Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.
Воинский учет в организации в 2022 году
Как видно из приказа Министерства обороны, политика законодателя направлена на усиление контроля за организацией воинского учета в компании, поэтому важно тщательно подходить к подготовке необходимых документов воинского учета. Вести воинский учет сотрудников обязаны организации, если в них трудится хотя бы один военнообязанный. Если в компании на сегодняшний день нет военнообязанных и призывников, вести воинский учет не нужно.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в 3 года.
Сроки сдачи отчетов по воинскому учету: таблица
Сроки сдачи «военной» отчетности зависят от того, какой сдается отчет:
Отчет | Срок сдачи | Примечание |
Ежегодные отчеты | ||
Форма 6 по состоянию на 1 января будущего года | До 31 декабря текущего года (отчет на 01.01.2020 нужно сдать до 31.12.2019) | Если в организации нет работников, пребывающих в запасе и не ведется работа по бронированию, допускается нулевую Форму 6 не сдавать |
Форма 18 по состоянию на 1 января будущего года | До 31 декабря текущего года | Форма 18 представляет собой карточку работодателя. Потому сдача является обязательной для тех, кто обязан вести воинский учет |
Дополнительные отчеты | ||
Списки работников мужского пола 15-ти и 16-ти лет (ежегодные) | До 15 сентября текущего года | Составляются в алфавитном порядке.
Форма списка представлена в Приложении № 11 к Методическим рекомендациям Генштаба |
Списки работников мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный военный учет в следующем отчетном году | До 1 ноября текущего года | Составляются по форме и правилам, аналогичным списку 15-ти и 16-тилетних |
Сведения об изменении данных учтенных работников | Не позднее 2 недель с даты, в которую произошли изменения | — |
Список «уклонистов» | Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете | — |
Сведения о трудоустройстве /увольнении подлежащих учету работников | Не позднее 2 недель с даты события | — |
Прочие отчеты по запросу военкомата | В сроки, которые устанавливает военкомат | — |
Действующие приказы Минобороны России 2022 и 2022
Для них предусмотрена индексация денежного довольствия:
-НА 9% В 2022 ГОДУ
с 1 октября в размере 4% (запланировано бюджетом на 2022 г.) + 5% (президентских) = 9%.
В соответствии с внесенным законопроектом о бюджете на 2022 год и плановые 2023 — 2024 годы
, с 1 октября 2022 года военные пенсии будут в среднем выше, чем сейчас, примерно на 4,45%.
Эта цифра индексации военных пенсий в 2022 году будет достигаться за счет:
-индексации на прогнозный уровень инфляции окладов действующим военнослужащим на — 4%;
-и за счет повышения размера понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий с с текущих 0,7368 до 0,74, то есть на 0,32%.
Получается, что индексация денежного довольствия действующим военнослужащим (4% с 1 октября 2022 года)
и военных пенсий
(примерно на 4,45% с 1 октября 2022 года)
будет ниже, чем размер прогнозируемой официальной инфляции за 2021 год…
То есть, как бы, индексация окладов действующим военнослужащим и военным пенсионерам по бюджету на 2022 год и плановые 2023 — 2024 годы запланирована ниже инфляции…
Получается несоответствие…
То есть, по идее, Владимир Владимирович должен поправить правительство и дать дополнительное поручение на изменение параметров бюджета в этом вопросе.
От того, какой срок службы определен военнослужащим, в немалой степени зависит возможность научить их обращаться с современным вооружением. Не менее важным и трудоемким является обучение тактике взаимодействия между отдельными бойцами и войсковыми подразделениями.
Модернизация российских военкоматов должна начаться в 2022 году
По словам юриста и правозащитника Юрия Кулагина, никакие изменения в законодательство, связанные с повышением требований к здоровью призывников, пока не вносились. Вероятно, речь идет о внутренних рекомендациях для сотрудников военкоматов более тщательно выполнять работу в части контроля за отбором граждан на военную службу.
В беседе с «Известиями» юрист поддержал освобождение от службы граждан, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Он призвал более серьезно обследовать призывников, «не ограничиваясь ЭКГ и замером пульса».
— Проблема в том, что многие молодые люди сами не следят за своим состоянием. Потому и получается, что 18-летние парни, которые, может быть, никогда не занимались спортом, кроме как на школьных уроках физкультуры, попадают в армию, где должны пробегать по 10 км — тут-то у них и выявляются все нарушения и заболевания, — сказал Кулагин.
В свою очередь, юрист Европейской юридической службы Ильдар Макешов в беседе с «Известиями» отметил, что значительных повышений требований к здоровью призывников не было с 2013 года. В феврале 2020 года появились уточнения в требованиях к их состоянию по психическим и неврологическим заболеваниям.
А в июне 2022 года в постановление правительства РФ от 04.07.2013 №565 (ред. от 01.06.2020) «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» были внесены дополнения, относящиеся к организации работы военно-врачебной призывной комиссии, которые предусматривали обследование призывников и военнослужащих в том числе и при медицинских учреждениях, не относящихся к военному ведомству.
Пунктом 2 Положения N 1609 установлено, что военный комиссариат создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ.
Заметим, что данный раздел в сравнении с прежним Положением более широко определяет основные принципы создания военных комиссариатов, их структуру, подчиненность.
Нормативная база. Расширен перечень документов, которыми должны руководствоваться в своей работе военные комиссариаты (п. 3 Положения N 1609). В частности, кроме Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ (в том числе издаваемых им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами), актов Правительства РФ, актов Минобороны, Положения N 1609 деятельность военных комиссариатов основывается на приказах, директивах и указаниях командующих войсками военных округов, актах федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, изданных в пределах их полномочий.
Организация деятельности. Как и прежде, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и входят в состав военных округов (п. 4 Положения N 1609).
Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Минобороны (п. 5 Положения N 1609).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (п. 6 Положения N 1609).
Основные задачи военных комиссариатов перечислены в п. 17 Положения N 1609, они включают в себя 43 пункта.
В целом задачи, возложенные на военные комиссариаты, не изменились, но есть исключения. Укажем те функции военных комиссариатов, которые не были перечислены в Указе N 1132:
- участие в работе по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил (далее — бронирование граждан, пребывающих в запасе) (пп. 5). Ранее военным комиссариатам было предписано проводить проверки по организации бронирования граждан;
- осуществление приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (пп. 11);
- организация работы аппарата усиления и руководство его деятельностью (пп. 12);
- организация при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления военного обучения граждан в период военного положения и в военное время в порядке, установленном Минобороны (пп. 18);
- расширение полномочий по организации и проведению мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу. Теперь такие мероприятия военные комиссариаты должны осуществлять и для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования (пп. 22);
- оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной или альтернативной гражданской службы (пп. 28);
- обеспечение выполнения установленных для субъекта РФ и муниципальных образований норм призыва на военную службу (пп. 29);
- расширение полномочий по осуществлен��ю учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и граждан, самовольно оставивших воинские части. Если ранее военные комиссариаты должны были предоставлять информацию о них в правоохранительные органы, то теперь в их обязанность входит привлекать их к административной ответственности и направлять соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством РФ (пп. 30);
- реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40).
Кроме того, не вошли в перечень задач военных комиссариатов следующие функции, предусмотренные Указом N 1132:
- участие совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований в работе по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- обеспечение на сборных пунктах вещевым имуществом граждан, призванных на военную службу и направляемых в органы военного управления, соединения, воинские части и другие организации Вооруженных Сил, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в порядке, установленном Минобороны. Заметим, что данная функция сборного пункта, как и прежде, закреплена в Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Минфина России от 02.10.2007 N 400;
- взаимодействие с органами службы занятости в переподготовке и трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Обратите внимание! Военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность (п. 18 Положения N 1609).
Кто занимается воинским учетом
За ведение учетной документации отвечают:
- директор организации;
- начальник отдела кадров (или его заместитель);
- делопроизводитель, секретарь.
Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается ВУС, — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.
Независимо от наличия ВУС, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.
- Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
- Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
- Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
- Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.
Кто относится к военнообязанным лицам
Давайте разберемся с тем, кто из граждан относится к военнообязанным. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, к военнообязанным относятся граждане, пребывающие в запасе. Указанный документ (Положение о воинском учете) содержит перечень лиц, являющихся военнообязанными.
К ним относятся лица, которые:
- уволены с военной службы с зачислением в запас;
- успешно завершили обучение в военных учебных заведениях либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончили федеральные государственные вузы;
- не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
- не подлежали призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
- не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет;
- уволены с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставлены на воинский учет в военкоматах;
- прошли альтернативную гражданскую службу;
- являются женщинами, имеющими определенные военно-учетные специальности.
Военнообязанных надо отличать от призывников, к которым относятся не пребывающие в запасе мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете.
Есть такое понятие, как воинский учет. Так вот, военнообязанные лица состоят на таком учете. Как только гражданин перестает быть военнообязанным, он снимается с воинского учета.
Снятие граждан с воинского учета производится, когда они достигают определенного возраста.
Как долго оформляется военный билет? Сроки.
Мы неоднократно напоминаем всем нашим клиентам, что для законного оформления военного билета необходимо пройти ряд обязательных, бюрократических процедур. Они, как правило, включают в себя 3-4 визита в военкомат, прохождение диагностических исследований, медицинского освидетельствования и обследования, а также заседания призывной комиссии.
Таким образом, процесс оформления документа воинского учёта – военного билета может затянуться на 3, 4 и более месяцев.
По непонятным причинам люди достаточно часто продолжают верить «знакомым со связями», но, учитывая горький опыт других знакомых, чаще сначала обращаются за советом к адвокату, до того, как «переступить черту»и пойти на неоправданный риск.
Помните: после получения военного билета вы продолжаете состоять на воинском учёте и вопросы по поводу нарушения закона при его получении могут возникнуть даже спустя несколько лет!
Перед визитом в военкомат, вам нужно будет собрать все медицинские документы
Конечно, перед медицинским освидетельствованием военкомат обязан самостоятельно запрашивать амбулаторную карту, справки из диспансеров и другие сведения, характеризующие ваше состояние здоровья. Но не стоит надеяться на добросовестную работу врачей, поскольку на практике нередко медицинские сведения неоправданно оставались без внимания.
Стоит проявить инициативу. Часто, предварительный анализ документов не позволяет сделать однозначных выводов и наверняка придётся организовать небольшие дополнительные исследования.
Всё дело в том, что категорию годности (а именно её и будут определять врачи военкомата) характеризует не диагноз, а степень ограничения функции органа или системы. И именно для выяснения степени ограничения врачу требуются специальные познания в области военно-врачебной экспертизы, а гражданину – прохождение дополнительных исследований.
Как правило, сбор документов занимает 2-3 недели.
Вам следует знать, что обязательным является личное прохождение медицинского освидетельствования в военкомате
По новым правилам
медицинское освидетельствование включает и обследование, которое придётся пройти вне стен военкомата.
Какие законы регулируют воинский учет
Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
- для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
Как ведется воинский учет в организации
Организацию необходимо поставить на учет в военкомате. Если у компании есть филиалы, они регистрируются по месту нахождения.
Организация должна тесно взаимодействовать с военкоматом по вопросам регистрации воинской обязанности работников:
- своевременно предоставлять сведения о сотрудниках-призывниках каждый год до 1 ноября;
- если в штате числятся подростки 15–16 лет, информация о них доводится до работников военного комиссариата в сентябре;
- в течение двух недель отвечать на запросы относительно сотрудников компании, состоящих на ВУ, а также об устройстве на работу или увольнении, об изменении жизненных обстоятельств работника, состоящего на общем воинском учете.
В соответствии с изменениями в законе № 53-ФЗ работодатель должен уведомить военкомат о поступлении на работу сотрудника, не состоящего на воинском учете. Сделать это он должен в течение двух недель после обнаружения этого факта, не дожидаясь официального запроса.
Мнение эксперта
Давыдов Дмитрий Станиславович
Заместитель начальника военного комиссариата
Воинский учет в организации ведется по личным карточкам формы Т-2. Номенклатура дел определена Методическими рекомендациями по ведению ВУ, которые утверждены Генштабом ВС РФ в 2021 г.
В соответствии с этими указаниями, при приеме на работу у сотрудника проверяется наличие воинской обязанности, записи в военном билете о постановке на учет по месту регистрации или пребывания. В личные карточки заносится вся информация о военнообязанном.
Не реже одного раза в год учетные данные сверяются с документами, вносятся изменения, если они есть.
- план работы по проведению ВУ;
- картотека личных карт;
- журнал проверок осуществления воинского учета (бронирование военнообязанных сотрудников в запасе).
Служебное делопроизводство
Функциональные обязанности работника, которому вверили ведение воинского учета, согласно должностной инструкции:
- установить, кто из нанятых подлежит постановке на учет;
- оформлять и хранить личные карточки персонала;
- своевременно уведомлять служащих о вызове в военный комиссариат, если таковой поступит;
- обеспечить гражданину доставку до места вызова;
- сверять информацию в личных карточках с другими источниками;
- вносить в бумаги поступающие изменения, касающиеся семейного статуса, состояния здоровья, уровня образования, названия фирмы или структурного подразделения;
- предоставлять отчет по требованию руководства.
При приеме на работу претендент предоставляет для заключения трудового договора документ, относящийся к воинскому учету (ст. 65 ТК).
Законодательство о воинском учете на предприятии
- Трудовой Кодекс РФ (ст. 65 ТК РФ).
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (пп. 6 п. 1 ст. 8).
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- «Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (п. 19).
- Кодекс административных правонарушений РФ (ст.: 21.1; 21.2; 21.3; 21.4; 21.5).
Выполнение Инструкции ведения документации по воинскому учету
Все работы, связанные с ведением воинского учета в организации, подразделяют на 2 этапа:
- Подготовительные мероприятия, в которые входит регистрация сотрудников в районном военкомате (по месту регистрации организации (предприятия)). Регистрация осуществляется в течение 5-ти рабочих дней после включения организации в ЕГРЮЛ;
- На втором этапе на военнообязанных работников оформляются индивидуальные карты, с ними проводится информирование по воинскому учету, соответствующим обязательствам и ответственности за их невыполнение, в т.ч. с данной категории рабочих собираются необходимые личные сведения и передаются в комиссариат.
Ведение воинского учета военнообязанных российских граждан в организации в 2022 году требует обязательной обработки сведений новых сотрудников, которая включает такие мероприятия:
- Проверка всей документации, предоставленной гражданином, устраивающимся на работу;
- Оформление личной карты на каждого нового сотрудника (Форма Т-2) с его личной подписью и подписью уполномоченного лица (в этот документ вносится информация, касающаяся отношения гражданина к службе в армии);
- Подача извещения в военкомат в течение 2-х недель после принятия либо увольнения работника организации (предприятия).
III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
27.Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы).
28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:
- а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
- б)военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.
VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации
46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.
В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.
Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.
47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.