Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основным условием при формировании заработной платы учителям является начисление суммы среднего уровня дохода, зависящего от региональной экономики. Регионы, которые имеют материальную возможность, могут начислять дополнительный бюджетный процент по своему усмотрению. Предусматриваются и субъектные параметры, включая «северные».

Как формируется зарплата учителей

Если высчитывать в денежном эквиваленте, то доход преподавателей на Северном Кавказе будет одним из наиболее низких. Средний коэффициент находится в пределах 25 тысяч рублей. Наибольшая зарплата учителям выплачивается в Москве и Дальневосточном округе — около 100 тысяч рублей.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Второе за год повышение тарифов ЖКХ возмутило даже депутатов Госдумы

Они считают, что сейчас точно не то время, чтобы это делать

Правительство России объявило о внеочередном повышении тарифов ЖКХ с 1 декабря 2022 года.

Эти планы не могли не вызвать возмущенной реакции населения, которое в условиях нынешних экономических сложностей и без того понесло серьезные финансовые потери. С населением согласились и некоторые депутаты Государственной думы.

В частности, о том, что планируемое Правительством РФ внеочередное повышение тарифов ЖКХ с 1 декабря 2022 года даже противоречит нормам закона и нарушает права граждан сделал лидер фракции партии «Справедливая Россия — за правду!» Сергей Миронов.

Напомним, что по планам Правительства РФ с 1 декабря подлежат увеличению на 9% тарифы ЖКХ для граждан. Таким образом, это будет внеочердное и второе за этот год увеличение, которое ранее было запланировано аж на июль 2023 года.

Как уверяют инициаторы, это повышение тарифов сможет существенно поддержать отрасль ЖКХ и помочь провести ее модернизацию.

Сергей Миронов ответил на такие установки жестко:

«Правительство выбрало самый неподходящий момент, чтобы содрать с граждан побольше. Это возмутительное решение увеличивает социальные риски в и так непростой обстановке. Оно противоречит закону, по которому индексация производится не чаще одного раза в год и не выше уровня инфляции».

Еще одной из главных проблем года члены профсоюза «Учитель» называют курсы повышения квалификации.

— От школ в регионах требуют, чтобы учителя их постоянно посещали, плюс усиливается давление на аттестацию, — разъясняет Всеволод Луховицкий. — Люди из регионов говорят, что учить некогда — надо учиться.

Татьяна из сельской школы в Нижегородской области жалуется, что курсы «замучили», из-за них некогда ни учить детей, ни заниматься семьей:

— У меня первый класс, мне хочется довести их до 5-го и уйти из школы. Не потому, что я плохо себя чувствую из-за болезни. Просто больше не хочу. Не дают с детьми работать. С детьми в начальной школе работать интересно, они в чем-то наивные, доверчивые… Но не дают.

У меня практически нет выходных, в последние я даже не стала встречаться с внуками, сказала: «Дайте мне сдать на категорию».

Ее коллегу Маргариту из той же области иногда отправляют на курсы «в приказном порядке», на них она тратит все свободное время:

— Муж меня берет за руку и в первом часу ночи выводит из-за компьютера: «Тебе за 50, извини, инсульт-инфаркт». Может быть, кто-то и быстро сделает эти задания. Я стараюсь делать хорошо, как привыкла. Да, к урокам я приготовилась, а дальше уже сидишь как получится.

Тематические группы в соцсетях пестрят сообщениями о решении учителей уйти из школы. Главными причинами сами педагоги называют низкие зарплаты, перегрузку, бумажные отчёты и давление со стороны администрации школ.

«Я молодой специалист, два года в школе. Предыдущий учебный год был тяжёлый – недовольные родители и большая нагрузка. Была на грани нервного срыва, взяла себя в руки, доработала до конца года. Надеялась, что за лето эмоциональный ресурс восстановится, будут силы, нравится преподавать, хотела дать себе ещё один шанс и год на внедрение в школьную систему, но, увы, нет никакого желания сейчас работать, хочется рыдать, когда заходишь в школу. Хочу отработать две недели и уйти в середине сентября. Да, плохо. Но не издеваться же над собой», – поделилась с коллегами учитель математики.

Читайте также:  Как определить срок исковой давности по взносам на капитальный ремонт

«Несмотря на то что у меня профильный класс и что дети, что родители очень хорошие и мотивированные, я уже устал от отчётности. Начинаешь ненавидеть классное руководство, и ведь дело не в детях и родителях, а в бумажной бесполезной ерунде, от которой уже тошнит», – рассказал ещё один учитель.

«Вырвалась из ада, нет больше сил работать в постоянном стрессе за копейки. За две ставки с высшей категорией я получала чуть больше 30 тысяч рублей. Но не только в этом дело, многое можно было бы стерпеть, если бы не постоянное скотское отношение администрации, выговоры и претензии на ровном месте. Детей очень жалко, но здоровье дороже», – написала педагог из Волгограда.

В начале августа Сергей Кравцов попросил педагогов присылать в Минпросвещения свои предложения, какие мероприятия стоит провести в рамках Года педагога. Опрос, проведённый профсоюзом «Учитель», показал, что 89 процентов опрошенных учителей хотят в этом учебном году наконец дождаться повышения зарплаты.

По данным проекта Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования», в 2020/21 учебном году большая часть российских учителей (свыше 80 процентов) зарабатывали менее 40 тыс. рублей. Больше половины опрошенных (54,4 процента) сообщили, что их зарплата составляла 20–39 тыс. рублей, а 16 процентов получали менее 10 тыс. рублей в месяц.

Как следствие, свыше 40 процентов учителей были вынуждены ограничивать себя во всех тратах, кроме покупки еды, 20 процентам не хватало денег на покупку одежды, а от 34 до 40 процентов педагогов не могли позволить себе приобрести бытовую технику.

Компенсационные выплаты

Сколько: до 200 процентов от зарплаты.

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.

Компенсацию платят за:

  • сверхурочную работу;
  • проверку письменных работ;
  • заведование кабинетами;
  • руководство предметными комиссиями;
  • работу в сельской местности;
  • работу с детьми-сиротами.

Какие доплаты положены учителям первой категории

Рассчитать размер оплаты по новой системе просто. Чтобы узнать, сколько доплачивают учителю за 1 категорию, необходимо величину оклада умножить на повышающий коэффициент — например, 0,2.

Пример. Учитель русского языка прошла аттестацию на первый тип квалификации и работает в школе 10 лет. В сентябре она провела занятия на дому с детьми-инвалидами. По региональному законодательству за такой труд полагается прибавление к окладу 20 %. Для нее установлены следующие параметры:

  • нагрузка 20 часов в неделю;
  • оклад — 7000 руб.;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • доплата за 1 категорию — 0,2;
  • за проверку ученических работ — 0,1.

Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 20 = 7777,78. За категорию получаем 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проведение занятий с детьми-инвалидами на дому: 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проверку работ: 7777,78 х 0,1 = 777,78. Добавляем еще 500 рублей за 10-летний стаж.

Сколько зарабатывает учитель за рубежом

В странах бывшего Советского Союза начисление заработной платы преподавателям происходит по той же схеме, что и в России. Различаются только расценки. По официальным данным республики Казахстан минимальный доход учителя без классного руководства и категорий всего 11 тысяч рублей. Но с дополнительной нагрузкой — проверкой тетрадей, заведование кабинетом и прочее — 17 тысяч рублей. В частных школах учителя получают в среднем 32 тысячи рублей.

Преподавателям Германии разрешено одновременно вести несколько предметов из разных областей. Зарплаты колеблются от трёх до пяти тысяч евро — всё зависит от стажа и места работы. Например, учитель начальных классов в Рейн-Вестфалии получает каждый месяц 3500 евро (260 тысяч рублей). А специалист по истории в Баварии, со стажем преподавания 20 лет, зарабатывает 4000 евро (295 тысяч рублей).

В США доход учителя сильно зависит от штата, где расположена школа. Средняя зарплата в Калифорнии —7500$, а в Южной Дакоте 3200$. При этом тут также есть надбавки за внешкольные занятия, влияет уровень образования и результаты профессиональных тестов. С увеличением стажа преподавания растёт заработная плата. Максимальный доход, на который может рассчитывать специалист — 12 500$ (820 тысяч рублей).

Из чего состоит заработная плата учителей

Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:

Выплаты Подробное описание, за что выплачиваются
Оклад Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае
Премии Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией
Стимулирующие выплаты Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах
Читайте также:  Детские билеты и тарифы на РЖД: до какого возраста бесплатно, льготы и скидки

На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:

  1. Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
  2. Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
  3. Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
  4. Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.

Без реформы, но с повышенным окладом

Доведение учительской зарплаты до среднего в экономике региона уровня продолжится и впредь. Президентом Татарстана принято решение о повышении с 1 января 2022 года заработной платы работникам бюджетной сферы. В принятом постановлении КМ РТ предусмотрено повышение базовых окладов и соответственно стимулирующих и компенсационных выплат, рассчитываемых в процентах от базовых окладов, сообщили в пресс-службе Минобразования и науки РТ.

Как сообщил Юрий Прохоров, с 1 января 2022 года базовые оклады учителей поднимутся на 17,5% — до 16 тысячи 790 рублей. В пересчете они будут равняться 1,1 МРОТ. По его словам, с повышением окладов поднимутся и другие доплаты, в результате чего учителя смогут зарабатывать до 44—50 тысяч рублей в месяц. При условии, что нагрузка составит 24—28 уроков (часов) в неделю. Сможет ли это восполнить дефицит? Сейчас в Казани не хватает 1 500 учителей, а в Набережных Челнах — 840 учителей. Глава профсоюзов считает, что одними деньгами проблему не решить — нужно время для подготовки молодых педагогов. Пока же нехватка кадров закрывается двойной «нагрузкой», уточнил он.

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2021 году?

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:

— основной оклад;

— индивидуальная премия (минимум 5%);

— доплата за вредность и работу в выходные дни;

— надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);

— иные дополнительные платежи (если есть).

Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.

Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.

Читайте также:  Путин поручил поднять зарплаты бюджетникам

Размер заработной платы педагогического состава отличается в зависимости от территории проживания и осуществления трудовой деятельности. Специалисты отмечают, что разрыв достаточно внушительный, и правительству пока не удается выровнять ситуацию из-за существующего дисбаланса в экономике отдельно взятых территорий.

К примеру, ежемесячное жалованье учителя на Чукотке составляет порядка 100 тыс. рублей, а преподаватель той же квалификации, работающий на Сахалине, получает около 86 тыс. рублей. В некоторых регионах России зарплата бюджетников этой сферы редко превышает 20 тыс. рублей (Северный Кавказ, Алтай).

Еще один сдерживающий фактор, который препятствует повышению уровня благосостояния педагогов, — так называемый «подушный» подход — финансовые средства из регионального бюджета направляются в учебные заведения в соответствии с количеством учащихся.

Это заставляет педагогов из малокомплектных школ искать для себя более высокооплачиваемые варианты работы, что создает еще одну проблему в сфере образования — текучку кадров. В связи с этим профсоюзы выступают за фиксированную ставку, размер которой должен быть не менее двух МРОТ.

Размер заработной платы учителей московского региона также зависит от уровня квалификации, специализации, территориальной принадлежности учебного заведения. К примеру, наиболее высокий оклад определен для представителей этой профессии, осуществляющих трудовую деятельность в Москве и Химках, при этом больше всех получают преподаватели основ экономики и иностранного языка.

В Раменском самой большой зарплатой может похвастать учитель начальных классов — около 60 тыс. рублей. В учебных заведениях других муниципалитетов заработок педагога составляет около 50 тыс. рублей. Таблицы ниже показывают размеры окладов учителей Московской области.

По территориальному расположению школы

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям (в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку.

Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

С 2020 года уровень заработной платы педагогов определяется по новой системе должностей. Как ожидается, базовая часть заработка рядового учителя и руководителя образовательного учреждения будет рассчитываться по схеме 1:4, то есть доход директора школы не может превышать зарплату начинающего педагога более чем в 4 раза.

Пока неизвестно, как будет производиться расчет окладов других категорий, но введенные звания уже известны:

  • учитель — начинающий педагог, ни разу не повышавший квалификацию и не получавший дополнительного образования;
  • старший учитель — преподаватель, который кроме обучения школьников занимается написанием методических программ для проведения занятий и развития дисциплин, а также участвует в коррекционной работе;
  • ведущий учитель — координирует работу педагогического коллектива, занимается организацией процесса обучения.

Еще одно нововведение — экзамены, проведение которых обусловлено подтверждени��м квалификации педагога. Оклад преподавателя, успешно прошедшего экзаменационное испытание, также увеличится.

В ней непосредственно учитывается деятельность по обучению детей. Её оценивают в количестве часов, потраченных на проведение уроков. Важно учитывать, что для повышения уровня своей работы, педагоги должны тратить время на своё совершенствование, повышая уровень своих знаний. Кроме времени, потраченного на уроки, здесь должны учитываться дополнительные виды работы, которые обеспечивают продуктивность основного труда.

Учителю в обязательном порядке приходится проверять тетради, что требует большого количества времени. Отнимает достаточно сил выполнение классного руководства. В большинстве случаев учителя делают или занимаются приобретением наглядных пособий по преподаваемому им предмету. В процессе обучения неоднократно приходится использовать раздаточный материал, который приходится в большинстве случаев делать самостоятельно.

Кроме перечисленного, в эту часть зарплаты включаются доплаты за квалификацию и интенсивность труда. Необходимо принимать во внимание, что иногда выполнение обязанностей может усложняться, что также должно учитываться.

Как рассчитывается зарплата учителя по новой системе

Новая система оплаты труда предполагает установление базовой части заработной платы на уровне 70% в общей структуре, остальные 30% будут приходиться на компенсационную и стимулирующую части. Также для уравнивания доходов предлагается отменить понижающие коэффициенты для педагогов без высшего образования.

Положение об оплате труда педагогических работников, в котором прописывается, как рассчитывается зарплата учителя, должно содержать следующие основные пункты:

  • определения понятия и ставок должностных окладов специалистов;
  • почасовые ставки оплаты труда;
  • определение структуры компенсационных выплат;
  • определение структуры стимулирующих выплат;
  • проведение выплат на основе тарификаций;
  • устанавливается почасовая оплата труда;
  • включение в состав дополнительных выплат часов замещения других учителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *