Социальное обслуживание: понятие, принципы, формы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание: понятие, принципы, формы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;

  • Пенсионное обеспечение;

  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

  • Предоставление льгот;

  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;

  • Добровольное социальное страхование;

  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;

  • обеспечение пособиями;

  • бесплатное медицинское обслуживание;

  • предоставление санаторно-курортного лечения;

  • социальная помощь семьям, имеющим детей;

  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

В каком виде оказывается адресная социальная помощь?

Адресная социальная помощь, в первую очередь, зависит от того, к какой льготной категории принадлежит семья или гражданин. Так, многие получают выплаты, как разовые, так и регулярные. Это касается родителей-одиночек, многодетных семей.

Семьям, которые лишились большей части дохода или оказались в затруднительном положении, предлагается доплата, которая позволит повысить благосостояние до прожиточного минимума. Многие категории получают помощь в виде лекарств, необходимых для обеспечения нормальной работы организма при заболеваниях, продуктов питания, одежды и канцелярских товаров для детей.

Инвалиды, пожилые люди могут получить другой вид помощи: если человек не может самостоятельно обслуживать себя, ему предоставляют социального работника, который будет помогать в ежедневных делах и передвижении. Пенсионерам, инвалидам, детям из многодетных семей предоставляется и право на бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в учебных заведениях.

Во многих регионах Российской Федерации адресная социальная помощь предоставляется в виде заключения социального контракта. Так, например, гражданам помогают получить работу, пройти переобучение, открыть собственный бизнес или даже заняться фермерством.

Важно также понимать, что адресная социальная помощь – это не основная льгота или пособие. При получении такой поддержки вы не лишаетесь права на другие выплаты, например, те, которые положены матерям-одиночкам или малоимущим семьям. Чаще всего, такой вид поддержки непостоянный.

Понятие и виды государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • • адресного использования бюджетных средств;
  • • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • • снижения уровня социального неравенства;
  • • повышения доходов населения.

Социальное обслуживание социальная поддержка и защита граждан

Это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях, носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная поддержка (помощь) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

При уточнении значения категории социальная поддержка следует больше внимания уделить интерактивной стороне взаимоотношений между субъектом и объектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживается социальная поддержка как деятельность конкретного социального работника с конкретным клиентом. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.

Читайте также:  Отслеживание статуса посылки ТК Почта России

Эта тема весьма актуальна в современных условиях. Это объясняется рядом важных факторов. В последние годы многие ученые все чаще занимаются этой теоретической и практической проблемой. Однако ряд аспектов этой научно-практической задачи остаются нерешенными и достаточно широко обсуждаются в юридической теории и практике.

Социально-экономические реформы в России привели к радикальным переменам в общественной жизни. Ликвидированы либерализация экономики, внешняя деятельность, централизованная система планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. Большинство населения является, в принципе, новые ценности, и все социальные условия русской жизни изменились.

Согласно ст. 7 Конституции РФ – Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение общественного прогресса, основанного на правовых принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство должно помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, так что каждый может жить достойно.

Главная задача социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится уничтожить социальное неравенство-неравенство, связанное с потерей дохода или средств к существованию в силу различных обстоятельств. Инструментом социального государства, противодействующим этим колебаниям назначения, является социальное обеспечение.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости, но и от способности государства осуществлять такие гарантии. Переход социального общества от основной цели — обеспечение прожиточного минимума-к более высоким целям-нуждающимся людям или поддержание их нормального уровня жизни в значительной степени зависит от способности самого общества создавать фонды социального обеспечения в дополнение к средствам, выделяемым этому государству.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество утвержденных законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России.

Целью данной курсовой работы является анализ государственной социальной помощи в Российской Федерации на современном этапе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать законодательство государственной социальной помощи;

2. рассмотреть цели и виды социальной помощи в РФ;

3. рассмотреть порядок и условия предоставления государственной социальной помощи;

4. рассмотреть основные проблемы и пути их решения.

Объектом исследования является гражданское право.

Предметом исследования является предоставление государственной социальной помощи гражданам РФ.

В процессе исследования использовались следующие методы: научной абстракции; исторический; монографический; аналитический; экономико-статистический и др.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Согласно статье 1 Федерального закона, государственная социальная помощь — это оказание семьям низкого достатка, одиноким гражданам и другим лицам по закону государственной социальной помощи, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно важных активов. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, поскольку необходимо определить точное количество получателей такой помощи, а также его размер, сроки исполнения и порядок назначения (или отказ в приеме) для применения настоящего Закона.[5]

Предоставление такого рода помощи регулируется главным образом главой 3 Закона О государственной социальной помощи и соответствующим региональным законодательством.

Согласно ст. 3 Закона О государственной социальной помощи основными целями этого вида помощи являются:

– поддержание уровня жизни малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноких граждан, средний доход которых ниже прожиточного минимума, установленного соответствующей Федерацией;

– Снижение уровня социального неравенства и сближение социальных уровней различных слоев населения;

– создание условий, необходимых для обеспечения общедоступности и социально приемлемого качества социальных услуг;

– Увеличение доходов населения;

– конкретное использование бюджетных ресурсов;

– Усилить ориентацию социальной поддержки на нуждающихся граждан.[6]

В определенной степени эти цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Определение вышеупомянутых целей также должно быть своевременно признано, поскольку в настоящее время большое число людей находится за чертой бедности.[7]

Для достижения всех этих целей и повышения уровня жизни они должны прежде всего: восстановить роль трудовых доходов как основного источника денежных доходов населения; использовать доходы от трудовой и предпринимательской деятельности; содействовать получению доходов от собственности; инвестировать и предоставлять кредиты в важные социальные программы, направленные на формирование базовых условий жизни: здравоохранение, образование и обучение.- усилить социальную поддержку малоимущих граждан на основе учета материального положения семей и принципа обращения за пособиями и помощью.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения физических и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: национальный доход, заработная плата, реальные доходы, потребляемые товары и услуги, потребление продовольственных и непродовольственных товаров, рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. Строго говоря, он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий уровень доходов. Поэтому реальные доходы населения чаще рассматриваются как общий показатель уровня жизни населения для удовлетворения его физических и духовных потребностей. В них указывается количество приобретенных товаров и физических услуг с учетом изменений розничных цен и налоговых расходов, а также других обязательных платежей.[8]

Важным показателем уровня жизни является прожиточный минимум. Прожиточный минимум является своего рода эталоном бедности.

Бедная или бедный человек, чей ежемесячный доход на члена семьи ниже прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, они частично или полностью некомпетентны, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, неблагополучных семей, одиноких пожилых людей.

Одной из отличительных особенностей государственной социальной помощи является ее доступность, и в соответствии с этим определением группы получателей государственной социальной помощи конкретно определен. Это могут быть только малочисленные семьи или одинокие граждане, которые по независимым причинам имеют средний доход ниже прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом РФ.

Направление включает в себя правильное определение граждан, которые материально нуждаются и могут быть достигнуты различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, определение направления, которое основано на определенных показателях, статистически связанных с потребностью. В-третьих, создание механизма самообучения, направленного нуждающимся лицом в органы социальной защиты населения.[9]

Читайте также:  Военные санатории МО РФ в 2022-2023 году

Государственная социальная помощь оказывается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В этом случае ассигнования из федерального бюджета будут выделены в случае недостаточности ресурсов из бюджета нижнего уровня.

С учетом вышесказанного можно сказать, что социальная поддержка состояния бедности заключается в предоставлении услуг, компенсаций, субсидий и предоставлении жизненно важных товаров семьям низкого качества и одиноким гражданам низкого качества для поддержания их уровня жизни, уменьшения социального неравенства и усиления социальной поддержки, специфичной для нуждающихся граждан.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость по��ышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Небольшие зарплаты и рост безработицы приводят к тому, что граждане вынуждены обращаться в органы соцзащиты для оформления льгот, пособий, субсидий, чтобы как-то прокормить себя и семью. Для того чтобы человека признали малоимущим, ему необходимо предоставить справку об очень низком доходе. После присвоения гражданину данного статуса он сможет получать различные пособия и льготы. Если малоимущей будет признана семья, то дети, проживающие в ней, получат талоны на бесплатное питание в школе.

Малоимущие граждане — это лица, имеющие доход ниже установленного субъектом прожиточного минимума и нуждающиеся в материальной поддержке государства. Для того чтобы получить статус малообепеченного человека, нужно прийти в органы соцзащиты своего населенного пункта и предоставить справки, документы, подтверждающие небольшой доход. [18]

Необходимо посчитать все имеющиеся в семье доходы. К которым относятся:

– пенсия;

– стипендия;

– алименты;

– зарплата;

– иные средства, полученные от коммерческой деятельности.

Если при суммарном подсчете окажется, что прожиточный минимум всей семьи не достигает положенного предела, можно смело обращаться за государственной поддержкой. Здесь также нужно помнить о том, что если человек живет один, то будут считать только его доходы. А если у него есть семья, то все денежные поступления. Малоимущие граждане — это только те люди, у которых не выходит на всю семью доход, равный прожиточному минимуму. Вот это и потребуется доказать в органах соцзащиты.

Итак, малоимущие граждане — это те, чьи доходы не достигают даже установленного минимума, необходимого для нормальной, человеческой жизни. Если такой статус хочет приобрести семья, то нужно будет собрать справки о доходах всех ее членов. В случае, когда человек одинок, ему необходим только документ, подтверждающий его небольшой заработок. Здесь не стоит забывать о том, что малоимущий гражданин — это лицо, чей доход не достигает прожиточного минимума. Но этот факт должен быть подтвержден документально. Также нужно помнить о том, что за государственной поддержкой могут обратиться только те граждане, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, а не просто лица, не работающие без определенных причин. К женщинам, находящимся в декретном отпуске, это не относится. Итак, если человек решил приобрести статус малоимущего, первое, что ему необходимо сделать — это прийти за помощью в органы соцзащиты. После консультации со специалистом на руки выдают список документов, которые нужно предоставить.[19]

За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.

Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.

Для того чтобы граждан признали малоимущими, им нужно лично прийти на прием в орган соцзащиты своего населенного пункта. Там нужно предоставить определенный список документов:

– справку о всех проживающих лицах;

– документы личности взрослых и детей, их копии;

– неработающие граждане предоставляют справку с центра занятости и с пенсионного фонда о том, что они не занимаются коммерческой деятельностью;

– документы о вступлении брак, а также о его расторжении, смерти мужа или жены;

– заявление (заполняется прямо на месте).[20]

Порядок признания граждан малоимущими достаточно прост, необходимо только собрать нужные бумаги и передать специалисту, работающему в органе социальной защиты. После чего подождать 10 дней. В течение этого времени специалисты производят подсчеты доходов по представленным документам. Если нужно, то делают специальные запросы. Если оказывается, что доход граждан не достигает прожиточного минимума, их признают малоимущими. Затем назначают льготы и пособия. Малоимущие граждане — это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе минимума. Именно по этой причине государство поддерживает таких граждан и оказывает им материальную помощь.[21]

После того как граждане получают данный статус, они имею право на:

– зачисление малышей в детские сады (в первую очередь);

– дотации в школе; бесплатную юридическую помощь;

– льготы при оплате налогов; получение путевки в оздоровительные лагеря и санатории;

– на бесплатное получение лекарств нуждающимся членам семьи.

К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.

Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Виды государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • 1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • 2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается — безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С какой целью осуществляется поддержка государства?

Оказание господдержки в виде социальной помощи может осуществляться как материальной помощью, так и в виде натуральных продуктов.

Получение дотации осуществляется в разном виде и размере для каждого из граждан, зависимо от индивидуальной ситуации.

Каждая заявка подробно рассматривается сотрудниками уполномоченных федеральных органов, которые и определяют, какую именно социальную государственную помощь предоставлять для гражданина.

Оценка кандидата на льготы происходит по следующим алгоритмам:

  • Оценивается материальное положение семьи, либо отдельного гражданина (оценивается официальная прибыль, заработанная собственным трудом);
  • Определение разновидности государственной помощи;
  • Оформление осуществляется только для малоимущих граждан по их обращению в управление соцзащиты, или МФЦ.

В связи со сложной экономической ситуацией, постоянным прогрессированием инфляции и цен, политика социальной помощи для малообеспеченных граждан имеет такие цели:

  • Повысить уровень жизни в стране;
  • Уменьшение безработицы, с целью сокращения количества малоимущих граждан;
  • Повышение качественной подготовки кадров и рост конкуренции квалифицированных сотрудников;
  • Увеличение эффективности контроля за доходами граждан;
  • Контроль рынка кадров с целью баланса рабочей силы (не иметь большое количество безработных, но, и чтобы не было преизбытка кадров);
  • Более тщательный отбор людей, нуждающихся в социальной государственной поддержке, путем проведения усиленного оценочного контроля;
  • Увеличение заработных плат рядовых граждан;
  • Уравнивание разных соц. слоев населения.

Что собой представляет опека и попечительство

Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Кто имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг?

В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

  1. инвалиды войны;
  2. участники Великой Отечественной войны;
  3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»
  4. военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. инвалиды;
  9. дети-инвалиды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *