Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Правовое положение антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.

Во-первых, монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий, операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие. Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности: а) злоупотребление доминирующим положением; б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.

По мнению К. Ю. Тотьева, монополистическая деятельность является наказуемым правонарушением. Как любое правонарушение, она (деятельность) включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (состав правонарушения). Налицо подмена понятий «монополистическая деятельность» и «поведение». Монополистическая деятельность представляет собой вид экономической деятельности. В свою очередь, правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. В этом качестве состав правонарушения включает четыре названных выше элемента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных элементов состава правонарушения.

Объектом правонарушения в данной сфере является конкурентный порядок (составная часть хозяйственного правопорядка).

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправности, во вредоносных последствиях, наличии причинной связи между этими элементами. При этом под противоправностью понимается нарушение установленных в правовых нормах запретов. И не только. В этом контексте Закон о защите конкуренции содержит ряд норм о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субьектов (ст. 11), на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

В частности, запрещаются установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий и др.

Применительно к осуществлению монополистической деятельности вред представляет собой отрицательные (имущественные, организационные, моральные и др.) последствия, возникающие у частных и публичных лиц. Важно отметить, что не во всех случаях такой вред наступает, если, конечно же, не ставить знак равенства между монополистической деятельностью и правонарушением.

На наш взгляд, осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами порождает правонарушения только тогда, когда имеется состав правонарушения. В тех случаях, когда при осуществлении монополистической деятельности возникают убытки, то для их взыскания с правонарушителя необходимо установить наличие самих убытков, обосновать их размер и доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшими убытками по правилам ст. 15, 16 ГК.

Вредоносные последствия могут быть причинены государству и обществу в целом. Подобная вредоносность проявляется в том, что порожденные монополистической деятельностью правонарушения ограничивают реализацию государством публичного интереса, посягают на конкуренцию и в конечном итоге дезорганизуют рыночные отношения.

Причинная связь между противоправным поведением (действием, бездействием) хозяйствующих субъектов и наступившими последствиями — обязательный элемент объективной стороны правонарушения.

Субъектами монополистической деятельности являются: а) хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации; б) группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности как правонарушения состоит в двух формах вины; умысла или неосторожности. Вопрос о форме вины субъектов конкуренции зависит от отнесения такой противоправной деятельности к тому или иному правонарушению. Рассмотрим формы монополистической деятельности. Начнем с категории «злоупотребление монопольным положением».

Статья 10 (п. 1) Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных действий (бездействия) и наступление вредоносных последствий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной литературе злоупотребление доминирующим положением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение субъекта. Содержа��ийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещенных действий (бездействия) является открытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды правонарушений в форме злоупотребления доминирующим положением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если она (цена) соответствует в совокупности двум критериям.

Первый — данная цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке.

Второй — эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Например, в строительном бизнесе цены на жилье явно превышают те суммы расходов и прибыли, которые необходимы для строительства объектов. Однако при этом второй критерий в условиях непомерного роста цен на жилье остается безупречным. Рост цен на жилье стимулируется возросшим спросом на жилье!

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Параметры монопольно низкой цены сформулированы в ст. 7 Закона о защите конкуренции. Те же самые требования, что и в отношении монопольно высокой цены, но только с указанием критерия — «ниже цены».

Выявляются монопольные цены антимонопольными органами на основе принятых МАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053 Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен.

Односторонние злоупотребление субъектом своим монопольным положением — следующие виды правонарушений. Их можно условно подразделить на два подвида: а) правонарушения, которые непосредственно связаны с заключение договора; б) правонарушения, которые не имеют такой прямой связи.

К первым относятся такие правонарушения, как: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В числе вторых нарушений следует назвать: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством или судебными актами; изъятие товара из обращения, когда результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) используется довольно широкое по объему понятие «дискриминационные условия». Дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (несколько хозяйствующих субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (или хозяйствующими субъектами).

Понятие «дискриминационные условия» практически охватывает большинство правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

Требования ст. 10 Закона не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Коллективное поведение хозяйствующих субъектов в форме соглашений и согласованных действий субъектов, ограничивающих конкуренцию, — самостоятельный вид монополистической деятельности субъектов конкуренции на товарном рынке. Закон о защите конкуренции проводит разграничение между понятиями «соглашение» и «согласованные действия».

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4). В контексте Закона о защите конкуренции «соглашение» — широкое понятие; оно не совпадает с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Так, в силу п. 1 ст. 420 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении граж��анских прав и обязанностей. Следовательно, любой договор есть соглашение, однако не всякое соглашение является договором.

Применительно к гражданскому праву договор представляет собой юридический факт, благодаря которому происходит установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК). Поэтому на те соглашения, которые не подпадают под режим гражданско-правового договора, соответственно не распространяются общие положения Гражданского кодекса о договоре.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов — действия субъектов на товарном рынке, удостоверяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Читайте также:  Споры при местоположении границ земельных участков

Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Согласованные действия осуществляются хозяйствующими субъектами без оформления соглашения. Именно таким образом следует понимать правило п. 2 ст. 8 Закона о защите конкуренции, согласно которому совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям. Иначе говоря, согласованные действия — это такие действия хозяйствующих субъектов, которые получили одобрение (согласие) всех субъектов, как по организации самих действий, так и по их результатам. Согласовать — значит одобрить.

К сказанному следует добавить.

Во-первых, в силу п. 14 ст. 3 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности есть согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия само- регулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него.

Координация экономической деятельности, т. е. согласованные действия хозяйствующих субъектов с третьими лицами, признается неправомерной, если при этом создается возможность ограничения конкуренции. В противном случае такая координация допустима и правомерна.

Во-вторых, в соответствии с п. 21 ст. 3 Закона экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. На наш взгляд, Закон сформулировал весьма оригинально определение понятия «экономическая концентрация». Дословно это звучит так: «экономическая концентрация — это сделки». Действительно, век живи — век учись! Кто бы мог подумать, что ключевая категория гражданского права может использоваться в контексте определения понятия экономической концентрации.

В экономических словарях и литературе слово «концентрация» означает сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Применительно к экономической концентрации можно говорить о сосредоточении разных составляющих экономики — производства, капитала, ресурсов, экономических субъектов (например, концентрация банков). Сделки и иные действия есть правовые средства экономической концентрации.

Следовательно, экономическая концентрация (равно как координация экономической деятельности) — объект повышенного внимания со стороны антимонопольных органов, с тем чтобы избежать неправомерного ограничения конкуренции на товарных рынках. Поэтому не случайно гл. 7 Закона (ст. 27—35) подробно регулирует общественные отношения в сфере государственного контроля за экономической концентрацией.

В-третьих, в Законе о защите конкуренции (п. 19, ст. 4, 12) особо регламентируются так называемые вертикальные соглашения. Согласно п. 19 ст. 4 «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. По общему правилу «вертикальные» соглашения считаются неправомерными, за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона о защите конкуренции.

Прежде всего допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме, являющиеся договорами коммерческой концессии (гл. 54 ГК). Закон признает правомерными «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Правила ст. 12 Закона о защите конкуренции не распространяются на «вертикальные» соглашения между финансовыми организациями.

Что касается «горизонтальных» соглашений, то в Законе о защите конкуренции они прямо не названы. Однако в литературе (со ссылкой на антимонопольный закон) ряд авторов очерчивают круг соглашений, подпадающих под режим «горизонтальных» (картельных) соглашений.

Под «горизонтальными» соглашениями, а также согласованными действиями понимаются соглашения (согласованные действия) между субъектами конкуренции (потенциальными конкурентами), действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), т. е. имеет место так называемый картельный сговор. Закон о защите конкуренции (ст. 11) содержит абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. При этом в Законе отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, действующим на рынке одного товара.

Статья 11 Закона о защите конкуренции предусматривает примерный перечень запрещенных «горизонтальных» соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут привести:

  • к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен актами федерального законодательства или судебными актами;
  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы, при наличии возможности их рентабельного производства;
  • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Далее, Закон о защите конкуренции (п. 2 и 3 ст. 11) устанавливает два общих запрета. Первый запрет касается физических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, которым запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11. Суть второго запрета заключается в том, что запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов не лишает субъектов права представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и п. 1 ст. 13 Закона.

Закон о защите конкуренции содержит запреты не только в отношении хозяйствующих субъектов при осуществлении ими монополистической деятельности. Признается также неправомерной деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих управленческие функции, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России, индивидуальные акты и действия (бездействия) которых направлены на ограничения конкуренции (ст. 15).

В частности, подлежат запрету:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Надо особо обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления Закон о защите конкуренции называет иные органы и организации, которые осуществляют управленческие функции. К их числу относятся, например, Центральный банк РФ и государственные внебюджетные органы. Публичные функции могут выполнять и некоторые некоммерческие организации (например, саморегулируемые организации).

2. Закон о защите конкуренции (п. 2 ст. 15) запрещает наделение органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Установлен запрет на с��вмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (п. 3 ст. 15).

На наш взгляд, исключение из общего правила о запрете на совмещение функций распространяется также на хозяйствующие субъекты, которые могут быть наделены некоторыми правами и функциями органов государственной власти.

Неправомерные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, запрещены.

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции подлежат запрету соглашения или согласованные действия, которые могут привести:

  • к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции не разрешает (в отличие от хозяйствующих субъектов) перечисленным выше органам и организациям представлять доказательства того, что принятые ими индивидуальные акты и действия, а также достигнутые соглашения или осуществляемые ими согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

Злоупотребление доминирующим положением

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке, если он:

  • Имеет возможность действовать независимо от конкурентов и потребителей на рынке определенного товара, обладает возможностью самостоятельно в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
  • Устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять им доступ на товарный рынок.

Принудительное разделение компании при осуществлении монополистической деятельности

В случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Читайте также:  Срок давности по налогам ИП после закрытия

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополия — это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса (в отличие от прямой предельного дохода при свободной конкуренции) определяет цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист, таким образом имеет возможность выиграть от своего контроля над ценами и получить сверхприбыль.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

  • отсутствию стимула развивать новые технологии;

  • дефициту продукции;

  • не эффективному расходованию ресурсов;

  • не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

  • контролируют цены;

  • предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

  • следят за уровнем конкуренции на рынке.

Понятие и виды монополистической деятельности

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Действующее российское законодательство о защите конкуренции прошло несколько этапов своего развития. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В июле 1991 года практически одновременно с принятием вышеупомянутого закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, впоследствии Государственный антимонопольный комитет, а в 2003 году Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства преобразовано в Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России). Компетенция этих антимонопольных органов была непосредственно определена Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в том же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержку конкуренции. Таким образом, нормативно-правовой акт высшей юридической силы закрепил правовые основы регулирования конкуренции, заложил правовые основы формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства показал, что действующий Закон о конкуренции 1991 года не был полностью адаптирован к экономическим процессам в России, и уже в 1993 году возникла необходимость его существенного обновления и дополнения. очевидно. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.

Третий этап развития отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, часть 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Изменения в конституционном и гражданском законодательстве потребовали внесения дополнительных поправок в Закон о конкуренции 1991 года.

Четвертый этап создание новых направлений Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а именно цены и реклама. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время осуществляется в основном в рамках регулирования деятельности естественных монополий на основе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» , а также специальные законы (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения недопустимой рекламы в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Пятым этапом развития антимонопольного законодательства является формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковские, страховые и другие юридические и физические лица, связанные с денежными средствами).

Существенные поправки к Закону о конкуренции 1991 года были введены в 2002 году и в значительной степени вывели малые и средние предприятия из-под стражи чиновников.

На современном этапе разработка антимонопольного законодательства увенчана Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» явился основой для формирования антимонопольного законодательства в Российской Федерации, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

К этим документам относятся Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ПКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекс РСФСР. административных правонарушений.

Отдельный блок состоит из актов о Государственном реестре предприятий-монополистов и об особом регулировании их деятельности. Правовые основы антимонопольного законодательства содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательстве, об арбитражном суде, арбитражном процессе, нормативных документах, регулирующих процесс приватизации.

Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке (понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке» и «предприятие, занимающее монопольное положение на рынке» используются в законодательстве в качестве синонимов), но также выявить наличие признаков, позволяющих охарактеризовать поведение предпринимателя как монополиста.

ГКАП России в соответствии с предоставленным Законом правом устанавливать лимит на долю, достижение которой позволяет нам рассматривать положение компании как доминирующее, определило два условия, которые позволяют охарактеризовать позицию компании. хозяйствующий субъект как доминирующий: его рыночная доля и способность ограничивать конкуренцию.

Включение предприятия в Государствен��ый реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного реестра поручено СКАП России.

При составлении реестра использовался только один из признаков доли рынка, тогда как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом случае наличия каких-либо признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.

Порядок формирования государственного реестра, виды реестров, порядок исключения из реестра определяются приказами Государственной комиссии по гражданским делам Российской Федерации № 60 от 10 октября 1991 г. и № 45. от 20 февраля 1992 г. Предусмотрена процедура уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательной публикации Реестра в средствах массовой информации («Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).

ГКАП России обеспечил формирование региональных регистров для своих территориальных администраций. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором доминирует предприятие, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела товаров народного потребления, услуг и товаров промышленного назначения.

Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный мониторинг цен и продукции осуществляется Государственным комитетом по гражданскому процессу России, Комитетом по ценам.

Основой российского антимонопольного законодательства является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее Закон). Монополистическая деятельность, согласно ст. 4 Закона действия (бездействие) субъектов хозяйствования или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на предупреждение, ограничение или устранение конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству.

Раздел II Закона посвящен формам монополистической деятельности. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые ограничивают конкуренцию, и недопустимости действий правительственных чиновников и правительства. должностные лица для участия в предпринимательской деятельности.

В пункте 1 ст. Статья 5 Закона устанавливает общий запрет на злоупотребление экономическим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим положением является позиция экономического субъекта, чья рыночная доля определенного продукта (т. е. не имеющего замещающего или взаимозаменяемого товара) составляет 65% или более, если только экономический субъект не докажет, что, несмотря на превышение указанного значения, его позиция рынок не является доминирующим.

Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением указаны в ст. 5 Закона о конкуренции, следующее:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которых является создание или поддержание дефицита на рынке или повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, которые ему не выгодны или которые не связаны с предметом договора (необоснованные требования по передаче финансовых активов, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и т. д.);
  • включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие на заключение договора только при условии введения положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий для доступа к рынку (выхода из рынка) другим субъектам хозяйствования;
  • нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
  • установление монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые есть спрос или заказы потребителей в случае безубыточности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), если есть возможность изготовить или поставить соответствующий товар.
Читайте также:  Налоговая декларация 3-НДФЛ при продаже автомобиля: нужно ли подавать

Согласно ст. 6 Закона, антиконкурентные соглашения (согласованные действия) являются наиболее опасной и часто встречающейся формой монополистической деятельности в рыночной экономике.

Пункт 1 этой статьи относится к так называемым горизонтальным (картельным) соглашениям, то есть соглашениям между субъектами предпринимательской деятельности одного уровня. Таким образом, соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), обладающих в совокупности или частично более 35% рыночной доли конкретного продукта в целом или частично, если такие соглашения могут привести к ограничению конкуренции, запрещены и признаются недействительными.

Пункт 2 ст. 6 Закона посвящена вертикальным антиконкурентным заговорам. Таким образом, соглашения (согласованные действия) неконкурентных хозяйствующих субъектов, заключенные в любой форме, запрещены, одна из которых доминирует, а другая является ее поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) и��еют или могут привести к ограничению конкуренции.

Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что эти положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они чаще встречаются в странах с переходной экономикой.

Согласно пункту 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) принимать меры, ограничивающие независимость хозяйствующих субъектов, создавать дискриминационные или, наоборот, благоприятные условия деятельности отдельных субъектов хозяйствования, если такие действия или действия имеют или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов субъектов хозяйствования или граждан.

При слиянии, создании, присоединении к коммерческим организациям возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регулируют контроль следующих видов экономической концентрации:

Закон устанавливает формы недобросовестной конкуренции:

  • распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может привести к потере другого субъекта предпринимательской деятельности или нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества продукции;
  • неправильное сравнение субъектом хозяйствования товаров, произведенных или проданных им, с товарами других субъектов хозяйствования;
  • продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и эквивалентных средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научной, технической, промышленной или торговой информации, включая коммерческую тайну, без согласия их владельца (статья 10 Закона о конкуренции).

Государственная политика по продвижению товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (с 1998 года Министерством антимонопольной политики).

Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупо­требление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим домини­рующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральны­ми законами монополистической деятельностью.

Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности

Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).

Обратите внимание! Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.2006(далее — закон № 135-ФЗ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах. Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения». Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

Понятие монополистической деятельности

Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ. Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.

Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.

Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:

  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
  • запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
  • иные запрещенные законом действия.

Первые 2 группы будут рассмотрены ниже, а в 3-ю входят действия, являющиеся видами недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 закона № 135-ФЗ). Они подробно рассмотрены в статье «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».

Субъекты монополистической деятельности

Различают 2 вида субъектов МД:

  • предприниматель в единственном числе;
  • группа предпринимателей.

В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

  • коммерческую организацию;
  • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
  • ИП;
  • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

  • о манипулировании ценами;
  • о территориальном разделе рынка;
  • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
  • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

***

Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

  • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
  • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

Монополия – это сложившаяся на рынке ситуация, при которой в определённой нише присутствует только один продавец. К примеру, если в городе только одна пекарня, поставляющая хлеб во все магазины – это монополия. Главная опасность такой ситуации заключается в том, что компания полностью контролирует цены, а из-за отсутствия конкуренции она может меньше внимания уделять качеству.

Термин «монополия» образован от древнегреческих слов μόνος (монос – один) и πωλέω (полео – продаю).

Возможны разные варианты употребления слова «монополия». Им можно называть ситуацию, сложившуюся в определённой рыночной нише, модель экономики, модель рынка, саму компанию, занимающую монопольное положение, а также исключительное право компании на производство определённого продукта (например, из-за патентных ограничений или протекционизма со стороны государства).

Если компания занимает монопольное положение, это подразумевает, что у неё нет конкурентов либо их доля на рынке пренебрежительно мала. Это позволяет компании диктовать условия потребителям и устанавливать свои правила на рынке.

Рассмотрим несколько известных компаний-монополистов:

  • The Coca-Cola Company. Это крупнейший в мире поставщик безалкогольных напитков. Обычно монополиям не нужна реклама. Но в данном случае всё наоборот – компания сохраняет лидерство на рынке благодаря огромным вложениям в маркетинг. Одна из целей её рекламных кампаний состоит в том, что у всех людей Рождество и Новый год должны ассоциироваться с «Кока-Колой».
  • Microsoft Corporation. Это мировой лидер в области производства программного обеспечения. На большинстве персональных компьютеров установлена операционная система Microsoft Windows, поэтому можно говорить, что компания монопольно владеет данным сегментом рынка.
  • ПАО «Газпром». Это энергетическая компания, на долю которой приходится 68% добычи газа в России и 12% в мире. Она владеет самой большой газотранспортной системой в мире, протяженность которой составляет более 175 тысяч километров.
  • ОАО «РЖД». Железнодорожная отрасль практически во всём мире принадлежит монополистам. Главная причина этого – очень дорогая инфраструктура, которая строилась на протяжении десятилетий. На долю ОАО «РЖД» приходится порядка 80% всех грузоперевозок в России и более 40% пассажиропотока.

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Формы искусственных монополий

Формы монополий В чём сохраняют самостоятельность В чём зависят друг от друга
Картель (от лат. соглашение) 1.Хозяйственная , то есть производственная самостоятельность

2.коммерческая самостоятельность

1. Цены на товары2. Объёмы производства3. Раздел рынка (кто где продаёт)

4. Определение квот (кто сколько продаёт)

Синдикат( от лат. представитель) Сохраняют собственность на средства производства, то есть производственная самостоятельность Совместный, централизованный сбыт продукции и приобретения сырья, то есть потеря коммерческой самостоятельности
Трест( от лат. доверие) Потеря самостоятельности 1. Совместная собственность

2. Общее управление

3. Объединение финансов

4. Общий сбыт товара одного вида.

Концерн( от лат. забота) Производственная самостоятельность, входят предприятия разных отраслей. 1. Объединение многопрофильных фирм

2. Единый финансовый центр

3. Единая сбытовая политика

Холдинг(от англ. удерживание) Это коммерческие компании = материнская компания ( обладает контрольным пакетом акций) + дочерние компании (остальные акции). 1.Головная компания

2. Владеет акциями участниками концерна

3.Влияет на деятельность

Конгломерат(от лат. собранный) Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления Проникновение крупных корпораций в отрасли , которые не имеют связи ( производственной и технологической ) со сферой деятельности головной фирмы.
Консорциум( от лат. соучастие) Временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм. Координация предпринимательской деятельности.

Компания-гигант стремится лишь к одному: удержать монопольную власть, ведь это – гарантия получения сверхприбыли. Такая эгоистичная позиция приносит множество неудобств обществу. Минусы монополистического рынка:

  • завышенные цены. Если речь идет о предпринимательской монополии, никто не вправе диктовать бизнесу, какую торговую наценку ему устанавливать. И часто она в десятки раз выше, чем могла бы быть в конкурентной среде;
  • отсутствие стимула повышать качество товара. В этом просто нет смысла: если покупатель нуждается в услуге, он ее гарантированно приобретет, так как альтернативы не существует;
  • создание искусственного дефицита. Чтобы оправдать завышенные цены, монополист может снизить объем производства. Спрос на уникальные товары растет, а компания-лидер вновь получает сверхприбыль.

Присутствие лишь одной компании на рынке – ситуация неблагоприятная не только для потребителей. Молодые фирмы даже при наличии новаторских разработок и более лояльной ценовой политики просто не имеют возможности занять свою нишу. Монополии вытесняют их с рынка любыми законными и незаконными методами. Как итог: отсутствие развития отрасли в целом и негативное влияние на экономику государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *