ЦБ предложил изменить критерии отнесения компаний к малым и средним предприятиям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЦБ предложил изменить критерии отнесения компаний к малым и средним предприятиям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Увеличить численность и обороты

В общественном объединении предпринимателей «Опора России» считают, что необходимо пересмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП для среднего бизнеса.

«Увеличить предельное значение среднесписочной численности работников с 250 до 500 человек, а предельное значение годового дохода с 2 млрд рублей до 4 млрд рублей», — высказали ТАСС свое предложение в пресс-службе объединения.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин согласен с «Опорой России». Он отметил, что подъем планки, может быть, действительно поможет чуть более крупным, чем средний бизнес предприятиям стать субъектами МСП и рассчитывать на поддержку.

«Сегодня все рассчитывают на помощь, поэтому любой шаг в направлении того, чтобы получить поддержку правительства, я считаю, будет оправдан. Поэтому можно расширять в критериях и численность работников, и оборот. Главное, чтобы мы смотрели на то, как сохраняются рабочие места, предприятия», — отметил глава палаты.

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов поддерживает инициативу бизнес-объединений повысить планку доходов в критериях отнесения компаний к малому и среднему бизнесу.

«Конкретные цифры мы не называем, надо [ситуацию] хорошо продумывать, потому что в разных видах деятельности она может быть разной. Но сегодня, конечно, объем выручки мог бы составлять больше», — сказал Титов.

Бизнес-омбудсмен отметил, что можно ориентироваться на тот уровень отнесения компаний к малому и среднему бизнесу, который сегодня характерен для многих экономик мира.

«Хотя мы знаем, что, например, в ФРГ планка малого бизнеса находится на уровне 500 млн евро, это, по нашим меркам, очень крупное предприятие», — заметил Титов.

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Если АО отвечает условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, информация о нем может быть внесена в Единый реестр субъектов МСП. Но только в случае, если в составе сведений об АО в ЕГРЮЛ имеются данные о держателе реестра акционеров.

Российский единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса (ЕРСМСП) — это открытая база данных, с помощью которой можно выяснить, относится ли предприятие или ИП к малому предпринимательству, или нет. Согласно Федеральному закону от 25.12.2015 № 408-ФЗ, реестр существует с 01.08.2016. Ведет реестр ФНС РФ. Вопрос включения в ЕРСМСП для многих является важным. Действующее законодательство предусматривает ряд льгот для предприятий, включенных в ЕРСМСП. Кроме возможности применения специальных налоговых режимов и сдачи отчетности в упрощенном виде существуют также:

  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • возможность участия в госзакупках;
  • «проверочные» каникулы;
  • финансовая поддержка со стороны государства и др.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.

Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

Читайте также:  Нижегородскому бизнесу планируется предоставить налоговые льготы на 2022 год

Надзорные каникулы для малого бизнеса

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

  • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
  • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

Кто может стать субъектом малого предпринимательства

Стать субъектами малого предпринимательства могут:

  • ИП;
  • КФХ;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • потребительские и производственные кооперативы.

Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым

Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

Критерии малых и средних предприятий в 2021-2022 году по юридическому аспекту

Исходя из формы организации каждой отдельной компании\фирмы, мы более детально расскажем об условиях становления малым или средним предприятием.

  1. ООО – чтобы стать малым предприятием общая сумма доли участия субъектов Российской Федерации, включенной в состав активов инвестиционных фондов не должна превышать 25%, а общая доля присутствия иностранных компаний не должна превышать 49%.
  2. АО – чтобы считать себя малым предприятием доля субъектов РФ и иных организаций, которые владеют акциями АО, не должна превышать 25%. А доля иностранных акционеров, не должна превышать 49%.
  3. Организации «интеллектуалы» — могут стать малым предприятием, если исключительные права на их деятельность принадлежат учредителям.
  4. Организации – «сколковцы» — для того, чтобы им быть малым предприятием, такая компания должна иметь статус «сколковца».
  5. Организация с «особенным» учредителем – в таком случае учредителем должен быть АО «РОСНАНО» или «Фонд инфраструктурных и образовательных программ».
  6. ООО с определенными участниками – в таком случае, чтобы получить статус малого предприятия, участники должны быть общероссийские объединения инвалидов и их филиалы.

Какие выгоды дает статус малого предприятия

Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

Читайте также:  Договор ГПХ: что это такое, как оформляется, риски и налоги

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Особенности крупного бизнеса

Количество и динамика развития крупных предприятий зависит от государственного регулирования, особенностей национальной экономики, политической ситуации в стране и мире. Развитие крупного бизнеса двояко влияет на экономику страны, поэтому тщательно регулируется надзорными органами. Для крупного бизнеса характерны следующие черты:

  • Экономия за счет масштаба производства. Крупные компании закупают сырье и материалы оптовыми партиями, реализуют товары через налаженные дистрибьюторские каналы. Такой подход снижает себестоимость единицы товара и стабильно повышает прибыль.
  • Стабильное развитие экономики. Крупный бизнес постоянно выплачивает налоги, обеспечивает рабочие места, развивает регионы, вкладывает прибыль в исследования, разработки новых моделей продукции. Такой подход стабилизирует рынок, позволяет инвестировать в технологии, персонал.
  • Влияние на политическую ситуацию в стране. Большинство крупных компаний имеет международные деловые связи, заинтересовано в стабильном положении государства на мировой арене. Главы крупных компаний имеют лобби во властных структурах, продвигают выгодную им экономическую и социальную политику.
  • Концентрация хозяйственной деятельности вокруг одного предприятия. Крупные компании относятся к предприятиям «полного цикла» и действуют изолированно от других участников рынка. Такой подход уменьшает интеграцию компаний, замедляет обмен информацией между бизнесом, государством и потребителями.
  • Стандартизация бизнес-процессов. Крупный бизнес часто имеет жесткую корпоративную культуру и установленные правила заключения сделок. Такой подход создает бюрократизированные структуры, медленно адаптирующиеся к изменениям рынка.
Читайте также:  Закон о тишине в Свердловской области

Кредитование крупных предприятий

Кредиты для предприятий приносят банкам значительные прибыли. Поэтому на рынке происходит борьба за каждого крупного клиента. Компаниям предлагают овердрафты – краткосрочные ссуды, выручающие при недостатке денежных средств. Банк может одолжить предприятию сумму, размер которой составляет до 30% среднемесячного дохода заемщика, поступающего на расчетный счет.

Крупный бизнес пользуется овердрафтом нередко, поскольку даже незначительная задержка с выплатами оборачивается большими убытками. Такое кредитование – «скорая помощь», помогающая проводить финансовые операции без малейших задержек.

Среднесрочное кредитование на более крупные суммы производится в случае приобретения предприятием оборудования, транспортных средств, недвижимости. Обеспечением по таким кредитам выступают ликвидные средства компании. Кредитование долгосрочное производится на срок до семи лет. Банк предоставляет предприятию кредитные средства для осуществления инвестиционных проектов, обоснованных бизнес-планом.

Крупные предприятия, так же как и МСБ, сталкиваются с проблемами:

  • дорогих кредитов;
  • необходимостью предоставления огромного пакета документов, подтверждающих финансовую стабильность компании.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.

Учет на микропредприятиях

Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.

Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.

. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.

Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.

Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.

. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.

Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.

Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса

Помимо непосредственно показателей, по которым может определяться статус фигуранта как субъекта МСП, ст. 4 закона № 209-ФЗ содержит ряд правил, разъясняющих порядок применения этих условий (чч. 3–5 ст. 4):

  1. Группа субъекта МСП определяется исходя из значения одного из условий, приведенных в ст. 4 закона № 209-ФЗ (по доходу или по среднесписочной численности сотрудников).
  2. Если на статус субъекта МСП претендует индивидуальный предприниматель, не имевший в отчетном (прошлом) году сотрудников, для определения принадлежности применяются критерии малого бизнеса, касающиеся величины полученного дохода.
  3. Общества и ИП, созданные и/или зарегистрированные в период с 1 августа текущего года по 31 июля следующего за ним (далее — вновь созданные коммерсанты) и ИП с патентной системой налогообложения относятся к микропредприятиям.
  4. Если соучастник проекта ИЦ «Сколково» освобожден от обязанности по представлению налоговых отчетов, его группа принадлежности к субъектам МСП определяется исходя из среднесписочной численности сотрудников.
  5. Коррекция категории субъекта МСП происходит последовательно в случае повышения или снижения предельных нормативов. При этом учитываются показатели за 3 года.
  6. Изменение категории вновь созданного коммерсанта (как организации, так и ИП) происходит с учетом показателей, перечисленных в ст. 4 закона № 209-ФЗ, при исключении из реестра субъектов МСП указания на то, что конкретный фигурант является вновь созданным коммерсантом.
  7. Вновь созданные/зарегистрированные коммерсанты, внесенные в реестр субъектов МСП, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113. Тем самым они дают повод для отнесения их к той или иной группе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *