Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОЛОЖЕНИЕ о кабинете педагога – психолога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.
Методические рекомендации к организации
Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.
Архитектурный проект кабинета (архитектор В. Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.
Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.
Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.
Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.
- Холл.
- Зона ожидания приема.
- Зона первичного приема и беседы с клиентом.
- Зона консультативной работы.
- Зона игровой терапии.
- Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.
Экзаменационная комиссия психологов
Добро пожаловать на веб-сайт Управления профессионального и профессионального регулирования, агентства в составе Департамента профессионального и финансового регулирования. Благодарим вас за посещение нашей домашней страницы и будем рады вам помочь.
Хотя наше здание в Гардинере, штат Мэн, закрыто для публики из-за чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, связанной с COVID-19, наши сотрудники по-прежнему готовы разрешить ваши жалобы, ответить на ваши вопросы и продолжить предоставлять высококачественные услуги потребителям и регулируемым отраслям.
Свяжитесь с нами по электронной почте, по телефону или через другие наши онлайн-службы, и мы поможем вам. Спасибо, и мы с нетерпением ждем вашего ответа.
Персонал Управления профессионального и профессионального регулирования
Как выбрать помещение и оборудование для кабинета детского психолога
Чтобы открыть свой кабинет детского психолога, необходимо арендовать небольшое помещение.
Желательно найти свободную площадь в уже функционирующем заведении.
Неплохим вариантом станет аренда кабинета в частной школе или в детском фитнес-центре.
В этом случае удастся привлечь внимание потенциальных клиентов без существенных затрат на рекламу.
После того как предприниматель арендует подходящее помещение, ему нужно будет закупить мебель и компьютерную технику.
На начальном этапе достаточно будет приобрести стол, несколько стульев, шкаф для хранения карточек клиентов и документации, небольшой диван для проведения релаксационных занятий.
В кабинете детского психолога должен быть компьютер и принтер.
Реклама и нюансы маркетинга
Поскольку в России, особенно в маленьких городах, посещать кабинет психолога люди не торопятся, необходимы хорошая реклама и маркетинговые ходы. В первую очередь нужно задействовать социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм. Размещать рекламу можно не только на собственной странице, но по возможности в группах, на форумах, чужих страницах.
Хорошо поможет информировать население печатная продукция: объявления, флаеры, визитки, буклеты. Их надо раздавать в торговых центрах, учебных заведениях, на остановках и т.п.
Можно создать свой сайт, но не стоит на нем слишком зацикливаться. Достаточно сделать одностраничный ресурс и разместить информацию о себе и своих услугах. Серьезный проект придется продвигать, для чего потребуется контекстная реклама, которая стоит недешево.
Размещая о себе информацию, не приукрашивайте реальность. Клиенты быстро поймут, если что-то не соответствует действительности. Старайтесь зарекомендовать себя с лучшей стороны, встречаясь с первыми клиентами: сарафанное радио сделает свое дело. Всегда найдутся люди, которые испытывают определенные трудности в общении, личной жизни, работе. Возможно, они захотят получить помощь психолога.
Зонирование рабочего пространства кабинета педагога-психолога
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификойпрофессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, целесообразно разделить его на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
- первичного приема и беседы с клиентом;
- консультативной работы;
- диагностической работы;
- коррекционно-развивающей работы;
- игровой терапии;
- релаксации и снятия эмоционального напряжения;
- рабочую (личную) зону педагога-психолога;
- ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом педагога-психолога можно поставить шкаф и разместить в нем необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литературу
и т. д., а также картотеку с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).
При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется:
- окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать подвесной светящийся потолок), а стены — в светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах — светло-голубые) тона;
- обивать стены драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;
- использовать в оформлении кабинета элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.);
- закрывать полы мягким ковровым покрытием темно-зеленого цвета или других природных цветов;
- устанавливать двойные двери или двери с тамбуром;
- завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату (для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.);
- приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации — с подголовниками или высокими спинками.
Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлять ее рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.
Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, должны быть систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).
Зона игровой терапии в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по-особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.
Уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. п. Обстановка должна помогать детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.
В помещениях для психологической работы не рекомендуется использовать:
- блестящие поверхности;
- лампы накаливания;
- яркую и мелькающую цветовую подсветку;
- все элементы ландшафто- и фитодизайна одновременно.
Техническое оснащение кабинета педагога-психолога
Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:
- оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
- система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
- система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
Расположение кабинета
Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.
В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.
Зонирование рабочего пространства кабинета педагога-психолога
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификойпрофессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, целесообразно разделить его на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом педагога-психолога можно поставить шкаф и разместить в нем необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литературу
и т. д., а также картотеку с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).
При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется:
Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлять ее рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.
Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, должны быть систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).
Зона игровой терапии в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по-особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.
Уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. п. Обстановка должна помогать детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.
В помещениях для психологической работы не рекомендуется использовать:
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.
Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.).
Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских школ и детских садов. Поэтому кабинет можно оборудовать на базе как стандартного (например, класса или групповой), так и подсобного помещения.
В небольшом кабинете не получится разместить все предложенные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень функциональным. Например, оборудовать зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы, консультативную и рабочую (личную) зоны педагога-психолога. В таком случае особенно важно правильно подобрать для кабинета мебель: она должна быть компактной, удобной и многофункциональной, желательно светлых тонов.
В таком кабинете педагог-психолог может осуществлять лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами. Для реализации деятельности в полном объеме ему необходимо договориться с администрацией своего учреждения о возможности использования других помещений.
Основные требования к оформлению помещения
- Удобная локализация – желательно, чтобы кабинет психолога (дефектолога) был на первом этаже. Еще лучше, если в нем будет отдельный вход с улицы – так его будет легко найти. Родители и дети смогут попасть к специалисту, не проходя через другие помещения, что обеспечит конфиденциальность.
- Микроклимат в помещении. Существуют рекомендуемые параметры для проведения занятий с психологом: температура 20-22°C, достаточная влажность и свежесть воздуха.
- Звукоизоляция. В кабинете психолога не должно быть посторонних звуков, например, шума из спортзала или из музыкального класса. Во время проведения занятий важна тишина.
- Изолированность. Рабочее пространство психолога не может находиться в смежном кабинете или в проходном помещении. Также важно, чтобы была возможность закрыть занавесками окна и прозрачные двери – это создаст доверительную атмосферу во время работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основан на следующих принципах:
- уважительное отношение к детям, независимо от их возраста;
- на первом месте то, что происходит с ребенком в данный момент;
- взаимосвязь между педагогом, родителями и детьми направлено на развитие личности;
- проведение занятий в формах, доступных и понятных для ребенка: игры, творческие задания и т.д.
Разделение рабочего пространства на зоны
Идеально, если психолог может работать сразу в нескольких помещениях: в рабочем кабинете, игровой и сенсорной комнатах. Однако такие возможности есть далеко не во всех учреждениях. В этом случае помещение разделяется на несколько зон с разным оформлением:
- Зона ожидания. В ней взрослые с детьми или без них могут посидеть на удобном диване или кресле, почитать познавательную литературу, заполнить анкету или пройти опрос. Для малышей же предусмотрены столики с игрушками, раскрасками или детскими книжками.
- Рабочая зона. Здесь располагается письменный стол, кресло и полки с книгами, учебными материалами и личными делами детей. В этой зоне психолог готовится к предстоящим занятиям.
- Диагностическая зона. В ней проводятся обследования, поэтому здесь нужно пространство, а также материалы для диагностики. В этой зоне можно разместить письменный стол и стеллаж с оборудованием.
- Зона для первой консультации. Тут происходит знакомство специалиста с ребенком, поэтому внимание уделяется созданию комфортной обстановки при помощи мягкого уголка или удобных кресел, различных декораций.
- Консультативная зона. В ней создается уединенная доверительная атмосфера. Эта зона располагается на некотором расстоянии от других зон и от окна. Оптимально, когда кресла ставят не напротив друг друга, а под небольшим углом.
- Зона для проведения коррекционно-развивающей работы. В ней проводят как индивидуальные, так и групповые занятия. Тут также размещают рабочие столы, а также проектор, телевизор и другие мультимедийные устройства.
- Зоны расслабления. Это может быть уголок живой природы, сенсорная комната, домик для детей или уютный вигвам – все, где малыш может отдохнуть и снять напряжение.
- Игровая зона. Содержит все необходимое для игр и творчества: конструкторы, игрушки и т. д.
Направления работы психолога
Рассматривая вопрос, как открыть кабинет психолога с нуля, начните разрабатывать бизнес-план с выбора специализации. Вы можете предлагать услуги в области:
-
Детской психологии. Укажите, что работаете с родителями и детьми, подростками, специализируетесь на определённой возрастной группе.
-
Семейных отношений. Задача специалиста — помочь решить конфликты, проблемы между супругами, членами семьи.
-
Социальных отношений. В этом случае люди обращаются с ситуациями, когда не могут наладить отношения с коллегами, друзьями.
-
Формирования определённых навыков. Это может быть умение выступать на публике, убеждать партнёров, вести деловые переговоры.
Помещение и оборудование
Прорабатывая вопрос, как открыть бизнес психологу, уделите внимание выбору помещения. Как правило, клиенты предпочитают не афишировать проблемы, стремятся к конфиденциальности. Многим тяжело решиться посвятить в свои переживания постороннего. Поэтому не стоит открывать кабинет в людных местах, шумных деловых центрах.
Более удобные варианты:
-
помещение на первом этаже жилого дома с отдельным выходом;
-
кабинет в здании поликлиники, реабилитационного или медицинского центра;
-
здания поблизости от учебных заведений, детских садиков.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Когда ребенок имеет официальный статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, школа обязана предоставить ему дополнительные возможности по получению образования согласно тому, что написано в документе ИПР — индивидуальный план развития. Такой документ, например, прилагается к справке об инвалидности, он хранится в школе в течение срока действия данной справки, на него школа обязана ориентироваться при создании условий для обучения ребенка.
Если родители не подписывают согласие на психолого-педагогическое сопровождение, школа может отказать им в дополнительных занятиях с ребенком психолога, в выделении тьютора, судропедагога, тифолопедагога и т.п.
Поэтому для получения подобных дополнительных услуг от школы согласие на психолого-педагогическое сопровождение подписать нужно.
Основные принципы работы школьного психолога
В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.
Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.
Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.
Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.
Почему оформление кабинета так важно
Кабинет психолога — это место, где человек может расслабиться, снять стресс и просто отключиться от шумного суетливого города. Поэтому правильное оформление кабинета психолога — уже часть работы.
Главный критерий, которым пользуются при оформлении, — атмосфера спокойствия. Ведь внешняя обстановка, даже на бессознательном уровне, очень влияет на общее состояние. От чувства комфорта зависит, насколько легко и свободно будет ощущать себя человек. Некоторые психологи признаются, что многие клиенты приходят к ним не только затем, чтобы решить насущные проблемы, а просто для того, чтобы спрятаться от повседневной жизни в тихом беззаботном уголке.
Открываем психологический кабинет
Итак, для открытия собственного кабинета психологической помощи потребуется площадь для приема клиентов, а также минимальный набор мебели – удобные кресла, стол и, возможно, кушетка (хотя последняя является непременным атрибутом кабинета психоаналитика и вряд ли необходима обычному психологу), которую вполне можно заменить на удобный диванчик. Начинающие психологи зачастую не хотят тратить деньги на аренду кабинета, предпочитая принимать своих клиентов у себя или у них на дому.
На самом деле, и тот, и другой варианты имеют ряд недостатков. Если вы собираетесь переоборудовать под свой кабинет комнату в вашей квартире или доме, то учитывайте, что ваш рабочий день будет ненормированным. Вам и вашим домочадцам придется забыть о спокойствии и личной жизни, а вам – об отдыхе и отвлечении от работы. Кроме того, вы нарушаете таким образом собственные личные границы, приглашая клиентов к себе домой. Как временный вариант домашний офис вполне имеет право на существование, но не стоит превращать его в постоянный.
Если же вы планируете выезжать на дом к своим клиентам, то учитывайте расходы как денежные, так и временные на дорогу. Кроме того, как и в первом варианте, домашняя обстановка является не лучшим пространством для психологического консультирования или терапии. Да и вопрос вашей личной безопасности тоже никто не отменял (не секрет, что большинство психологов – это женщины). К такому формату работы, как правило, прибегают в крайних случаях (например, когда в качестве клиента выступает лежачий больной).
Лучше всего арендовать помещение, где вы будете принимать своих клиентов. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ, минимальная площадь для кабинета психолога должна составлять 10 кв. метров. Оптимальный вариант – почасовая аренда, когда вы платите за конкретное время вашего пребывания на рабочем месте, а не фиксированную ежемесячную арендную плату. Можно найти вполне доступные по цене варианты (300-500 рублей в час). При этом вам не нужно будет дополнительно приобретать мебель или оборудование, так как такие помещения, как правило, уже оборудованы всем необходимым.
Величина средней арендной платы за съем офисных помещений в России*
Почасовая аренда офисов, руб. | Помесячная аренда офисов (10 кв. м), руб. |
---|---|
250 | 7 400 |