Налоговые проверки бизнеса в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки бизнеса в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Читайте также:  Как оформить субсидию на коммунальные услуги

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.

Порядок проведения процедуры

Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.

Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:

  • Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
  • Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
  • Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
  • Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
  • Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Выездные и камеральные налоговые проверки: как они проходят, и чего стоит бояться

Глобально налоговые проверки ФНС делятся на два вида: выездные и камеральные. Камеральные проводятся в самом здании налогового органа и занимают около 3 месяцев. Отсчет начинается с момента подачи декларации о доходах налогоплательщиком.

Выездные проверки проводятся только с разрешения руководителя налогового органа. К ним прибегают при реорганизации/ликвидации юрлица или после подачи уточняющей декларации (но только в том случае, если сумма налога в ней меньше ранее заявленной).

Обратите внимание! На время эпидемии коронавируса федеральная налоговая служба отказалась от организации выездных проверок. Полгода — критический срок, на который налоговая согласна отложить инспекцию, но уже идущие проверки планируется завершить.

При проведении выездной налоговой проверки вы обязаны предоставить помещение, в котором сотрудники службы будут изучать документацию. Они также могут провести инвентаризацию офиса/производства, опросить сотрудников вашего предприятия. При проведении инвентаризации рядом с налоговиками должно присутствовать двое понятых минимум.

Если во время изучения сотрудники налоговой наткнутся на документы, которые нарушают законодательство РФ, они вправе изъять их для более детального изучения или в качестве доказательства правонарушения. Вся эта процедура может длиться до полугода, но, как правило, налоговикам хватает 2 месяцев.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Виды налоговых проверок и их особенности, исходя из объёма работ

Можно выделить виды налоговых проверок по НК РФ по объему работ:

Сплошные налоговые проверки (комплексные) рассматривают все существующие документы компаний без каких-либо ограничений. Они обычно проходят в организациях с небольшим объемом документации и там, где нужно возобновить учет.

Выборочный (тематический) вид налоговой проверки рассматривает не все документы компании. В тематическую проверку входит анализ таких пунктов:

  • Исполнение налогового обязательства по конкретному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет;
  • Исполнение уполномоченными органами функций по расчету и приему налогов и других платежей в бюджет;
  • Исполнение органами переданных им обязанностей, определенных статьей 47 настоящего Кодекса;
  • Исполнение банками, другими финансово-кредитными организациями, осуществляющими банковские операции, функций, указанных настоящим Кодексом;
  • Оборот некоторых категорий подакцизных товаров и ведение некоторых типов подакцизной деятельности. (Закон №376 от 20.03.08г.).

Целевые налоговые проверки (экспресс-проверки) следят за соблюдением законов по некоторым направлениям финансово-хозяйственной работы компании и определенным финансово-хозяйственным процессам. Сюда входят взаиморасчеты с поставщиками и потребителями, внешнеэкономические операции и т. п. Чаще всего они включены в комплексные или выборочные мероприятия, но могут проходить и отдельно.

Читайте также:  Инструкция: проверяем паспорт на действительность в интернете

Сроки проведения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка осуществляется в срок не превышающий два месяца. Указанный отрезок времени начинается со дня принятия решения о проведении проверки и заканчивается днем составления справки, подтверждающей проведение контрольного мероприятия.

Срок проведения налоговой проверки по решению руководителя УФНС либо лица его замещающего может быть увеличен до шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), а в случае если контролирующий орган приостанавливал налоговую проверку, максимальный срок может составить один год. Законодателем оставлен открытым перечень для увеличения периода проверки, что фактически оставляет данный вопрос на усмотрение налогового органа.

Стоит отметить, что срок проведения налоговой проверки обособленного структурного подразделения организации составляет один месяц и не может быть продлен.

Адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге

При осуществлении проверки налоговой у конкретного налогоплательщика, такая проверка может сопровождаться со стороны налогоплательщика привлеченными третьими лицами, которые обладают юридическими знаниями в области налогового права и/или работают в соответствующей сфере и знают налоговое и бухгалтерское законодательство.

При сопровождении налоговой проверки третьим лицом, последнее оказывает помощь в подготовке и предъявлении документов проверяющим, в общении с проверяющими, в отстаивании интересов налогоплательщика при предоставлении возражений, при обжаловании действий и решений налоговой.

Наши налоговые адвокаты готовы оказать помощь по сопровождению налоговых проверок, а также по защите интересов доверителя.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости плательщику налогов досконально изучать реквизиты, нормативное обоснование нарушений, выводы налоговой, указанные в документах, трезво подвергая все сомнению. А в случае возникновения вопросов – обратиться к нам за получением юридической помощи.

Налоговой проверкой называют действия налогового органа, предпринимаемые с целью отследить законность ведения бизнеса, своевременность налоговых выплат. Этой проверке может подвергнуться абсолютно любая компания вне зависимости от того, как она была организована, какому ведомству подчиняется, есть ли у нее учредители и т.д.

Эти проверки важны, поскольку:

  • бизнесмены идут на риск и осуществляют свою хозяйственную деятельность, пренебрегая официальной регистрацией компании: кроме того, частные предприниматели могут указать неверные данные в своей декларации и заплатить меньше налогов, чем должны на самом деле;
  • налоговые акты не всегда согласовываются с правилами бухгалтерского учета;
  • несовершенство налогового законодательства, постоянные изменения приводят к тому, что руководители организаций и бухгалтеры путаются в формулировках и неверно истолковывают законодательные акты;
  • некоторые бизнесмены стараются всеми правдами и неправдами уйти от уплаты налогов или снизить сумму отчислений.

Процедура начинается с того, что руководитель компании получает официальный документ, подтверждающий законность действий, проводимых «налоговиками». Иными словами, ему вручают разрешение на проведение проверки. Заметим, сотрудники ведомства имеют право проверить лишь деятельность компании за последние 3 года, в том числе, и год текущий. Различают несколько видов проверок. Рассмотрим их подробнее.

Привлечение налогоплательщика к ответственности

По результатам проверки налоговый орган может вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение. Но на поверку оказывается, что у налоговых органов зачастую или отсутствует доказательная база, или собрано недостаточно доказательств вины налогоплательщика.

Нередко негативные выводы проверяющих основываются на выборочных данных, причем объем выборки зависит от субъективной оценки налоговых органов.

Несмотря на то что в Налоговом кодексе РФ вопрос о выборочной проверке вообще не рассматривается, налоговые органы не видят ничего предосудительного в использовании выборочного метода налогового контроля при больших объемах проверяемой документации. Действительно, как метод финансового контроля выборка вполне оправданна, но только если она правильно построена. Если же выбранный метод контроля привел к неправомерному доначислению налогов, налогоплательщику следует в апелляционном порядке обжаловать действия налоговой инспекции. В жалобе следует объяснить, что проведенная проверка не отражает реального положения дел, подкрепив свои выводы документами по тем сделкам, которые налоговые инспекторы не проверяли. Если вышестоящий налоговый орган не примет возражения, налогоплательщику следует обратиться в суд.

Некоторые арбитражные суды вообще считают, что при налоговых проверках нельзя использовать метод выборки (например, такое мнение отражено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2009 N Ф04-3364/2009(8256-А46-14)). И хотя Высший Арбитражный Суд в целом полагает, что выборочная проверка не нарушает прав налогоплательщика , он же признает, что, например, снять расходы по всем операциям с контрагентом, если в выборку попало всего несколько договоров, нельзя .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *