Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации для родителей, которые отдают своего ребенка в детский сад впервые». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок проверки статуса заявления зависит от порядка его первоначальной подачи. Удобнее всего отслеживать статус заявления через сайт Госуслуги: после регистрации и принятия отдельных решений статус меняется в личном кабинете заявителя, и приходят соответствующие уведомления. Здесь же вы можете увидеть, какой в очереди ваш ребенок, у кого есть льготы и когда подойдет ваша очередь. Вы здесь же увидите нулевой статус, что будет обозначать право на получение путевки в заявленное учебное заведение или отказ по причине отсутствия мест.
Как отслеживать позицию ребёнка при распределении в детский сад
При личной подаче заявления также допускается оформить заявление на отслеживание статуса через Госуслуги.
После его регистрации вам будет предоставлен доступ к тем же функциям по распределению мест в очереди в режиме онлайн, а также внести необходимые корректировки в случае изменения жизненных обстоятельств.
На практике не всё так просто
По закону место в детском саду обязаны дать после того, как ребёнку исполняется 3 года. До этого — при наличии мест в яслях. Как только ребёнку исполнилось 3 года, можно идти в Департамент образования и просить место. Они его обязательно найдут, поскольку закон на стороне родителей. Однако детский сад может быть в десятках километрах от дома. В федеральных законах нет привязки дошкольного образовательного учреждения к месту жительства.
Брать или не брать — решение родителей. Многие место берут, пишут заявление на перевод и продолжают сидеть дома.
Перевод детей осуществляется тоже в порядке очереди при наличии мест. Большой разницы между тем, кто уже устроен и тем, кто пойдёт впервые, в большинстве случаев нет. Но, пока кто-то просто держит место и не пользуется им, другой остро нуждается в садике, но не может туда попасть.
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать, что процесс поступления ребенка в детский сад регулируется сразу несколькими нормативами. Как и многие законодательные акты в нашей стране, они во многом противоречат друг другу. Наибольшее количество непониманий как у населения, так и у ответственных лиц, которыми являются заведующие ДОУ, вызывает пункт о том, с какого возраста берут в детский сад. Закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, его статья под номером 67, говорит, что допускается прием малышей от двух месяцев. Последняя редакция этого документа датирована декабрем 2015 года и по сей день в него не вносились правки.
Значит, по логике вещей, именно с этого возраста крох берут в детский сад. С какого возраста тогда записывать ребенка на очередь? Пожалуй, еще до его рождения (шутка)! Хотя все, кто уже начал подумывать о садике для своего малыша, наверняка успели столкнуться с тем, что мест в этих учреждениях катастрофически не хватает. В советское время большая их часть была упразднена за ненадобностью, однако когда демографическая ситуация в стране начала улучшаться, старые садики не открылись опять, да и новые строятся не так быстро и не в том количестве, как это необходимо. В итоге чиновники приняли потрясающее решение, по их мнению, помогающее разгрузить дошкольные учреждения, а именно – брать туда лишь тех малышей, которым уже исполнилось три года. Это решение подтверждается Указом президента №599 от седьмого мая 2012 года.
Пакет документов при устройстве ребенка в садик
После того, как садик предоставляет место для ребенка, родителям нужно отвести ребенка на медосмотр, подписать договор о принятии ребенка в ДОУ и предоставить определенный комплект документов.
Чаще всего заведующие в детских садах требуют копии следующих документов:
- паспорта или иные подтверждающие документы родителей;
- свидетельства о рождении ребенка;
- свидетельства о рождении других детей при наличии;
- справку о месте регистрации ребенка;
- СНИЛС ребенка и родителей;
- свидетельство о регистрации брака или о расторжении брака;
- заявление на оформление компенсации за родительскую плату за детский сад;
- банковские реквизиты счета для перечисления компенсации.
При подписании договора родитель должен также предоставить справку о прохождении медосмотра, в которой будут указаны сделанные ребенку прививки.
Что делать, если садик отказался брать ребенка в сад
Прежде всего, нужно обратиться в учреждение и выяснить причину отказа. После выяснения причины есть 2 варианта:
- Если причина в отсутствии свободных мест, то остается только ждать, ведь по закону они окажутся правы. Как только освободится место – ребенку в порядке очереди предложат пойти в сад. Причем это может быть как в течение учебного года, так и летом.
- Другие причины. Все остальные причины не являются уважительными и заведующую детского сада могут привлечь у административной ответственности. В таком случае можно пойти в ДОУ с просьбой объяснить причину отказа в письменной форме.
Подать просьбу о представлении пояснений можно лично или по Почте России заказным письмом с уведомлением о вручении.
Подавая заявление лично, желательно составить его в двух экземплярах: один – для детского сада, а на втором нужно поставить отметку о принятии заявления.
После получения письменного ответа от детского сада, в котором будет указана любая причина, кроме отсутствия свободных мест, можно обращаться с жалобой в отдел образования.
Жалоба составляется в письменной форме. В ней нужно указать:
- ФИО родителя ребенка;
- почтовый адрес;
- контактный номер телефона;
- суть жалобы с указанием ФИО ребенка, даты его рождения и наименование и номер детского сада, отказавшего в приеме ребенку.
В конце жалобы проставляется дата и подпись родителя. К жалобе прикладывается копия полученного ответа от детского сада с причиной отказа.
Права родителей воспитанников
У родителей, естественно, есть определенные права, которыми они могут воспользоваться. К таковым относятся следующие возможности:
- Зарегистрировать ребенка в ясельную группу после исполнения двух месяцев.
- Возможность покидать рабочее место, чтобы кормить ребенка грудью.
- Регистрировать ребенка в детский сад рядом с домом.
- Если у родителя больше одного ребенка, он получает право водить детей в один детский сад.
- Записаться и подать документы на очередь в детский сад онлайн.
Ниже мы разберем, что значит каждое из этих прав, как оно работает, как его применить и защитить. Но сначала расскажем об изменениях.
Изменения в Порядке приёма на обучение по дошкольным и основным общеобразовательным программам
Приказом Минпросвещения России от 21.01.
2019 № 33 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г.
№ 293» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 № 53769) внесены изменения в Порядок приёма на обучение по программам дошкольного образования. Изменения вступили в силу 25 февраля 2019 года.
В чём суть изменений?
Первое изменение касается формы заявления о приёме в образовательную организацию. В пункте 9 Приказа Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» появился дополнительный подпункт (сделано выделение):
«9.
Прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032).
- Образовательная организация может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
- В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:
- а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка; б) дата и место рождения ребенка; в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей); д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;
- е) о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
- Примерная форма заявления размещается образовательной организацией на информационном стенде и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
- Прием детей, впервые поступающих в образовательную организацию, осуществляется на основании медицинского заключения».
Адаптация ребёнка должна быть постепенной
Лучше приурочить начало походов в ясли к теплому времени года, чтобы снизить риск заболеваний простудой. Не нужно сразу же оставлять кроху на весь день. Первое время ребёнок должен находиться в яслях 1-2 часа, это поможет ему привыкнуть к новому обществу без особого стресса. Через неделю, если все хорошо, ребёнок может оставаться в яслях до обеда. Еще через 1-2 недели можно забирать малыша сразу после тихого часа. Если ребёнок не капризничает утром во время сборов в ясли, не плачет по маме в течение дня, увлеченно играет с другими детьми, не рвется постоянно домой, то адаптацию можно считать успешно пройденной.
Ключевую роль в привыкании малыша к яслям играет воспитатель. Важно постоянно поддерживать с ним контакт. Нужно каждый день выяснять: как ребёнок себя ведет, ест, просится ли на горшок, взаимодействует с другими детьми. Отслеживая регулярно эти моменты, родители поймут, насколько малыш адаптировался в новой обстановке и готов ли он ходить в ясли на полный день.
Очень важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка. Если он плохо адаптируется и страдает в яслях, это проявится капризами, плохим сном, общей нервозностью. Родители не должны раздражаться и ругать малыша. Напротив, от них требуется помочь ребёнку привыкнуть к новой ситуации, обсуждать проблемы, разрешать брать в ясли любимую игрушку. Адаптационный период обычно длится около 2 месяцев, после чего ребёнок начинает положительно воспринимать ясли, заводит друзей и с удовольствием идет утром «на работу», как мама и папа.
Общие условия приема малыша в ясли
На самом деле родители могут оформить ребенка в ясельную группу с 9 месяцев с условием, что он самостоятельно ходит на горшок и умеет кушать. В случае, если дитя не умеет правильно держать ложку и орудовать ею, а также проситься в туалет, в ясельную группу его не возьмут.
К каким факторам можно отнести ещё и дневной сон малыша, насколько он хорошо самостоятельно засыпает или ему требуется петь колыбельную. Часто группы бывают переполнены, а количество воспитателей не увеличивается и ему одному очень сложно справиться со всеми малышами физически
Важно, чтобы ребенок самостоятельно засыпал. В противном случае распорядок дня будет нарушен, и другие детки не смогут нормально заснуть
Если нужно срочно выходить на работу, необходимо в максимально короткие сроки попытаться научить кроху управляться с самым главным. Приучать малыша нужно постепенно, не травмируя ребенка. Если у него это плохо получается, стоит подумать, готов ли он к общению со сверстниками и пребыванию в яслях.
Наиболее подходящим возрастом является полтора – два года. Это время, когда дети хорошо управляются с главными задачами. Также это переходной период, когда дети остро реагируют на отсутствие мамы или папы, нуждаются в повышенном внимании. Если момент адаптации малыш переносят тяжело, можно отложить на некоторое время затею, дать ему подрасти.
Возрастные особенности
В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека
- В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем.
У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу.
В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках. - С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
- В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.
Бесплатное посещение садика доступно следующим категориям:
- детям с инвалидностью;
- деткам с диагнозом туберкулез;
- детям с дефектами в развитии.
При оплате садика льготы предоставляются:
- родителям-инвалидам I и II групп (в размере 100%);
- работникам милиции, которые работают или уволены в результате ранений, а также семьям погибших при выполнении службы;
- военнослужащим;
- пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- родителям с низким уровнем доходов (в некоторых областях);
- детям, чьи братья и сестры уже ходят в этот детский сад (льгота в 25%);
- женщинам в разводе, одиноким родителям, сотрудникам государственных образовательных структур, по утере кормильца (50%).
Возраст детей в яслях — со скольки лет отдавать ребенка
Перед большинством родителей хотя бы раз встают вопросы, отдавать ли свое чадо в ясли и какой возраст для этого наиболее оптимален? Прежде чем дать ответы на них, мамам и папам стоит взвесить все «за» и «против», а также узнать мнение специалистов. Иногда, защищая своего ребенка от любых возможных жизненных проблем, родители держат его дома до последнего, в результате чего малышу трудно адаптироваться в яслях и найти общий язык со сверстниками. Но бывают и другие случаи, когда в поисках самостоятельности кроху отправляют в новый незнакомый коллектив в тот момент, когда он совсем не готов к переменам. Чтобы избежать подобных проблем, стоит максимально подробно изучить этот важный вопрос.
- Если удалось найти хорошие ясли с достойным коллективом, то для крохи от них будет много пользы. Родители смогут спокойно заниматься своими делами, зная, что об их малыше качественно заботятся профессионалы. Во время занятий дети учатся общаться друг с другом, а также приобретают новые знания. В результате они вырастают более общительными и уверенными в себе, чем «домашние» сверстники. В дальнейшем они смогут легко вливаться в новый коллектив и знакомиться с новыми людьми.
- Ясли положительно влияют на развитие детей обоих полов. Научиться многим полезным вещам гораздо проще, наблюдая за сверстниками. Да и постоянное пребывание в одной и той же комнате с одними и теми же людьми. В яслях малыша ждет постоянное интересное разнообразие и новые друзья.
- И, конечно же, не менее важный плюс – много свободного времени для мамы. Она сможет заняться работой, домом, уделить время близким и даже попробовать что-то новое в творчестве. Это ведь так необходимо для каждой представительницы прекрасного пола.
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Почему не стоит отдавать ребенка раньше 3 лет
К 3-летнему возрасту ребенок психологически готов несколько дистанцироваться от семьи. Он становится более самостоятельным, легче остается без родителей, у него просыпается интерес к общению с другими детьми и познанию окружающего мира. Когда родители спрашивают, во сколько лет отдавать ребенка в садик, психологи акцентируют внимание именно на этом возрасте. Специалисты советуют начать посещать детский сад в щадящем режиме, на несколько часов. Так ребенок познакомится с детьми и, возможно, заведет друзей, с которыми ему захочется общаться.
Окрепшая иммунная система более устойчива к вирусным атакам. Ребенок становится эмоционально и психологически подготовленным к общению в новом коллективе. Менее болезненно переносит расставание с родителями.
Как предоставляют место в садике, с какого возраста берут в садик?
По статистике, только для 40% детей, которым 3 года, государство может дать место в детском саду. После принятия нового закона про дошкольное образование, ситуация еще более усугубилась. На законодательном уровне стали регулироваться негосударственные детские учреждения, где придется отдать дополнительно денежные средства за питание и ремонт. Также установлена государственная финансовая поддержка и спонсорство данных заведений.
Законопроект о дошкольном образовании рассматривали на протяжении нескольких лет, и регулярно вносились предложения по усовершенствованию некоторых норм. Президент РФ Путин пообещал изменить правила поступления в сад на основании новых законодательных актов, принятие которых зависит от решения большинства. Однако в результате не была решена проблема многих родителей, которые желают оформить детей в детский садик и не знают, что делать, если не дали место.