Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение ФНП федеральных норм и правил промышленной безопасности ОПО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора.
Штрафы в сфере промышленной безопасности
Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО.
Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.
Советуем изучить:
Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:
– ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:
- на граждан – от 2000 до 3000 рублей;
- на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
- на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО. Должностным лицом может быть руководитель организации, его заместитель, главный инженер и т.д.
В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:
- Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
- Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
- Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
- Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
- Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
- Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.
Нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО представлены следующими формулировками:
- не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
- отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
- нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).
Привлекая владельцев ОПО к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор в большинстве случаев накладывает минимальный штраф 200 000 рублей на юридическое лицо и минимальный штраф 20 000 рублей на должностное лицо (чаще всего – сотрудник, ответственный за производственный контроль).
Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо – 200 тыс. руб. и на должностное лицо – 20 тыс. руб. за следующие нарушения:
- предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
- сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
- ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.
Аналогичные санкции – штраф на общую сумму 220 000 рублей – применило Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора к ООО «СтройТранс» (г. Москва) в результате проверки соблюдения лицензионных требований (условий лицензий). ФСЭТАН выявила следующие нарушения:
- не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
- отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
- в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.
В ряде случае инспекторы ФСЭТАН прибегают к иному виду административного наказания – приостановлению деятельности организации, эксплуатирующей ОПО. Так, МТУ Ростехнадзора через суд привлекло ООО «СтрИнКом» (г. Москва) к административной ответственности в виде временного приостановления деятельности сроком на 60 суток за следующие нарушения:
- отсутствие договора на аварийно-спасательное обслуживание ОПО;
- отсутствие действующего Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованного командиром отряда горноспасательной службы;
- отсутствие документов, подтверждающих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- отсутствие документов, подтверждающих создание вспомогательной горноспасательной команды и проведение ежегодной проверки знаний инструкций по безопасным методам и приёмам выполнения работ рабочими организации с участием представителя Ростехнадзора и т.д.
– ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО, что влечет наложение штрафа:
- граждан – от 4000 до 5000 рублей;
- на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
- на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Данный вид административных правонарушений в сфере ПБ встречается не так часто в силу малого количества ОПО, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества. Однако в информационных сообщениях Ростехнадзора имеются примеры и по данному виду штрафных санкций.
Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:
- лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
- положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
- на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
- комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
- лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
- ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
- в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
- отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.
– ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
- на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«г», «е»-«п» и «с»-«у» пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причи��ение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
По данному виду штрафных санкций Ростехнадзор в большинстве случаев наказывает владельцев ОПО административным приостановлением деятельности. Это объясняется тяжестью фактических и возможных последствий выявленных нарушений.
Приведем несколько примеров.
Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.
В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.
Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.
– ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
- на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ вступила в действие с 1 января 2014 года и ориентирована в большей степени на экспертные центры, которые имеют лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности и составления заключения ЭПБ. Следует отметить, что эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.1, несут административную ответственность как должностные лица. В ходе проведенного анализа не удалось найти в открытых источниках примеров применения со стороны Ростехнадзора и других ведомств этого вида штрафных санкций.
– ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
- на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.
Чаще всего на основании данной статьи КоАП РФ Ростехнадзор штрафует организации, эксплуатирующие лифты (которые перестали быть ОПО, но остались опасными объектами и подлежат обязательному страхованию), в ходе проверок на предмет соответствия этих ГПМ требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Однако в информационных сообщениях ФСЭТАН удалось найти примеры административного наказания только владельцев ОПО по статье 9.19 КоАП РФ.
Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребл��ния (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.
– ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) –Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:
- Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
- Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО. Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.
Следует отметить, что в большинстве случаев непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзора отчета о производственном контроле либо квартального отчета об инцидентах квалифицируется как нарушение требований промышленной безопасности, что влечет наложение штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Однако при повторном непредставлении информации с учетом выявленных несоответствий владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа:
- на граждан – от 100 до 300 рублей;
- на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
- на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
– ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 –Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.
За невыполнение даже одного пункта выданного предписания могут быть наложены штрафные санкции. А когда таких пунктов больше, штраф неизбежен.
В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.
В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.
– ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – Уклонение от исполнения административного наказания.
И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат – неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.
В каких случаях приходит проверка Ростехнадзора
Ростехнадзор организует проверку если:
- Вы сами делаете официальное заявление о своем намерении приступить к работе, связанной с промышленной безопасностью, или о завершении капитального строительства.
- Вам выдали разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения год назад.
- Поступила информация о наличии в вашей деятельности опасных производственных объектов, либо если на них произошло ЧП.
- Были получены жалобы о нарушении промышленной безопасности на предприятии.
- Вы получаете разрешение на применение на опасном производстве некоторых технических устройств или на использование химических и взрывоопасных устройств и метариалов.
- Вы обслуживаете объекты опасного производства.
Инспектор Ростехнадзора после проведения мероприятий может за нарушение не накладывать штрафных санкций сразу, а сделать предписание к устранению. В этом документе указывают конкретные нарушения и даются сроки на их устранение. Они зависят от выявленных отклонений, норм закона и их влияния на безопасность производства.
Предписание является итогом выездной проверки инспектора Ростехнадзора. Регулируется этот документ приказом Ростехнадзора № 48.
Специалист данной государственной службы составляет акт, в котором перечисляет выявленные нарушения. Вместе с предписанием организации выдаются еще такие бумаги:
- Уведомление о плановой или внеплановой проверке.
- Акт проведения мероприятия.
- Протокол административного правонарушения.
- Постановление о наказании.
Но что ждет фирму за невыполнение предписания в обозначенные сроки? За это обычно назначается внезапная проверка, которая нужна для контроля исполнения предписаний. Обычно она планируется на день, который следует за крайней датой, указанной в документе. Если окажется, что предписания исполнены только частично или не выполнены вовсе, составляется протокол и накладывается штраф на ответственное должностное лицо или руководителя предприятия.
Если окажется, что предписания исполнены только частично или не выполнены вовсе, составляется протокол и накладывается штраф на должностное лицо или руководителя предприятия.
Что касается размера штрафов, то они различны. Конкретные суммы можно посмотреть на официальном сайте этого контролирующего органа. Они начинаются с 200 тысяч рублей и заканчиваются 500 тысячами. Такой размер предусмотрен для юридических лиц. Назначаются они за такие нарушения:
- Нарушение требований безопасности.
- Нарушение правил транспортировки, хранения и переработки взрывчатых веществ.
- Нарушение условий, прописанных в лицензии.
- Невыполнение предписаний проверяющего инспектора.
На сайте Ростехнадзора можно проверить свои задолженности. Руководитель предприятия получает платежное поручение, которое и требуется оплатить, используя реквизиты, там указанные. Обычно налагаемые штрафы административные, но серьезные нарушения ведут к уголовной ответственности, о чем стоит знать руководству предприятия.
Штраф Ростехнадзора может быть выписан как за одно нарушение, так и за группу. Своевременное внесение оплаты гарантирует защиту от дальнейших проблем.
Ааудит промышленной безопасности на предприятии
Перечень работ:
- Аудит существующей документации организации, касающейся вопросов промышленной безопасности с выдачей технического отчета и рекомендаций по дальнейшей эксплуатации ОПО.
- Помощь в разработке положения о производственном контроле, необходимых инструкций, приказов на ОПО.
- Предоставление консультационных услуг эксперта/экспертов по промышленной безопасности на регулярной основе (раз в квартал входит один плановый выезд эксперта для проведения аудита, консультирование экспертами по видам надзора в течении всего срока по любым вопросам промышленной безопасности, а также один неплановый выезд эксперта по запросу в случае необходимости).
- Разработка планов мероприятий, документов для регистрации/перерегистрации ОПО, документов для оформления/переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, документации системы управления промышленной безопасностью оказывается по отдельным заявкам/договорам.
Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
- Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Что проверяет Ростехнадзор
Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора.
Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:
- Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
- Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
- Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
- Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
- Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
- Заключения экспертов промышленной безопасности;
- Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
- Договоры страхования риска ответственности;
- Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
- Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
- Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
- Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.
Штраф Ростехнадзора уменьшен ниже низшего предела
Ростехнадзором проведена плановая выездная проверка компании на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности.
В ходе контрольных мероприятий проверяющими Ростехнадзора выявлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта компанией не соблюдаются требования промышленной безопасности, в частности:
- лицом, ответственным за осуществление производственного контроля, соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте назначен главный инженер, не имеющий высшего технического образования, соответствующего профилю производственного объекта;
- компанией не переоформлена лицензия на предмет включения в нее работ, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
- специалист компании, ответственный за обеспечение безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления, не аттестован по вопросам промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (сроки действия предыдущей аттестации окончились);
- локальным нормативным актом общества на директора организации не возложена ответственность за осуществление производственного контроля;
- перед допуском к самостоятельной работе оператора котельной не проведена проверка знаний производственных инструкций и(или) инструкций для конкретной профессии.
Региональным управлением Ростехнадзора вынесено постановление, которым компания признана виновной в совершении правонарушения, установленного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 р.
На основе положений Приказа Ростехнадзора N 155 от 13 апреля 2020 года
“Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ…” введены типовые программы, являющиеся базовыми для изучения. Контроль за исполнением Типовых программ образовательной учреждений возложен на Рособрнадзор РФ.
Повышение квалификации, осуществляемое в соответствии с типовой программой, может проводиться по выбору образовательной организации в очной, очно-заочной, заочной формах обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1. Требования ПБ в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
2. Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
3. Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности.
4. Требования промышленной безопасности в горнорудной промышленности.
5. Требования промышленной безопасности в угольной промышленности. 6. Требования промышленной безопасности в области маркшейдерского обеспечения горных работ.
7. Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления.
8. Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением.
9. Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям.
10. Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ.
11. Требования промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья.
12. Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам.
Преимущества обучения в Академии
-
Безопасность. ЧОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки» имеет государственную лицензию, процесс обучения соответствует требования Рособрнадзора РФ.
-
Экспертность. Программа разработана экспертами-практиками: раскрывает актуальные вопросы проведения маркшейдерского дела в различных отраслях, что позволит сформировать необходимый уровень знаний и проактивных навыков.
-
Легитимность документов. Вы получаете документ о профессиональной переподготовке установленного гособразца — отпечатан в типографии Гознака, с 6 степенями защиты от подделки, имеющий индивидуальный номер, с обязательной регистрацией в государственном реестре ФИС ФРДО.
-
Доступность. Получать знания можно независимо от месторасположения и времени суток — достаточно иметь мобильное устройство или компьютер с доступом к интернету, чтобы пройти обучение — без отрыва от работы.
-
Гибкость. Обучение легко можно подстроить под любой рабочий график.
-
Экономия: времени и финансов.
-
Удобство: можно приступить к обучению уже сейчас, не нужно ждать открытия приемной комиссии, формирования группы.
-
Технологичность: обучение проходит на базе онлайн-платформы. После регистрации предоставляется доступ к учебным материалам образовательной платформы.
-
Индивидуальность: используя личный кабинет можно изучать в онлайн-режиме, в любое время возвращаясь к материалам. Как только весь материал будет изучен, вы сможете пройти тестирование, в том числе, по вопросам ЕПТ образца 2021 г.
-
Персональный сервис. Техническая поддержка и личный наставник на время обучения.
-
Бесплатная доставка документов по России.
Суд признал законным постановление Центрального управления Ростехнадзора о назначении административного наказания в отношении ООО «Восточный тракт»
В июле 2019 года в ходе проведения Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора) мероприятий по контролю за соблюдением ООО «Восточный тракт» требований законодательства в части представления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте было выявлено, что юридическим лицом не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год.
По факту нарушений требований промышленной безопасности в отношении ООО «Восточный тракт» составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением о назначении административного наказания от 13 ноября 2019 года ООО «Восточный тракт» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа
в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, 25 ноября 2019 года ООО «Восточный тракт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его незаконным и отмене. Рассмотрев материалы дела, 20 января 2020 года суд признал постановление Центрального управления Ростехнадзора о назначении административного наказания в виде штрафа 200 000 рублей законным и обоснованным и отказал в удовлетворении требований ООО «Восточный тракт».
Неисполнение предписания Ростехнадзора в указанный срок
Инспектор Ростехнадзора в соответствии с пунктом 2 статьи 17 ФЗ-294 имеет право назначить внеплановую проверку с целью контроля исполнения предписания. Как правило инспектор назначает внеплановую проверку на дату окончания срока исполнения предписания.
В случае полного или частичного неисполнения предписания Ростехнадзора в срок указанный в предписании, инспектор вправе составить протокол об административном правонарушении и наложить штраф на юридическое и(или) должностное лицо в соответствии с пунктом 11 статьи 19.5 КоАП РФ:
«11. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.».
Если вы не согласны с нарушениями указанными в предписании Ростехнадзора, необходимо начинать обжаловать данное предписание сразу, а не дожидаться внеочередной проверки Ростехнадзора.
Порядок получения разрешения Ростехнадзора
Для получения разрешения Ростехнадзора необходимо пройти стандартную процедуру. Она включает следующие этапы:
- сбор необходимой документации. Подача заявки в необходимое представительство Ростехнадзора. Образец заявления можно найти на сайте контролирующего органа. Документы можно отправить почтой с сопроводительным письмом или лично в государственный орган;
- осуществление испытаний и исследований. Для этого создается специальная комиссия. В ее состав обязательно входит государственный представитель. В результате проверки оформляется протокол;
- исследование промышленной безопасности. Проводится по оборудованию, которое производится или используется за границей РФ;
- оформляется заключение. Принимается решение о выдаче или отказе разрешения.
Какие штрафы предусмотрены в 2021 году за ненадлежащее проведение электроизмерений либо их полное отсутствие?
По результатам проведения электроиспытаний, специалисты электротехнической лаборатории составляют отчет, который запрашивают сотрудники Ростехнадзора и Госпожнадзора. При отсутствии протоколов испытаний электроустановок предусмотрены следующие штрафы:
- Для юридических лиц Ростехнадзор накладывает штраф до 40 тысяч руб. с требованием приостановить деятельность сроком на 90 дней. За этот период необходимо устранить нарушения. Госпожнадзор привлекает к административной ответственности в виде штрафа до 200 тысяч руб.
- Для частных лиц сумма штрафа за отсутствие отчета об электроизмерениях Ростехнадзором составляет до 1,5 тысячи рублей. Госпожнадзор взимает штраф до 4 тысяч рублей.
Обратите внимание: Ростехнадзор и Госпожнадзор взимают штрафы с физических и юридических лиц не только за отсутствие отчета об электроизмерениях и испытаниях, но и за несоответствие электрического оборудования и установок нормам ПТЭЭП и ПУЭ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 июля 2004 г. N 401
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2006 N 23,
от 29.05.2006 N 335, от 14.12.2006 N 767, от 29.05.2008 N 404,
от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649,
от 01.12.2009 N 975, от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438,
от 13.09.2010 N 717, от 28.01.2011 N 39, от 24.03.2011 N 210,
от 06.10.2011 N 817, от 05.12.2011 N 996, от 07.07.2012 N 695,
от 11.10.2012 N 1037, от 20.03.2013 N 245, от 02.11.2013 N 988,
от 26.12.2013 N 1283, от 26.08.2014 N 856, от 27.12.2014 N 1581,
от 17.01.2015 N 19, от 01.07.2016 N 616, от 23.11.2016 N 1229,
от 14.03.2017 N 291, от 17.06.2017 N 722, от 06.07.2018 N 793,
от 25.10.2019 N 1365, от 12.02.2020 N 129, от 30.06.2020 N 966,
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору внести до 1 ноября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, предусматривающих возложение на Службу полномочий по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2293)
8. Согласиться с предложением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о размещении центрального аппарата Службы в г. Москве, ул. Таганская, д. 34, строение 1, и ул. А. Лукьянова, д. 4, корп. 8.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)
10. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3775);
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4037);
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742);
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 265 «Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 17, ст. 1684);
пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 554 «О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3588);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 180 «Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1473);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 192 «Вопросы Федеральной службы по атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1483).
Основные функции Ростехнадзора
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
— уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
— уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
— органом государственного горного надзора;
— органом федерального государственного энергетического надзора;
— органом федерального государственного строительного надзора;
— регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.
Предписания Ростехнадзора
Так же существуют нормативные правовые акты регулирующие данный процесс в зависимости от отраслевого назначения опасного производственного объекта. Выше мы указали что предписание на устранение нарушений практически всегда выдается только после проведения инспектором Ростехнадзора выездной проверки.
Данные проверки, в соответствии с ФЗ-294 подразделяются на: — плановые проверки Ростехнадзора (документарная и(или) выездная); — внеплановые проверки ростехнадзора (документарная и(или) выездная). ВАЖНО: На опасных производственных объектах 4 класса опасности, плановые проверки не проводятся. При обнаружении нарушений требований промышленной безопасности в результате плановой или неплановой проверки, Ростехнадзор составляет Акт проверки и предъявляет нарушителю предписание об устранении выявленных нарушений.