Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за санитарные правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы.
Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Выделяют три вида контроля (надзора):
1.Федеральный государственный контроль (надзор).
2.Региональный государственный контроль (надзор).
3.Муниципальный контроль.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ.
Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
Мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций:
— по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя,
— по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов,
— по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды,
— по проведению их исследований, испытаний,
— а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда
Эксперты, экспертные организации- граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю
Виды проверок: плановые, внеплановые, документарные и выездные.
Снижение суммы штрафа
Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства. Важно отметить, если лицо обладаем исключительными обстоятельствами (они устанавливаются судом или административными органами), оно в праве заявить ходатайство о снижении размера наказания.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Кем налагается дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства
Статья акутальна на: Март 2020 г.
Российское санитарное законодательство устанавливает достаточно строгие требования к российским субъектам хозяйствования и простым гражданам, ведь от его соблюдения зависит общественная безопасность.
Поэтому знать о том, кем налагается взыскание за санитарное правонарушение, и как привлекается к дисциплинарной ответственности за него работник, следует каждому работодателю и простому сотруднику.
Кем налагается дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства? Читайте далее.
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
С точки зрения законодательства, вышеозначенные аспекты взысканий регламентируются следующими нормативными документами:
- Ст.192 ТК РФ дает определение конкретных существующих видов дисциплинарных взысканий.
- Ст.193 ТК РФ рассматривает порядок, соответственно которому в Российской Федерации должны выноситься дисциплинарные взыскания работодателями.
- Ст.6.3 КоАП РФ предполагает ответственность за нарушение в целом санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
- Ст.6.4 КоАП РФ регламентирует непосредственно нарушения санитарных требований касательно порядка пользования и эксплуатации помещений либо транспорта.
- Ст.6.5 КоАП РФ посвящена ответственности за игнорирование требований законодательства в отношении питьевой воды.
- Ст.6.6 КоАП регулирует вопросы наказания за ненадлежащие обеспечение питания населения и эпидемиологических требований к соответствующим заведениям.
- Ст.6.7 КоАП РФ рассматривает вопросы, связанные с обеспечением санитарной безопасности в детских оздоровительных, рекреационных или учебных заведениях.
- Ст.8.2 КоАП РФ посвящена вопросам ответственности за ненадлежащее обращение с отходами.
- Ст.236 УК РФ рассматривает уголовное наказание за нарушения санитарного законодательства, если они повлекли за собой последствия в виде болезни или смерти человека.
Административная ответственность за санитарное правонарушение
Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.
Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) — это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации [2]. При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.
Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение [3].
В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.
1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).
Виды административной ответственности.
1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством [6].
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности [3].
Таким образом, административное правонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.
Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов [1].
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.
На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.
В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.
Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.
Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.
Процедура наложения взыскания
Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.
Норма КоАП РФ | Санкция, размер, штраф в рублях |
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий | Предупреждение или штраф:
граждане — от 100 до 500 должностные лица — от 500 до 1000; ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток; юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток |
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта | Штраф и приостановление деятельности
Граждане — от 500 до 1000, должностные лица от 1000 до 2000, ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток, юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок |
6.5 Нарушение требований к воде | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 2000 до 3000 ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 5000 до 10000 ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания | Должностные лица — от 3000 до 7000
Юрлица — от 30000 до 70000 Повторное нарушение Должностные лица — от 10000 до 15000 Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток |
Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.
Какого размера сумму может назначить Роспотребнадзор
Самые основные нарушения санитарной среды – отсутствие прохождения медицинской комиссии и отказ от ношения специальной рабочей формы.
Помимо граждан, которые занимают руководящие должности, привлекаться к административной ответственности при нарушении санитарных норм могут юридические лица, а также обычные граждане страны. Вид наказания определяется в индивидуальном порядке на основании обстоятельств дела, тонкостей совершенного дела и других параметров правонарушения.
Если мы посмотрим на ст. 3.2 КоАП РФ, то увидим, что наказать могут по-разному. Это может быть:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация того предмета, которое послужило объектом правонарушения;
- лишение специального права (например, права на охоту);
- административный арест;
- в случае с иностранцем – выдворение за пределы страны;
- дисквалификация.
В заключение следует повторить, что рассмотренное деяние редко образует квалификацию по одной статье, так как само преступление/правонарушение предполагает, что виновное лицо, в большинстве случаев должностное, нарушило не только нормы СанПиНа, но и имеющиеся локально-правовые акты, а также нормы, устанавливающие ответственность за превышение или злоупотребление должностными полномочиями.
За указанные виды деяний назначены следующие формы наказания, устанавливающиеся от степени отягощающих обстоятельств:
- штрафные санкции суммой до 600 000 рублей или ежемесячные платежи, изымающиеся с заработной платы до четырех лет;
- запрет работать по определенной профессии или на конкретный вид работы длительностью до четырех лет;
- ограниченное передвижение на три года;
- тюремный срок длительностью в десять лет, также к приговору по решению суда назначат выплатить сумму штрафных санкций или могут запретить работать по определенной специальности длительностью до десяти лет;
- мероприятия исправительного характера до трех лет;
- гражданские работы длительностью от 130 до 250 часов.
В зависимости от совершенного правонарушения можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, если действующим законодательством установлен соответствующий состав.
Таким образом, руководитель государственного органа самостоятельно или на основании рекомендаций Комиссии принимает следующие решения:
- налагает соответствующее взыскание;
- направляет материалы на дополнительное служебное расследование;
- не налагает взыскание.
Работник должен быть в полной мере осведомлен о своих должностных обязанностях, в том числе и в части соблюдения санитарного законодательства.
Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.
В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:
- Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
- Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.
Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.
Условия применения административного наказания
Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:
- организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
- был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
- были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
- выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
- не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.
Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.
Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.
Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:
- эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
- к питьевой воде;
- к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.
При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.
В 52-м Федеральном законе, определяющем меры, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, предусмотрена ответственность за рассматриваемые в настоящем материале проступки. Данной теме, в частности, посвящены статьи с 27-й по 31-ю.
В упомянутом нормативном акте к санитарным правонарушениям относят те, что ущемляют права граждан и общества в целом. Более конкретный список таков:
- невыполнение противоэпидемиологических и гигиенических мероприятий;
- несоблюдение санитарного законодательства;
- игнорирование СанПиН, распоряжений и предписаний, изданных профильной службой.
Кто выносит постановление о наложении взыскания
Административные правонарушения в области таможенного дела
Перед обжалованием решения нужно знать о том, кто выносит постановление о наложении штрафа при нарушениях санитарного законодательства.
Постановление о наложении штрафа за нарушение санитарного законодательства выносится главным государственным санитарным врачом или его заместителем. Для составления протокола о нарушении СанПиН используется специальный бланк.
После составления протокола он подписывается лицом, которое его составило, и самим правонарушителем. Также протокол может подписываться потерпевшими и свидетелями при их наличии. Если лицо, совершившее правонарушение, отказывается подписывать протокол, то в нём делается соответствующая запись или даётся объяснение в письменном виде.
Возможно получить и уголовное наказание
За каждое нарушение гигиенических требований определяется мера ответственности и сумма штрафа, предусмотренная КоАП. Согласно нормам и правилам Роспотребнадзора на предпринимателя возлагается полная ответственность за нарушение СанПиН. При определении наказания за такие нарушения учитывается тяжесть последствий.
За несоблюдение СанПиН индивидуальные предприниматели могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. В таком случае срок лишения свободы может составлять от 2 до 5 лет.
Несоблюдение СанПиН может привести к негативным последствиям в деятельности ИП, в том числе к невозможному ведению бизнеса в дальнейшем. Поэтому при открытии своего дела необходимо уделять должное внимание действующим санитарным нормам и правилам во избежание их нарушения. Соблюдение СанПиН и федерального законодательства— одно из основных условий успешного ведения деятельности и избегания значительных затрат, которые приходится нести в случае наложения взыскания.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Определение 1
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.
Какие штрафы могут налагаться за нарушение СанПиН
Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.
Виды административных правонарушений
Это могут быть в первую очередь штрафы:
- от 100 до 500 руб. для физических лиц,
- от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей,
- от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.
Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.
За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:
- Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
- Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
- Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
- Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
- Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
- Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
- Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
- Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
- Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.
Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.
При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:
- сайтом государственных услуг,
- кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»,
- терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.
Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора
Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).
Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:
- для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
- предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
- работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
- салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
- киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).
Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам соответствующих организаций. В частности, в письмах содержатся рекомендации:
- по контролю температуры у сотрудников;
- обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
- соблюдению социальной дистанции;
- дезинфекции помещений и оборудования;
- своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
- информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.
Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:
- эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
- к питьевой воде;
- к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.
При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.