Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок изъятия пустующих сельхозземель предложили ужесточить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Использование земельных участков должно соответствовать установленной категории земель. То есть если участок выделен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на этом участке допускается строительство дома с надворными постройками, гаража, а также выращивание различных сельскохозяйственных культур.
Что значит использование земли не по назначению
Строительство на таком участке иных объектов, например, производственных, не допускается. Не допускается использование такого участка и в предпринимательской деятельности.
По разъяснениям ФНС, размещенным на официальном сайте, основными признаками использования земли в предпринимательской деятельности являются:
- множество участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
- установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), то есть использования участков налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Другими словами, предприниматель приобретает множество земельных участков, создает инфраструктуру, а затем продает эти участки по повышенным ценам. То есть, занимаясь предпринимательством, извлекает из этого прибыль. В таких случаях ставка земельного налога не будет равна 0,3%.
Также если же участок, например, имеет сельхозназначение, то постройка на нем различных зданий и сооружений, не связанных с возделыванием сельхозкультур, будет признана нецелевым использованием земли.
Если же земля заброшена и на ней ничего не выращивается, то это будет просто неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства. Но принятый закон относит как неиспользование по назначению, так и нецелевое использование земли к нарушениям одного вида. И предусматривает одинаковую ответственность.
Правила организации публичных торгов
Переход земли к новому владельцу осуществляется путем его реализации на аукционе. Для участия в этой процедуре требуется подать заявку.
Наиболее важным моментом служит цена земли.
Ее определение происходит согласно ст. 6 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
- Способ установления начальной цены торгов должен содержаться в решении суда. Речь идет о кадастровой стоимости (используются данные не старше 5-ти лет или об отчете оценщика).
- Если участок требует проведения работ по рекультивации, то начальная цена может снизиться, но не более чем на 20 %.
- При отсутствии предложений через 2 дня проводится повторный аукцион, на котором стартовая цена снижается на 20 % от начальной стоимости земли на несостоявшихся торгах.
- Если повторный аукцион не состоялся, то земля реализуется путем публичного предложения. Цена сделки не может быть менее половины от стартовой стоимости участка на повторных торгах.
Если другие претенденты на участок отсутствуют, то целесообразно дождаться максимального снижения стоимости и выгодно приобрести землю.
Основания для принудительного изъятия земельного участка
Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.
Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).
Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.
Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:
- обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
- национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
- реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
- конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
- отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
- выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
- признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.
Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:
- нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
- неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).
Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению
Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:
- для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
- для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
- на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.
За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:
- для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
- для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
- на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.
В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.
Могут ли изъять участок
Если участок долгое время находится в запущенном состоянии, то в будущем его могут изъять. Это возможно, если участок не обрабатывается в течение трех лет, что считается нецелевым использованием земли и подразумевает штрафы в соответствии с ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, отметил зампредседателя коллегии адвокатов города Москвы «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов.
«У земель садового некоммерческого товарищества (СНТ) есть срок обработки. Человек должен обрабатывать свой участок каждый год. Если в течение трех лет дачник не обрабатывает участок, то к нему могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 8.8 КоАП. Такой земельный участок может быть впоследствии изъят. В этом вопросе правовой режим СНТ схож с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Что касается земель ИЖС, то их человек может не обрабатывать годами, но такая санкция, как «изъятие участка», к нему не может быть применена, как и ст. 8.8 КоАП РФ», — рассказал Тимур Баязитов.
Прежде чем заброшенный участок изъять, нарушителя обязательно не раз уведомят о том, что объект не используется по назначению, отметил юрист. «К собственнику могут обратиться председатель СНТ, инспектор земельного контроля или муниципалитет. Они же могут обратиться с иском в суд, и уже в судебном порядке может быть принято решение об изъятии земельного участка», — пояснил он.
В теории изъять земельный участок за нерадивое использование могут, но на практике реализовать это сложно, потому что есть право собственности, и оно абсолютно, добавила Софья Волкова из Asterisk. «Неиспользование земельного участка — когда на нем растет бурьян, борщевик, а забор и дачный домик разрушаются — не означает, что дачный участок могут отнять. Максимум — могут выписать штраф. Сейчас нет реального механизма изъятия участка у дачников из-за того, что они не заботятся о них, как нет и судебной практики. Хотя проблема такая существует — в каждом СНТ есть заброшенные дачные участки. Были даже идеи ужесточить контроль за этой сферой. Например, в 2019 году Минэк готовил подобный законопроект, но в итоге его не поддержали», — пояснила юрист.
Как оспорить изъятие земельного участка в суде
Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.
Государство или муниципалитет может изъять земли
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
Нецелевое использование земель: нарушения и их последствия
Эксперты Кадастровой палаты по Московской области помогают разобраться, что такое целевое использование земельного участка и какие меры могут быть приняты в отношении лица, нарушившего правила целевого использования земельного участка.
Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ, собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться в одной и той же категории. Например, земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения могут иметь вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Также отметим, что все земельные участки независимо от их категории и вида необходимо использовать так, чтобы не наносить вред окружающей среде.
Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица.
Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник открыл магазин – это нарушение.
Факты нецелевого использования земельных участков выявляются в ходе проверок должностными лицами Управлений Росреестра по регионам Российской Федерации, а также при рассмотрении обращений заинтересованных лиц. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое физическое или юридическое лицо в Управление Росреестра по региону по месту расположения объекта недвижимости.
Помимо ненадлежащего использования основанием для принудительного изъятия земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, может также являться неиспользование земельного участка для заявленной цели в течение трех лет.
В случае если земельный участок находится в аренде, с арендатора, помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, могут быть взысканы иные убытки, например, расходы собственника на снос (демонтаж) незаконно возведенных объектов, а также недополученная прибыль правообладателя земельного участка из-за невозможности его использования.
Как найти собственника участка
Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.
Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.
По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.
Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.
Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.
При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.
На мой взгляд, в вашем случае шанс на успех — это или если местная администрация захочет изъять землю, или если вы лично найдете собственника и предложите купить у него участок. Сами вы не можете инициировать процедуру изъятия земли, но можете замучить письмами местную администрацию и прокуратуру с требованием изъять участок. Напишите, что он заброшен, не используется десятилетиями, что сухостой представляет пожарную опасность, неосвоение участка мешает развитию поселения и вообще есть желающие его выкупить.
Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Государственные органы, которые могут изъять землю
Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:
- Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
- Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
- Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:
- на основании их собственной инициативы;
- на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).
Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:
- Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
- Государственная власть, изымающая участок с целью:
- исполнения международного соглашения;
- осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
- Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.
Расширение состава сведений ЕГРН
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
В июне Минсельхоз подготовил изменения в земельное законодательство. Теперь в отношении собственников земельных участков, забросивших свои наделы, будут применяться более строгие меры
27.07.2017
Федеральное министерство сельского хозяйства подготовило поправки в ст. 396 Налогового кодекса (НК) РФ. Изменения, в частности, коснутся порядка расчета земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Согласно действующему законодательству, с таких участков при условии, что они используются по назначению, взимается налог в размере 0,3% стоимости. По новым поправкам, если земли заброшены — размер налога может быть повышен до 1,5%.
На данный момент представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе самостоятельно повышать размеры налогов.
Подразумевается, что в отношении заброшенных земельных участков земельный налог будет рассчитываться начиная с начала года, в котором был обнаружен неиспользованный участок, до месяца, в котором было устранено нарушение.
Чем плохо
По словам начальника отдела государственного земельного надзора Росреестра по Новосибирской области Игоря Иванова, острее всего в Новосибирске стоит ситуация с заброшенными дачами и огородами.
Если участок находится в черте города или близ него, то он может стать очагом криминогенной обстановки, основной риск заброшенных земель — пожары.
Однако поправки к статье налогового кодекса, предлагаемые Минсельхозом, не смогут заработать в полную силу, пока в РФ не будет создана объемлющая система мониторинга и учета использования участков по назначению. Сейчас Игорь Иванов отмечает, что сотрудники новосибирского Росреестра не обладают полномочиями по ведению учета и выявлению заброшенных участков. При этом земельное законодательство обязывает собственников земельных участков и лиц, которым они не принадлежат, использовать землю по назначению:
«Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа, — прокомментировал Иванов. — Кроме того, законодательством в целях рационального использования земель предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте земель».
Наступление на оставленные земли
В этом году власти нескольких регионов начали наступление на садоводов, оставивших свои участки без должного присмотра. В частности, руководство Хакасии, реализуя проекты по поддержке дачников, решили свести количество заброшенных участков к минимуму. Как сообщила руководитель Федслужбы госрегистрации, кадастра и картографии по республике Хакасия Ольга Анисимова, на данный момент в регионе числится около 1200 заброшенных участков.
В конце июня этого года в Минсельхозе Пермского края сообщили, что с этого года власти региона планируют принудительно изымать до 30 тыс. га земли ежегодно у тех собственников, кто не содержат землю должным образом, — участки будут передавать тем, кто готов их возделывать.
Общественный контроль
Действующее в России гражданское законодательство позволяет устанавливать факт изымать земельные участки у собственников, если земля не использовалась по назначению на протяжении трех лет.
Однако, как отметил Иванов, на данный момент в законе существует пробел относительно процедуры, позволяющей сотрудникам Росреестра устанавливать факт неиспользования земли в течение трех лет. «Предполагается, что для установления факта неиспользования земельного участка необходимы доказательства, которые свидетельствовали бы, что такой земельный участок не используется в течение трех лет, а именно доказательства неиспользования за каждый год», — прокомментировал начальник отдела.
Депутаты Совета депутатов Кемерова в июне предложили упростить процедуру изъятия неиспользуемых земель у их собственников, уменьшив трехлетний срок. Аналогичный закон уже был принят в 2015 году на федеральном уровне, когда срок изъятия неиспользуемых земель был понижен с пяти до трех лет.
Как отметил Иванов, для установления того, что участок заброшен, можно прибегать к функции общественного контроля. Действующее законодательство позволяет создавать комиссии по контролю за соблюдением Закона о садоводстве. Члены комиссии могут консультировать владельцев участков, помогать им в соблюдении законодательства, составлять акты о нарушениях, а также передавать эти документы в правление садоводческих объединений. В свою очередь правление имеет полномочия передавать акты в госорганы.
В конце июля Госдума одобрила новый законопроект «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». Закон начнет действовать с 1 января 2019 года. Согласно поправкам в законе, неиспользуемые земельные участки, размещенные на территории дачных обществ, будут передаваться на бесконкурсной основе самим членам этого общества.
Поиск и учет таких участков выгодно садоводческим обществам — меньше риски пожаров, ограблений, загрязнения соседних участков сорняками. При этом один из опрошенных РБК Новосибирск руководителей новосибирских садовых обществ сообщил, что надежды на помощь со стороны собственников земельных участков в данном случае достаточно эфемерны. «Без особой нужды никто ничего не будет ничего смотреть и выявлять. Нужна воля сверху, сами люди такие: никто ничего не хочет делать», — отметил спикер.
Сибирь — в лидерах
По данным Россельхознадзора, на сегодняшний день в РФ насчитывается почти 384 млн га земель сельхозназначения, из которых неиспользуемыми остаются почти 40 млн Га.
Сибирский федеральный округ возглавляет список федеральных округов с наибольшим количеством заброшенных земель (10,7 млн Га). На втором месте находится Приволжский ФО (7,5 млн Га), тройку лидеров замыкает Центральный ФО (5,8 Га).
На данный момент российское законодательство за неиспользование земельного участка, предоставленного для сельхозиспользования и строительства, подразумевает административную ответственность, она невелика: гражданам грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб, должностным лицам — от 1 до 2 тыс. руб, юрлица могут быть оштрафованы от 10 до 20 тыс. руб.
Как сообщил Иванов, всего в прошлом году в Новосибирской области за неиспользование земельных участков в административной ответственности были привлечены 13 человек. Общая сумма штрафов, выписанных им, составила 260 тыс. руб. За шесть месяцев текущего года Росреестр привлек к административной ответственности шесть собственников земельных участков. Наложено штрафов на сумму 10 тыс. руб.
Изменение категории участка
Переход из одного состояния в другое – сложная бюрократическая процедура. Проще порой изменить вариант допустимого применения. Такое изменение допускается на низком административном уровне, при этом шанс получить максимально упрощённые условия существенно возрастает.
Относимость (категория) и вариант допустимого пользования записаны в актах администрации территории, договорах, по которым гражданин является владельцем. Документ о внесении изменений принимается административной и уполномоченной структурой власти на местах.
Разрешительный факт фиксируется в реестре. Смена категории, переход из одного вида в другой важны, когда обоснованно требуется возвести на участке объект для извлечения прибыли. По обращению в орган административного управления территориями владелец участка может изменить вид допустимого пользования.
Приступая к процедуре изменения, следует направиться в надлежащий административный орган за уточнением нужных действий и достаточного списка документов. Однообразного для всех случаев варианта действий и списка нет.
Затем можно подавать прошение в местный орган власти, приложив изготовленный пакет официальных бумаг.
В нём должна содержаться важная информация:
- Права гражданина на землю.
- Идентификация земельного участка (кадастр).
- Описание участка (категория).
- Формулировка цели.
- Подтверждающий документ для удостоверения личности.
Как только будут собрано и выполнено все необходимое, следует повторно обратиться в административный орган. Правомочное лицо определит место, время и участников слушания, на котором будет оглашено обоснованное заключение. На слушании имеют право участвовать жители смежных участков, они будут информировать о своих соображениях.
Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.
Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:
- факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
- с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
- доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.
Какие штрафы грозят владельцам земельных участков
Перечисляя плюсы загородной жизни, владельцы земельных участков в первую очередь упоминают полную свободу — «Я — владелец своего участка. Могу делать на нем все, что захочу, и вести себя так, как мне заблагорассудится». Но, это не совсем так.
Хотя действующее законодательство и дает гражданам возможность владения землей на праве частной собственности, из этого не следует, что они могут делать с этой землей все, что захотят.
Ведь даже находящийся в чьей-то собственности участок — это территория страны. Более того, это часть экосистемы, в которой мы все живем. Поэтому, государством установлены строгие правила пользования земельными участками, которые обязаны соблюдать все, даже собственники. За пренебрежение этими правилами могут грозить штрафы, а в исключительных случаях — лишение права собственности на землю.
Однако, не все владельцы земли подробно изучили эти правила, и, зачастую они даже не знают, что совершают нарушение. В данной публикации мы разберемся, за что и как может быть наказан владелец земельного участка.
Определение и законодательная база
Использование ЗУ не по целевому назначению – это нарушение правообладателем участка регламента его использования, который устанавливается для всех земель в соответствии с установленной на неё категорией. Для физических лиц правообладателей ЗУ, категории могут быть следующими:
- земли поселений;
- земли сельскохозяйственного назначения.
Юридические лица могут стать ответственными за несанкционированное использование земель промышленности . Остальные категории земельных массивов управляются муниципалитетом или государством, не допуская указанного нарушения.
Неиспользование ЗУ – это нарушение, связанное с оформлением земель, после которого не следует никаких мероприятий по их обработке. Выявляется на основании признаков отсутствия следов человеческой конструктивной деятельности, когда участок выглядит заброшенным и бесхозным.
Кроме перечисленных выше, могут возникнуть иные виды нарушений:
- самозахват земель;
- несанкционированное использование прилегающей территории;
- неуплата земельного налога;
- не исполнение обязательных мероприятий по улучшению земель.
Источники законодательства, которые регулируют нормы целевого использования, следующие:
- Земельный кодекс: статья 7 – категории земель, статья 42 – использование земель по назначению.
- Ответственность за использование не по целевому назначению: статья 8.8 КоАП РФ.
- Ответственность за самострой (самозахват) – статья 7.1 КоАП РФ.
- ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.98 г. – о государственном урегулировании сельхоз земель.
- Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года – перечень объектов, возводимых в соответствии с целевым назначением.
Справка: При застройке населённых пунктов также применяются нормы Градостроительного Кодекса РФ.