Должностная инструкция классного руководителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция классного руководителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

Периодичность Функциональные обязанности классного руководителя
Ежедневно Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями.
Еженедельно Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале.
Ежемесячно Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное.
Каждую четверть Проведение не менее одного родительского собрания в четверть.

Классный руководитель:

5.2. Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде РК, которые должен исполнять любой работник;

5.3. Работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы; рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели – 6 часов (30% от ставки учителя);

5.4. Час классного руководителя (классный час) – 1 раз в неделю по расписанию (о чем делается запись в классном журнале);

5.5. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным);

5.6. Количество родительских собраний – не менее одного собрания в четверть;

5.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану;

5.8. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих классных руководителей;

5.9. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

5.10. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти;

5.11. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

5.12. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Значимость воспитательного процесса

Он направлен на всестороннее развитие подрастающего поколения. Основной задачей классного руководителя является организация, стимулирование, координация всех воспитательных воздействий в своем классе. В рамках своих должностных обязанностей, наставник выполняет комплексный подход к внеучебной работе с детьми. Его педагогическим долгом является забота о сохранении и укреплении психологического и физического здоровья школьников.

Педагог повышает педагогическую культуру родителей своего класса, добивается взаимосвязи между семейным и школьным воспитанием. Классный руководитель в начальной школе является не только наставником, но и идейным вдохновителем, а также организатором мероприятий во внеурочное время. Педагог, который занимается воспитанием подрастающего поколения, должен стать духовным посредником между ребенком и обществом в освоении опыта, накопленного человечеством. Посредством разнообразных видов деятельности, учитель создает оптимальные условия для саморазвития и самовоспитания каждого школьника, полного раскрытия его творческого потенциала.

Классный руководитель в пределах своей компетенции имеет право:

  1. Получать сведения о физическом и психологическом состоянии детей.
  2. Осуществлять контроль посещаемости и успеваемости школьников.
  3. Координировать и направлять в нужную сторону работу всех учителей – предметников.
  4. Обеспечивать воспитательную деятельность с обучающимися посредством педагогических консилиумов, «малых педсоветов», иных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
  5. Выносить на рассмотрение совета образовательного учреждений, администрации школы предложения по улучшению воспитательной деятельности.

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
  • Аттестация педагогических кадров
  • Документы, приложения, рекомендации
  • Курсовая подготовка
  • Экспериментальная деятельность
  • Наставничество
  • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
  • Школьные методические объединения
    • МО естественно-математического цикла
    • МО гуманитарного цикла
    • МО классных руководителей
    • МО учителей начального образования
    • МО учителей иностранного языка
    • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
  • Библиотека
    • Документы
    • О библиотеке
    • Рекомендуем прочитать
  • Начальная школа

    Что включает должностная инструкция классного руководителя?

    Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.

    В своей работе классный руководитель должен основываться на:

    • личностно-ориентированном подходе;
    • актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
    • результатах анализа явлений жизни;
    • толерантности;
    • учете материального и социального положения семей учеников;
    • учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.

    Структуру работы классрука можно представить в таком виде:

    • организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
    • контроль жизнедеятельности класса;
    • изучение и использование современных приемов воспитания.

    Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.

    1. Назначение классного руководителя и освобождение его от должности – прерогатива директора школы. Он же определяет и преподавателя-сменщика (на период отпусков, больничных и прочих причин отсутствия).
    2. Прямой и непосредственный начальник классного руководителя – заместитель директора по воспитательной работе.
    3. Основными нормативными документами по кругу обязанностей для классного руководителя являются Конституция РФ, федеральные законы, решения и постановления всех уровней власти, а также правовые акты школы и распоряжения ее высшего руководства.
    4. Классный руководитель обязан в совершенстве разбираться:
    • в педагогике в целом;
    • социальной и возрастной физиологии;
    • различных методах воспитания;
    • нюансах межличностного общения;
    • профессиональных методиках организации внеурочной деятельности учеников (художественном творчестве, туризме, спорте, развлекательном досуге и т. д.).
    5. Уметь разрабатывать программы такой деятельности.
    6. Соблюдать и объяснять своим маленьким подопечным правила внутреннего распорядка, школьной санитарии, техники безопасности и порядок действий при пожарах и иных форс-мажорных ситуациях.

    Классный руководитель имеет право:

    4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

    — на сокращенную продолжительность рабочего времени;

    — на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

    — на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

    — на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

    — на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    — на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

    — на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

    — на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

    — на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

    4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

    4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

    4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

    4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

    4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

    4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

    4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

    4.11. .

    О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

    Министерство просвещения Российской Федерации направляет разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе.

    Приложение: на 20 л. в 1 экз.

    B.C. Басюк

    Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования, а также являются объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.

    О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

    Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Инвариантная часть содержит следующие блоки:

    1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей).

    2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая, например, регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

    3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (например, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся, регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса).

    4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (например, взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования).

    5. Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами (например, участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса).

    6. Ведение и составление следующей документации:

    1) классного журнала (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется);

    2) плана работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

    Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.

    Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

    1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими орга��изациями;

    7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

    8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

    9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

    1.1. Исполнение обязанностей классного руководителя осуществляется-на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

    1.2. Классный руководитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, соответствующий опыт работы.

    1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

    1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    2.1. Организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль развития этого процесса.

    2.2. Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

    Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Анализирует проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе.

    3.2. Прогнозирует:

    ■ тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

    ■ последствия запланированной воспитательной работы в классе.

    3.3. Планирует и организует:

    ■ воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

    ■ разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

    ■ осуществление систематического контроля уровня воспитанности обучающихся;

    Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Выбирать формы и методы воспитания учащихся.

    4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий.

    4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

    4.4. Принимать участие:

    ■ в разработке воспитательной программы школы;

    ■ в работе педагогического совета.

    4.5. Вносить предложения:

    ■ о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

    ■ по совершенствованию воспитательной работы.

    4.6. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.7. Приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей.

    4.8. Требовать от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы.

    4.9. Повышать свою квалификацию.

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    Классный руководитель:

    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из расчета не менее 5 часов в неделю и утвержденному директором школы.

    6.2. Свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль планирует под руководством заместителя директора (воспитательная работа). План работы представляется на утверждение директору школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода.

    6.3. Представляет заместителю директора (воспитательная работа) письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля.

    6.4. Получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

    6.6. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

    Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

    • общим положениям,
    • должностным обязанностям,
    • правам,
    • ответственности.

    При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

    Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

    • вести журнал успеваемости;
    • оформлять личные дела учеников;
    • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
    • организовывать дежурства;
    • организовывать порядок питания учеников;
    • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
    • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
    • работать с дневниками учеников;
    • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
    • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
    • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
    • проводить классные часы;
    • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
    • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
    • проводить классные собрания с родителями.

    Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

    Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

    • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
    • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
    • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
    • Аттестация педагогических кадров
    • Документы, приложения, рекомендации
    • Курсовая подготовка
    • Экспериментальная деятельность
    • Наставничество
    • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
    • Школьные методические объединения
      • МО естественно-математического цикла
      • МО гуманитарного цикла
      • МО классных руководителей
      • МО учителей начального образования
      • МО учителей иностранного языка
      • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
    • Библиотека
      • Документы
      • О библиотеке
      • Рекомендуем прочитать
    • Начальная школа

      Тематика информационных часов на II полугодие 2021/2022 учебного года

      развернуть

      Дата проведения

      Тема

      Участники

      13.01

      Всемирный день заповедников и национальных парков (11.01)

      1-11

      20.01

      «По страницам детских газет и журналов» (информация)

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Политика геноцида, грабежа и насилия

      9

      27.01

      «Трудом мы славим Беларусь! Выдающиеся личности нашей страны»

      1-4

      Профессиональное образование сегодня – стабильное будущее завтра

      5-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь)

      8-11

      03.02

      «8 февраля – День юного героя-антифашиста»

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях

      9

      10.02

      «Я пошёл бы с ним в разведку» (ко Дню юного героя-антифашиста)

      2-4

      «Помним и гордимся» (ко Дню памяти воинов-интернационалистов)

      5-8

      Остров мужества и скорби. История создания памятника (ко Дню памяти воинов-интернационалистов)

      9-11

      17.02

      «Познавательная наука «Валеология»: что это?»

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Подпольная борьба

      9

      24.02

      «Есть такая профессия – защищать Отечество» (годы и люди)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС)

      8-11

      03.03

      «Самые известные женщины мира» (информ-дайджест)

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях

      9

      10.03

      «Я – гражданин Республики Беларусь»

      1-11

      17.03

      «Помнить, чтобы жить» (ко Дню трагедии Хатыни)

      1-4

      «Хатынь – наша боль»

      5-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Формы и методы борьбы подпольщиков

      9

      24.03

      «День единения народов Беларуси и России» (фотокамера смотрит в мир)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды)

      8-11

      07.04

      Информ-дайджест «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» (ко всемирному Дню здоровья)

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны

      9

      14.04

      «Исторические места Беларуси»

      (к Международному дню памятников и исторических мест (ЮНЕСКО)

      1-11

      21.04

      «Чернобыль: трагедия, подвиг, предупреждение»

      1-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Освобождение Беларуси от германских захватчиков

      9

      28.04

      «1 мая: из истории Праздника труда» (годы и люди)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства)

      8-11

      05.05

      «Великая Победа нашего народа»

      1-4

      «Нам этот мир завещано беречь. Патриотизм глазами современной молодёжи»

      5-8, 10-11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн

      9

      12.05

      «Здоровая семья – сильная нация»

      (к Международному Дню семьи)

      1-11

      19.05

      Информационный журнал

      «Самое интересное и актуальное»

      1-7

      Информ-дайджест: «По страницам молодежных СМИ»

      8, 10, 11

      Занятие по истории Великой Отечественной войны. Итоги и уроки войны. Память о войне

      9

      27.05

      «Безопасное лето 2022» (ПБП в период летних каникул)

      1-7

      ШАГ «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности)

      8-11

      Должностная инструкция классного руководителя

      [организационно-правовая форма,
      наименование организации, предприятия]

      [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
      должностного лица, уполномоченного утверждать
      должностную инструкцию]

      [число, месяц, год]

      Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

      Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

      Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

      3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

      3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

      3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

      3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

      3.5. Организует порядок питания обучающихся.

      3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

      3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

      3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

      3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

      3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

      3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

      3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

      3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

      3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

      3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

      3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

      3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

      3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

      3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

      3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

      3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

      3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

      3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

      3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

      3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

      3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

      3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

      3.28. [Другие должностные обязанности].

      Нормативные правовые документы и методические рекомендации (письма), принятые в 2017-2018 гг.

      развернуть

      • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 710 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017-2021 годы»;
      • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций»;
      • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2017 г. № 149 п «Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы»;
      • Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
      • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»;
      • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
      • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145 «Об утверждении Положения о социально-педагогическом центре и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
      • Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утверждены Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.);
      • Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь 23 января 2018 г.);
      • Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-07/1121/дс;
      • Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения (утверждено министерством образования 27.10.2017);
      • Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования (приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь от 20.07.2018 № 05-01-21/6205/дс/).

      Нормативные правовые документы и методические рекомендации (письма), утратившие силу

      1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
      2. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. №177 «Об утверждении критериев и показателей качества обучения и воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования».
      3. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 21 октября 2014 г. № 05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования».
      4. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №6.
      5. Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2007. — №22.
      6. Методические рекомендации «Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2007. — №21.
      7. Методические рекомендации по профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – №23.
      8. Методические рекомендации по организации оказания помощи воинскими частями вооруженных сил общеобразовательным учреждениям в допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании учащихся: письмо Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2008 г. № 12-01-12/6102/дс // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Бел��русь. – 2009. — №3.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *