Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Читайте также:  Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Формы внеплановых налоговых проверок в 2021 году

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

  • Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

  • Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

  • Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

  • Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

  • Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

  • Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

  • Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

Незавершённые проверки

Если на 10.03.2022 внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок (см. далее). За исключением внеплановых мероприятий и проверок, проведение которых разрешено в рамках моратория (см. всю таблицу выше).

Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на 10.03.2022, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Предписание об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу выдадут исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:

  • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
  • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.

Возможность исключения организации из реестра проверок

Как говорилось ранее, в настоящее время компаниям присваиваются степени риска, в зависимости от которых определяется частота проводимых проверочных мероприятий.

Степень риска оценивается, в основном, по экономическим показаниям, налоговым, пенсионным, социальным отчётам, своевременности сдачи отчётности.

Так, например, организации с высоким уровнем риска могут проверять до 2 раз в год, а при чрезвычайном уровне проверки проводятся не чаще 1 раза в год.

В обязательном порядке проверкам подвергнуться организации важнейших для населения направлений: здравоохранение, обучение, социальная сфера и т.д.

Если организация не относится к социальной сфере деятельности, то освободить от проверок и исключить из реестра проверок возможно путём подтверждения низкого уровня риска при ведении бизнеса.

Для этого нужно:

  1. Собрать пакет документов, состоящий из:
  • заявления на отказ от проверок по установленной форме;
  • отчета с финансовыми результатами деятельности организации;
  • отчёта о страховых взносах.
  1. Направить пакет документов в адрес контролирующих органов.

Срок ответа на заявление не может превышать 10 дней. В случае отрицательного ответа в нём должны содержаться мотивированные обоснования такого решения.

Таким образом, в 2023 году проверки возобновляются, но с применением определённых принципов и ограничений, позволяющим предпринимателям свободно вести свою деятельность при условии соблюдения законодательства.

Как узнать о плановых проверках

Практически любое государственное ведомство уполномочено на проведение проверок организаций в части специфики своей деятельности. Даты всех контрольно-ревизионных мероприятий назначаются заранее.

Читайте также:  Как восстановить ПТС на автомобиль при утере

Для удобства пользователей сводный план проверок на 2022 год представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ в виде специального электронного сервиса. Интернет-ресурс позволяет получить информацию о предстоящей ревизии, ее сроках, формах и предмете проверки, а также о ведомстве, исполняющем контрольную функцию.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Если на вашем предприятии назначили налоговую проверку, то не нужно паниковать. Необходимо четко выработать алгоритм поведения, учитывающий специфику работы белорусских налоговых органов.

Первое на что следует обратить внимание – это предписание налоговых органов, в котором обязательно указывается проверяемый период, сроки проведения проверки и исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Последнее является наиболее существенным моментом на начальном этапе проверки, так как позволяет понять, какой алгоритм поведения нужно выбрать. На практике возможны два варианта налоговой проверки: плановая и тематическая.

Читайте также:  Как оформить ветерана труда в ХМАО в 2022 году (документы)

Плановая налоговая проверка проводится в соответствии с координационным планом и охватывает все вопросы, связанные с налогообложением за определенный период. При плановой налоговой проверке налоговые инспекторы должны проверить все вопросы, связанные с налогообложением, и поэтому не могут акцентировать свое внимание только на одном вопросе. Кроме того, плановые налоговые проверки проводятся периодически, а значит, учитывают результаты предыдущих налоговых проверок. Последнее означает, что перед подготовкой к плановой налоговой проверке налоговые инспекторы изучают акты предыдущих проверок для выработки стратегии проверки и определения вероятных нарушений налогового законодательства.

Подготовка предприятия к плановой налоговой проверке подразумевает оценку всех возможных нарушений налогового законодательства, так как налоговыми инспекторами проверяются все вопросы. При этом для минимизации возможных нарушений налогового законодательства и зная сроки плановой налоговой проверки целесообразно проведение «превентивной» аудиторской проверки, позволяющей выявить возможные нарушения.

В ходе тематической налоговой проверки налоговые инспекторы проверяют только ограниченный круг вопросов. При этом они либо заранее знают о возможном нарушении, если тематическая проверка касается взаимоотношений с лжепредпринимательскими структурами, либо проводят проверку для соблюдения формальных процедур. Как правило, тематические налоговые проверки проводятся в случае возврата НДС из бюджета у предприятий-экспортеров.

Если налоговая проверка проводится по преимущественно формальным процедурам, то подготовка к ней, как правило, является минимальной, так как требует только систематизации документов по конкретному вопросу.

В случае, если встречная проверка нацелена на результат дополнительных доначислений в бюджет, как, например, в случае с лжепредпринимателями, то необходима четкая выработка стратегии поведения. На практике предприятие либо не признает своей вины и пытается оспорить решение налоговых органов, или соглашается с доводами контролеров и уплачивает штрафные санкции.

При выработке стратегии поведения в данном случае необходимо учитывать негласную аксиому белорусского налогового контроля: «Любая налоговая проверка должна выявлять нарушение налогового законодательства». Данная аксиома появилась из представления белорусских налоговых чиновников о «цивилизованности» белорусской налоговой системы или, по крайней мере, о стремлении к этому.

В цивилизованной налоговой системе налоговые проверки назначаются только в том случае, когда у проверяющих органов есть достоверные данные о нарушении.

У белорусских налоговых инспекторов при плановости налоговых проверок и необходимости постоянного пополнения бюджета за счет планируемых штрафных санкций далеко не всегда есть информация о нарушения налогового законодательства. Зато всегда есть желание представить систему белорусского налогового контроля цивилизованной.

Белорусская цивилизованность, по мнению чиновников, достигается за счет 100% результативности налоговых проверок. Раз проверки результативны, значит, проверки назначены не зря, а в связи «с наличием информации о нарушении законодательства», а значит, белорусский налоговый контроль вполне цивилизован.

Исходя из этой негласной аксиомы предприятию и необходимо вырабатывать стратегию общения с налоговыми органами при проверке. С большой долей вероятности предприятию не удастся доказать свою полную невиновность. Поэтому необходимо находить консенсус с проверяющими органами на определенную сумму штрафных санкций, которая бы устраивала и проверямого, и налоговых инспекторов. Для того, чтобы выработать данный консенсус необходимо понимать, что и как проверяют белорусские налоговые инспекторы.

Дробить бизнес будет сложнее

Дробление без адекватной деловой цели – мероприятие незаконное, это ни для кого не секрет. В 2023 с ним будет еще жестче. Это видно, например, по отмене спецрежимов для ювелирки. За другими отраслями налоговая тоже начнет следить пристальнее. Кто следующий на очереди на отмену спецрежимов, пока не понятно. Но очевидно, что схема серой оптимизации налогов становится все более рискованной.

Кстати, выездные проверки при подозрении на дробление могут проводиться даже во время моратория. В общем, не балуйтесь и выбирайте другие способы снижения налоговой нагрузки!


Отраслевые проекты ФНС – обеление в действии

Больше проверять в 2023 могут и бизнес в отраслях, попадающих под обеление. В 2022 это должен был быть общепит, но проект не был реализован в полной мере. Вполне вероятно, он передвинется на следующий год.

Транспортная отрасль тоже под пристальным контролем. Здесь планируется создание специального комитета и скоринг-системы рынка. Компании оценят по налоговой репутации и окрасят в разные цвета (красный, желтый, зеленый). С одной стороны, станет проще проверять контрагентов. С другой стороны, получив желтую карточку, придется попотеть, чтобы не лишиться выгодных контрактов, не нарваться на дополнительные проверки и восстановить репутацию.

Какие налоги не надо платить посредством ЕНП.

Через ЕНП не упла­чи­ва­ет­ся:

  • налог на про­фес­си­о­наль­ный доход;

  • сборы за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го мира и за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми вод­ных био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов (гл. 25.1 НК РФ);

  • НДФЛ с до­хо­дов ино­стран­цев, ра­бо­та­ю­щих в РФ по па­тен­ту (ст. 227.1 НК РФ);

  • гос­по­шли­на, по ко­то­рой судом не выдан ис­пол­ни­тель­ный до­ку­мент.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *