Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путаница в терминах тормозит «мусорную реформу»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
Что относится к твердым коммунальным отходам (ТКО) из группы “Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным”
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
7 33 151 01 72 4 |
Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению – что относится к ТКО
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев |
7 39 410 01 72 4 |
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств |
7 39 411 31 72 4 |
отходы волос | 7 39 413 11 29 5 |
отходы от уборки бань, саун | 7 39 421 01 72 5 |
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств | 7 39 422 11 72 4 |
Я надеюсь – вопрос, что относится к твердым коммунальным отходам по закону с 1 января 2019 года для вас понятен.
Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.
Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:
- Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
- Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
- Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.
Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?
Для решения проблемы вывоза и последующей утилизации ТКО был составлен Федеральный классификационный каталог (ФККО), который позволяет начать решать проблему сортировки мусора на этапе его накопления в местах, отведенных для этого в городской черте.
Из классификатора видно, какие виды мусора могут служить сырьем для вторичного производства различных видов продукции. Классификатор разделяет такой мусор на органический и неорганический, крупный и мелкий.
Опыт европейских стран показывает, что вторичная переработка ТКО может стать одной из важных отраслей экономики, сократив расходы на добычу и производство первичного сырья, а также сократив до минимума объемы площадей свалок вокруг населенных пунктов. Так, в Швеции на свалки вывозится всего 2% от общего объема ТКО. В переработку идет все.
По действующему классификатору биоорганические отходы относятся к ТКО. Они могли бы стать сырьем для выработки дешевого биогаза, который можно было бы использовать для отопления различных городских объектов, снижая при этом тарифы на тепло и освобождая территории от свалок.
Вывозимый за город снег мог бы стать источником дешевой технической воды, из твердого мусора синтетического происхождения можно было бы получать дешевые полимеры.
Такой же подход возможен ко всем другим видам ТКО, которые пока либо сжигаются, либо закапываются в землю.
Решение проблемы сортировки твердых бытовых отходов позволило бы снизить и расходы на вывоз мусора с территорий, прилегающих к жилым, коммерческим и социальным объектам.
Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению — что относится к ТКО
Наименование отходов | Код ФККО |
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев | 7 39 410 01 72 4 |
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств | 7 39 411 31 72 4 |
отходы волос | 7 39 413 11 29 5 |
отходы от уборки бань, саун | 7 39 421 01 72 5 |
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств | 7 39 422 11 72 4 |
Я надеюсь — вопрос, что относится к твердым коммунальным отходам по закону с 1 января 2021 года для вас понятен.
Статистика утверждает, что половина всех образующихся отходов доступна для переработки. И лишь 50% мусора должны быть утилизированы или захоронены. Места для расположения полигонов обычно подбираются администрациями населенных пунктов, но предварительно они согласуют их размещение с местным населением.
Что из себя представляет полигон для ТКО? Это специально оборудованное сооружение, предназначенное для складирования коммунальных отходов. На нем расположены объекты для хранения отходов, а еще объекты для их последующего захоронения.
В Федеральном законе “Об отходах производства и потребления” №89-ФЗ от 24 июня 1998 года указано, каким образом с помощью полигона исключается отрицательное влияние на внешнюю среду. Это реализуется с помощью природоохранных мероприятий, наличиях технических сооружений и определенных решений, обеспечивающих защиту природы.
Подтверждающие факты добываются с помощью постоянного мониторинга состояния окружающей среды собственниками полигона, а также соблюдения нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
В ст. 12 прописано запрещение захоронений отходов в границах населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, курортных, рекреационных, лесопарковых, водоохранных зон и водосборных площадях, используемых в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.
В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.
Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.
Какие именно тарифы подлежат регулированию?
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
- на обработку;
- на обезвреживание;
- на захоронение.
В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.
Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.
Оказывается, существует специализированная отрасль науки, которая изучает отходы жизнедеятельности людей. Она называется «гарбология» (от английского garbage – «мусор»).
Мусороведение является одновременно отраслью экологии и археологии. Предметами его изучения служат мусор и способы его утилизации, а также исследование быта людей посредством археологических раскопок мусорных свалок.
Твердые бытовые отходы представляют собой неоднородную смесь из остатков пищи, пластика, металла, бумаги и пр. Они могут отличаться по своему фракционному (размер частиц) и химическому составу.
Принято разделять следующие виды ТКО:
-
Биологические отбросы – кости, остатки пищи и пр.
-
Небиологические отходы (бытовой мусор).
Ко второму виду относятся:
-
Продукция нефтехимической промышленности (резина, пластик, текстиль и пр.).
-
Продукты переработки целлюлозы (изделия из бумаги и картона, древесина).
-
Стекло.
-
Металлы.
-
Опасные бытовые отходы (ртутные лампы, аккумуляторы и пр.).
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- порядок осуществления транспортирования ТКО;
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
- основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Отличия для организаций
Главным отличием ТБО и ТКО для организаций является обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами.
До 2019 года понятие твердые бытовые отходы включало в себя лишь мусор, созданный гражданами. Предприятия такой мусор не образовывали и, соответственно, не имели обязанности по организации процесса обращения с ним и оплате услуг обслуживающей организации.
С введением термина ТКО вопросы вывоза и утилизации мусора стали касаться и юридических лиц. Теперь каждое предприятие обязано заключить договор с регоператором и своевременно оплачивать услуги.
Единственным исключением являются организации, которые на своей территории имеют полигон для размещения ТКО. В этом случае заключение соглашения не требуется.
Деятельность региональных операторов
Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.
С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.
Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:
- иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
- предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
- управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.
Законодательство о КГО
Согласно законам РФ, действуют следующие нормативные акты, относящиеся к вывозу и утилизации КГО:
- В Постановлении № 155 Правительства России от 10 февраля 1997 года и в статье 8.2 КоАП регламентируется процесс взаимоотношений потребителей и предприятий, занимающихся транспортировкой и утилизацией.
- В Федеральном законе № 89, датированном 24 июня 1998 года, содержится инструкция о передаче и отчуждении КГМ.
- Предприятия, осуществляющие сбор отходов, руководствуются в обязательном порядке СанПиНами 42-128-4690-88 и 2.1.2.1002 -00, а так же Федеральным Законом № 52 от 30 марта 1999 года, в которых отображены требования по соблюдению санитарно – эпидемиологического благополучия граждан страны.
- Необходимость лицензирования предприятий, осуществляющих вывоз и утилизацию, отображена в акте № 128 от 8 августа 2001 года.
- Правительственным постановлением №1156 от 12 ноября 2020года определена обязанность вывоза отходов региональными операторами на основе договоров с муниципалитетами или местным самоуправлением.
По законодательству требований к месту установки бункеров не предусмотрено, оно определяется согласно договорённости перевозчика с управляющей компанией.
Учет и переработка твердых бытовых отходов
Современные методы утилизации включают:
- Захоронение. Простейший метод утилизации, отличающийся низкими затратами и максимальным уровнем вредного воздействия на окружающую среду. Помимо загрязнения природы вред наносится и человеку путем образования газа, вызывающего заболевания респираторной системы.
- Компостирование ТБО. Пищевые отходы перерабатывают в компост, выступающий удобрением. Компостирование ТБО распространено в частных хозяйствах, но на промышленных предприятиях развито слабо.
- Сжигание ТБО. Сжигание, вырабатывающее тепловую энергию, позволяет сократить объемы утильсырья, но не защищает от выброса вредных веществ.
- Переработка. Основная задача переработки – повторное использование утильсырья, позволяющее снизить количество свалок и оказываемого вреда на окружающую среду. Вторичная переработка позволяет использовать:
- пластиковый мусор для изготовления канцелярских принадлежностей, одежды, мебели и обуви;
- керамические и стеклянные отходы для производства тротуарной плитки и облицовочных материалов.
Среди новых методик отметим пиролиз ТБО, позволяющий разложить мусор на более легкие составляющие при низких или высоких температурах.
Твёрдые коммунальные отходы, образованные в бытовых условиях можно разделить на несколько видов. Состав ТКО характеризуется следующим перечнем видов мусора и отходов:
- Отходы, образованные во время потребления физлицами в жилых помещениях.
- Отходы, которые потеряли свои потребительские свойства в жилых помещениях при употреблении в личных нуждах. Характеристики и габариты товаров не уточняются.
- Отходы больших размеров. КГО и мусор, образованный во время ремонта, вывозят с остальными ТКО.
- Мусор, образованный во время уборки территории, прилегающей к дому. Листья, трава, пыль, песок и прочее — все это относится к ТКО и учитывается в стоимости коммунальных услуг.
В основном мусор, относящийся к ТКО, классифицируется по классу опасности IV или V.
Обращение пятого класса не требует от вас составления паспорта на отходы. К нему относятся КГО, обрезки деревьев, парковые и кладбищные отходы. Для утилизации этих видов мусора не требуется лицензия.