Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак в Исламе: правила заключения и правовое регулирование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Условия для развода и расторжения никаха
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
Что делают при подготовке к погребению
При подготовке похорон у мусульман проходит омовение умершего человека и укутывание его в саван. Затем проходит чтение молитв.
Похороны желательно провести как можно скорее, лучше в тот же день. Во многом это связано с климатическими условиями, ведь большинство представителей ислама проживает в местностях с теплым и даже жарким климатом, что не способствует сохранению тканей. Организм начинает очень быстро разлагаться, что нежелательно допускать. Поэтому людей, почитающих Коран, обычно сразу начинают готовить к обряду погребения, минуя морг. Вскрытые производится только в крайних случаях, кремация отметается приверженцами ислама полностью, считается, что это прямой путь в котел ада.
Расторжение – это прекращение никаха, при котором муж получает компенсацию от жены. Исламские ученые однозначно разрешили это согласно Аяту 4 Суры «Ан-Ниса». Этот Аят означает: «Давайте женам их маhр искренно по своим собственным желаниям. А если они по собственному желанию дадут что-либо, то пользуйтесь тем, что достанется вам во благо и в удовольствие». А также согласно изречению Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение: «Прими от нее сад и дай ей один развод». Мнения ученых разделились только в том, является ли это разводом или же просто прерыванием никаха.
Сказано, что расторжение никаха – нежелательно, за некоторыми исключениями:
– если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
– если один из супругов боится, что не обеспечит права другого;
– если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
– если жена вызывает у мужа ненависть из-за совершения ею прелюбодеяния или невыполнения намаза и т.д.;
– если муж передумав, желает снять условие, которое он поставил жене, что при совершении определенного действия будет 2-й или 3-й развод. Тогда он может сделать расторжение.
Условия расторжения никаха:
1. Если, например, муж говорит жене: «Я расторгнул никах с тобой за такую-то сумму», и жена при этом соглашается.
2. Муж может сам расторгнуть никах или может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.
3. Жена может сама компенсировать или от ее имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть никах за определенную сумму, и муж при этом соглашается.
После расторжения никаха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новое бракосочетание в присутствии попечителя и двух свидетелей. По сути, расторжение полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:
Во-первых, расторжение не включает в счет 1-2-3 разводов;
Во-вторых, при возобновлении никаха обязательно присутствие попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период ‘идда или нет.
Рассмотрим расторжение на следующем примере. Муж поставил условие: если его жена пойдет в какое-то место – она разведена. Но потом он забеспокоился о том, что его жена все-таки пойдет туда и разведется с ним таким образом. Тогда он делает расторжение без намерения развода, а с целью прекращения никаха. После этого совершает то, что было поставлено условием развода, при чем развод не состоится, и затем делается новый акт никаха. При этом поставленное ранее условие аннулируется.
Если один из супругов отступил от Ислама, то их брак расторгается. Тот, который отступил от Ислама, должен немедленно вернуться к Исламу, после этого им необходимо заново заключить акт бракосочетания со всеми необходимыми условиями. По школе имама Аш-Шафи’ий если, тот, который отступил от Ислама, вернулся к нему до истечения времени идда, то Никах заново перечитывать не нужно.
Вероотступнику нельзя жениться на мусульманке, вероотступнице, неверующей, а на вероотступнице не может жениться мусульманин, вероотступник.
Виды развода в исламе
В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:
Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.
Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.
Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.
Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.
Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.
Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.
Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.
Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.
Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.
Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.
Мнение богословов об обстоятельствах развода
Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.
Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.
Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
- По причине КРОВНОГО родства,
- По причине женитьбы,
- По причине грудного вскармливания.
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
- Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,
- Дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,
- Сестра родная, либо сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),
- Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или матери),
- Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или матери),
- Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),
- Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).
Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.
Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (с.а.в.) присоединяются остальные пять. И это:
- Молочная мать, её мать и т.д.
- Молочная сестра — ею считается та, которая кормилась у твоей матери, или ты кормился у её матери, или вы (ты и она) кормились у одной и той же женщины.
Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.
Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.
О том, что благодаря кормлению махрамками становятся кормилица мать и её дочь, ниспослан следующий аят священного Корана:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)
Смысл которого: « И ваши матери, которые кормили вас (до истечения двух лет пять раз, как это разъясняет хадис) и ваши сёстры от кормления» (см. Тафсируль джалалайн, Коран — Сура Ан-ниса, 23).
- Дочь молочного брата,
- Дочь молочной сестры,
- Молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом),
- Молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью),
- Молочная дочь (это та, которая кормилась у твоей жены и ты для неё будешь молочным отцом).
Также для женщин махрамами становятся: её молочные отец,сын, брат, дядя — как со стороны матери, так и со стороны отца.
Условия расторжения никяха:
После расторжения никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей. По сути, расторжение полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:
Во-первых, расторжение не входит в счет 1-2-3 разводов.
Во-вторых, при возобновлении брака обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период ‘идда или нет.
Рассмотрим расторжение на следующем примере. Муж сказал жене: «Если ты заговоришь с этим конкретным человеком, то ты разведена трехкратным разводом». Или, например если поставит условие: «Если войдешь во двор этого человека, или выйдешь без моего разрешения из дома, то ты разведена трехкратным разводом». Но потом он забеспокоился о том, что его жена все-таки пойдет туда или сделает то, что было установлено им в условии развода и таким образом развод состоится. Тогда он делает расторжение без намерения развода, а с целью прекращения никяха. После расторжения, если она сделает обусловленное, развод не произойдет, так как поставленное ранее становится недействительным. Затем он совершает новый акт бракосочетания.
[1] Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге Имама Аш-Шафи‘ий «Ахкямуль-Кур`ан»
[2] То есть макруh, в этом нет вознаграждения но и греха в этом нет.
В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:
- никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
- будущие супруги должны достичь брачного возраста;
- недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
- на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
- совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
- жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.
Межрелигиозный брак – быть или не быть?
Итак, в наше время брак (никах) между мусульманином и христианкой не запрещается напрямую ни в исламе, ни в Православии. Однако он является нежелательным и проблематичным. Православная Церковь, хоть и не будет считать такой брак блудным сожительством, но не сможет его благословить и освятить. Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос о смешанных браках, говорит, что без единства в самом главном – вере – не может быть настоящего единства между супругами. Также он указывает на то, что у принадлежащих к разным конфессиям супругов могут возникнуть проблемы в совместном воспитании детей.
Что может значить никах для русской девушки? Нередко это покорное и бесправное существование с другими «наложницами» супруга и зависимость от его родни. Не стоит исключать и угрозу давления со стороны мусульманского мужа и его родственников с целью обратить русскую девушку в ислам.
В Коране есть прямое указание на превосходство мужа над женой и разрешение на применение физической силы по отношению к супруге (Коран 4,38; 4, 34). Также по правилам ислама муж может легко развестись с любой из своих жён. Женщине, которая вышла замуж за мусульманина, намного сложнее добиться развода. Оставаться христианкой в некоторых исламских странах и вовсе опасно для жизни. Согласно исследованиям 2016 года международной благотворительной правозащитной организации «World Watch List», в 9 из 10 наиболее опасных для христиан стран мира ислам является главенствующей религией.
Протоиерей Владислав Свешников высказывает мысль, что межрелигиозный брак двух истинно верующих людей маловероятен. Если же конфессиональная принадлежность у супругов изначально лишь номинальная, то нет смысла называть такой брак межрелигиозным.
Нежелательный брак между мусульманином и христианкой
В других случаях, например, здесь в городах больших, то есть фетва, что в таких случаях брак не желателен. Почему? Потому, что верующая христианка и иудейка не мусульманки, они не будут принимать Ислам, по крайней мере они об этом заявляю часто. Если они не принимают Ислам, то дети воспитываются в окружении немусульманском, уже социум не мусульманский, школы, институты и т.д. – окружение немусульманское и вероятность того, что ребенок не будет воспитываться в Исламе очень велика.
И часто местные, скажем так, этнические мусульмане не знают даже основ своей религии, они не знают даже 5 столпов Ислама, они не могут даже правильно сказать шахаду, знают ее смысл, но правильно выговорить ее не могут. Не говоря уже о том, что они не знают обрядов омовения, обрядов молитвы, не постятся, едят свинину, пьют спиртное и в то же время он знает, что есть аят в Коране, который разрешил жениться на христианке или иудейке. Какой он будет пример для своего ребенка, каким он будет примеров для своих поколений будущих?
По практике мы знаем, каким примером, никаким. В итоге, дети воспитываются не мусульманами. Они себя и мусульманами не считают и христианами не считают или же уже мама плотно общается, мамина мама – бабушка тоже плотно общается и воспитывают детей не в исламской традиции. Или же создается такой вакуум, говорят, что сейчас мы не будем ничего говорить о религии – это не нужно, у нас любовь, у нас дети родились, мы живем мирской жизнью, давайте сейчас детский сад, школа, институт, а там дальше они посмотрят.
Дети не воспитываются в Исламе, что является грехом. Отец и мать должны воспитывать в Исламе, если взял себе христианку или иудейку, ты воспитывай в Исламе. И такие случаи тоже есть, у меня по практике, что действительно человек женился, я помню, на грузинке, она была христианкой, естественно, она не хотела принимать Ислам – это было условие, но человек был очень религиозен, я его знаю, он порядочен, интеллектуально развит.
Проходили годы я встречал в мечети и всегда задавал вопрос: «Ну как твоя жена, приняла ли она Ислам?». И прошло не менее 15-ти лет, и в один из джума он мне подошел мне, дал салям, говорит: «Моя жена приняла Ислам». Я говорю: «Альхамдулиллях». Хотя в самом начале они были так настроены, что она не будет принимать Ислам.
Но опять-таки мы видим на примере таких братьев, что возможно положительное влияние, оно всегда будет, так как от истинного, честного, порядочного мусульманина, который стремится к добру, к Единобожию в делах и в отношениях это проявляет, то рано или поздно порядочный человек, его жена христианка, рано или поздно попадет под это воздействие добра и откроются глаза, она примет Ислам, такое тоже бывает.
Но общая фетва для таких регионов, как, например, Москва, что такие браки мы не одобряем и более того, например, в исторической мечети точно мы не читаем. Когда молодые люди начинают волноваться и пытаться оказать влияние на имама, мы говорим, а куда мы денем верующих наших сестер? Вот ты женишься на Наташе грубо говоря, на христианке, а кто возьмет в жены Гюльчитай, Динару?
Кто ее возьмет, она сидит дома ждем условно тебя, а ты уже женился, а другого нету, к ней приходит Вас, Петя, она на работе все нравится, а тебя нет, ты уже женился. И возможности у тебя нет, тем более многоженством заниматься, здесь тяжело практиковать, поэтому мы здесь такие браки не читаем. Есть мнение, что это макрух – нежелательно в таком социуме не мусульманском межрелигиозные браки читать именно заключать такие договора, поэтому в мечети мы часто их не читаем.
Что касается женщин, то единогласное мнение богословов, нельзя отдавать девушку или женщину-мусульманку замуж за не мусульманина. Так как у мужа есть веляят — покровительство над женщиной, он глава семьи, то не может быть согласно нормам Шариата веляята — покровительство открытого, дозволенного не мусульманина над мусульманкой. Т.е.
Даже если они найдут какого-нибудь дедушку или с каким-то человеком договорятся, что он прочитает никах, что он прочитает? Читаются молитвы, а никах – это заключение договора, что такая-то и такой-то заключают брачный союз, отец-опекун отдает ее из своего покровительства в покровительство мужа. И согласно нормам Ислама муж самый первый человек для жены.
Женщинам христианкам, которые выходят замуж за мужчину мусульманина, следует ближе познакомиться и с культурой того народа, к которому принадлежит жених – мусульманские обычаи – это одно, но у каждого мусульманского народа существуют и свои особенные традиции, которые могут вам не понравиться или показаться попросту неприемлемыми.
Большая проблема женщин христианок, которые выходят замуж за иностранца, – это языковой барьер, поэтому следует начинать учить язык мужа еще до замужества, чтобы избежать недомолвок и двусмысленностей. В помощь невесте будут языковые курсы или видеоуроки, которые надо найти в интернете – их представлено очень много. Невесте мусульманина следует понимать, что дети в билингвальной семье также должны обучаться двум языкам сразу, что является и трудностью, но и преимуществом.
Бывает и так, что со временем, особенно после рождения ребенка, та большая разница, которая существует между двумя религиозными культурами, становится причиной все более обостряющихся разногласий. Если женщина христианка планирует выйти замуж за мусульманина и уехать в мусульманские страны, то ей следует изучить тонкости и международного законодательства, чтобы избежать нескольких неприятных сюрпризов – речь идет о продлении визы, получении вида на жительство, что может предполагать не только хлопоты, но и финансовые затраты.
Как жениться на мусульманке
В современном мире уже не придается такое значение расовой и религиозной принадлежности, как, к примеру, в XVIII веке, и браки между иноверцами перестали шокировать общественность. Но если христианство допускает брак с партнером другой религии и без принятия им вероисповедания мужа или жены, то ислам и сейчас категорически не приемлет такого союза. Эта религия строго соблюдает все предписания и так называемые каноны, установленные многовековым порядком, и не допускает никаких посягательств на свои границы, хотя с уважением относится к другим религиям.
Мужчина любого другого вероисповедания или вообще не верующий в высшие силы, пожелавший соединить свою судьбу с женщиной-мусульманкой, должен не только попросить руки у представителя старшего поколения ее семьи, но и изучить Коран, принять веру будущей супруги. Это не может произойти за один день или неделю, так как познание и погружение в ислам – это сложный путь обучения и переосмысления жизненных ценностей, как считают его приверженцы.
И только после принятия мужчиной исламской веры возможно вступление в брак. Бракосочетание должно пройти только согласно мусульманским обычаям, с соблюдением всех традиций и церемониалов.
В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:
- никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
- будущие супруги должны достичь брачного возраста;
- недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
- на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
- совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
- жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.
Интересно! По исламской традиции махр не должен быть чрезмерным или слишком маленьким.
Условия заключения никаха во многом напоминают те, что принято соблюдать при светской регистрации брака. Это говорит о том, что они прошли проверку временем и многократно подтвердили свою состоятельность.