Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цель аудита – это четкая общая достоверность отчетности компании, главная деталь и условие действия – это идеальное качество и эффективность работы аудитора, а обязательный аудит, в свою очередь, является изучением и опытным анализом, а также экспертизой финансовой стандартной отчетности компании на предмет точности и качества работы. Современная законная общая процедура осуществляется как для проверки работы, так и для повышения эффективности бизнеса. Сегодня она часто проводится в самых разнообразных организациях, как государственных, так и коммерческих.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности
Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:
- акционерное общество;
- госкомпания, корпорация или ФГУП;
- компания публично-правового типа;
- организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
- микрофинансовые объединения;
- фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
- участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
- компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.
В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Этапы аудита и условия подачи аудиторского заключения
Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.
Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:
- подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
- проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
- оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
- передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.
Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.
Кому необходимо проходить проверку
Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:
- подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
- проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
- выявление имеющихся рисков.
Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).
Отсутствие закрытого списка организаций, которые подлежат обязательному аудиту
Как уже упоминалось, в связи с принятием нового ФЗ №476 с целым рядом правок статья 5 ФЗ №307 более не содержит закрытого перечня случаев, соответствие которым организаций является поводом для проведения обязательных аудиторских проверок. Это значит, что другие критерии могут быть прописаны в других федеральных законах. Так:
- Для АО он регулируется статьёй 3 ФЗ №88 «Об акционерных обществах»;
- Для финансовых организаций (банки, группы, холдинги) – статьёй 42 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- Для страховых организаций – статьёй 29 ФЗ №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Новые правки добавляют в ранее предусмотренный список:
- Организации, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства;
- Юридические лица в виде специальных фондов, созданных организациями, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства.
Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году
Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.
Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:
- Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
- Проверить не менее 85% документов;
- Получить страховку от налоговых рисков;
- Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
- Получать практические рекомендации по устранению недочётов.
Штрафы со стороны налоговой службы
Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.
Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).
Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2022 году
Часто компании сталкиваются с ситуацией, когда по документам бизнес прибыльный, а по факту — есть финансовые трудности. Это действительно возможно. Но для того, чтобы понять истинные причины возникшей ситуации необходимо провести контрольные меры. Компания может поручить такое задание своим работникам, но практика показывает, что аудиторская проверка эффективнее, ведь аудиторы — независимые лица.
Это лучше разобрать на примере.
Компания работала с прибылью. Но свободных денежных средств было мало. Руководство поручило аудиторам выяснить причины.
Анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых показателей, которые характеризуют эффективность бизнес-процессов, а также проверка документов позволили аудиторам установить главные источники проблемы. Это:
- несоблюдение сроков погашения дебиторской задолженности;
- закупка сырья «про запас» (несоответствие потребностям производственного процесса);
- невыгодные условия работы с покупателями (соглашения предусматривали отсрочку оплаты).
После аудиторской проверки руководство компании приняло важные меры. В частности:
- наняли на работу юриста, который стал работать с должниками (контролировать оплату, составлять претензии, обговаривать сроки оплаты и др.);
- стали закупать сырье по производственной необходимости;
- поменяли условия работы с покупателями на более выгодные.
Результат: разница от поступления и оттока денежных средств составила более 100 млн руб.
Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.
Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:
- либо вместе с бухгалтерской отчетностью
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:
- на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
- на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.
С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)
1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.
Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:
— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
Штрафы за непрохождение обязательного аудита в 2021
Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».
принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее – квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).
07 мая 2021 klasterlaw 10
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Пособия на 3 ребенка в 2021 году в московской области
- Что полагается за 3 ребёнка 2021 году в кемеровской области
- Сколько человек можно оформить по уходу после 80 лет
- С какого времени действуют льготы ветеран труда ульяновской области
Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.
Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.