Тарифы на электроэнергию в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифы на электроэнергию в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Расчет льготы от расхода электроэнергии – многотарифный прибор учета

Условие:

Льгота 50% от расхода электроэнергии;

Многотарифный прибор учета (трехтарифный);

Расчет:

Расход ЭЭ по Т1× тарифт1= сумма к оплате пот1×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Расход ээ по Т2× тарифт2= сумма к оплате по Т2 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Расход ЭЭ по Т3 × тарифт3= сумма к оплате по Т3 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)

Итоговая сумма к оплате = сумма к оплате (с учетом льготы) по Т1+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т2+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т3


Расчет льготы по нормативу – однотарифный прибор учёта, льгота по многодетности, когда расход меньше установленного норматива

Условие:

Однотарифный прибор учета;

Многодетная семья из 5-ти человек,

Норматив: 5×70=350 кВт·ч;

Электрическая плита;

Расход 253 кВт·ч;

Тариф 3,28 руб.;

Расчет:

Скидка по вышеуказанной категории льгот составляет 30% от норматива, величина норматива рассчитывается исходя из количества человек, пользующихся льготой.

Так как расход в данном случае меньше норматива, то расход рассчитываться полностью с учетом льготы.

В расчете применяется льготный коэффициент к начисленной сумме

(в данном случае 0,7, так как скидка по льготе 30% от норматива)

253×3,28=829,84 сумма к оплате×0,7(льготный коэффициент) =580,89 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

«Неиспользованные» киловатты в текущем месяце от установленного норматива потребления не переносятся на следующий месяц, в следующем месяце в расчете участвует тот же норматив 350 кВт·ч.


Расчет льготы по нормативу – многотарифный прибор учёта, льгота по многодетности

Условие:

Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Норматив: 6×70=420 кВт·ч;
Электрическая плита;
Расход: Т1 – 174 кВт·ч; Т2 – 85 кВт·ч; Т3 – 189 кВт·ч;
Тариф: Т1 – 3,45 руб.; Т2 – 0,88 руб.; Т3 – 2,85 руб.;

Расчет:

Скидка по данной категории льгот составляет 30% от норматива, величина норматива рассчитывается исходя из количества человек пользующихся льготой.

Расход по зоне суток Т1 рассчитываем с учетом льготы

В расчете применяется льготный коэффициент к начисленной сумме (в данном случае 0,7, так как скидка по льготе 30% от норматива)

Т1=174×3,45=600,30 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =420,21 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Рассчитываем, сколько льготных квт·ч осталось при произведенном расчете по зоне суток Т1

420 (установленный норматив) – 174 (учтенный норматив) =246 кВт·ч (оставшийся не учтенный норматив)

Так как льгота не учтена в полном объеме по тарифной зоне суток Т1, расчет производится по зоне суток Т3

Т3=189×2,85=538,65 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =377,06 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Рассчитываем, сколько еще осталось льготных кВт·ч при произведенном расчете по зоне суток Т3

246 (оставшийся не учтенный норматив по Т1) -189 (учтенный норматив по Т3) =57 кВт·ч (оставшийся норматив)

Расход по зоне суток Т2 = 85 кВт·ч, больше, чем остаток льготного норматива, поэтому из всего расхода по зоне суток Т2, 57 кВт·ч рассчитывается с учетом льготы (льготного коэффициента), а оставшийся расход 28 кВт·ч по полной стоимости.

Т2=57×0,88=50,16 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент)=35,11 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Т2=28×0,88=24,64 руб.

Итого сумма оплаты с учетом льготы 420,21+337,06+59,75=817,02 руб.

Как платить за электричество без счетчика?

Когда у потребителя установлен электросчетчик, то вопросов о том, как начисляется плата, не возникает. Просто количество потраченных кВт час (согласно показаниям электросчетчика) следует умножить на тот тариф, который установлен в регионе. Полученный результат — это и будет та сумма, которую нужно внести в счет оплаты электроэнергии.

Читайте также:  Есть ли смысл открывать ИИС перед декретным отпуском?

Сложнее определить, как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика. К подобным ситуациям относятся случаи, когда электросчетчик отсутствует, либо когда он есть, но:

  • Сотрудников энергосбытовой компании не допускают к электросчетчику для проверки его целостности и снятия показаний;
  • Показания за отчетный период не передавались энергосбытовой компании (в соответствии с установленной процедурой);
  • Прибор неисправен (поломан либо истек срок поверки);
  • В ходе поверки установлено, что прибор испорчен умышленно.

Каждый из вышеперечисленных случаев подробно описан в Правилах оказания коммунальных услуг (далее — Правила). Там же есть методика расчета платы за услуги электроснабжения без приборов учета.

Этот документ утвердило Правительство РФ своим постановлением №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Уже после вступления в действие этот документ претерпел много изменений и доработок.

В разрезе этих правил разберем подробно разные варианты оплаты электроэнергии без счетчика.

Размер потребления электричества по регионам

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Обязательно ли устанавливать счетчики электроэнергии

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Если нет счетчика, оплата за потреблённую электроэнергию рассчитывается по формуле:

П=Л*Н*Т, где:

  • П – конечная сумма платежа;
  • Л – число проживающих в квартире людей;
  • Н – установленный в регионе норматив на одного человека;
  • Т – стоимость 1 кВт*час по тарифному плану.

Помимо этого, при отсутствии прибора учета, применяют повышающий коэффициент.

Не применяют коэффициент, если установка счетчика не возможна по причине ветхого жилья, либо в случае неприспособленности сетей для монтажа устройства контроля.

Оплата по нормативам может насчитываться на объекты потребления с установленным электрическим счетчиком, если:

  • электрический счетчик неисправен;
  • отсутствует своевременная передача показаний прибора учёта поставщику электроэнергии;
  • представителям контроля не предоставляется доступ к счетчику;
  • прибор преднамеренно испорчен.

По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на 1 человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2022 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.
Читайте также:  Расчёт НДФЛ и страховых взносов для иностранных работников на патенте

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

Город Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитой С электроплитой С газовой плитой С электроплитой
Москва 94 144 32 49
Санкт-Петербург 139 196 47 67
Новосибирск 156 213 53 73
Пермь 185 263 63 89
Волгоград 123 173 42 59
Вологда 97 147 33 50
Ярославль 81 108 28 37
Омск 97 165 33 56
Екатеринбург 102 160 35 54
Тюмень 135 210 46 72
Пермь 117 192 40 65
Казань 123 173 42 59
Ростов-на-Дону 132 182 45 62
Барнаул (Алтай) 176,56 232,01 60,04 78,88
Новосибирск 108 156 37 53
Самара 103 124 35 42

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Начало 2018 года обусловило новые порядки расчета энергопотребления, которые устанавливаются для лиц, проживающих на собственной жилплощади. Среднемесячный объем выплат по социальному тарифу вырос на 10%, сравнительно с 2017 годом.

Повышение фиксированного тарифа электроэнергии для населения производится для того, чтобы граждане чаще устанавливали индивидуальное учетное оборудование на своей жилплощади, что поможет значительно сэкономить средства.

Средняя плата за электроэнергию устанавливается на уровне отдельных регионов и регламентируется муниципальными нормативно-правовыми документами.

Размер социального тарифа на электричество зависит от количества квадратных метров, степени нагрузки электроприборов, а также от количества комнат и проживающих в них жильцов.

В новой редакции Постановления № 614 (п. 7.3) установлены ограничения размеров тарифов на электроэнергию, потребляемую в пределах и сверх СН, при переходе к расчетам с применением СН. Так, предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в пределах СН, в среднем по субъекту РФ – это уменьшенный на 10% предельный минимальный уровень тарифов, установленный ФСТ на месяц соответствующего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета платы за коммунальную услугу с применением СН. В свою очередь, предельный максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН, – уменьшенный на 3% соответствующий предельный максимальный уровень тарифов за указанный выше месяц. Предельным минимальным уровнем тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН, является увеличенный на 40% предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН. Аналогичным образом на 40% отличается и максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН.
В пункте 7.4 Постановления № 614 закреплено, что во всех субъектах РФ, кроме «пилотных», тарифы на электроэнергию, поставляемую населению сверх СН, в первых двух периодах регулирования с момента принятия решения о применении СН не должны превышать более чем на 40% тарифы на электроэнергию, установленные для ее потребления в пределах СН.

О величине социальной нормы

Согласно Положению базой для расчета СН является информация об объемах годового потребления населением электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды (ОДН). Величина СН рассчитывается по методике, приведенной в приложении 4 к Положению. Первоначально определяется базовая величина СН, которая корректируется для различных потребителей (групп домохозяйств с конкретными условиями потребления электроэнергии). Не имеет смысла вдаваться в подробности в части расчета СН для каждой категории населения. Отметим лишь некоторые моменты, которые подверглись корректировке Постановлением № 136.
Во-первых, если первоначально отнесение жилфонда к аварийному или ветхому давало право на увеличение СН в 1,5 раза, только если степень износа превышала 90% (при степени износа от 70 до 90% коэффициент составлял 1,2), то теперь СН потребления электроэнергии для домохозяйств аварийного и ветхого жилфонда со степенью износа 70% и более должна быть увеличена в 1,5 раза.

Во-вторых, для домохозяйств с численностью два человека и более СН ранее увеличивалась так: плюс 50 кВт·ч в месяц на одного человека для второго проживающего и 20 кВт·ч в месяц на одного человека для третьего, четвертого и пятого проживающих. Теперь эти показатели увеличены: 60 и 40 кВт·ч в месяц на одного человека соответственно.

В-третьих, скорректированы величины, характеризующие потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит и на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электро­отопительными и электронагревательными установками.

В-четвертых, расширен перечень домохозяйств, для которых СН, рассчитанная в соответствии с Положением, применяется с коэффициентом 1,5. Первоначально таковыми являлись одиноко проживающие пенсионеры и их домохозяйства (см. п. 14 Положения). Теперь к ним добавлены (см. п. 14.1 Положения):

  • многодетные семьи;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
  • семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
  • семьи, отнесенные к категории замещающих семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.
Читайте также:  Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

Причем все перечисленные льготные категории потребителей в первом году применения СН оплачивают весь объем потребленной электроэнергии по тарифу, установленному для населения в пределах СН (п. 14.2 Положения).
В-пятых, если ранее устанавливался лишь нижний предел объема электроэнергии, которая должна быть оплачена в пределах СН (70% от общего объема электроэнергии, поставленной населению), то теперь есть и верхний предел: СН должна быть установлена таким образом, чтобы совокупный объем поставки электроэнергии населению в пределах СН в субъекте РФ составлял долю не менее 70%, но не более 85% объема поставки электроэнергии населению (п. 16 Положения). При этом превышение доли более 85% является основанием для обязательного пересмотра СН в порядке, пре­дусмотренном в п. 16.1 Положения.

Социальная норма на использование электроэнергии — мера расходования электричества, которую можно оплатить по базовому тарифу. До ее введения люди могли платить за электрическую энергию по одному тарифу, независимо от количества потребляемых киловатт. После введения данной меры те, кто укладывался в норму, получили возможность платить по самому низкому тарифу. А те, кто норму привык превышать, стали вынуждены оплачивать более высокие счета за электричество. Таким образом, социальная норма призвана помочь тем, кому тяжелее оплачивать расход электроэнергии, за счет повышенных тарифов для тех, кто вовсю тратит электричество.

Социальная норма вовсе не означает, что теперь электричеством можно будет пользоваться в ограниченном количестве. Она влияет исключительно на сумму, которая придет в квитанции по оплате.

Эта мера сможет снизить количество потребляемой энергии. Нежелание переплачивать — хорошая мотивация для граждан ставить специальные приборы учета потребляемой электроэнергии. Также для большей экономии люди начнут более активно приобретать электроприборы категории А++, пользоваться неэлектрическими чайниками и устанавливать газовые плиты.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Показатели, которые влияют на величину норматива

На размер начисления норматива влияют показания, к которым относят:

  • количество граждан, временно или постоянно проживающих на данной жилплощади;
  • наличие льгот;
  • установленный регионом норматив;
  • применяемый тариф.

Справка! Если согласно техприсоединению у объекта нет возможности установить электросчётчик, то повышающий коэффициент не применяется. Это правило также относится к ветхому и аварийному жилью.

Установленный норматив зависит от некоторых факторов:

  1. Наличие или отсутствие электроплиты.
  2. Регион нахождения объекта.
  3. Сельская или городская черта.
  4. Наличие у потребителя социальной нормы, то есть льготы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *