Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.

Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?

Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:

  • в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
  • если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.

Чаще всего в регистрации ООО инспекция отказывает из-за проблем с документами. Однако именно от отказа по этой причине проще всего застраховаться. Если вы подаете документы на регистрацию в налоговую, инспектор сразу их проверит и укажет на недочеты. Иногда незначительные нарушения можно устранить прямо в инспекции и подать в тот же день. Учтите, что этой возможности не будет, если вы подаете документы другим способом — через МФЦ, по почте или в электронном виде.

В регистрации ООО могут отказать по следующим причинам:

  1. Проблемы с юридическим адресом. Самая частая претензия инспекторов — это адрес массовой регистрации, проверьте свой адрес по базе на сайте ФНС и, если обнаружите его в списке таких адресов, будьте готовы доказывать, что адрес не фиктивный. Если вы арендуете юридический адрес без помещения и выяснили, что он в черном списке инспекции, лучше его сменить до регистрации. Другие возможные проблемы — это адрес несуществующего, разрушенного или недостроенного здания, госучреждения и т.п.
  2. Вид деятельности, которым вы не вправе заниматься. Для ООО запрещены операции с авиационной и военной техникой, химическим оружием, взрывчатыми веществами, некоторой пиротехникой, частная охранная деятельность, работы в сфере промышленной безопасностью и пр. Если вы сомневаетесь, разрешена ли выбранная вами сфера для ООО, уточните это в инспекции заранее
  3. Руководитель или учредитель не имеют права вести предпринимательскую деятельность. Учредителями ООО не могут быть государственные и военнослужащие, несовершеннолетние граждане и компании на стадии ликвидации. Кроме того, запрет на ведение бизнеса может быть наложен судом. Полный список требований к учредителям и директорам можно посмотреть в ст. 23 Закона «О государственной регистрации». Некоторые из возможных оснований для отказа можно устранить и подать документы на регистрацию заново: например, уволиться с госслужбы или получить судебное решение о полной дееспособности несовершеннолетнего.
  4. Несоответствие названия компании закону. Отказать в регистрации могут, если название содержит нецензурные и аморальные выражения, в нем есть названия государств или госорганов, фигурирует слово «Олимпиада» и есть иностранные заимствования. Учтите, что если вы выбрали название на иностранном языке, обязательно должно быть и полное наименование на русском
  5. Нарушение порядка подачи документов. Обычно это неправильно выбранная инспекция (уточняйте заранее, какая налоговая будет для вас регистрирующей) и неправильно подписанное или заверенное заявление. Учтите, что заявление на регистрацию должны подписать все учредители в присутствии инспектора. Если кого-то из учредителей нет в момент подачи заявления, его подпись нужно заранее заверить у нотариуса
  6. Недочеты в документах:
    • Ошибки, опечатки и исправления в заявлении Р11001
    • Недействительный бланк. Используйте тот, который установлен Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 г.
    • Неполный пакет документов. В обязательном порядке нужно подать устав, заявление, решение или протокол о создании ООО, оплаченную квитанцию
    • Неправильно оплаченная пошлина. Внимательно проверяйте реквизиты для оплаты, они должны относиться именно к вашей инспекции или МФЦ. Если учредителей несколько, каждый оплачивает свою часть пошлины

Причины отказа в регистрации ООО

1. В поданных документах выявлены ошибки. Имеются в виду не только фактические ошибки (например, несоответствие сведений в учредительных документах действительной информации), но и грамматические ошибки (например, несоблюдение правил сокращений), просто опечатки. Обязательно проверьте реквизиты в квитанции на оплату госпошлины.

2. Сформирован неполный пакет документов. Сотрудник регистрирующего органа, принимающий от вас документы, не обязан проверять комплектность пакета документов. В его обязанности только входит удостовериться в заполнении заявления по форме Р11001 и уплате госпошлины.

3. Ошибка нотариуса. При получении отказа в регистрации ООО, ошибка может возникнуть не только по вашей вине. В обязанности нотариуса входит проверка пакета документов, в том числе на отсутствие ошибок. В прочем, регистрирующий орган не волнует по чьей вине возникла ошибка, отказ получаете вы, а значит несете риск потери уплаченной госпошлины и времени на исправление ошибок в документах.

4. Адрес массовой регистрации. Если юридический адрес ООО, указанный в документах на регистрацию, является массовым и находится в черном списке ИФНС – вам однозначно откажут. Выбирая такой адрес, в качестве юридического адреса компании, будьте готовы к негативным последствиям в виде отказа в государственной регистрации ООО.

5. Руководитель организации находится в черном списке ФНС. Аналогично отказу по причине использования адреса массовой регистрации. Законодательством не ограничивается количество компаний, в которых может быть один и тот же руководитель, но при этом, есть риск попасть в список «массовых руководителей» и получить отказ в регистрации ООО.

Образец заявления жалобы на отказ в регистрации ООО

В Арбитражный суд Свердловской области

Заявитель: С.

адрес: г. Екатеринбург, ул. Агрономическая

Заинтересованное лицо:

Инспекция Федеральной налоговой службы

по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга

адрес: 620062 г. Екатеринбург, ул. Хомякова, 4

Заявление

об обжаловании отказа в государственной регистрации юридического лица

Учредителями общества с ограниченной ответственностью протоколом № 1 общего собрания учредителей принято решение об учреждении ООО с определением его местонахождения: г. Екатеринбург, ул. Репина.

Учредителем общества в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга представлено заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица – общества при создании. Подпись учредителя, которым подтверждена достоверность сведений, представленных в регистрирующий орган, засвидетельствована нотариально. В заявлении указан адрес места нахождения юридического лица, соответствующий адресу, указанному в протоколе общего собрания учредителей. Одновременно с заявлением в уполномоченный орган представлены документ об уплате государственной пошлины, протокол о создании юридического лица, устав. Документы налоговым органом были приняты, присвоен входящий номер 3644.

Читайте также:  Куда обращаться, если страховая признана банкротом?

Решением ИФНС по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица по следующим основаниям:

  1. В документах, представленных для государственной регистрации, отсутствует указание на конкретное помещение 3-х этажного административного здания, что не позволяет точно идентифицировать место нахождения юридического лица и в дальнейшем осуществлять связь с ним.
  2. В связи с тем, что учредителями юридического лица выступают два физических лица, то они в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должны выступать заявителями при государственной регистрации. Представленное заявление о государственной регистрации юридического лица подписано только одним из учредителей.

Почему могут отказать в регистрации ООО?

Причины отказа в госрегистрации ООО перечислены в п. 1 ст. 23 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее – закон № 129-ФЗ. К ним относятся:

  • непредоставление нужных документов;
  • отправка документов не в тот госорган;
  • подписание заявления о регистрации ООО не уполномоченным на то человеком;
  • несоответствие названия ООО нормам законодательства;
  • наличие акта суда или судебного пристава-исполнителя, запрещающего совершать регистрацию ООО (этот документ должен поступить в течение срока рассмотрения заявления и до вынесения по нему решения органами налоговой службы);
  • наличие приговора суда, согласно которому учредитель ООО лишен права заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.

Фирменное наименование ООО не соответствует требованиям закона

Требования и ограничения к фирменному наименованию общества установлены статьей 1473 ГК РФ. Среди них запрет на:

  • понятия, не соответствующие гуманности, морали, общественным интересам;
  • полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и органов государственной власти России (федеральных, субъектов РФ, местного самоуправления), а также слова, производные от таких наименований;
  • полные или сокращенные наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций;
  • иноязычные заимствования, отражающие организационно-правовую форму юридического лица (например, Ltd).

Что же касается уникальности названия, то налоговая инспекция не проверяет этот критерий. Соответственно, отказ в государственной регистрации юридических лиц не может быть вызван заимствованием названия уже действующей организации.

Надо только учитывать, что организация-правообладатель фирменного наименования, зарегистрированная ранее, потом может через суд потребовать сменить название, если ООО-тёзка работает в той же сфере.

Повторная регистрация ООО

Получив на руки решение об отказе необходимо точно выявить допущенные ошибки, повлиявшие на отказ, чтобы при повторной подаче документов на регистрацию не допустить подобного. Выявить нарушения можно из полученного решения, если этого будет недостаточно, необходимо обратиться к инспекторам для получения подробной информации о допущенной ошибке, в противном случае допущенная ошибка повторится и Вы повторно получите отказ.

Учтите, в случае допущенной ошибки при регистрации ООО и вынесения отказа оплаченная госпошлина в размере 4 000 не возвращается, при повторной регистрации необходимо повторно ее оплачивать, а также оплачивать услуги нотариуса, стоимость услуг нотариуса для заверения подписи в среднем 1 200 — 1 500. Также налоговая не возвращает пакет документов, который тоже придется вновь формировать и подавать на регистрацию.

Юридические лица: основания отказа в государственной регистрации

В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет исчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрации юридических лиц:

— непредставление определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.

На практике учредителям и заявителям приходится сталкиваться с требованием регистрирующих органов представить дополнительные документы для государственной регистрации. Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены перечни документов, необходимых для осуществления государственной регистрации. Иные документы регистрирующие органы не вправе требовать. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по мотивам непредставления дополнительных документов может быть признан незаконным.

Об этом говорит и арбитражная практика — Постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 года по делу №Ф04-4119/2005(12651-А70-33), от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7229/2004(5295-А67-37), Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 года по делу №КГ-А41/1311-05, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2003 года по делу №А43-3017/2003-26-102. Как видно суды исходят из того, что перечни документов представляемых для государственной регистрации исчерпывающе установлены соответствующими статьями Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее срока, установленного статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть признано недействительным в случае вынесения его с нарушением установленного пятидневного срока (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9377-03).

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Ответственность регистрирующего органа.

Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Гражданская ответственность.

Согласно положению пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих ор��анов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.

Читайте также:  Частная жалоба на определение суда о возврате апелляционной жалобы

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Административная ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 2 статьи 14.25 КоАП РФ).

Уголовная ответственность.

В соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» – неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения — влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление или несвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственный реестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Административная ответственность.

Ошибки при заполнении регистрационной документации

Направляемая на регистрацию документация может содержать ошибки, или документы подаются не в полном объеме. Это наиболее распространенная причина отказа в госрегистрации.

Бланк формы Р11001 утратил свою актуальность. С 2019 г. Приказом №ММВ-7-6/25@ была утверждена новая форма бланка. Последние поправки вносились в форму 25 мая 2016 г. после того, как начал действовать новый ОКВЭД-2.

Ошибки в заполнении формы Р11001. Требования, которыми нужно руководствоваться при заполнении формы, утверждены Приказом №ММВ-7-6/25@. Несоответствие данным требованиям может стать причиной для отказа. Это касается и таких мелких неточностей, как наличие лишней точки или знака, который был внесен не в свое поле.

Неполная комплектация регистрационных документов. Список документации указан в ст.12 Закона №129-ФЗ. Пакет документов включает в себя протокол об учреждении организации, ее устав, квитанцию об уплате госпошлины и заявление, заполненное по форме Р11001. К оформлению каждого из документов установлены требования.

Неверные реквизиты платежного документа. Если заявителей несколько, то госпошлина не должна оплачиваться только одним из них.

Действия регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации юридического лица

Решение об отказе в проведении данной процедуры может быть вынесено компетентным сотрудником регоргана в пределах 5 дней с момента получения документов (п. 3 ст. 23 закона «О госрегистрации»).

Такое решение оформляется в письменном виде. Его обязательным атрибутом является ссылка на конкретное нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации».

Документ, содержащий решение об отказе, в течение 1 дня с момента принятия такого решения должен быть направлен заявителю тем способом, который последний указал в своем заявлении. Если же в заявлении способ не определен, отказ направляется на указанный заявителем почтовый адрес.

Если заявление подавалось в регорган через МФЦ или посредством использования электронных каналов связи, в т. ч. портала госуслуг, то решение об отказе направляется в МФЦ для выдачи впоследствии заявителю либо в электронной форме на указанный заявителем адрес электронной почты соответственно.

Более детально порядок работы регоргана с представленными для регистрации юрлица документами, формирования и выдачи результата такой госуслуги (в т. ч. решения об отказе) описывается в Административном регламенте…, утв. приказом ФНС России от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@ (далее — Регламент).

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Суд может посчитать правомерным отказ инспекции в госрегистрации, если организация представила недостоверные сведения о своем месте нахождения

Большинство судебных споров, поводом для которых послужил отказ в госрегистрации юридического лица, связаны с его адресом (местом нахождения). Информация об адресе содержится в уставе, а также указывается в заявлении о госрегистрации, которое подается в инспекцию . Заявитель непосредственно в этом заявлении подтверждает достоверность представленных сведений (п. «а» ст. 12, пп. «а» п. 1 ст. 14, пп. «а» п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации). Однако ни в самом Законе о госрегистрации, ни в Административном регламенте не уточняется, как именно и с помощью каких документов это делается.

До 3 июля 2013 г. при государственной регистрации юридических лиц используются формы заявлений и других документов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Начиная с 4 июля 2013 г. необходимо применять формы документов, установленные Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Примечание. Необходимым условием для госрегистрации юридического лица является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренных Законом о госрегистрации, но и достоверность всех заявленных в них сведений.

Более того, ни в одном из указанных нормативных актов не закреплено требование о представлении в инспекцию дополнительных документов. Наоборот, установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя представления других документов, кроме тех, которые предусмотрены Законом о госрегистрации (п. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Фактически Закон о госрегистрации исходит из презумпции достоверности сведений, указанных в заявлении, и суды согласны с таким подходом. Например, ФАС Московского округа пришел к выводу, что регистрация юридических лиц носит заявительный характер. При этом регистрирующему органу не предоставлено право проведения правовой экспертизы документов, поданных на госрегистрацию. Поэтому в случае представления заявителем всех необходимых документов инспекция обязана в пятидневный срок со дня их получения зарегистрировать юридическое лицо (Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2008 N КГ-А40/4042-08). Аналогичной точки зрения придерживается Высший Арбитражный Суд РФ (Определения от 12.10.2011 N ВАС-12728/11 и от 29.08.2011 N ВАС-11311/11).

Однако анализ судебной практики показывает, что суды не ограничиваются одними лишь формальными основаниями

Если у инспекции имеются доказательства, подтверждающие недостоверность указанной в заявлении информации о местонахождении компании, арбитры принимают это во внимание. Нередко при наличии подобных доказательств суды признают правомерным отказ налоговиков в госрегистрации

Читайте также:  Льготы пенсионерам по транспортному налогу в 2023 году

Именно к такому выводу арбитры пришли, в частности, при рассмотрении следующих обстоятельств:

  • помещение, адрес которого был указан в заявлении о госрегистрации юридического лица, использовалось по договору аренды другой компанией без права передачи его полностью или частично в субаренду (Определение ВАС РФ от 19.11.2008 N 14799/08);
  • отсутствовало согласие собственника помещения на его предоставление в аренду вновь созданной организации (Постановления ФАС Московского округа от 02.08.2011 N КГ-А40/7853-11 и от 17.06.2011 N КГ-А40/4704-11);
  • помещение было физически непригодно для размещения в нем офиса, поскольку оно находилось в разрушенном и отсыревшем подвале, не имело внутренней отделки стен и потолков, не было оборудовано электропроводкой и санузлом, было завалено строительным и иным мусором, на который сверху текла вода и содержимое канализации (Определение ВАС РФ от 27.02.2012 N ВАС-1047/12);
  • по указанному в заявлении адресу какое-либо помещение или здание вообще отсутствовало (Постановления ФАС Московского от 25.12.2012 N А40-6727/12-147-63 и Западно-Сибирского от 11.03.2011 N А03-5976/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 18.07.2011 N ВАС-8643/11) округов);
  • организация указала в заявлении заведомо и очевидно ложные, вымышленные сведения о своем адресе. Например, в качестве адреса юрлица был заявлен адрес Генеральной прокуратуры РФ (Постановление ФАС Московского округа от 27.07.2011 N КГ-А40/6226-11).

Отметим, что обязанность по доказыванию недостоверности представленной заявителем информации лежит на налоговом органе. Причем недостоверность сведений должна быть установлена инспекцией на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации. Но иногда арбитры требуют в рамках судебного процесса проверить достоверность представленной заявителем информации (Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2008 N КГ-А40/10964-08).

Жалоба на отказ в регистрации юридического лица

У заинтересованного лица перед обращением в судебную инстанцию есть право на обжалование отказа в регистрации в вышестоящем регистрирующем органе, а также в органе исполнительной власти на федеральном уровне, в компетенцию которого входит рассмотрение таких жалоб.

Важно! Срок для обращения с жалобой в вышестоящий орган считается с момента, когда заинтересованное лицо получило решение регистрирующего органа об отказе или решение по жалобе. Жалобу следует направлять через налоговую, которая приняла решение об отказе в регистрации

Если же заявление с жалобой было направлено в вышестоящий орган, то он обязан запросить у нижестоящего все документы по данному вопросу

Жалобу следует направлять через налоговую, которая приняла решение об отказе в регистрации. Если же заявление с жалобой было направлено в вышестоящий орган, то он обязан запросить у нижестоящего все документы по данному вопросу.

Важно! В вышестоящий орган жалобу лицо, права которого нарушены, имеет право подать в течение 3-х месяцев с момента, когда оно узнало о нарушении. В ситуации, когда срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, вместе с заявлением следует приложить ходатайство о восстановлении срока обращения в вышестоящий орган

В ситуации, когда срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, вместе с заявлением следует приложить ходатайство о восстановлении срока обращения в вышестоящий орган.

Жалоба на отказ в регистрации юридического лица должна быть в письменной форме и содержать:

  • ФИО заявителя;
  • его адрес или наименование юридического лица и его адрес;
  • данные о решении об отказе в регистрации;
  • наименование регистрирующего органа, принявшего первоначальное решение;
  • нормативные основания своей позиции, требования, которые юридическое лицо предъявляет.

Основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц

Основной перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц в настоящее время содержится в ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По признанию многих специалистов [1 — 5], он является несовершенным, прежде всего потому, что не позволяет регистрирующим органам отказывать в государственной регистрации в случаях нарушения порядка создания (реорганизации, ликвидации) юридического лица, представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, а также в иных случаях нарушения законодательства. Иными словами, независимо от того, соответствуют ли представленные для государственной регистрации документы законодательству, регистрирующий орган при отсутствии формальных нарушений обязан произвести государственную регистрацию юридического лица. Такой подход является сознательным, поскольку предполагалось максимально упростить регистрационную процедуру, исключить случаи произвольного отказа в государственной регистрации, что, как ожидалось, должно привести к быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского оборота, обеспечению интересов рынка.

Практика показала, что выбранное для достижения указанных целей средство оказалось малоэффективным. Стремление обеспечивать права на осуществление предпринимательской деятельности — массовыми его нарушениями. Перенасыщение государственного реестра недостоверными данными привело к его превращению в обыкновенный список, не позволяющий заинтересованным лицам получить достоверную информацию о зарегистрированном юридическом лице, что порождает многочисленные риски гражданско-правового и налогового характеров.

Компенсация за отказ регистрации

Согласно налоговому законодательству Республики Беларусь, если соответствующими органами регистрация юридического лица по вышеупомянутым причинам не осуществлена, заявитель имеет право вернуть до 50% госпошлины.

Для того чтобы при оформлении регистрации не возникли осложнения, и сам процесс прошёл успешно, стоит обратиться за помощью к юридическим организациям, среди которых является и Центр Регистрации Бизнеса.

Для отказа регистрации юридического лица, согласно законодательству РБ являются следующие причины:

  • Отсутствие какого-либо необходимого для регистрации документа;
  • Нарушение требований Законов Республики Беларусь при оформлении заявления;
  • Предоставление документов в ненадлежащий орган.

По иным основаниям отказ не допускается.

Для обжалования отказа следует обратиться в экономический суд.

Для того чтобы не произошли какие-либо нарушения и документы оформлялись в соответствии с законодательством РБ, следует обратиться к юристу или к юридическим организациям, среди которых является Центр Регистрации Бизнеса.

Способы образования юридических лиц.

Выделяют различные способы и порядки создания юридического лица. В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяет такие способы образования юридических лиц, как распорядительный; явочный; разрешительный; нормативно-явочный. В зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права различают- концессионную (разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц, а также явочный, регистрационный, разрешительный и распорядительный порядки их создания.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений.

Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК).

При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.

5


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *