Об уголовной ответственности за экономические правонарушения и коррупцию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об уголовной ответственности за экономические правонарушения и коррупцию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В качестве регулятора ответственности за мошенничество выступает статья 159 УК РФ. В нее время от времени вносятся коррективы. Сегодня она имеет 6 дополнений, которыми характеризуются конкретные виды преступных деяний.

Какая уголовная ответственность грозит за взятку?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
  • посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.

Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки. Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.

Стоимость услуг адвоката по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ

Стоимость услуг адвоката по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ обусловлена множеством факторов. Это квалификация и опытность конкретного адвоката, сложность дела, его срочность, и в конечном счете объем предстоящей работы. Чтобы понять цену на услуги адвоката по делу, необходимо обратиться на консультацию, в ходе которой адвокат вникнет в суть дела, определит позицию защиты исходя из ваших целей, и обговорит объем необходимой помощи. В среднем, цена ведения дела на предварительном следствии составляет от 100 тыс. руб., в суде от 70 тыс. руб., если специалист участвовал в деле на предыдущей стадии.

Адвокат по уголовным делам, обладающий высокой квалификацией и знающий специфику дел, именно по ст. 204 УК РФ, окажет Вам всю необходимую помощь.

Спасибо за подкуп или борьба со взяточничеством

Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.

При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:

  • Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
  • Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
  • Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
  • Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
  • Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.

Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:

  • Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
  • Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.

Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.

Причем Пленум посчитал, что такая ответственность наступает независимо также от того, были ли эти действия по службе либо бездействие заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче взятки за их совершение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий.

Объект и объективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа. Особенности квалификации и отграничение взяточничества и коммерческого подкупа. Договоренность о получении передаче ценностей. Анализ судебной практики правоохранительных органов. Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда РФ в одном из своих Определений, д ействия лица квалифицируются по совокупности преступлений как получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями, если последнее образует самостоятельный состав преступления (Определение СК Верховного Суда РФ от 28 января 1998г.) [1] .

Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по части второй статьи 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.) (п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

Однако суд не исследовал имеющееся в деле Положение о Департаменте пенсионной службы Республики Саха (Якутия), где указано, что этот департамент является органом исполнительной власти, а директор департамента- заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

Уголовная ответственность предусмотрена за коммерческий подкуп исключительно при наличии состава правонарушения. Если в поведении должностного лица просматриваются признаки состава преступления, но активные действия с его стороны были законными, то наказание по ст. 204 УК не предусмотрено. То есть, если директор, в обязанности которого входит вручение оборудования во временное пользование клиентам фирмы, получит от одного из клиентов благодарность в виде денежного вознаграждения, то это не подкуп. Оборудование в данном случае распределено на законных основаниях, хотя и небеспристрастно.

Конкурсные условия, документация составляется так, чтобы соискатель-подрядчик, взаимодействующий с чиновником, приобрел преимущество и гарантированно выиграл право проведения строительных работ. Работы осуществляет приглашенная по субподряду компания, имеющая связь с чиновником.

На этапе проектирования условием утверждения проекта является привлечение «нужных людей», связанных с чиновником, для составления проекта, поставки стройматериалов в соответствии с ним. В проект закладываются работы, результат которых выгоден ответственному лицу или связанным с ним лицам (например, выкуп недвижимости).

Подрядчик, не выполняющий условия чиновника-коррупционера, может столкнуться с затягиванием государственной приемки работ по надуманным основаниям или предъявлением заведомо невыполнимых требований, основанных на ложной трактовке строительных нормативов, законодательства.

Бизнесмену даются обещания беспрепятственного прохождения всех согласований при условии его лояльности к конкретному чиновнику и его интересам. Предлагается пригласить для оказания консалтинговых услуг фирму, связанную с чиновником, и оплатить ее работу. В случае несогласия имеет место искусственное затягивание согласования, применение лишенных конкретики критериев оценки.

На этапе выдачи уже согласованного пакета в случае отказа участвовать в преступном деянии бизнесмен может столкнуться с «потерей» документов, необходимостью их восстановления и защиты своих интересов в суде.

Чиновники, практикующие преступные схемы обогащения, применяют все более изощренные способы их сокрытия. Наряду с привлечением компаний, связанных с чиновником, услуги которых затем оплачивает поставщик, может иметь место открытие банковской карты для чиновника на имя третьего лица. Имя чиновника при этом не фигурирует в официальных бумагах. Имеют место и такие формы откатов, как приглашения в дорогостоящие зарубежные поездки за счет поставщика, организация банкетов и празднеств, которые также оплачивает зависимый от управленческих решений ответственного лица бизнесмен.

Вспомним из учебников права, что объект преступления представляет собой сферу отношений, которые ущемляются противоправными действиями преступника. Предметом преступного посягательства выступает вещь, подвергаемая воздействию лица в процессе совершения уголовно наказуемого деяния. Таким образом, предметом рассматриваемого преступления выступают:

  1. Материальные ценности: деньги, драгоценности, финансы.
  2. Неденежные выгоды – оказание услуг материального характера, которые предполагают безвозмездность и подлежат между тем оплате. Согласно Пленуму Верховного Суда №24 от 9.07.2013 г., под нематериальными выгодами следует понимать, к примеру, ситуацию, когда должностному лицу предоставляются привилегии в виде освобождения его от материальных обязательств (оформляется кредит по заниженной процентной ставке, осуществляется ремонт квартиры, прощается долг, отдаются в пользование объекты недвижимости и транспортные средства).
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
Читайте также:  Комментарии к "ПДД для велосипедистов 2023 года"

Адвокат пресёк провокацию коммерческого подкупа (взятка) ч.4 ст.204 УК РФ

Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК. Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями. Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.

Взятка должностному лицу является серьезным преступлением. За полученные деньги взяткополучатель может совершить разные действия. К ним относится:

  • предоставление помощи при необходимости решить какую-либо сложную задачу;
  • быстрое продвижение по карьерной лестнице;
  • предоставление возможности превышать полномочия;
  • избавление от ответственности за превышение должностных полномочий;
  • оказание иной помощи.

При выявлении такого преступления нарушитель привлекается к ответственности. При выявлении действительно серьезных последствий такого нарушения может применяться лишение свободы на срок до 15 лет.

По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:

  • явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
  • завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.

Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка. С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.

Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия. Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.

  • Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
  • Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств: высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
  • достигнута договоренность об этом.

При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.

  • Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
  • Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.

Такие взятки обычно представлены в следующих разновидностях:

  • продажа товаров или антиквариата по заниженной стоимости;
  • перевод денежных средств компании за фактически неоказанные услуги;
  • снижение арендной платы за помещение или оборудование;
  • фальсификация результатов розыгрышей или лотерей;
  • прощение долга, обладающего крупным размером;
  • оплата дорогостоящего лечения родственника получателя взятки;
  • предоставление фиктивного страхового полиса;
  • передача информации, позволяющей получить доступ к банковской карте или электронному кошельку.

Представители правоохранительных органов сталкиваются с тем, что выявить завуалированную взятку достаточно сложно.

Федеральной службы судебных приставов от 01.06.2010 N 12/12-11488-АП «О коррупционных правонарушениях, выявленных в 2010 году»;5) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.03.2013 «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»;6) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2013 «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки».

КоАП РФ состоит в том, что исполнитель незаконных передачи, обещания или предложения не идентифицируется с юридическим лицом в интересах, которого произведены противоправные действия. Предполагаю, что данная проблема могла бы быть решена путем внесения изменений в текст ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, заменив слова «в интересах или от имени» на слова «от имени и в интересах» юридического лица. Тем самым, связав непосредственного исполнителя административного правонарушения с юридическим лицом в интересах которого произведены противоправные действия, так как формулировка «от имени юридического лица» всегда предусматривает интерес этого лица. Но «от имени юридического лица» должны быть каким-то образом удостоверены полномочия. Как мне кажется один лишь интерес не может являться формой вины.

Ответственность за коррупцию

Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.

При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:

  • Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
  • Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
  • Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
  • Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
  • Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.

Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:

  • Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
  • Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.

Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.

Могут ли подарок признать подкупом?

Бытует ошибочное представление о существовании некой минимальной суммы взятки или подкупа, с которой начинается уголовная ответственность. Обычно говорят о 3 тыс. руб., ссылаясь на ст. 575 ГК РФ, разрешающую должностным лицам принимать на такую сумму подарки.

На самом деле минимальной суммы, с которой начинается уголовная ответственность, нет. Теоретически можно привлечь за коммерческий подкуп размером и в один рубль.

Есть отдельный состав преступления — мелкий коммерческий подкуп, то есть на сумму не больше 10 тыс. руб. (ст. 204.2 УК РФ). Наказание за мелкий коммерческий подкуп значительно ниже, но оно все равно есть.

Для того чтобы посчитать передачу денег или иного имущества (работ, услуг) коммерческим подкупом, важны цели и намерения, а не стоимость. Главное свойство подарка — безвозмездность, отсутствие ответных действий.

Нет запрета на получение/дарение в личных (дружеских или семейных) отношениях, когда цель подарка — обрадовать, вызвать положительные эмоции. Преступлением будет получение и передача ценностей, поставленные в зависимость от исполнения должностных функций.

Подарить коллеге, с которым вы находитесь в приятельских отношениях, бутылку вина на день рождения вполне нормально. Но та же самая бутылка вина, переданная «в благодарность» за подписание документов, уже подкуп.

Конечно, в случае интереса правоохранительных органов всегда можно сослаться на то, что передача ценностей всего лишь дружеский подарок. Однако это не панацея. В таком случае будет учитываться вся совокупность обстоятельств: характеристика подарка, обстоятельства передачи (открыто или тайно), реальность дружеских связей, переписка, последующие действия и т.п.

Особенности квалификации: взятка или мошенничество


Подготовлены новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.

Такая актуализация обусловлена многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 г.

В частности, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации.

В связи с этим поясняется, что к таким лицам относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия.

Кроме того, это лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.

Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.

Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений не может квалифицироваться как получение взятки.

Также не образует состава получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т. п. за совершение определенных действий (бездействие).

Это действия (бездействие), хотя и связанные с исполнением его профобязанностей, но при этом не относящиеся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа — не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Приведены примеры таких услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом.

Указывается, что считать моментом окончания подобных преступлений. Рассмотрены случаи, которые следует квалифицировать как покушение, пособничество, провокацию взятки или подкупа.

Разобраны условия, при которых есть основания для освобождения от ответственности.

Отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.

Прежние разъяснения признаются утратившими силу.

• считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением;
• не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;
• готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не плодилось черное племя взяточников;
• хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица (Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3).

Наиболее опасными проявлениями коррупции продолжают оставаться взятка и коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:
— получение взятки (статья 290);
— дача взятки (статья 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

• предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;
• услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поезд-ки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;
• завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудо-вых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завы-шение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Читайте также:  Шенгенская виза в Эстонию для россиян: самостоятельное оформление в 2022 году

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции. Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник краевой (областной) или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. – в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ):

ч.1. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:
— лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;

ч.2. Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица:
— лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.3. Если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления:
— лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет;

ч.4. Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.):
— лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере дохода осужденного за период до 5 лет.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

В соответствии с ч. 1 ст. 204 Уголовного кодекса РФ незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением образуют состав преступления — коммерческий подкуп.

В качестве санкции за совершение коммерческого подкупа предусматривается штраф в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Незаконное получение денежных средств или иных имущественных прав при таких же признаках также является коммерческим подкупом согласно ч. 3 ст. 204 УК РФ, однако с учетом описанной ситуации полагаем целесообразным анализ только состава преступления, связанного со стороной коммерческого подкупа, совершающей передачу материальных ценностей.

В ходе анализа судебной практики судебных актов по аналогичным или сходным ситуациям выявлено не было.

По нашему мнению, риски привлечения сотрудников компании к уголовной ответственности за коммерческий подкуп в рассматриваемой ситуации не должны оцениваться как высокие. Такие мероприятия выгодны для обеих сторон, а действия, например, по установлению договорных отношений не наносят вреда интересам организаций, которые представляют клиенты.

Полагаем, зачастую именно этим можно объяснить отсутствие практики по аналогичным ситуациям: организации клиентов не обращаются с заявлениями о совершении преступления.

В доктрине уголовного права анализировалась практика коммерческих и иных организаций по проведению различного рода рекламно-представительских мероприятий, связанных со значительными затратами на обслуживание их участников: презентаций, выставок-продаж, ярмарок, поездок с деловыми целями, семинаров и т.д.

При этом исследователями3 высказывается мнение, что участие в такого рода мероприятиях управленцев организаций, связанных с их организаторами деловыми связями, нельзя рассматривать как средство коммерческого подкупа.

Таким образом, несение расходов клиентов с формальной точки зрения при определенных условиях может быть квалифицировано как коммерческий подкуп. Вместе с тем, по нашему мнению, данный риск минимизирован отсутствием прямой зависимости между несением расходов клиентов и заключением выгодных контрактов, отсутствием причинения вреда интересам граждан, компании или государства (при условии, что клиенты не являются компаниями с государственным участием), а также отсутствием релевантной отрицательной судебной практики.

Согласно ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ административными правонарушениями признаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Санкция за правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы денежных средств (стоимости иного имущества, услуг имущественного характера и т.д.), но не менее 1 млн руб. с конфискацией передаваемых денежных средств (иного имущества).

Квалифицирующими признаками правонарушения являются следующие.

1. Субъект правонарушения — юридическое лицо, от имени или в интересах которого осуществлялось незаконное вознаграждение.

Отметим, что на практике привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ сопутствует привлечению физического лица к уголовной ответственности по ст. 204 УК РФ (или за иное коррупционное преступление, например по ст. 291 УК РФ).

Согласно разъяснениям ВС РФ, представленным в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за это правонарушение юридическое лицо.

2. Получатель вознаграждения — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, для целей ст. 19.28 КоАП РФ должны определяться так же, как и для целей ст. 204 УК РФ о коммерческом подкупе (примечание 2 к ст. 19.28 КоАП РФ, примечание 2 к ст. 204 УК РФ).

В отличие от УК РФ норма ст. 19.28 КоАП РФ также охватывает вознаграждение должностных лиц, иностранных должностных лиц либо должностных лиц публичной международной организации.

3. Предмет незаконного вознаграждения по ст. 19.28 КоАП РФ.

Предметом незаконного вознаграждения, так же как и предметом коммерческого подкупа, являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, имущественные права.

4. Действия, признаваемые правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ незаконным вознаграждением от имени юридического лица являются действия по передаче, предложению или обещанию предмета незаконного вознаграждения. Исходя из этого, диспозиция ст. 19.28 КоАП РФ шире, чем ст. 204 УК РФ, так как предусматривает ответственность не только за передачу, но и за предложение и обещание.

Как было разъяснено Методическими рекомендациями по ст. 19.28 КоАП РФ Генеральной прокуратуры РФ4, в Кодексе не предусмотрено такое понятие, как «покушение на правонарушение». В связи с этим наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.

5. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица осуществляется с целью совершения действий (бездействия) в интересах этого юридического лица.

Толкование этого признака должно осуществляться аналогично такому же признаку коммерческого подкупа, следовательно, также совершение действий должно быть обусловлено получением предмета незаконного вознаграждения.

Анализ судебной практики подтверждает данный вывод.

В ходе анализа судебной практики судебных актов по аналогичным ситуациям выявлено не было, что минимизирует риск привлечения компании к административной ответственности.

Таким образом, действия компании по организации мероприятий для клиентов при определенных обстоятельствах с формальной точки зрения могут быть квалифицированы как незаконное вознаграждение от имени юридического лица и повлечь за собой наложение административной ответственности на компанию. Однако судебной практики по аналогичным ситуациям выявлено не было, в связи с чем риск привлечения к административной ответственности не должен оцениваться как высокий.


1 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств».

2 В соответствии с п. 4 ст. 66 УК РФ срок и размер за покушение на преступление не могут превышать ¾ максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК РФ за оконченное преступление.

3 Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 475 (автор — В.И. Радченко).

Вознаграждение за профессиональный труд — не взятка, постановил ВС РФ

Ответ: …В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением.

Но в этой статье мы расскажем об административной ответственности организаций за коррупцию. Многих может удивить, что такая ответственность есть в принципе, но еще в декабре 2008 года в КоАП появилась статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Покушение на взятку следует отличать от предложения взятки.

Пример 1. Гражданин встречается с должностным лицом у него в офисе и предлагает взятку на словах. Тот, в свою очередь, отказывается. Поступок гражданина не будет квалифицироваться как покушение на взятку, т.к. это простое устное предложение, не подкрепленное никакими фактами. Значит, уголовная ответственность не наступит.

Читайте также:  Социальная пенсия в Москве в 2023 году: размер и получение

Пример 2. Если лицо передает денежные средства в конверте, то это будет покушение на взятку, т.к. гражданин совершает активные действия, способствуя совершению преступления.

Пример 3. Если лицо предлагает взятку, а должностное лицо принимает её, их деяния будут квалифицироваться по статьям 291 и 290 (получение взятки) УК РФ соответственно.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5 .

а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Если вы не виновны, то следует обратиться в суд по факту ложного доноса. Однако, если вы действительно предлагали взятку и у стороны имеются неопровержимые доказательства против вас (съемка, аудио, фото), то единственный шанс – это начать сотрудничество с правоохранительными органами и активно содействовать в раскрытии преступления.

Также освобождение от уголовной ответственности возможно, если в отношении должностного лица было вымогательство, и если оно добровольно обратилось в полицию.

К лицу, получившему взятку, звонит ФСБ и приглашает к себе. Если гражданин окажет содействие в процессе ведения дела, ему удастся избежать уголовной ответственности.

Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.

Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.

Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено. И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
  • в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
  • в) совершены за незаконные действия (бездействие);
  • г) совершены в крупном размере, —


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *