В чем отличие административной и уголовной ответственности за нанесение побоев?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем отличие административной и уголовной ответственности за нанесение побоев?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В законодательстве указано, что побои являются противоправным действием, потому и меры наказания за него соответствующие. Но в законодательстве меры и способы наказания часто меняются. Потому получается, что некоторые меры, которые все считают нормой, уже никак не действуют, другие же были дополнены или пересмотрены. Также добавились новые меры.

Что УК подразумевает под тяжким вредом здоровью

Тяжкий вред здоровью – это нанесение увечий, имеющих серьезные последствия для здоровья жертвы. Детальнее об этом указано в ст. 111 УК РФ. В список последствий, выступающих в качестве фактора, указывающего на тяжкий вред, могут быть внесены следующие ситуации. Например, человек получил повреждения, создающие угрозу его жизни, или его внешность была обезображена. После нанесения побоев пострадавший потерял слух или зрение. Также накажут, если побои привели к потере некоторых органов или если женщина, которая подвергалась нанесению побоев, потеряла ребенка из-за нанесённых ей травм.

Тяжким, согласно УК, признаю вред здоровью, при котором факт нанесения побоев привел к психическому расстройству или образованию наркотической зависимости. А также если нанесение побоев привело к потере трудоспособности или невозможности продолжать трудовую деятельность в профессии пострадавшего. В этих случаях, виновник должен нести уголовную ответственность за свои действия.

Под телесным повреждением подразумевается нарушение целостности органов, тканей, а также проблемы с их функциональностью. Тяжесть или легкость повреждения определяет судмедэксперт. Получить травмы можно не только в драке или в процессе избиения, но и при обыкновенном несчастном случае, поскольку такими повреждениями обычно выступают гематомы, раны, переломы и т.п.

Как определяется наказание за нанесение побоев

Статья 111 УК говорит, что нанесение тяжких побоев, отрицательно сказывающихся на здоровье человека, не позволит виновнику легко избежать наказания. Наказание, зависит от квалифицирующих признаков.

  • Лишение свободы сроком до 8 лет. Такое наказание грозит людям в составе преступления, которых нет особых или основных квалифицирующих признаков.
  • Тюремное заключение сроком до 10 лет (2 года ограничения свободы). Рассматриваемое наказание грозит людям, в составе преступления которых есть основные квалифицирующие признаки.
  • Тюремное заключение сроком до 12 лет (2 года ограничения свободы). Такая мера наказания грозит лицам, преступление которых включает особые квалифицирующие признаки.
  • Самое строгое наказание в УК предусмотрено для лиц, которые нанесли побои человеку, и от полученного тяжкого вреда здоровью он скончался. В таком случае виновник лишится свободы на 15 лет (2 года ограничения свободы).

Комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья 23.1 КоАП РФ закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Часть 1 содержит перечень составов административных правонарушений, дела о которых рассматривают только судьи. К исключительной компетенции судей относятся все дела, по которым могут быть назначены административные наказания в виде: конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ); лишения физического лица специального права (ст. 3.8 КоАП РФ); административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ); административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ); дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ); административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ); обязательных работ (ст. 3.13 КоАП РФ), административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ).

Помимо указанных в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ составов судьи могут рассматривать и иные дела:

— в случаях, если производство по ним возбуждено должностными лицами, не имеющими права самостоятельного рассмотрения дела (ч. ч. 1.1, 1.2);

— в случаях, если должностное лицо, возбудившее производство, приняло решение передать его на рассмотрение судье (ч. 3).

1.1. — 1.2. Комментируемые части предусматривают две ситуации рассмотрения дел судьями, если производство по определенным, указанным в них составам возбуждено лицом, не уполномоченным рассматривать его самостоятельно:

— инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля;

— должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

Читайте также:  Что делать, если дом сдан с недоделками?

3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушениях между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее:

— по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);

— дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, отнесены, согласно абзацу 6 части 3 этой нормы, к компетенции мировых судей (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ);

— судьи районных судов также рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Надо сказать, что на практике нередко судьи районных судов при применении абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 в этой части совершают ошибки, принимая к своему рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, либо государственными гражданскими или муниципальными служащими.

ПРИМЕР.

Так, Постановлением судьи Ульчского районного суда Хабаровского края от 27 марта 2015 г. Кольковцу Д.С. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде дисквалификации — лишения права занимать должности муниципальной службы сроком на 1 год. Должностное лицо Кольковец Д.С. признан виновным в неисполнении в срок до 16 марта 2015 г. предписания инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Ульчскому району об обеспечении безопасности дорожного движения от 13 марта 2015 г.

Кольковец Д.С. подал в Хабаровский краевой суд жалобу, в которой просил смягчить назначенное ему нак��зание на административный штраф, указывая, что не замещает должность муниципальной службы.

Отличие побоев по этой статье состоит в том, что их совершает лицо, подвергнутое административному наказанию за такое же деяние.

Таковым будет считаться человек со вступления в законную силу постановления о назначении ему наказания по административному делу и в течение 12 мес. со дня его исполнения.

Другими словами ответственности по этой статье подлежит лицо, которое совершит «простые» побои, в течение этого срока после того, как его признают виновным в таких же действиях по ст. 6.1.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах последует наказание в виде:

  • штрафа 5-40 тыс. руб. или в сумме дохода осужденного за 2 недели 3 мес.;
  • обязательных работ 60-240 часов;
  • исправительных работ 2-6 мес.;
  • ареста 1-3 мес.

Уголовные дела о деяниях по этой статье – дела частного обвинения, которые тоже возбуждают исключительно по заявлению пострадавшего, но могут прекратить, если стороны помирятся. Дела по этой статье рассматриваются мировым судом, который занимается наиболее «простыми» уголовными делами, к которым отнесена и ст. 116.1 УК РФ.

При наличии состава побоев по этой статье уголовное преследование осуществляется самим потерпевшим посредством подачи заявления в мировой суд, но только тогда, когда известны данные о лице, причинившем телесные повреждения.

Но законодатель ввел исключения и преследование правоохранительными органами, а не самим потерпевшим, то есть в публичном порядке, возможны. Это происходит если побои причинены человеку, не имеющему возможности защищать свои права:

  1. По причине беспомощного, зависимого состояния, например, когда насилие имело место в отношении пожилого лица или малолетнего ребенка, человека с психическими или физическими недостатками.
  2. По иным причинам. Такими причинами является совершение преступления неизвестным лицом.

В этих обстоятельствах заявление потерпевшего не обязательно, уголовное дело может возбуждаться и в его отсутствие, например, при наличии сообщения из медицинского учреждения, телефонного сообщения и др.

Уголовное и административное право не предполагают искового производства. Процесс в первом и втором случае начинается либо с заявления потерпевшего, либо с иного сообщения о преступлении, например, сообщения из больницы, рапорта сотрудника полиции, явки с повинной.

Соответственно то, что возможно назвать в случае с побоями встречным «иском», может быть только заявление о преступлении или правонарушении в полицию, или в суд в определенных ситуациях. По таким заявлениям правоохранительными органами также проводится проверка в общем порядке и принимается процессуальное решение по ее итогам. А суд рассматривает заявление и также принимает решение по итогам его рассмотрения.

Проведение проверки по факту одновременного получения телесных повреждений, например, в результате обоюдной драки, в рамках одного материала в некоторых ситуациях возможно.

Но одно уголовное дело сразу по двум фактам побоев, по которым оба заявителя являются одновременно потерпевшими и лицами, привлекаемыми к ответственности, не допускается. В таком случае при наличии состава возбудят дело о преступлении, его рассмотрение произойдет по каждому факту в отдельности.

Кто имеет право присуждать степень наказания и устанавливает сроки?

Взыскание производится на основании решения, принятого районной администрацией по месту прописки и проживания виновного лица. Данное решение принимается комиссионно, в комиссию входят уполномоченные должностные лица, перечень которых утверждается главой местного муниципалитета.

Рассмотрение вопроса о взыскании с правонарушителя происходит на плановом заседании административной комиссии.

Секретарь заседания зачитывает представленные к слушанию материалы о совершённом правонарушении.

Читайте также:  ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ ЧАСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ С 01.01.2021 ГОДА

Перед членами комиссии стоит задача – определить правомерность вменения взыскания на основании фактов, установленных представленной доказательной базой.

Материал по правонарушению может быть представлен уполномоченной комиссии со стороны:

  • пострадавшего от побоев лица;
  • отделением полиции;
  • районным судом.

В первом случае жертва собирает доказательства совершения правонарушения самостоятельно, во втором случае полицейские собирают материал и передают в административную комиссию при условии, что прецедент по критериям не подходит под нормы уголовного законодательства.

Как добиться заведения дела на правонарушителя: пошаговая инструкция

Чтобы гарантий для привлечения к ответственности было существенно больше, нужно вызвать полицейский патруль уже в то время, когда жертве нападения становится очевидно, что нападения не избежать. Если этого не удалось сделать – можно кричать о помощи и просить прохожих вызвать полицию. Приехавшие полицейские предотвратят драку и составят протокол о факте нанесения побоев.

Впоследствии, на основании составленного протокола, участковый полицейский и следователь соберут материалы дела. Они же дадут направление на судебно-медицинскую экспертизу для освидетельствования наличия полученных травм и мелких следов доказательства драки.

Для административной ответственности достаточно материалов, констатирующих факт нанесения ударов. Наказание следует за причинение боли и унижение личности, а не за наступившие последствия.

Если полицейские не прибыли на место происшествия или вызов дежурного патруля не состоялся по объективным причинам, нужно пойти в полицейский участок самостоятельно. Обращаться требуется в участок по месту происшествия.

Ответственность за ложное обвинение в избиении

За заведомо ложный донос об избиении уголовным кодексом предусмотрена ответственность по ст. 306, санкция которой по части 1 предусматривает, в том числе, лишение свободы сроком до 2-х лет.

За дачу заведомо ложных показаний предусмотрена ответственность по ст. 307 УК РФ. Лицо будет не только привлечено к уголовной ответственности, но и получит наказание, предусмотренное конкретной частью данной статьи. Указанная статья является действующей, т.е. лицо не формально предупреждается об уголовной ответственности, а реально, в случае чего, будет привлечено к указанному виду ответственности.

Обвиняя лицо необоснованно, не стоит рассчитывать, что после доноса, можно отказаться от дачи показаний. За подобный отказ тоже предусмотрена уголовная ответственность по ст. 308 УК РФ

В уголовном производстве тяжело обойтись без помощи квалифицированного адвоката, особенно, когда обвиняют в совершении преступления, которое не совершал. Наши адвокаты всегда готовы прейти на помощь как лицам, подозреваемым в совершении преступления, так и потерпевшим, поскольку любому из указанных участников может понадобиться юридическая помощь.

Административная и уголовная ответственность за побои, отличия при квалификации преступлений

Противоправное деяние совершается с прямым умыслом — причинение боли потерпевшему является осознанной целью нарушителя. Если повреждения были нанесены ненамеренно, они идентифицируются как легкий вред здоровью, причиненный по неосторожности (о неумышленном причинении вреда здоровью можно прочитать ). Данное нарушение не подлежит уголовному наказанию. Однако пострадавший может подать гражданский иск против виновного и взыскать с него компенсацию за материальный и моральный ущерб. Однако они не приводят ко временной или устойчивой потере трудоспособности. Хотя, таковые последствия могут наступить не сразу, а по истечении времени. В этом случае деяние будет переквалифицировано как «вред здоровью» по статьям Уголовного кодекса — 115, 112 или 111 в зависимости от тяжести повреждений. В статье https://lexconsult.online/6615-osobennosti-provedeniya-sudebno-meditsinskoi-ekspertizy-tyazhesti-vreda-zdorovyu рассмотрены критерии определения степени тяжести вреда здоровью.

Повторное привлечение к ответственности за избиение

Если виновный ранее привлекался к административной ответственности за побои, то повторное обращение в исполком для вынесения наказания за рукоприкладство в виде штрафа или административных работ может последовать только по истечении трёх лет.

За этот период последствия в виде административного наказания погашаются, после чего побои без квалификации, вновь могут вновь рассматриваться как административное правонарушение. Такие нормы касаются только намеренно нанесённых побоев.

Иные виды административных правонарушений могут учитываться только по усмотрению административной комиссии.

При повторном взыскании за драку через 3 года всё равно принимается внимание, что административное наказание ранее уже вменялось.

Нарушителю выносятся максимально допустимые объёмы штрафа или иного взыскания. Малейшая степень квалификации становится прецедентом для передачи дела в суд.

Если после вынесения взыскания прошло менее трёх лет, то материалы дела рассматриваются судом. В этот период, до истечения срока давности, предшествующее решение об административной ответственности сохраняет юридическую силу.

Это требует признания факта рецидива, и применения более строгих форм пресечения правонарушения, то есть уголовной ответственности по нормам статьи 116 УК РФ. Повторная ответственность в течение трёх лет после вынесения административного взыскания за драку, может быть только уголовной.

ВНИМАНИЕ: Административная и уголовная ответственность за побои вменяется правонарушителям с 16 лет, если причинённый вред здоровью достигает средней степени тяжести и выше – с 14 лет.

В каких случаях писать заявление в полицию

Сообщение о происшествии, угрожающем безопасности, считается поводом для возбуждения дела. Обращение следует составлять, когда речь идёт о преступном действии или событии, которое требует проверки правоохранителей.

К неправомерным относятся действия, начиная от драк, краж и аварий, заканчивая нападениями, изнасилованиями, мошенничеством и другими преступлениями.

Сотрудники МВД РФ обязаны принимать обращения 24/7 и оперативно регистрировать в дежурных частях, а также по номеру 102. Граждане имеют право заявить в двух формах – как письменной, так и устной. Такую возможность предусматривает статья 141 УПК РФ «Заявление о преступлении».

Законом прописано, что заявление от его инициатора должно быть принято в любом отделении полиции вне зависимости от того, в каком месте было совершено преступное действие. Но стоит учесть, что чем быстрее оперативник получит заявление, тем больше вероятности, что состав раскроют по горячим следам, в максимально сжатые сроки.

Побои — это преступное деяние, которое заключается в нанесении телесных повреждений, причиняющих вред здоровью человека. Например, часто повторяющиеся удары руками, ногами, тупыми предметами, укусы, щипание, царапанье, термическое воздействие на кожу.

Читайте также:  Минимальная пенсия в 2023 году

Побои классифицируются по степени тяжести:

  1. Легкая. Кратковременное расстройство здоровья (синяки, царапины, порезы, гематомы) и утрата трудоспособности в незначительной степени.
  2. Средняя. Расстройство здоровья, после которого период восстановления организма составляет больше 21 дня, утрата общей трудоспособности.
  3. Тяжкая. Расстройство здоровья, после которого наступает полная потеря трудоспособности на 4 недели.

Для подтверждения полученных травм потерпевшему необходимо посетить больницу или отдел судебной экспертизы. Прохождение медицинского освидетельствования является обязательным, даже если на теле пострадавшего нет явных признаков избиения. Специалист зафиксирует головные боли, тошноту, утомляемость и другие симптомы.

Наказание, которое судья вынесет обвиняемому, зависит от степени тяжести побоев.

Поэтому при медицинском осмотре потерпевшего специалист обращает внимание на следующие признаки повреждений:

  • опасность для жизни;
  • продолжительность утраты трудоспособности;
  • прерывание беременности на любых сроках;
  • появление психических расстройств;
  • обезображивание лица;
  • утрата слуха, речи.

Только после основательного осмотра специалист выписывает заключение потерпевшему о степени тяжести нанесенных ударов.

Примирение сторон в административных делах

Вместе с тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказал позицию о невозможности заключения мирового соглашения сторонами в делах, возникающих из публичных правоотношений (пункт 27 постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В то же время положениями главы 25 ГПК РФ (в настоящее время главы 22 КАС РФ) и 24 АПК РФ предусмотрен специальный порядок разрешения административных дел.

Необходимо отметить, что заключение мирового соглашения в интересах Службы предусмотрено Положением об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, утвержденным приказом ФССП России от 11.01.2016 N 1 (пункт 5.1). Например, срок для обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ). Пленум Верховного Суда Российской Федерации поддержал в Постановлении приведенную практику судов.

Ответственность за нанесение побоев

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за нанесение побоев предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Уголовная ответственность предусмотрена двумя статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 116 «Побои» и ст. 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию».

В соответствии со статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за нанесение побоев или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности), совершенные из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

За совершение указанных деяний может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

В соответствии со статьей 116.1 Уголовного кодекса РФ, действующей с 15.07.2016 г., к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, подвергнутое административной ответственности за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ.

Совершение указанных деяний влечет за собой назначение наказания в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до шести месяцев, либо ареста на срок до трех месяцев.

Административная ответственность за нанесение побоев предусмотрена статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая действует с 15.07.2016 г. При этом следует учитывать, что у правонарушителя при совершении противоправных действий должны отсутствовать такие мотивы, как хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.

За совершение данного административного правонарушения, согласно санкции ст. 6.1.1 КоАП РФ, назначается административный штраф в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

Повторный факт совершения административного правонарушения образует состав преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ.

ООД УМВД России по Липецкой области

За причинение телесных повреждений, опасных для жизни — до 15 лет лишения свободы

Причинение тяжкого вреда здоровью — отдельный состав, предусмотренный статьей 111 УК РФ. Тяжким признается такой вред здоровью, который мог бы повлечь смерть потерпевшего, если бы ему не была своевременно оказана медицинская помощь. Однозначно тяжким признается вред, если в результате потерпевший теряет зрение, слух, речь, приобретает психическое расстройство, если происходит неизгладимое обезображивание лица или прерывание беременности.

Причинение тяжкого вреда здоровью — серьезное преступление, даже простой неквалифицированный состав которого наказывается лишением свободы на срок до 8 лет. Альтернативных наказаний не предусмотрено.

Наказание будет еще строже, если в составе преступление имеются отягчающие признаки, например, совершение группой лиц.

Обратите внимание!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *