорганов

    от 15 000

    Получение лицензии на перевозку пассажиров: какие лица должны оформлять разрешение на деятельность

    Нужно отметить, что оформлять лицензию на перевозку пассажиров необходимо далеко не каждому. К примеру, разрешительные документы можно не оформлять для автобусов государственных структур (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийные службы и др.). К тому же лицензию можно не получать предприятиям и организациям, которые имеют транспортные средства, эксплуатируемые только на собственной территории. В то же самое время разрешение необходимо оформить при следующих условиях:

    • Собственником транспортного средства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
    • Транспортное средство имеет категорию D, то есть предназначено для перевозки более восьми пассажиров;
    • Основное предназначение автобуса – это перевозки пассажиров.

    Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.

    Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

    • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
    • Срок действия: бессрочно.
    • Территория действия: вся территория РФ.
    • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?

    Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

    Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

    При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

    Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

    • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
    • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
    • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

    Включает:

    • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
    • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

    Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте

    Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.

    Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:

    • ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;
    • ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
    • ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;
    • Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.

    Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.

    Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии

    При осуществлении коммерческой деятельности без лицензии в зависимости от организационно-правовой формы компании взыскивается штраф (ст. 14.1.2 КоАП РФ):

    • с частного лица — 50 тысяч рублей;
    • должностные лица — 50 тысяч рублей;
    • с ИП — 100 тысяч рублей;
    • с юрлица — 400 тысяч рублей.

    При повторном правонарушении административный орган может вынести постановление о повторном взыскании штрафа и прекращении коммерческой деятельности до 90 суток или конфисковать ТС. Если гражданин вел коммерческую деятельность без регистрации в ФНС как ИП или ООО, он несет административную ответственность как юрлицо.

    Читайте также:  Как перейти на УСН с 2023 года

    При нарушении требования прохождения обязательного предрейсового медосмотра водителей применяются штрафы (ст. 12.31.1 КоАП РФ):

    • на граждан — 3 тысячи рублей
    • на должностных лиц — 5 тысяч рублей;
    • на юрлица — тридцать тысяч рублей.

    Если водитель имеет лицензию, но не может предоставить ее проверяющему органу (Госавтоинспекции), на него накладывается штраф — 5 тысяч рублей (ст. 12.3 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность наступает в случае причинения обвиняемым крупного ущерба или получения дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ). В виде уголовного наказания налагается штраф до 300 тысяч рублей или арест до 6 месяцев. В случае получения дохода в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

    Законодательство о лицензировании

    Существует несколько законов и положений, с которыми нужно ознакомиться перед тем, как заняться оформлением разрешения. В каждом из этих документов указаны требования к перевозчику, который претендует на лицензию:

    • Закон №69-ФЗ «О лицензировании такси» (указывает, что таксисты не имеют права работать без разрешения);
    • Закон №196 «О безопасности дорожного движения» (описывает требования к перевозчикам, направленные на повышение безопасности их деятельности);
    • Закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» (устанавливает ряд правил, которым должен следовать каждый лицензированный перевозчик);
    • Положение «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом» (перечисляет все необходимые документы, описывает порядок и сроки получения лицензии, а также возможные основания для отказа в выдаче разрешения).

    Правила заказных перевозок пассажиров автобусами

    Основное требование к перевозчикам, осуществляющим пассажирские рейсы – безопасность всех участников дорожного движения, включая людей и багаж, находящийся в салоне. Это регламентирует законодательство РФ: ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. с ред. 26.07.2017 г.

    Для организации перевозки на автобусе требуется оформление договора фрахтования в письменной форме соответственно главе 4 статьи 27 ФЗ № 259 08.11.2007 г. с ред. от 03.07.2016 г.

    Сами правила перевозки утверждены Постановлением РФ № 112 от 14.02.2009 г. с ред. 28.04.2015 г. Основные требования предъявляются к самому транспортному средству (ТС) и его исправности.

    Он должен содержать:

    1. Сведения о заинтересованных сторонах, подписывающих документ.
    2. Тип ТС, их количество.
    3. Маршрут движения и место отправления.
    4. Определение пассажиров для перевозки.
    5. Сроки выполнения услуги.
    6. Сумму для оплаты поездки.
    7. Порядок допуска людей в ТС соответственно кругу лиц.

    Если нет необходимости в выполнении систематических рейсов, может быть оформлен заказ-нарядка для перевозки пассажиров и багажа. Форма для оформления не имеет стандартного вида.

    Согласно терминологии в соглашении, их значения следующие:

    1. Фрахтовщик – лицо, берущее на себя обязанность выполнения платной услуги , он же перевозчик.
    2. Фрахтователь – лицо, заказывающее услугу перевозки пассажиров, груза.

    Правила транспортировки людей в заказных автобусах от проезда в обычных рейсовых отличаются для самих пассажиров только четко спланированным маршрутом под их задачи. Для перевозчика изменяется документальная часть.

    В остальном, он должен обеспечить безопасность, что зависит от водителя, состояния транспортного средства, а также требований, которые приведены ниже. Особое отношение для заказных автобусов, перевозящих детей. Здесь правила строже, как и особенности документального оформления, обязательно наличие сопровождающих.

    Перечислим главные отличительные черты того, что требуется при перевозке несовершеннолетних:

    1. По новым правилам автобус должен быть не старше 10 лет, а на его стеклах должны крепиться отличительные знаки в красных рамках, указывающие на категорию пассажиров.
    2. В зависимости от расстояния определяется класс автобуса. Для дальних поездок используются ТС повышенной комфортности.
    3. Если поездка организованной группы детей будет длиться больше 12 часов, обязательно должен быть медик.
    4. При наличии 3 автобусов и более заказывается машина сопровождения.
    5. Обязательно подать уведомление в ГИБДД для получения разрешения и согласования маршрута движения. Документы для этого, списки сопровождающих и детей передаются для утверждения заранее.
    6. Существуют ограничения на время проезда и длительность. Так, в ночное время, после 23.00 разрешено ездить только на вокзал для пересадки на другой транспорт или с целью встречи детей по приезду. В крайних случаях расстояние должно быть 50 км, после чего обязательна остановка.
    7. Водитель обязан проходить предрейсовый инструктаж о правилах перевозки несовершеннолетних.
    8. При поездке больше, чем 16 часов требуется 2 водителя, которые обязаны сменять друг друга через 8 часов.
    9. Нельзя оставлять ТС с детьми, превышать скорость 60 км/час. Ехать рекомендовано в светлое время суток.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *