Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как происходит присвоение квалификационной категории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.
Аттестация работников
Читайте в статье:
Проведение аттестации работников имеет целью проверить, соответствуют ли они той должности, которую занимают. В ходе проверочных мероприятий специальная комиссия по законодательно определенной процедуре оценивает деловые качества сотрудников и итоги их работы. Значимость аттестационной проверки такова, что по ее итогам, если они оказываются неудовлетворительными, человека можно даже уволить.
Тем не менее, пока что проведение аттестации работников не является повсеместно обязательным. На текущий момент под эти проверочные мероприятия подпадают преимущественно госслужащие или лица, работающие в условиях повышенной вредности или опасности. Но это не значит, что остальных работодателей не касается проблема оценки соответствия сотрудников их должностям. По действующим правилам, инициатором проверочного мероприятия, даже когда оно не обязательно, может быть любая из сторон трудового договора.
Оформить результаты аттестации работников 2019 года правильно вам помогут следующие справочники, их можно скачать:
Инициатором оценки должностного соответствия может быть и сотрудник, и работодатель.
Далее в статье – подробно про проведение аттестации работников, а также бланки и образцы необходимых документов, которые можно скачать.
Аттестация работников организаций: пошаговая инструкция
В соответствии с проведенным выше общем описанием порядка аттестации работников организаций, можно рекомендовать действовать в соответствии со следующей подробной пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Утверждение регулирующего локального документа.
Для аттестационных целей локальный документ, чаще всего Положение об аттестации, должен охватывать следующие вопросы.
- Квалификационные требования к сотрудникам, например:
- выполнение плана;
- соблюдение дисциплины труда и т.д.
- Проверяемые должности.
- Порядок аттестации работников 2019 года по плану.
- Порядок проведения внеплановой проверки.
- Правила созыва аттестационной комиссии.
- Процедура проверки должностного соответствия.
- Документация, оформляемая по итогам проверки, в том числе:
- ведение протокола созыва комиссии;
- оформление приказа руководителя по итогам проверки должностного соответствия и т.д.
При этом единой типовой формы для локального документа о проверках должностного соответствия сотрудников законодательство не определяет. Поэтому работодатели разрабатывают документ сами, чаще всего скачивая готовый юридически корректный образец и при необходимости подправляя его в соответствии со спецификой своей деятельности.
Положение об аттестации на типовом бланке не оформляется.
Актуальный и юридически корректный образец локального документа о проверках персонала на предмет должностного соответствия приведен ниже и доступен для скачивания по ссылкам:
Шаг 2. Подписание распорядительного документа о проведении проверки.
Решения об аттестационных мероприятиях принимают их руководители. Эти решения оформляют приказами в произвольной форме, так как единого типового бланка приказа о проверке должностного соответствия на сегодняшний день нет. Тем не менее, для того, чтобы решение комиссии и руководителя нельзя было запросто оспорить, рекомендуется включать в приказ руководителя следующие сведения.
- Локализация проверки сотрудников на должностное соответствие, в том числе:
- место, где она будет проходить;
- сроки или график проверочных мероприятий.
- Круг лиц, подпадающих под проверку.
- Назначение аттестационной комиссии, в том числе сроки для ее:
- формирования;
- назначения;
- избрания.
- При внеочередной проверке – причины ее проведения.
- Подготовка аттестационной документации.
- Передача комиссии информации о сотруднике, в том числе:
- о его образовании;
- о трудовом стаже;
- об оценке со стороны непосредственного начальника;
- о предыдущем повышении квалификации;
- об итогах прошлой проверки и т.д.
Кроме того, при необходимости можно организовать опрос среди сотрудников в отношении проверяемого специалиста, чтобы более объективно оценить его личностные и профессиональные ценности либо, например, коммуникативные навыки. Это позволит вынести более обоснованное решение по итогам аттестационной работы.
Опрос коллег – одно из аттестационных мероприятий.
Актуальный и юридически корректный образец распорядительного документа об аттестации работников организаций приведен ниже, этот приказ можно скачать по ссылке:
Шаг 3. Формирование аттестационной комиссии.
Каких-либо ограничений по участию в этой комиссии законодательно не установлено. Тем не менее, в составе комиссии рекомендуется участвовать:
- Руководителям отделов.
- Сотруднику отдела кадров.
- Непосредственному руководителю проверяемого человека.
- Представителю профсоюза, если он есть.
При таких условиях комиссия может состоять, например, из пяти человек. Кроме того, в зависимости от должности проверяемого специалиста комиссия может обращаться по сложным вопросам к профильным экспертам, в том числе – нанимать их по гражданско-правовым договорам за вознаграждение для помощи в оценке должностного соответствия «узкого» специалиста.
Законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию персонала. С этой процедурой хорошо знакомы сотрудники бюджетных учреждений, а также некоторые работники энергетической, транспортной отраслей, сферы здравоохранения, образования и пр. Например, те, кто работает на опасных производственных объектах, на объектах по хранению/уничтожению химического оружия, те, чья работа связана с движением/маневрированием поездов и пр. Обязательную аттестацию проходят также руководители унитарных предприятий, государственные и муниципальные служащие РФ.
Не подлежат аттестации:
- беременные женщины;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- сотрудники, принятые на работу меньше года назад;
- совместители, чей трудовой договор заключен на срок 1–2 года, и др.
Большинство коммерческих компаний вправе самостоятельно решать, нужно ли оценивать квалификацию сотрудников, разрабатывать порядок проведения аттестации персонала и, главное, определять цели этой процедуры. Аттестация может выявить слабые места в подготовке работника, определить перспективы его развития, найти мотивацию к работе в должности и пр. Есть и практическая сторона вопроса: результаты оценки персонала могут стать основанием для увольнения сотрудника, перевода его на другую должность, пересмотра размеров оплаты труда и пр.
Новый профстандарт для педагогов
В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.
Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.
Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.
Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.
Для каких категорий работников не проводится аттестация
Сегодня в законодательстве нет исчерпывающего перечня должностей или категорий сотрудников, не подлежащих данной процедуре. Однако используя определенные правовые нормы, можно обозначить ряд таких работников.
Первая категория — специалисты, которые проработали в той или иной должности меньше определенного периода времени.
В ст. 70 ТК РФ, устанавливающей испытательной срок для разных категорий персонала, сказано, что он длится 3-6 месяцев (зависит от должности). Поэтому вполне логично предположить следующее — если вновь принятый работник успешно прошел испытательный период, он на 100% соответствует занимаемой должности. А значит, дополнительно оценивать его уровень квалификации бессмысленно.
К этой же категории можно отнести:
- сотрудников, работающих в организации меньше 12 месяцев;
- молодых специалистов, которые поступили на работу в данную фирму по распределению (после выпуска из ВУЗа или другого учебного заведения).
Следующая категория работников — женщины в период беременности и матери, которые имеют детей в возрасте не старше 3-х лет. Это прописано в п. 4 Положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, принятого ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР 05.10.1973 года под номером 470/267 (в редакции 1986 года). Сегодня этот нормативный акт используется частично — в пунктах, не противоречащих действующему ТК РФ. Положение — единственный документ, содержащий четкий список работников, не подлежащих профаттестации.
В третью льготную категорию входят:
- матери и отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей до 14 лет в одиночку;
- биологические родители или опекуны детей-инвалидов (до 18 лет). Ограниченные возможности здоровья последних должны быть подтверждены документально.
Ст.261 ТК РФ говорит, что с перечисленными выше сотрудниками расторгнуть трудовое соглашение по инициативе организации нельзя. Можно уволить их только по основаниям, описанным в:
- п. 1, 5–8, 10-11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
- ч. 2 ст. 336 ТК РФ.
Здесь отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий аннулирование трудовых отношений ввиду несоответствия занимаемой должности, либо низкого уровня квалификации, выявленной по результатам аттестационных мероприятий. Однако переводить одиноких родителей или опекунов детей-инвалидов на работу с более низкой оплатой нельзя, поэтому оценивать их соответствие занимаемой должности бессмысленно.
Необходимость аттестации работников, прошедших курсы повышения квалификации или получающих высшее образование без отрыва от производства, законом никак не урегулирована. Но на практике их часто освобождают от данной процедуры. Обычно этот пункт прописывается в коллективных договорах.
Как оформить внешнего совместителя
Внешний совместитель, оформляясь на дополнительном месте работы, предоставляет в кадровую службу только паспорт, документ, подтверждающий его образовательный, квалификационный уровень либо его заверенную копию. Если он устраивается на место с опасными или вредными условиями работы, то предоставляет справку, что на основной работе у него такие условия отсутствуют (ТК РФ, по тексту ст. 283). Трудовую книжку он может не предъявлять: документ хранится по основному месту работы.
Какая продолжительность рабочего времени может быть предусмотрена режимом работы внешнего совместителя?
Кадровая служба по заявлению гражданина оформляет трудовое соглашение, приказ о приеме, личную карточку. Стаж в ней может не отражаться, поскольку у кадровой службы нет на руках трудовой книжки гражданина. Если в определенный момент речь пойдет об оплате больничного листа подрабатывающего сотрудника, такие сведения будут необходимы. Целесообразно внести их на основании копии, предоставленной основным работодателем
Запись в трудовой книжке делают по просьбе совместителя, обычно в основной фирме, где он трудится. Вписываются характер работы, должность, номер приказа о совместительстве. Для этого в месте подработки выдается его копия.
Нужно ли заново обучаться при совмещении должностей
При совмещении должностей работнику не нужно заново обучаться охране труда, если его должностные обязанности не меняются . То есть у него увеличивается объем работ или расширяется зона обслуживания. Если работник совмещает профессии (должности), у него появляются новые должностные обязанности , для которых могут требоваться дополнительные знания по охране труда. Поэтому работнику проводят первичный инструктаж на рабочем месте (если должность не освобождена от него приказом работодателя). Инструктаж на рабочем месте повторяют не реже одного раза в шесть месяцев.
В течение месяца после начала выполнения новых обязанностей работник должен пройти обучение по охране труда. Как правило, его проводят не по конкретной должности, а по видам работ. Если работник совмещает обязанности по близким профессиям, обучение можно провести частично – только по новым видам работ.
По итогам обучения проводится проверка знаний и навыков. Тем, кто успешно пройдет проверку, выдают удостоверения. Форма удостоверения 4 предполагает, что туда можно вносить сведения лишь о первичном и повторных (по той же программе) обучениях. То есть у работника, совмещающего должности, на руках может быть два и более удостоверений по охране труда : одно – по основной профессии, последующие – по новым видам работ.
Если ранее работник уже выполнял работу по совмещаемой должности и проходил обучение, то повторно его можно не проводить. Конечно, если срок действия обучения не истек. Работников рабочих профессий, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, необходимо переобучать, если у них был перерыв в работе по профессии (виду работ) более года 5 . Сроки переобучения по другим профессиям (видам работ) необходимо уточнять в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда.
Не пренебрегайте обучением по охране труда совместителей и работников, занятых по совмещению. За необученных работников работодателя оштрафуют:
– руководителя и индивидуального предпринимателя
– на сумму от 15 000 до 25 000 рублей;
– организацию – на сумму от 110 000 до 130 000 рублей ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ).
Руководители и специалисты, как правило, обучаются по одной программе. Поэтому их не требуется переобучать при совмещении должностей. За исключением случаев, когда обучение по новой должности работник должен проходить в другой обучающей организации 6 . Например, если специалист по кадрам будет совмещать должность специалиста по охране труда, то ему придется пройти обучение по охране труда в аккредитованном учебном центре.
Обязательная аттестация педагогов: что говорит закон
Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:
- она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
- проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
- аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
- аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
- порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Другими словами, по факту аттестация проводится для двух целей – чтобы проверить, соответствует ли учитель занимаемой должности (и эта аттестация проводится каждые 5 лет на уровне школы), и для получения более высокой квалификационной категории (и эта аттестация проходит по желанию учителя на уровне города или региона).
Новая система взамен прежней
На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.
Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.
Как набрать баллы учителю?
Первая категория учителя присваивается, если педагогический работник набрал количество баллов, определенное региональным органом образования. Одним из основных показателей профессионального успеха учителя являются стабильные или высокие результаты достижений его учащихся.
Отдельно учитываются показатели, связанные с повышением уровня профессионализма. К ним относится научная деятельность, проведение открытых уроков, общественная работа.
Большое влияние на результат оказывает портфолио педагогических работников. Его можно вести в бумажном виде, собирая результаты достижения учащихся и своих собственных в отдельную папку, а также в электронном виде.
В портфолио (индивидуальную папку) следует включить такие пункты:
- результаты участия детей в конкурсах и предметных олимпиадах;
- результаты внеурочной деятельности: участие в соревнованиях, фестивалях, выставках и других мероприятиях;
- итоги участия ребят в научно-исследовательской деятельности;
- проведение открытых уроков и мастер-классов;
- выступления на секциях, конференциях, семинарах;
- участие в различных экспертных комиссиях по проверке знаний учащихся;
- научные публикации;
- участие в профессиональных конкурсах;
- прохождение курсов повышения квалификации.
Существует ли возрастной ценз для педагогов?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Существует ли возрастной ценз для педагогов?
Такой вопрос возникает неслучайно. Знание информационных технологий, федеральных государственных образовательных стандартов, высокие результаты по новой системе оценки качества образования, соответствие новым правилам аттестации педагогических кадров, высокие требования к компетенции учителя — все это необходимые условия для успешной работы педагога в рамках современной системы образования. Каждый ли педагог готов к реализации таких нововведений?
Даже современным и прогрессивным педагогическим работникам требуется немало времени и сил, чтобы освоить инновационные технологии системы образования. Следует отметить, что работа педагога является достаточно эмоционально напряженной, в связи с этим нередко можно наблюдать синдром эмоционального выгорания у педагогов, которые проработали в школе много лет. Негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, работе — могут быть признаками синдрома эмоционального выгорания и негативно повлиять на весь процесс обучения детей. С другой стороны, у педагогов, которые имеют большой педагогический стаж, свои преимущества:
Отметим юридический аспект вопроса. Существуют ли основания, которые позволяют директору освободить от должности учителя с более чем 40-летним опытом педагогической деятельности?
Для ответа на вопрос обратимся к следующим нормативным актам.
Кто имеет право на осуществление педагогической деятельности?
В Законе существует целая глава, которая регулирует особенности труда педагогических работников. Статьи ТК РФ и Закона определяют, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют образовательный ценз. Это означает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (ст. 46 Закона). Аттестация педагогических работников проводится для того, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории (п.1 ст.49 Закона). Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности. По результатам аттестации учителя комиссия принимает следующие решения:
Если комиссия решила, что педагог не соответствует занимаемой должности, то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вследствие недостаточной квалификации. Расторжение договора в данном случае является необязательным. Директор может предложить учителю пройти курсы повышения квалификации или перевести работника с его согласия на другую должность.
Перечень лиц, которые не могут быть допущены к образовательной деятельности:
Трудовое законодательство запрещает ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста. Исключением из этого правила являются руководящие работники высших учебных заведений (ректоры, проректоры, руководители филиалов). Для них определен возрастной ценз. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях является возможным продлить срок пребывания ректора высшего учебного заведения в должности до 70 лет (ст. 332 ТК РФ).
Во всех остальных случаях уволить работника преклонного возраста, который справляется со своими обязанностями, успешно сдал аттестацию, работодатель не имеет права.
Различия старой и новой системы
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Новая система оценивания для учителей
Уже известно, что новая аттестация учителей с 2023 года будет осуществляться по трехступенчатой системе оценивания.
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.