Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичные и непубличные общества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.
Последствия приобретения публичного статуса
Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.
1. Открытые акционерные общества должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг
3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
4 .Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
-
годовой отчёт;
-
годовую бухгалтерскую отчётность;
-
список аффилированных лиц;
-
устав АО;
-
решение об эмиссии акций;
-
сообщение о проведении собрания акционеров;
-
другие данные, предусмотренные законодательством.
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии
Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.
В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).
Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.
Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.
Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких ме��оприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.
С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.
Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.
Общая характеристика организационно-правовых форм некоммерческих корпораций
Организационно-правовые формы некоммерческих корпораций сочетают в себе свойства и некоммерческих организаций, и корпораций. Согласно легальному определению некоммерческими корпоративными организациями являются юридические лица, которые не преследуют извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, при этом их учредители (участники) приобретают право участия (членства) в данных организациях и формируют их высший орган (ч. 1 ст. 123.1ГК РФ).
Корпоративная правовая природа предполагает, что некоммерческая организация создается по решению ее учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т. п. (ч. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Учредители, как правило, в силу закона с момента создания организации становятся первыми ее участниками, образуя высший орган управления, в компетенцию которого входит утверждение устава и формирование иных органов путем их избрания, в том числе избрания единоличного исполнительного органа (председателя и т. п.), а также коллегиального органа (центрального комитета, правления и т. д.).
Отношения, возникающие по вопросам управления, реализации прав и исполнения обязанностей участников некоммерческой корпорации, регулируются, прежде всего, нормами статей 65.1–65.3 ГК РФ, т. е. положениями, рассчитанными на любые корпоративные организационно-правовые формы.
С точки зрения Уголовного Кодекса различий между «пирамидой» и ПАО не так уж и много. И те, и другие продают бумажки, которые со временем обещают превратить в деньги. Те, кому удается выполнить обещание, становятся солидными предпринимателями. Те, кому не удается, попадают в зону интереса правоохранительных органов. Поэтому ограничения здравого смысла при выпуске акций весьма важны.
В остальном же ПАО – одна из наилучших форм ведения бизнеса как для начинающих предпринимателей, так и для акул рынка.
Бытует мнение, что создание ПАО – прерогатива уже состоявшихся и успешных бизнесменов, которым нет смысла изучать законодательство и бегать с папками по различным инстанциям, регистрируя ПАО. Наилучший способ для них – заключить договор с фирмой, предоставляющей посреднические услуги по регистрации юридических лиц.
Безусловно, это очень хороший способ, но дело в том, что ПАО создают не только Ротшильды, но и студенты третьих курсов, для которых каждый рубль – на вес золота. Они собирают необходимые 100000 рублей уставного капитала с миру по нитке, превращая своих кредиторов в акционеров будущего ПАО. Их будущие доходы – пока только идея, но идея иногда блестящая. Для претворения этой идеи в жизнь им нужны средства, которые окупятся далеко не сразу, а потому вариант с получением кредита – не для них. Лучшим способом будет создание ПАО с возможностью привлечения средств за счет продажи акций.
Именно этой категории предпринимателей будут полезны советы по самостоятельной регистрации публичного акционерного общества.
Часто в категорию ПАО переходят ООО и НАО, которым требуются:
- привлечение средств для развития бизнеса;
- возможность выхода на международный рынок с целью привлечения иностранных акционеров.
Этой категории предпринимателей действительно лучше обратиться в фирмы, оказывающие услуги по регистрации предприятий, и не терять время и нервы на бюрократические процедуры.
Регистрация непубличного акционерного общества состоит из таких этапов:
- подготовительный: выбирается название компании, ее юридический адрес, система налогообложения, состав акционеров;
- проведение учредительного собрания. На нем принимается официальное решение о создании компании, формируется Устав;
- подготовка пакета документов для регистрации в ФНС;
- подача документов, оплата госпошлины за регистрацию;
- завершение регистрации: получение свидетельства, выпуск акций.
Понадобятся такие документы для ФНС:
- заявление по форме Р11001;
- договор об учреждении АО;
- устав компании в двух экземплярах, одни потом возвращают заявителю;
- квитанция об оплате госпошлины, 4000 рублей.
При приватизации АО не может быть публичного размещения акций
В соответствии с законодательством о приватизации учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, признавалось Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования.
В случае приватизации применялся специальный способ размещения акций акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации унитарного предприятия — приобретение всех акций единственным акционером общества. Все акции акционерного общества, созданного путем приватизации, размещаются единственному акционеру — государству или муниципальному образованию в лице их уполномоченных органов.
После регистрации акционерного общества (акции считаются размещенными в момент регистрации) комитет по управлению имуществом передавал пакет акций в соответствующий фонд имущества, который начинал их обращение — реализовывал акции, принадлежащие государству или муниципальному образованию.
Часть акций продавалась членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях. Другая часть акций вносилась в фонд акционирования работников предприятия и/или обменивалась на акции инвестиционных фондов. Данные сделки не попадают под признаки публичного обращения, поскольку акции реализовывались заранее определенному кругу лиц.
Не реализованные указанными способами акции оставались в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований. Дальнейшая реализация этих акций могла произойти следующими способами:
- продажа по номинальной стоимости должностным лицам администрации приватизированного предприятия;
- продажа по «закрытой подписке» работникам общества;
- продажа работникам общества из фонда акционирования работников предприятия;
- продажа группе работников;
- продажа на чековых аукционах (были аукционы с ограниченным количеством участников и аукционы без ограниченного числа участников);
- продажа на инвестиционных торгах;
- продажа по коммерческому конкурсу (ст. 22 Закона РФ от 03.07.91 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» в ред. 05.06.92).
Признаки публичного обращения возникают при следующих способах продажи акций при приватизации:
- продажа на чековых аукционах без ограниченного числа участников;
- продажа на инвестиционных торгах без ограниченного числа участников;
- продажа по коммерческому конкурсу без ограниченного числа участников.
В случаях приватизации государственных или муниципальных предприятий имело место обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц. Оценивая эти сделки по обращению ценных бумаг, следует иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, это были разовые мероприятия, по завершении которых прекратилось публичное обращение акций общества.
Во-вторых, эти сделки осуществлялись в соответствии с нормами специального законодательства о приватизации, а не законами о ценных бумагах. Указанное публичное обращение ценных бумаг не сопровождалось регистрацией проспектов ценных бумаг или проспектов эмиссии, что было обязательно для публичного обращения в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. Госрегулятор в официальных разъяснениях пояснял, что эти сделки совершаются в соответствии не с общегражданскими нормами, а со специальным законодательством о приватизации, которое предусматривало иной порядок проведения сделок по публичному обращению акций, принадлежащих государству, в рамках приватизации.
Статья 66.3 Публичные и непубличные общества
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 66.3]
1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в «пункте 1» настоящей статьи, признаются непубличными.
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов «(пункт 5 статьи 52)» хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества «(пункт 4 статьи 65.3)» или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
4. В случаях, если положения, предусмотренные «пунктом 3» настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Управление организацией и руководящие органы
В соответствии с действующим законодательством, устав акционерной компании должен содержать описание организационной структуры компании. В этом же документе должны рассматриваться полномочия управляющих органов и определяться порядок принятия решений. Организация управления зависит от размеров компании, бывает многоуровневой и имеет разные виды:
- общее собрание акционеров;
- наблюдательный совет (совет директоров);
- коллегиальный или единоличный исполнительный орган (правление или директор);
- ревизионная комиссия.
Закон № 208-ФЗ определяет общее собрание высшим органом правления. С его помощью акционеры реализуют свое право на управление акционерным обществом, путем участия в этом мероприятии и голосовании по вопросам повестки дня. Такое собрание бывает годовым или внеочередным. Устав общества определят границы компетенции этого органа (например, часть вопросов может решаться на уровне наблюдательного совета).
В силу организационных сложностей, общее собрание не может решать оперативные вопросы – для этого избирается наблюдательный совет. К числу вопросов, которые решает эта структура, относятся:
- определение приоритетов деятельности непубличной акционерной компании;
- рекомендации по размерам и порядку выплаты дивидендов;
- увеличение уставного капитала акционерного общества через размещение дополнительных акций;
- одобрение крупных финансовых сделок;
- созыв общего собрания акционеров.
Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. Эта структура подотчетна общему собранию и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом, к компетенции этого органа (особенно в коллегиальном виде) относятся самые сложные вопросы текущей деятельности непубличной акционерной компании:
- разработка финансово-хозяйственного плана;
- утверждение документации по деятельности общества;
- рассмотрение и принятие решений о заключении коллективных договоров и соглашений;
- согласование правил внутреннего трудового распорядка.
Заверение решений АО и ведение реестра акционеров
Общее собрание акционеров является высшим органом правления компании, определяющее дальнейшее развитие организации. При этом, большое значение имеет юридически правильное составление протокола и заверение принятых решений, избавляющее участников, членов правления и руководителя от взаимных претензий и споров о подлоге. Согласно Закону № 208-ФЗ протокольная документация должна содержать:
- время и место проведения общего собрания акционеров непубличного АО;
- количество голосов, принадлежащих владельцам голосующих акций;
- общее число голосов акционеров, которые принимают участие;
- указание председателя, президиума, секретаря, повестки дня.
Обращение к услугам нотариуса сделает протокол более защищенным и увеличит уровень достоверности этого документа. Этот специалист должен лично присутствовать на собрании, и зафиксировать:
- факт принятия конкретных решений, указанных в протоколе собрания;
- количество присутствующих акционеров непубличного АО.
Альтернативой обращения к нотариусу будут услуги регистратора, который ведет реестр акционеров. Процедура и порядок подтверждения в данном случае будут аналогичными. Согласно законодательству, с 1 октября 2014 года ведение реестра акционеров стало возможно только на профессиональной основе. Для этого акционерные общества должны обращаться к услугам компаний, имеющих специализированную лицензию. Самостоятельное ведение реестра наказывается штрафом до 50 000 рублей для руководства, и до 1 000 000 рублей – для юрлиц.
Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся
Признание решения о реорганизации недействительным
Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.
Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (п. 1, 2 ст . 60.1 ГК)
Признание реорганизации несостоявшейся
Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании, может признать реорганизацию несостоявшейся.
Реорганизация признается несостоявшейся лишь в особых случаях: например, когда на регистрацию были представлены подложные документы и на самом деле решение о реорганизации компании вообще не принималось (п. 1 ст . 60.2 ГК).
В случае, когда остаётся только один член правления, общество, в соответствии со статьёй 104 ГК РФ, преобразуется в унитарное предприятие. Чтобы утвердить стопроцентное право решать вопросы ОСА единственного участника акционерного общества, в гос. органы и партнёрам посылается нотариально заверенная копия документа устава, в котором расписаны права акционера со 100 % акций.
Закон обязывает уведомлять в уставе, что акции принадлежат одному человеку. От этой обязанности освобождены ООО. К тому же АО не может иметь в виде единственного держателя другое хозяйственное общество с одним членом правления.
Если число участников акционерного общества увеличивается, то об этом также уведомляются партнёры и государство. Эти правила описаны в п. 6 ст. 98 ГК РФ и п. 2 ст. 10 ФЗ.
Последствия приобретения публичного статуса
Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.
1. Открытые акционерные общества должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг
3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
4 .Ведение реестра акционеров публичного АО передаётся в независимую лицензированную компанию.
Непубличные хозяйственные общества
С 1 сентября 2014 года все остальные общества, кроме публичных, относятся к непубличным, касается это ООО и ЗАО. При этом общества с ограниченной ответственностью переименовывать не нужно, а вот закрытые акционерные общества должны убрать из своего наименования слово «закрытое», оставив только АО.
Непубличное акционерное общество имеет существенное различие с публичным обществом и связано это с тем, что у них больше полномочий по формированию органов управления. Общее собрание имеет полномочия, которые установлены законом и могут дополняться уставом общества. Также эти полномочия могут передаваться и ЕИО, сформированному наблюдательному совету. У непубличного общества имеется право не создавать ревизионную комиссию.
В своем уставе общество может указать порядок и сроки созыва общего собрания акционеров, способы их уведомления об этом событии.
Обратите внимание, что теперь независимую аудиторскую проверку нужно проходить всем АО раз в год как публичным, так и непубличным. Независимо от годовой выручки и иных критериев. ООО также вправе проводить годовой аудит, но либо по желанию, либо если это предусмотрено российским законодательством.
Удостоверение решения общего собрания общества
В соответствии с новыми поправками в Гражданском кодекс принятое решение участниками общего собрания общества подтверждается следующими способами.
- Публичное акционерное общество (ПАО) принимает решение общего собрания, которое подтверждается уполномоченным лицом, либо тем, кто ведет реестр акционеров или же лицом, выполняющим функции счетной комиссии.
- Непубличное акционерное общество (АО) принимает решение общего собрания, которое удостоверяется в нотариальной форме, либо лицом, которое ведет реестр, либо тем, кто выполняет функцию счетной комиссии.
- В ООО решения общего собрания удостоверяются нотариально либо согласно уставу единогласно решением общего собрания участников.
Для ООО не желающего удостоверять решения собрания нотариальным способом имеется возможность делать это иным способом, который должен быть указан в уставе общества. В качестве способов удостоверения можно использовать следующие виды:
- с помощью подписания решения всеми участниками собрания, которые присутствуют, включая секретаря комиссии и председателя;
- с помощью большинства участников проголосовавших и обменявшись информацией электронным способом связи.
Ответственность дочерних юридических лиц
В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.
- Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
- Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
- Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.
Основные отличия публичных и непубличных обществ
Хозяйственные общества делятся на:
(1) Публичные – это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.
Цитируем п. 1 ст. 66.3 ГК РФ:
«Публичным является АО, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Правила о публичных обществах применяются также к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».
Публичные общества:
- в большей мере регулируется императивными нормами;
- к ним предъявляются специальные требования;
- незначительная свобода внутрикорпоративной самоорганизации.
Обеспечивается баланс интересов большой массы неоднородных участников публичных обществ, а это гарантия инвестиционной привлекательности общества.