Право пользования земельным участком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Причины отказа в пользовании землёй со стороны муниципального органа, должны быть обоснованными. Они могут быть связаны как с неправомочностью притязаний со стороны граждан, так и с объективными причинами.

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Основные типы разрешённого использования земельного надела

В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:

  • Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
  • Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
  • Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
  • Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
  • Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
  • Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
  • Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
  • Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
  • Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.

Решение об отказе принимается комиссией, уполномоченной принимать решение по вопросу пользования. При условии, что решение принято не в пользу, указанных в заявлении притязаний, это будет подробно внесено в записи протокола заседания. На основании выписки из протокола, составляется решение об отказе.

В таком случае, в назначенный день, вместо готового договора, будет выдано решение об отказе, с регистрацией в получении документа под роспись. Внимательно ознакомившись с пунктами и причинами отказа, гражданин может:

  • принять решение и отказаться от оформления пользования участком;
  • устранить причины отказа и вновь подать заявление, с учётом предыдущих ошибок;
  • опротестовать выданное решение в суде в срок 10 дней со дня его подписания.

Нужно учитывать, что уполномоченный к принятию решений, орган, основывается на законодательной системе землепользования и постановлениях федерального и муниципального значения и противоправных решений не принимает.

Читайте также:  Визовый режим и вид на жительство в Сербии

Определение порядка пользования

Согласно Гражданского Кодекса (статья 51 ФЗ) предусматривается, что на земельные участки, которые находятся в долевой собственности, право пользования распределяется в порядке, согласованном самими собственниками. Если же они не могут достичь договоренности между собой, то решение принимает суд с учетом интересов, обязанностей и прав всех сторон процесса.

Необоснованное пользование участком с извлечением выгоды подразумевает принудительное взыскание арендной платы, размер которой рассчитывается уполномоченным органом местного самоуправления. То есть если один из долевых собственников не смог получить выгоду из участка, выделенному ему на законных основаниях (из-за действия другого долевого собственника), то он получает возможность востребовать арендную плату за неполученную прибыль.

Особенности использования земель различных категорий

Земли различных категорий подпадают под целевое использование, то есть предоставляемые права для пользователей будут строго ограниченными. Но в Земельном Кодексе закреплены базовые принципы, по которым и определяются права субъектов (то есть тех, кто и выступает в качестве пользователя):

  • при переходе участка в пользование все имеющиеся растения и их производные элементы (семена, саженцы) переходят в собственность (но только если это не противоречит законодательным нормам, к примеру, некоторые деревья категорически запрещено спиливать);
  • выполнение хозяйственных мероприятий (вся производимая продукция при этом тоже попадает под право собственности, её пользователь может использовать на свое усмотрение в ограниченных законодательных рамках);
  • находящиеся на участке природные ресурсы допускается использовать (в ограниченных законом целях);
  • выполнение строительных работ, если целевое их назначение не противоречит закону;
  • формирование водных объектов (мелиоративные мероприятия);
  • получение финансовой и иной компенсации за уход или окультуривание надела (чаще применяется к сельскохозяйственным землям после окультуривания участка).

Рекомендуем: Классификация земельных участков в РФ. Виды прав на землю, СНТ, ЛПХ, ДНП, ИЖС, можно ли сменить категорию?
Опять же, пользователь имеет право требовать на получение иных компенсаций, устанавливаемых правовым актом, по которому и используется земельный участок. Но все подобные условия должны оговариваться либо в договоре аренды, либо в ином акте (если предоставлено местной администрацией).

Какие существуют виды пользования землёй

Права на земельный участок могут иметь такие формы, как:

  • Аренда. Наиболее распространенная форма узаконивания, которой могут пользоваться и граждане, и компании за определенную плату на условиях, прописанных в договоре;
  • Сервитут. Это ограничение права использовать землю лицом, который не является ее собственником, но имеет на это законные основания (например, право размещения газопровода, водопровода; право прохода);
  • Безвозмездное использование на срочной основе. Это самый редкий вид правоотношений, возникающий, когда заключается договор, и земля является собственностью его сторон;
  • Постоянное (бессрочное) пользование и право пожизненного наследуемого владения землей. Эти виды прав есть только у лиц, получивших такую привилегию до 2001 года, то есть до принятия ЗК РФ. Теперь земля подобным образом не оформляется, и эти формы постепенно утрачивают актуальность.

Когда проведение регистрации не требуется

Легализация путем внесения данных в реестр необходима всегда, если об этом прямо указано в законе. В частности, обязанность распространяется на арендные соглашения и договоры земельного сервитута. Однако есть исключения. Регистрация не требуется, если срок заключения договора аренды не превышает одного года или заключен на неопределённый срок.

Правообладатель, получивший землю в пользование до января 1998 года, также не обязан проходить регистрационную процедуру, но может это сделать на свое усмотрение. Такое право называется ранее возникшим. Однако, отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права порождает определённые риск для правообладателя. Уклонение от обязательной государственной регистрации ранее возникшего права на землю не порождает юридически значимых последствий для третьих лиц. То есть фактический владелец не сможет доказать свой статус и защитить интерес. Кроме того, контрагенты могут обязать совершить действия по легализации в судебном порядке.

Нужно ли платить налоги и сколько стоит право пользования землёй

Ст. 388 НК РФ определяет физлиц и организации в качестве налогоплательщиков при обладании ими ЗУ на правах собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

При этом максимальная налоговая ставка земельного налога в размере 0,3% устанавливается для:

  • ЗУ общего назначения, а также предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и не использующиеся для предпринимательской деятельности;
  • участков, которые относятся к земям сельскохозяйственного назначения и используются для сельхозпроизводства;
  • земли, занятой жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК;
  • ЗУ, предназначенных для жилищного строительства, если оно не используется в предпринимательской деятельности;
  • ограниченные в обороте ЗУ, используемые для нужд обороны, безопасности и таможенных служб.

Все прочие земельные участки подлежат налогообложению в размере 1,5%.

СПРАВКА. Обладатели земельных наделов на правах безвозмездного пользования или по арендному договору от налога освобождаются.

Условия прекращения прав пользования

Ст. 45 ЗК РФ называет основания для прекращения прав пользования бессрочным и пожизненным наследуемым владением земли. Они прекращаются в связи с отказом землевладельца или землепользователя от своего права на территорию. Для этого достаточно подачи заявления об отказе в орган местного самоуправления.

Существуют также основания для принудительного прекращения прав эксплуатации ЗУ. Они возникают при:

  • возведении на участке неразрешённых построек;
  • нанесении вреда используемой земле;
  • нарушении правил её целесообразного использования;
  • невыполнении обязательств по улучшению качества земли;
  • приведении её в состояние, непригодное для целевого использования;
  • необходимости изъятия территории для государственных или муниципальных потребностей.

Аренда земельных участков

По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).

К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.

Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).

Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).

Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.

Особенности оформления бесплатной территории

Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг. В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера. Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость. Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.

Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки. Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли. Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).

Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.

Определение порядка пользования земельным участком

По общему правилу, установленному в ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Данное правило применимо и к земельным участкам.

Так, если земельным участком владеют несколько собственников, то пользование таким участком должно осуществляться по соглашению между ними. И лишь при отсутствии общего соглашения сособственников или наличии между ними спора установить порядок пользования земельным участком необходимо в судебном порядке.

Читайте также:  12 способов затягивания судебного процесса

Следует обратить внимание, что даже при судебном определении порядка пользования земельным участком и определении, какая часть участка и в каком размере передается в пользование тому или иному сособственнику, сам участок остается неизменным и неделимым и у него остается прежний и единственный кадастровый номер.

Если земельный участок принадлежит лицам на праве собственности, то единственный критерий, которым будет руководствоваться суд, это размер долей в праве собственности на земельный участок. При этом установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

Таким образом, для определения порядка пользования земельным участком (при отсутствии добровольного соглашения между сособственниками) необходимо подготовить и предъявить в суд по месту нахождения земельного участка исковое заявление об определении порядка пользования участком, ответчиками по которому будут другие собственники.

Сумма государственной пошлины по данному иску составит 300 рублей (пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В исковом заявлении следует указать, что истец является сособственником земельного участка, однако при отсутствии добровольного соглашения с другими сособственниками не имеет возможности пользоваться своей частью земельного участка или его права нарушаются. Также в исковом заявлении следует попросить выделить в пользование конкретную часть земельного участка.

Помимо способа определения порядка пользования земельным участком, указанного выше, существует еще один способ, связанный с переходом права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам. В этом случае порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ч. 1 ст. 35 ЗК РФ).

В любом случае при наличии споров о порядке пользования земельным участком следует обращаться с исковым заявлением в суд.

Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.

Перечислим особенности сервитутов:

  • возможность получения владельцем платы за использование его участка;
  • внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
  • сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
  • отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.

Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:

  1. Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
  2. По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.

Определение целевого использования и ВРИ

Целевое использование (ЦИ) – принцип земельного права, что земля в чьем бы владении она не находилась, должна быть использована только по назначению, установленным земельным законодательством для определенной категории. Собственник или арендатор земельного участка не имеет права изменить целевое использование без решения законодательного органа. Целевое назначение описано в кадастровом паспорте на земельный участок.

ВРИ – вид разрешенного использования земельного участка, полная характеристика участка, дополняет определение целевого использования и разделяет землю на виды:

  • основной вид;
  • условно разрешенный;
  • дополнительный.

В чем отличие от пользования и распоряжения?

Для начала давайте выясним, что значат эти термины.

Распоряжение земельным участком являет собой возможность собственнику распоряжаться своим владением с юридической точки зрения: сдавать в аренду, дарить, продавать, завещать, обменивать и пр.

Пользование земельным участком – это право получать что-либо с этой земли, т.е выращивать пшеницу, какие-либо фрукты, овощи, строить здания и пр.

Кроме того, хозяину дается возможность пользоваться природными ресурсами участка, например воспользоваться полезными ископаемыми, водными объектами.

Подведя итоги можно сказать, что отличие состоит в том, что распоряжаясь участком человек имеет право сдать его в аренду, подарить, продать и пр., а использование означает только право получения какой-либо выгоды с земельного участка, а также пользование его ресурсами.

Всё об условно-разрешенных видах использования земельного участка

Территория всех населенных пунктов с учетом уже существующей застройки, планов по архитектурному и инфраструктурному развитию территорий разделена на функциональные зоны (жилые, общественно-деловые, производственные и др.).

Данное зонирование проводится органами местного самоуправления в целях обеспечения адекватного, безопасного и удобного для жителей и бизнеса строения города, поселения.

В рамках каждой зоны определяется, какие виды объектов можно строить в ее границах. Градостроительный кодекс позволяет определять три вида разрешенного использования (ВРИ) для каждой зоны (статья 37 Градостроительного кодекса РФ):

  1. виды основные (правообладатель вправе по своему усмотрению, без специальных согласований строить объекты, поименнованные как основные);
  2. виды условно-разрешенные (нужно выполнить определенные условия, чтобы построить объект данного вида);
  3. вспомогательные (объекты, необходимые для эксплуатации объектов первых видов: трансформаторные подстанции, подъезды к объектам и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *