Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 1.4. Виды страхового обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия на случай травматизма) и иные выплаты

Положением № 2375/1 регулируется порядок назначения и выплаты:

  • пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);

  • пособия по беременности и родам;

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

  • единовременного пособия при рождении ребенка;

  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

  • возмещений расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, а также возмещений специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

  • возмещений расходов страхователям на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Назначение социального пособия: куда обращаться?

Чтобы получать социальные выплаты, необходимо доказать свой социальный статус. Выплаты будут назначены только тому человеку, который докажет, что он имеет право на определенную поддержку. Меры поддержки от государства будут определены, зависимо сразу от нескольких положений. Например, размера дохода, который имеет человек, трудового направления его деятельности, семейного статуса.

Какие документы собрать и куда обращаться зависит от полагающегося вида помощи. Проблема в том, что инвалидность находится в компетенции Пенсионного фонда, выплаты на детей можно оформить в Фонде соцзащиты. Если речь о безработных, рассматриваемой проблемой будет беспокоиться центр занятости. И это далеко не полный перечень. Потому оформляя социальные выплаты, приходится существенно побегать от одной инстанции к другой.

Не так давно появилась информация, что процедуру планируют упростить с помощью ЕГИССО – единой системы, где можно выполнить все. Если человек имеет право на льготу, её ему предоставят автоматически. Останется просто посетить платформу Госуслуги, чтобы узнать о начислении.

Комментарий к ст. 255 TК РФ

1. Установленная настоящей статьей продолжительность отпуска по беременности и родам является минимальной, которая может быть увеличена для некоторых категорий женщин, в частности пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (см. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

2. За период отпуска по беременности и родам женщинам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с правилами, установленными ФЗ от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929), и Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. II). Ст. 313).

См. также комментарий к ст. 183 ТК.

3. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по беременности и родам определяется с учетом этих коэффициентов (см. также комментарий к ст. ст. 148, 316 ТК РФ).

Задачи и цели фонда социального страхования

Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.

В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:

  • Обеспечение временных пособий;
  • Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
  • Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
  • Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
  • Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
  • Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
  • Выплата пособий при рождении детей.

Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.

Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.

Пособия, предоставляемые в связи с беременностью и родами

1. Пособие по беременности и родам

Страховые и государственные пособия по беременности и родам

Пособие по беременности и родам – это такое пособие, которое может выплачиваться за счет разных финансовых источников. Застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается страховое пособие по беременности и родам. Источником выплаты данного пособия являются средства Фонда социального страхования РФ, которые формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Пособие по беременности и родам может быть и государственным пособием.

В этом случае оно выплачивается за счет бюджетных средств лицам, прямо указанным в законодательстве. В связи с этим страховые и государственные пособия по беременности и родам различаются по условиям их назначения и размерам.

Право на пособие по беременности и родам имеют:

1) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ);

2) женщины, которые были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей (нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и т. п.);

3) женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

4) женщины, проходящие военную службу по контракту и иную приравненную к ней службу (в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах);

5) женщины, относящиеся к одной из перечисленных выше категорий лиц, при усыновлении ими ребенка.

Период выплаты пособия по беременности и родам

Особенность пособия по беременности и родам заключается в том, что законодательством установлена конкретная продолжительность выплаты пособия в зависимости от обстоятельств, связанных с беременностью и родами (табл. 9.15).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система пособий и компенсационных выплат, предоставляемых гражданам в порядке обязательного социального страхования (социальные страховые пособия) многообразна.

Обеспечение граждан социальными страховыми пособиями возложено на ФСС России и подведомственные ему органы.

Правовая регламентация деятельности ФСС России содержится в Постановлении Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Согласно Положению о Фонде социального страхования, фонд является учреждением при Правительстве РФ.

Основными задачами ФСС России является обеспечение выплат социальных страховых пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком; пособия на погребение. ФСС России осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и по выдаче женщинам родовых сертификатов. Участвует в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, а также по обеспечению финансовой устойчивости фонда.

Читайте также:  До скольки часов можно шуметь на улице?

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:
средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем шестым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств;
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка;
субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации;
субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий.
Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается.

Статья 6. Право на пособие по беременности и родам

Право на пособие по беременности и родам имеют:
женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах;
абзац пятый утратил силу с 1 января 2010 г.;
женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

– возраста;

– стажа работы или выслуги лет;

– инвалидности;

– потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

Читайте также:  При скольки промилле и мг/л грозит лишение водительских прав сегодня?

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность социального обеспечения;

2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

– на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;

– за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

Значение страхового стажа:

– является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;

– с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, атакже время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

А) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

Б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

В) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

Г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Значение непрерывного трудового стажа:

– от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;

– его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;

– с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).

Значение специального трудового стажа:

– с учетом специального трудового стажа устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда и работой на Крайнем Севере;

– с учетом выслуги лет устанавливается пенсия по выслуге лет;

– от продолжительности специального трудового стажа зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия «отец-одиночка» и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.

Целью данной курсовой работы является изучение государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать пособия гражданам, имеющим детей;

2. описать виды пособий гражданам, имеющим детей;

3. раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ.

Для более глубокого изучения рассмотрим в практической курсовой работе основы социального обеспечения женщин.

Методологической базой курсовой работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический характер

Теоретической основой исследования составили работы отечественных ученых, посвященных социальному обеспечению граждан, имеющих детей: Шершеневича Г.Ф., Вавилина Е.В., Абдулаев М.И., Матузова Н.И., Мачульская Е.Е. и других. Они в своих исследованиях подробно раскрывали роль социального обеспечения в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не исследовали многие проблемы, а именно по назначению и определению размера пособий для отдельных категорий граждан имеющих детей.

Читайте также:  Районы и местности, приравненные к Крайнему Северу

Объектом исследования выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.

В нашей стране огромное количество людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли работу, получили степень инвалидности или причисляются к категории многодетных семей. По этой причине возникает острая потребность более рационального и грамотного начисления различных видов денежной помощи таким гражданам. Государственные социальные службы обязаны грамотно и вовремя начислять соответствующие виды пособий конкретно тем лицам, которые на самом деле в этом нуждаются.

Все формы социальной поддержки, установленные законодательством РФ, гарантированы государством. Понятие и виды пособий, которые установлены в России будут рассмотрены в этой статье. Право нуждающихся в такой помощи закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

С какого момента работник может получать пособие

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивают застрахованным лицам (ч. 4 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Из числа работников к ним относятся две категории лиц. Они перечислены в части 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ:

— лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, признаются застрахованными со дня, с которого они должны были приступить к работе. Самая распространенная ситуация — трудовой договор подписан в первый рабочий день. Бывает так, что с работником вначале заключают трудовой договор, а через некоторое время он выходит на работу (например, подписан договор в пятницу, а выход на работу в понедельник);

— сотрудники, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством. Эта ситуация менее распространена. Сотрудника вначале допустили к работе, а впоследствии заключили с ним трудовой договор. Такой вариант предусмотрен в Трудовом кодексе (ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 61 и ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Периоды, за которые не назначается пособие по временной нетрудоспособности

Прежде чем выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности, работодателю необходимо правильно рассчитать его размер. Для этого он обязан в том числе определить период временной нетрудоспособности, исключив из него дни, когда пособие не назначается.

Рассмотрим периоды, за которые работнику не назначается пособие по временной нетрудоспособности.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 01.05.2017; далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам:

• в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ пособие выплачивается застрахованному лицу за все календарные дни, приходящиеся на соответствующий период временной нетрудоспособности, включая выходные и праздничные дни. Аналогичное мнение высказано в письме ФСС России от 05.06.2007 № 02-13/07-4830.

Исключение составляют календарные дни, приходящиеся на периоды, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ.

Рассмотрим подробнее случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу не назначается.

Освобождение от работы.

Пособие не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исключением является лишь случай утраты работником трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

К таким периодам, когда пособие не назначается, в частности, относятся:

• периоды подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы членами избирательной комиссии с правом решающего голоса (за этот период выплачивается компенсация) (ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в ред. от 18.06.2017);

• время исполнения присяжными заседателями обязанностей по осуществлению правосудия (по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством) (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в ред. от 01.07.2017);

• периоды подготовки и проведения референдума членами комиссии референдума с правом решающего голоса (за этот период выплачивается компенсация) (ч. 3 ст. 46 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», в ред. от 18.06.2017);

• периоды подготовки и проведения выборов Президента РФ членами избирательной комиссии с правом решающего голоса (за этот период выплачивается компенсация) (п. 3 ст. 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», в ред. от 18.06.2017);

• периоды вызова работающих граждан в суд в качестве свидетелей (выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка) (ч. 2 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса РФ);

• периоды вызова работающих граждан в арбитражный суд в качестве свидетелей (сохраняется средний заработок по месту работы) (ч. 4 ст. 107 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

• периоды подготовки и проведения выборов, референдума членами комиссии с правом решающего голоса (за этот период выплачивается компенсация) (п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в ред. от 01.06.2017);

• время участия работников в коллективных переговорах, в подготовке проекта коллективного договора (соглашения) (сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев) (ст. 39 ТК РФ);

• периоды осуществления арбитражными заседателями правосудия (сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации) (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», в ред. от 19.12.2016);

• время, затраченное в связи с явкой в налоговый орган в качестве свидетеля (сохраняется заработная плата по основному месту работы) (п. 3 ст. 131 Налогового кодекса РФ);

• время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке граждан на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы. За эти периоды выплачивается средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы, возмещают��я расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в ред. от 01.05.2017);

• время выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников (а также время краткосрочной профсоюзной учебы) членами профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, уполномоченными профсоюза по охране труда, представителями профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда. Порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением (п. 5 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в ред. от 03.07.2016).

Отстранение от работы.

Пособие не назначается за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *