Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Комментарий к ст. 81 НК РФ
Комментируемая статья регулирует порядок внесения изменений в декларацию.
Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть достоверны и должны полностью отражать реальные, соответствующие действительности, объекты налогообложения, полученные доходы и произведенные расходы, источники доходов, налоговую базу, налоговые льготы и т.д.
Иными словами, налогоплательщик в налоговой декларации может только фиксировать реальные, соответствующие действительности, показатели элементов налогообложения.
В случае наличия в декларации ошибки исправлять ее следует по правилам статьи 81 НК РФ.
Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339.
Например, как следует из письма Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/2-154 и Постановления ФАС Московского округа от 29.07.2011 N КА-А41/7687-11, если при обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена указанная единая (упрощенная) налоговая декларация, налогоплательщиком представлены в налоговый орган за те же налоговые периоды налоговые декларации по соответствующим налогам, то эти налоговые декларации являются уточненными.
На основании полученных уточненных деклараций налоговый орган в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом обязан скорректировать его налоговые обязательства. В случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к доплате, налоговый орган вправе на разницу выставить налогоплательщику требование об уплате налога. В этом случае выставленное налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации требование не является повторным по отношению к первоначально выставленному требованию.
Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2012 N А42-1176/2011.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.01.2013 N А21-3191/2012 указал, что с правом налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2012 N А45-15887/2011 суд отклонил довод налогового органа относительно неисследования вопроса о том, кем были установлены ошибки в ранее представленных декларациях, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения. При этом суд указал на то, что положения статьи 81 НК РФ не устанавливают, кем конкретно должна быть обнаружена ошибка, данной нормой права также не предусмотрено наличие какого-либо аудиторского заключения для представления уточненной налоговой декларации.
Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 N А53-4104/2010, из буквального толкования статьи 81 НК РФ следует, что обязанность представления уточненной налоговой декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений в поданной в налоговый орган налоговой декларации самим налогоплательщиком.
Налоговое законодательство не содержит запрета представления декларации по истечении трех лет по окончании налогового периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такой уточненной декларации, игнорировать сведения, содержащиеся в ней, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, и вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности.
Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.03.2012 N Ф09-1207/12.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность
При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.
В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.
Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.
Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.
Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.
В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.
Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.
Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.
Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.
Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:
- Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
- Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).
У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.
На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).
Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).
У организации есть/были обособленные подразделения
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:
-
ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
-
ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе (но не обязан) представить «уточненку». При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Таким образом, если в 2018 году налогоплательщик обнаружит ошибку, допущенную в 2016 году, которая привела к излишней уплате налога за 2016 год, он имеет право провести корректировку в текущем периоде – 2018 году.
В этом случае у него отсутствует обязанность представления уточненной налоговой декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596), то есть за 2016 год. При этом, как следует из Письма Минфина России от 23.01.2012 № 03-03-06/1/24, не имеет значения, что период совершения ошибки можно определить.
Отметим, что, по мнению Минфина, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения) (см. письма от 15.11.2010 № 03-02-07/1-528, от 08.06.2010 № 03-03-06/1/388, от 05.05.2010 № 03-02-07/1-216).
Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 № 09АП-14786/2012-АК отмечено, что позиция налогоплательщика о правомерности взаимозачета ошибок, приводящих как к занижению, так и к завышению подлежащего уплате налога, противоречит точке зрения Минфина, изложенной в вышеупомянутых письмах.
Для наглядности все вышесказанное сведем в таблицу.
Ошибки, обнаруженные в первичной декларации |
В каких случаях применительно к налогу на прибыль возникают ошибки |
Исправление ошибки (п. 1 ст. 54) |
Представление уточненной декларации |
---|---|---|---|
Приведшие к занижению суммы налога |
Занижены доходы и (или) завышены расходы |
В периоде совершения (абз. 2) |
Обязанность налогоплательщика |
Не приведшие к занижению суммы налога |
Завышены доходы и (или) занижены расходы |
В периоде совершения или в периоде обнаружения (абз. 3) |
Право налогоплательщика |
В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации).
Неисполнение требования, выставленного по первоначальной декларации
Еще один нюанс, возникающий в рассматриваемой ситуации: как быть с требованиями о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена? Ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.
ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 N КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.
Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.
Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 N 09-АП-28331/2010-АК).
Зачастую, особенно это касается случаев переплаты, граждане обнаруживают недочеты спустя определенное время. Иногда проходят годы. Многие попросту не надеются получить свое. Другие, обнаружившие недоимку, рассчитывают переждать, уповая не срок давности.
Законодательство фактически никак не регулирует данный вопрос. Поэтому сроки подачи УД практически неограниченны. Даже спустя несколько лет вас могут заставить исправить ошибки, возместить «страдания» бюджета.
Однако некие правила по срокам подачи все же существуют. Касаются они, в первую очередь, недочетов, приведших к уменьшению суммы налога.
- При выявлении ошибки, что называется, «по горячим следам» нужно подать УД до того момента, как истечет срок подачи налоговой отчетности. Тогда она считается поданной в тот же день.
- Также речь может идти о подаче УД уже после того момента истечения, когда истечения срок подачи декларации. Тогда нужно смотреть на срок уплаты по конкретному налогу.
- Третий случай – истечение всех вышеперечисленных сроков.
Отражение изменений в уточненной декларации
В уточненной декларации изменения должны отражаться в полном объеме. Поэтому необходимо внести в нее новые данные, а не только разницу между предыдущим и текущим налоговыми документами. Об этом говорится в пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета для составления уточненной отчетности по транспортному налогу:
В ноябре 2014 года одна московская фирма купила у гражданина Петрова А.А. грузовой автомобиль (мощность двигателя – 155 л.с.). Выпущено указанное транспортное средство менее 5 лет назад. Налоговая ставка – 38 рублей за 1 л.с. Зарегистрирован автомобиль в декабре 2014 года.
В январе следующего года в налог. орган была представлена декларация по транспортному налогу. Был учтен коэффициент использования. Он определяется исходя из количества месяцев владения организацией этим автомобилем, а именно 2 месяца.
Расчет будет выглядеть следующим образом:
155 л.с. * 38 рублей * 2 месяца / 12 месяцев = 982 рубля.
У организации есть/были обособленные подразделения
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Сопроводительное письмо о представлении уточненной налоговой декларации
В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2007 г., поданной 15 января 2008 г., по техническим причинам были допущены ошибки в следующих разделах:
- в строке «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет» разд. 2;
- в п. 5 разд. 3.
В связи с обнаружением и исправлением ошибок представляю уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2007 г.
Руководствуясь ст. 81 НК РФ, прошу принять и рассмотреть уточненную налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2007 г.
- Уточненная налоговая декларация по НДС за четвертый квартал 2007 г.
- Уточненный расчет по НДС за четвертый квартал 2007 г.
- Копия доверенности б/н от 30.11.2007 на имя Смирновой С.С.
В какие сроки производится камеральная проверка 3-НДФЛ
Камеральная проверка деклараций, в том числе и 3-НДФЛ, производится в течение 3 месяцев с их поступления в соответствующий налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если представляется уточненная декларация, то текущая проверка закрывается и открывается другая — по вновь сданной отчетности. Ее продолжительность также 3 месяца, но отсчитывается этот срок со дня поступления уточненки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, причиной, по которой период камеральной проверки 3-НДФЛ больше 3 месяцев, является сдача уточненной декларации.
При выявлении несоответствий в представленной налогоплательщиком отчетности налоговая служба может запросить у него дополнительные разъяснения, документы или уточнения (п. 3 ст. 88 НК РФ). При запросе разъяснений и прочих материалов продолжительность проверки остается в установленном трехмесячном интервале. А вот потребность во внесении уточнений означает сдачу уточненки, обновление срока представления отчетности и в итоге нахождение камеральной проверки в процессе больше 3 месяцев.
Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ
Обозначенный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ не может превышать 3 месяцев.
Однако в случае уточнения сведений, указанных в первоначально поданной 3-НДФЛ (отправки налогоплательщиком уточненной декларации), проверка первичного отчета моментально прекращается и начинаются новые контрольные процедуры уже в отношении вновь поступившего отчета.
Поскольку количество корректировок 3-НДФЛ законом не регламентировано, общий срок проверки 3-НДФЛ (при подаче нескольких уточненок) может значительно превысить 3-месячный.
Иные основания для продления периода проверки 3-НДФЛ в НК РФ отсутствуют.
Подробности о причинах и схемах уточнения первоначальных сведений в 3-НДФЛ см. в материале «Каков код корректировки для налоговой декларации 3-НДФЛ?».
Много вопросов возникает у налогоплательщиков при получении вычетов. На актуальные вопросы возмещения НДФЛ из бюджета отвечает эксперт КонсультантПлюс Е. П. Зобова. Получите пробный доступ к системе и бесплатно читайте о нюансах камералки по НДФЛ и особенностях предоставления вычетов налогоплательщикам.
Организация представила в инспекцию налоговую декларацию. По ней проведена камеральная проверка, по результатам которой был составлен акт. До момента вынесения решения компания подала уточненную декларацию.
Несмотря на это, инспекторы не прекратили ревизию первоначальной отчетности, а завершили ее вынесением решения о привлечении организации к налоговой ответственности.
Компания посчитала, что действия налогового органа идут вразрез с правилами, прописанными в п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Она подала в суд исковое заявление с требованием признать решение инспекции, вынесенное по камеральной проверке первоначального отчета, недействительным.