Гололёд и ДТП: можно ли получить компенсацию за плохую уборку дорог?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гололёд и ДТП: можно ли получить компенсацию за плохую уборку дорог?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Цифры говорят о хорошем

По данным ГИБДД, в январе 2019 года в Челябинске произошло 114 ДТП.

79 из них или 69,3% произошли по причине «неудовлетворительных условий улично-дорожной сети».

Среди основных причин и несоблюдение скоростного режима в конкретных условиях движения. Таких аварий за месяц зарегистрировано 17 (против 4 в январе 2018).

В целом сотрудники ГИБДД отмечают снижение аварийности на дорогах Челябинска. Если сравнивать январь 2019 года с аналогичным месяцем прошлого, количество аварий уменьшилось на 19,7% (количество погибших в ДТП уменьшилось на 50,0%, количество раненых в ДТП людей снизилось на 23,0%).

Впервые за пять лет снижается число дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта.

Как действовать в таком случае

В соответствии с действующим законодательством каждый собственник транспортного средства вправе требовать возмещения материального вреда, который причинен его транспортному средству в результате аварии, произошедшей не по его вине.

Возмещение осуществляется только тогда, когда происшествие оформлено в установленном порядке сотрудником ГИБДД или извещением о ДТП.

Запомните! Для оформления водителю необходимо выполнить следующие действия:

  • обратиться по номеру 112 и сообщить о дорожном происшествии. Помните, что транспортные средства должны оставаться в том же положении, что и на момент столкновения. На водителя возложена обязанность выставить аварийный знак и включить аварийную сигнализацию;
  • взять данные очевидцев произошедшего события или попросить их остаться до приезда инспекторов;
  • водителям рекомендуется зафиксировать на фото или видео съемку обстоятельства ДТП, погодные условия, дорожное покрытие, обстоятельства, которые послужили причиной аварии;
  • далее водители, застраховавшие свое транспортное средство по КАСКО, обращаются в страховые компании, выдавшие полис;
  • когда на место аварии прибудет сотрудник ГИБДД, необходимо проверить правильность данных, отраженных в протоколе осмотра места происшествия. Важно, чтобы в нем отражались данные, которые соответствуют обстоятельствам аварии;
  • после заполнения протокола о ДТП каждый водитель получает на руки этот документ.

Водитель должны понимать, что сотрудники ГИБДД посчитают, что ими были нарушены требования п. 10.1 ПДД, ссылаясь на то, что водители при управлении превысили допустимый скоростной режим, и происшествие произошло по вине водителей, а не дорожных организаций.

Дтп в гололёд. всегда ли виновен водитель?

Главная / Публикации адвокатов / Публикации адвоката Трубецкого Н.А. / ДТП в гололёд. Всегда ли виновен водитель? Каждый раз, садясь за руль, водитель транспортного средства возлагает на себя ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье находящихся с ним лиц.

Каждый раз, садясь в автомобиль, под управлением того или иного водителя, мы отдаем себе отчёт, что фактически вверяем свою жизнь в его руки. Владелец транспортного средства, как источника повышенной опасности, не имеет права на ошибку.

В нашем гражданском законодательстве, соответственно, предусмотрена ответственность владельца источника повышенной опасности за вред, причинённый данным источником даже при отсутствии вины владельца (ст.1079 ГК РФ).В случае ДТП виновным, как правило, является водитель одного из транспортных средств – участников происшествия, нарушивший правила дорожного движения.

Считается ли ДТП при гололёде страховым случаем?

Компенсация будет осуществляться по стандартной схеме, если в транспортное средство врезался автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а его водитель признан виновным. Следовательно, пострадавшая сторона сможет получить выплату по страховке. Виновник аварии будет вынужден восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Компенсация по ОСАГО не предоставляется, если в результате гололёда пострадала только одна машина. При этом водитель может выдвинуть требования в адрес организации, отвечающей за состояние дорожного покрытия, и получить средства в результате судебного разбирательства. Истец должен доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила действующее законодательство, не обработав дорожное покрытие или не предупредив о гололёде.

Читайте также:  Памятка по государственной пошлине

При наличии полиса КАСКО компенсация определяется условиям договора. Если в нём имеется пункт о возмещении в случае гололёда, то водитель может получить выплату.

Обвинение дорожных служб

Согласно действующему законодательству, ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения приоритетнее ответственности граждан, передвигающихся по дорогам. Там же закреплена потребность в своевременном проведении ремонтных работ, чем должен заниматься орган исполнительной власти, который ответственен за территорию.

Уполномоченные должностные лица могут ограничивать или прекращать дорожное движение для обеспечения безопасности в интересах граждан. На территории РФ действует стандарт «Автомобильные дороги и улицы», где говорится об эксплуатационном состоянии дорожного полотна.

Там говорится, что минимальное значение сцепления покрытия составляет 0,4. Данное требование должны выполнять организации, которые ответственны за автомобильные дороги. Временные ограничения либо полный запрет движения налагается, если эксплуатационное состояние не отвечает нормам.

Процедура строго регламентирована, а правила её выполнения закреплены в нормативно-правовых актах. При гололёде временно ограничивается движение посредством установки соответствующих знаков.

При их отсутствии водитель может попытаться взыскать ущерб с инстанции, отвечающей за состояние дорожного полотна. При таком раскладе процедура оформления дорожно-транспортного происшествия меняется:

  1. Водитель вызывает на место аварии сотрудников ГИБДД.
  2. За время ожидания инспектора необходимо сделать фотографии места аварии, отыскать свидетелей, записать их имена, контактные данные и телефоны.
  3. В протоколе, заполняемом сотрудником ГИБДД, обязательно должна отражаться информация о состоянии дорожного полотна, отсутствии обработки специальными составами, скользкой поверхности. Обращается внимание на дорожные знаки, наличие или отсутствие которых должно также отражаться в документе.
  4. Вызывается дорожная служба, которой сообщается о произошедшем.
  5. Потребовать проведения экспертизы. Самостоятельно водитель не сможет измерить тормозной путь на льду, поскольку на нём не остаются качественные следы. При помощи экспертизы можно выявить коэффициент сцепления шин с покрытием участка дороги.
  6. Выдвинуть досудебную претензию в адрес организации, которая отвечает за состояние дорожного полотна.
  7. Составить исковое заявление, приложив к нему результаты экспертизы, протокол, показания свидетелей, и передать его в суд.

ДТП на скользкой дороге: можно ли привлечь дорожников?

Сотрудники ГИБДД обязаны предоставить вам копию протокола. Собственноручно напишите все обстоятельства дела и прикрепите к протоколу.

При необходимости обратитесь в травмпункт, чтобы исключить наличие скрытых травм. Если у вас есть серьезные повреждения, не отказывайтесь от больничного листа, так как если вы находились на больничном более 21 дня, то против виновников аварии может быть возбуждено уголовное дело.

Также постарайтесь узнать о месте и времени рассмотрения вашего дела в группе разбора. Постарайтесь явиться туда лично или прислать своего представителя.

Необходимо уточнить, является ли виновник ДТП юридическим лицом. Если же ответчик является только территориальным подразделением, то иск нужно подавать на вышестоящую организацию.

Обязательно закажите специализированной фирме оценку ущерба автомобиля. Предварительно уведомите телеграммой ответчика о проведении экспертизы.

Это интересно: Иск на дорожную службу — образец.

Нормативная база и фиксация следов

Если произошло ДТП по вине дорожных служб, яма оказалась слушком глубокой на дороге, то владелец авто имеет право зафиксировать случившееся и потребовать компенсацию от государства за некачественное исполнение обязанностей дорожно-эксплуатационной службой. Например, водитель может элементарно проколоть колеса и вылететь в кювет, а виной этому будет простая дорожная выбоина. Та же история может произойти и в зимний период времени, когда на дорогах особенно опасно и следует внимательно смотреть, нет ли на дорожной полосе неубранной снежной кучи. Во всех подобных ситуациях, где доказана вина дорожных служб, они должны понести ответственность и уплатить сумму ущерба в полном объеме. К ответственности можно привлечь любую из организаций, которая проводит дорожные работы, либо неподалеку от дороги. Это же касается и сотрудников ГИБДД. Чтобы получить свои деньги, которые были потрачены на ремонт авто, нужно грамотно подойти к данному вопросу.

Согласно ныне действующему законодательству РФ, за поврежденную проезжую часть пути отвечают дорожно-эксплуатационные службы, которые обязаны следить за состоянием дорожного покрытия, проводить его реконструкцию согласно подписанному с местными властями договору.

Читайте также:  Изменения в непосредственном управлении многоквартирным домом в 2022 году

В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» прописаны законодательные нормы, согласно которым каждый владелец автомобиля должен платить транспортный налог в пользу государства. В таком случае, если деньги налогоплательщиков идут на улучшение дорожного покрытия и строительство новых дорог, то каждый автомобилист имеет право на качественное асфальтное покрытие отрезка пути.

В ст. 28 ФЗ РФ предусматривается ответственность дорожных служб перед водителями, которые пострадали в результате некачественного выполнения ими своих обязанностей. Особенно не стоит упускать из виду ситуацию, когда причинен вред здоровью человека. Капитальный ремонт дорожного покрытия должен проводиться своевременно и водитель не виноват, что произошло, допустим в зимний период ДТП по вине дорожных служб, снежная каша не была убрана.

Существуют определенные требования к состоянию дорожного покрытия, которые учтены ГОСТом Р50597-93. На дорогу должны быть нанесены специальные знаки, она должна освещаться сигнальными огнями в моменты плохой видимости. По правилам, дорожная яма может быть таких параметров – 60/15/5, где соответственно обозначена ширина, длина и глубина в сантиметрах. Если неровности превышают стандартные нормы, то они должны быть ограждены светоотражающими заграждениями, а поблизости должен быть установлен специальный знак.

Как вести себя в случае аварии?

Если случилось дорожно-транспортное происшествие необходимо выполнить определённый ряд действий:

  • остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и установить аварийный треугольник;
  • не менять положение машин. Предметы, имеющие отношение к аварии, нельзя сдвигать с места (осколки, отлетевшие части машин);
  • оценить наличие пострадавших лиц и состояние дорожного покрытия;
  • позвонить по телефону 112. Описать ситуацию в общих чертах;
  • до прибытия дорожного патруля найти двух свидетелей, договориться о сотрудничестве;
  • зафиксировать положение машин, состояние дороги и другие факторы на камеру телефона или другой техники;
  • если имеется полис КАСКО, нужно позвонить в страховую компанию. Объяснить ситуацию, договориться о приезде специалиста;
  • по приезду дорожного патруля ГИБДД нужно участвовать в процессе оформления документов: следить за правильностью и достоверностью описаний;
  • участники аварии должны быть готовы к тому, что инспектор определит виновника – водителя по ст. 10.1 ПДД, а не дорожные службы из-за плохого состояния автодороги;
  • участники ДТП могут настоять, чтобы инспектор заполнил акт о состоянии дороги и указал данные в протоколе. Также можно настоять на оповещении коммунально-дорожной службы, ответственной за место происшествия.

Обратитесь в прокуратуру

Если дело затянется надолго, то перед подачей заявления в суд обратитесь в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры обязаны рассмотреть заявление в течение 20 дней, ими должно быть принято решение о виновности или невиновности дорожной службы.

Если сумма нанесенного ущерба будет более 500 МРОТ или в ДТП имеются пострадавшие, то прокурор направляет дело в суд. В этом случае по истечении 20 дней вас должны будут уведомить о результатах рассмотрения заявления.

Не следует отказываться отстаивать свои права. Это можно сделать, прибегнув к помощи автоюриста. В разъяснении ситуации помогут фотографии с места происшествия и правильно составленный протокол ДТП. Также могут помочь данные видеорегистратора, который есть у многих водителей.

Можно ли подать иск к дорожникам?

Исковое заявление в суд не просто можно будет подать, а нужно будет подать, если вы захотите привлечь дорожные службы к ответу и взыскать с них ущерб.

Именно к суду мы и готовились, собирая по инструкции выше доказательства. Определять кто виновен с произошедшем ДТП в гололёд и в какой степени, может только суд. Выиграть такое дело самостоятельно вряд ли получится, поэтому стоит озаботиться еще и поиском хорошего представителя, лучше того, у которого есть практика подобных дел – желательно положительная. Такую практику можно найти по отзывам, а также поиском по делам с участием юриста по его ФИО.

В ходе рассмотрения дела, вероятнее всего, потребуется провести судебную экспертизу, от результатов которой фактически и будет зависеть исход дела. Но эксперты, также как и инспекторы, не всегда правильно трактуют положения пункта 10.1 ПДД и указывают на его нарушение водителем.

Если результаты экспертизы будут не в вашу пользу, и экспертное заключение не будет отвечать необходимым требованиям, предъявляемым к такому роду доказательств, тогда необходимо ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Еще очень важно, чтобы суд правильно распределил бремя доказывания, что и кому следует доказывать по делу, что вам как водителю, а что дорожникам, как причинителю вреда.

Читайте также:  Уголовная ответственность «за долги»

Как зафиксировать следы

Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине дорожных служб, к примеру, из-за того, что яма на дороге оказалась слишком глубокой или все покрытие во льду, автолюбитель имеет право зафиксировать это и затребовать компенсации.

По закону, если вина дорожной службы будет доказана (к примеру, в ходе судебного разбирательства), она должна понести ответственность и в полной мере уплатить всю сумму причиненного ущерба. По нормам законодательства, к ответственности может быть привлечена любая организация, которая занимается осуществлением дорожных работ или рядом с ними.

Соответственно вернуть средства, потраченные на восстановление транспортного средства после ДТП реально, главное правильно подойти к решению этого вопроса.

Порядок проведения судебного разбирательства


Сроки рассмотрения искового заявления могут затянуться на несколько месяцев, а то и лет. Для ускорения гражданского процесса, вы можете обратиться в прокуратуру.

По истечении 20 рабочих дней после подачи заявления надзорный орган обязан определить факт виновности или невиновности дорожной службы. В случае причинения ущерба более чем на 500 МРОТ либо наличия пострадавших, прокурор самостоятельно направит материалы дела в суд.

По окончании срока рассмотрения заявления вы получите достоверную и независимую оценку ситуации. Кроме того, официальный ответ прокуратуры станет дополнительным доказательством в судебном разбирательстве.

Наравне с дорожными службами и муниципалитетом в качестве ответчика можно привлечь сотрудника ГИБДД, который обязан перед заступлением на дежурство проверить патрулируемый участок дороги. Однако немногие водители осмеливаются привлекать к судебным тяжбам ГИБДД, опасаясь попасть в «черный список».

Как показывает практика, водители не стремятся отстаивать свои права, даже в случае получения значительного материального ущерба. Тем не менее, при соблюдении указанного порядка действий, выиграть судебное разбирательство легко. Приготовьтесь к тому, что вам потребуется много времени на отстаивание своих прав.

Досудебное разбирательство

Прежде чем обратиться в суд с иском о возмещении ущерба с виновника ДТП, рекомендуется предпринять попытку урегулирования ситуации в претензионном порядке. Для этого потерпевшей стороне нужно записать реквизиты виновной (фамилию, имя, отчество, адрес проживания, контактный телефон), для того, чтобы направить ему пакет документации.

В претензионном ходатайстве указывается следующая информация:

  • Реквизиты виновной и пострадавшей сторон;
  • Сумма ущерба, которую не смогла компенсировать страховая компания ОСАГО. Например, в случае, если сумма ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты;

О чем должен знать пострадавший

Иногда человек, который пострадал в аварии, требует возмещения урона не только с водителя, но и с лица, которому принадлежит авто.

Кто будет платить, зависит от одного важного момента – имел ли право виновник аварии управлять данным автомобилем.

Когда владельцем авто является юридическое лицо, и на момент происшествия он находился за рулем по долгу службы, требовать компенсацию за причиненный ущерб можно с этого человека.

Учтите! Чтобы выяснить, к кому предъявлять требования о компенсации ущерба, нужно разобраться в некоторых важных аспектах:

  • есть ли у виновника ДТП доверенность? Наличие этого документа обязует водителя возместить ущерб,
  • есть ли данные о виновнике в страховке ОСАГО? Если человек вписан в страховку, нужно обращаться в страховую компанию (далее – СК),
  • в случае отсутствия доверенности ответственность несут как владелец авто, так и водитель, по чьей вине произошла авария,
  • если машина еще до аварии числилась в угоне, вся ответственность лежит на виновнике. Ни владелец, ни СК отношения к этому происшествию не имеют.

Европротокол при ДТП: выплаты в 2021 году.

После ДТП на меня подали в суд, что делать, читайте тут.

Порядок оформления дорожно-транспортного происшествия

Водителям транспортных средств, получивших технические повреждения в результате произошедшей аварии в связи с неисполнением обязанностей дорожными организациями по обслуживанию дорог общего пользования, следует понимать, что для привлечения последних к установленным гражданским законодательством мерам ответственности необходимо собрать исчерпывающие доказательства.

Важно! Выделяют следующий перечень документальных сведений, имеющих доказательственное значение:

  • протоколы осмотра места аварии, которые составлены должностными лицами;
  • схемы столкновения, являющиеся составной частью протоколов;
  • акты обследования дороги;
  • объяснения, полученные от участников аварии, очевидцев и представителей служб;
  • протоколы, вынесенные по административному делу;
  • постановления, на основании которых виновные лица привлекаются к административной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *