Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стр 15 из 19 Российской Федерации, по перечням должностей и профессий Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленными этими перечнями.
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
-
Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Как происходит проверка воинского учета
Проверку ведения воинского учета выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки могут производиться не чаще одного раза в три года.
Проверяющих учет, в частности, будут интересовать следующие документы:
- приказ о ведении воинского учета;
- план работы по ведению воинского учета;
- личные карточки граждан, по которым ведется учет;
- журнал проверок ведения учета;
- расписка в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство по вопросу ведения воинского учета.
При проведении проверки правильности учета контролирующий орган оценивает:
- осуществление и организацию воинского учета в компании;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников, по которым ведется учет.
Обычно на предприятии обязанность по проведению учёта военнообязанных возлагается на кадровика. Исключением являются коллективы с численностью более 500 человек, так как в этом случае по закону положено иметь отдельную штатную единицу для проведения работы по воинскому учёту.
Отчеты в военкомат кадровика или профильного сотрудника имеют свою форму и порядок заполнения. Весь регламент прописан в нормативных актах. Их несколько:
- ФЗ № 61 «Об обороне» от 31.05.1996. где ст. 8 прописаны функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны.
- ФЗ № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 в котором есть ст. 9 регламентирующая обязанности организации.
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
- Методические рекомендации, разработанные и утверждённые Генштабом ВС РФ 11.07.2017. Методичка является своего рода доступной инструкцией в организациях.
Для правильности осуществления отчётности по военнообязанным лицам и проведению учётной работы руководители и ответственные сотрудники должны изучить правовые документы и использовать их в своей работе.
Законодательство о воинском учете
Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях построено на «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.04.2008 и включает:
- Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
- Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
- Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
- Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации, по которым ведется учет, и нарушениях.
- Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
- Ежегодную сверку данных.
- Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.
Форма личной карточки работников предприятия Т-2 предложена Постановлением Госкомстата РФ № 1. Наша инструкция по ведению воинского учета в организациях включает заполнение этой формы.
При осуществлении ВУ и бронирования предприятия должны руководствоваться:
- Конституцией РФ (ст. 59);
- Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 01.08.2018) «Об утверждении Положения о ВУ»;
- ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 29.12.2017);
- ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (ред. от 22.02.2017);
- ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 03.08.2018);
- Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890;
- Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156;
- Инструкцией по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664;
- Методическими рекомендациями Генерального штаба ВС РФ по ведению ВУ в организациях.
Как определить перечень должностей, которые бронируются на предприятии?
Работа по БГПЗ проводится в соответствии:
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- с Конституцией Российской Федерации;
- федеральными законами;
- постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии по вопросам БГПЗ;
- «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в ОГВ, ОМСУ и организациях» (утвержденной Постановлением МВК по вопросам БГПЗ от 22.12.1999 N 144).
Бронирование ГПЗ осуществляется: — по перечням должностей и профессий (утвержденный Постановлением МВК N 140 от 22 декабря 1999 г.); — персональное; — по постановлениям МВК.
При осуществлении ВУ и бронирования предприятия должны руководствоваться:
- Конституцией РФ (ст. 59);
- Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 01.08.2018) «Об утверждении Положения о ВУ»;
- ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 29.12.2017);
- ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (ред. от 22.02.2017);
- ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 03.08.2018);
- Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890;
- Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156;
- Инструкцией по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664;
- Методическими рекомендациями Генерального штаба ВС РФ по ведению ВУ в организациях.
Документы по бронированию разрабатываются и ведутся в соответствии с приложениями к «Инструкции по бронированию граждан РФ…». Перечень необходимых бумаг следующий:
- список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в ВС РФ (форма № 2, приложение № 1);
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6, приложение № 6);
- список пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (форма № 8, приложение № 8);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным лицам, пребывающим в запасе (форма № 9, приложение № 9);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма № 10);
- книга учета передачи бланков специального ВУ, военных билетов и личных карточек (форма № 11, приложение № 10);
- книга по учету бланков специального ВУ (форма № 13, приложение № 11);
- карточка учета организации (форма 18, приложение № 13);
- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ на период мобилизации и на военное время (форма № 19, приложение № 18);
- приказ о порядке выдачи удостоверений (форма № 4) на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам;
- план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
- план замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время
Документы следует хранить в специально оборудованных помещениях и железных сейфах, обеспечивающих сохранность бумаг.
РАЗДЕЛ VI. БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Статья 22. Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время
Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 23. Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время
1. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Кто относится к пребывающим в запасе
Состав запаса Вооруженных Сил России формируется из числа дееспособных, вменяемых лиц, достигших совершеннолетия. Для всех военнообязанных обязательно проставляется группа учета РА в военном билете в установленном порядке. Этот документ имеет две разновидности:
- для офицеров, уволенных в запас;
- для солдат, мичманов, прапорщиков, сержантов и старшин.
Мобилизационный запас необходим для увеличения численности армии в военное время, и он состоит из резерва и ресурса. Резервисты заключают контракт, требования к этой категории жестче, чем к гражданам из людского ресурса. Стоит уточнить: военнообязанный или невоеннообязанный — как можно определить? Человек считается военнообязанным, если он пригоден или ограниченно годен к армейской службе и если его возраст не превысил установленный законом ценз.
Помимо военнослужащих, закончивших срочную службу и уволившихся по окончании контракта, запас формируется из следующих категорий граждан:
- выпускников вузов, прошедших программу военной подготовки;
- выпускников вузов, обучавшихся на военной кафедре;
- граждан, получивших отсрочку от срочной службы;
- уклонистов, достигших возраста 27 лет;
- служивших на альтернативной службе;
- женщин со специальностями, подлежащими военному учету.
Запасник должен пройти военно-врачебную комиссию для определения степени его годности к службе. Гражданин в запасе – это не постоянный статус.
Документы по бронированию разрабатываются и ведутся в соответствии с приложениями к «Инструкции по бронированию граждан РФ…». Перечень необходимых бумаг следующий:
- список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в ВС РФ (форма № 2, приложение № 1);
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6, приложение № 6);
- список пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на ВС по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (форма № 8, приложение № 8);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным лицам, пребывающим в запасе (форма № 9, приложение № 9);
- ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на ВС по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма № 10);
- книга учета передачи бланков специального ВУ, военных билетов и личных карточек (форма № 11, приложение № 10);
- книга по учету бланков специального ВУ (форма № 13, приложение № 11);
- карточка учета организации (форма 18, приложение № 13);
- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа ГПЗ на период мобилизации и на военное время (форма № 19, приложение № 18);
- приказ о порядке выдачи удостоверений (форма № 4) на период мобилизации и на военное время забронированным гражданам;
- план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
- план замены специалистов, убывающих на военную службу по мобилизации и на военное время
Документы следует хранить в специально оборудованных помещениях и железных сейфах, обеспечивающих сохранность бумаг.
Для начала разберемся с терминами и расскажем, что означает словосочетание «бронирование граждан, пребывающих в запасе». Здесь подразумевается комплекс процедур, проводимых в спокойное время с целью обеспечения компаний в период мобилизации и во время войны работниками из числа людей, пребывающих в запасе. Достигается это путем выдачи им отсрочек (отсрочка может предоставляться на срок до 6 месяцев) от призыва на военную службу (ВС), а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований.
Руководство данной работой осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, за организацию ответственен военный комиссариат. Сама процедура осуществляется на местах.
В первую очередь бронирование ведется на предприятиях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и функционирующих в неспокойное время. Списки таких фирм утверждаются территориальными комиссиями и через районные (городские) комиссии доводятся до военных комиссариатов. Эти списки в военных комиссариатах являются основанием для бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях.
Выбрав вид и способ бронирования и получив подтверждение брони, можно приступать к выбору вида оплаты забронированного номера. Сделать это можно с помощью:
- наличных, которые платятся в банке, самой гостинице или в офисе системы бронирования, где вам выдадут квитанцию подтвреждения оплаты за выбранный вами номер;
- перечисления средств с вашего расчетного счета на счет отеля или офиса, который занимается бронированием;
- банковской карты, с которой вы переводите ваши средства на счет отеля через интернет-сервис;
- платежных электронных систем, которые позволят перечислить деньги сервиса «WebMoney» или «Яндекс.Деньги» через специальную программу или терминал.
Основания для снятия с учета
Среди основных причин, по которым возможно снятие с регистрации в военкомате, выделяют:
- Возраст мужчины. Сроки снятия могут различаться в зависимости от воинского звания;
- Переезд в другую страну. При выезде на территорию другой страны и пребывании там на протяжении длительного периода времени гражданин должен заблаговременно обратиться в военный комиссариат. В военкомате необходимо будет написать заявление и сдать военный билет или приписное. В случае, если мужчина еще не служил, то его приписное будет храниться в военкомате до достижения им предельного призывного возраста, то есть 27 лет, после чего будет уничтожено;
- Смена места жительства. После принятия решения о смене места жительства, мужчина должен в обязательном порядке сняться с учета, а по прибытию на новое место на протяжении двух недель зарегистрироваться в новом военкомате;
- Снятие с учета в связи с болезнью или инвалидностью. При наличии серьезного заболевания или инвалидности, комиссия присвоит человеку соответствующую категорию годности, после чего снимет с учета;
- Учеба в ВУЗе в другом городе. Если студент принял решение проходить обучение в другом городе, то в обязательном порядке должен зарегистрироваться в местном военкомате, а вот с места постоянной регистрации выписываться нет необходимости.
Предельный возраст военнообязанных в России на 2020 год
В ст. 53 (п.1) закона о военной службе пояснен состав военнообязанных лиц, находящихся в запасе, а также их предельный возраст:
Звания (состав запаса) | В каком возрасте снимают с воинского учета мужчин в России | ||
I-й разряд | II-й разряд | III-й разряд | |
Матросы
Солдаты Мичманы Сержанты Прапорщики Старшины |
35 лет | 45 лет | 50 лет |
Младшие офицеры:
|
50 лет | 55 лет | 60 лет |
Майоры
Капитаны 3-го ранга Подполковники Капитаны 2-го ранга |
55 лет | 60 лет | 65 лет |
Полковники
Капитаны 1-го ранга |
60 лет | 65 лет | — |
Высшие офицеры:
|
65 лет | 70 лет | — |
По таблице просто определить, исходя из присвоенного звания (например, полковник, майор, лейтенант запаса), до какого возраста гражданин будет пребывать в статусе военнообязанного.
Находящимся в запасе женщинам присваивается третий разряд. Возраст их снятия с воинского учета зависит от того, есть ли у них офицерские звания. Если они имеются, военнообязанные женщины пребывают в запасе до исполнения 50 лет. Если офицерское звание отсутствует, женщин снимают с учета на 5 лет раньше – в 45 лет.
Присвоенный запаснику 1 разряд показывает, что в случае начала военных действий или иной чрезвычайной ситуации, он будет призван в армию в первоочередном порядке. Соответственно, следующими станут воины запаса 2 разряда, а потом – третьего.