Налоговый кодекс 2020г. Глава №55

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс 2020г. Глава №55». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.

Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?

Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.

Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.

Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:

Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:

6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов

9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:

….

2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

….

2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:

….

2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.

3. Из объекта налогообложения исключаются:

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;

Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.

На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рас��мотрен данный вопрос.

! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112

Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.

Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания

Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.

Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.

Сроки сдачи отчетности.

Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.

Примеры расчетов зарплат

Пример 1

Исходные данные для прямого расчета ЗП:

  • Оклад = 90000 тенге
  • МЗП на 2019 год = 42 500 тенге

Расчет:

  1. ОПВ = 90000 * 0.1 = 9000 тенге.
  2. МаксОПВ = 42 500 * 50= 2 125 000 тенге.
  3. Сумма ОПВ 9 000 не превышает 2 125 000, поэтому переходим на следующий пункт.
  4. ИПН = (90 000 – 9 000 – 42 500) * 0.1 = 3 850 тенге.
  5. Наш оклад 90 000 намного больше 42 500 – переходим на последний пункт.
  6. ЗП = 90000 – 9000 – 3 850 = 77 150 тенге.
Читайте также:  Ответственность за клевету в Казахстане

Пример 2

Рассмотрим пример обратного расчета зарплаты. Предположим, что в выписке из бухгалтерии или банковского счета сумма к начислению у нас 113 600 тенге. Посчитаем наш оклад:

  • Оклад = (113 600 – 42 500 * 0.1) / 0.81 = 135 000 тенге.

Пример 3

Рассчитаем оклад от зарплаты полученной в первом примере 77 150:

  • Оклад = (77 150 – 42 500 * 0.1) / 0.81 = 90 000 тенге.

Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».

Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.

ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

Порядок и сроки перечисления взносов

При исчислении взносов важно такое понятие как максимальный уровень дохода. На 2019 год он установлен в размере 10 минимальных заработных плат. С суммы, превышающий данный доход, проценты не отчисляются.

Перечисление платежей производится:

  • Безналичным способом, путем перевода средств на счета налоговой инспекции, которая впоследствии перенаправляет их в соцфонд;
  • Наличными деньгами в банк.

Безналичный способ используется работодателями и предпринимателями, если у них есть расчетный счет. Иные плательщики вносят платежи наличными.

При уплате взносов за работающих лиц, следует прилагать к платежному поручению особый перечень. В нем указываются следующие данные:

  • ФИО работника;
  • Дату рождения сотрудника;
  • Сумму взноса;
  • Период, за который производится отчисление.

Независимо от статуса плательщика и размера ставок, применяемых к налогоплательщику ОСМС, высчитанные взносы и отчисления должны перечисляться до 25-го числа месяца идущего за расчетным. Есть и еще одна обязательная к применению дата – 15-ое число. До середины месяца наниматели обязаны представить работникам отчет об исчисленных на медстрахование суммах. Делать это рекомендуется письменно. Соответствующую строку можно добавить в расчетный листок.

Не соблюдение установленных сроков, а также не правильно рассчитанные суммы взносов и отчислений, налагают на плательщика материальную ответственность. При перечислении средств на счет получателя позднее 25-го числа с плательщика взыскивается пеня. Ее размер высчитывается как 1,25 от ставки рефинансирования Нацбанка Казахстана на день просрочки. Пеня начисляется за каждый просроченный день, включая и дату оплаты. Если налогоплательщик не уплачивает взносы и пеню самостоятельно, то она взыскивается с его счетов, причем не только в национальной валюте, но и в иностранной.

Работодатель, с которого принудительно взыскиваются отчисления, обязан представить письменные расчеты по каждому работнику. Если это требование не выполнено в отведенные сроки, то счета подлежат временной блокировке.

Что входит в услуги по ОСМС

Введение обязательного страхования не отменяет базового пакета бесплатных услуг, которые предоставляются населению и сегодня.

Фактически вся медпомощь будет подразделяться на два раздела:

  1. Базовый – это гарантированный объем услуг, который может получить каждый человек бесплатно. Получить обследование и лечение в рамках базовых условий могут только граждане РК и оралманы;
  2. Обязательная социальная медстраховка – в нее входят услуги, не являющиеся изначально бесплатными. Стоимость их получения компенсируется из соцфонда, но только на тех людей, которые являются плательщиками взносов.

В базовый бесплатный пакет включены следующие услуги:

  • Включенные в перечень социально значимых заболеваний;
  • Болезни, представляющие опасность для окружающих;
  • Срочная доставка больных к месту лечения при помощи специализированного транспорта, в том числе и санавиации;
  • Скорая помощь;
  • Прививки, входящие в базовую систему профилактики.

В рамках ОСМС предоставляются следующие услуги:

  • Обследование и прием в поликлиниках;
  • Диагностика и лабораторные исследования;
  • Стационарное лечение и нахождение в больницах на дневном пребывании;
  • Сестринский уход;
  • Реабилитационные;
  • Паллиативная помощь.

В рамках услуг пациенты получают доступ ко всем высокотехнологичным инструментам обследования и лечения.

Несколько сложнее процедура уплаты КПН выглядит для компаний-нерезидентов, которые не имеют постоянного представительства на территории государства-получателя налога. По российским и международным законам доходы, полученные такими компаниями за рубежом, не облагаются КПН, а становятся базой для формирования налога на прибыль в России.

И вот тут начинаются сложности. В некоторых государствах, в частности в Республике Казахстан (РК), налоговые агенты по закону обязаны удержать корпоративный подоходный налог со всех доходов, выплачиваемых контрагентам за работы, услуги и товары, если контрагент не предоставит в момент выплаты справку о том, что он является резидентов иностранного государства и не подтвердит, что является конечным получателем дохода.

Авансовые платежи по КПН (исчисление)

Налогоплательщик исчисляет и уплачивает авансовые платежи по КПН в течение текущего налогового периода, если за период, предшествующий предыдущему, СГД с учетом корректировок превышает 325 000 МРП.

Расчет 325 000 МРП производится в соответствии со ставкой, установленной законом о республиканском бюджете и действующей на 1 января финансового года, предшествующего предыдущему финансовому году.

Налогоплательщики, СГД которых за период, предшествующий предыдущему не превышает установленный предел, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по КПН.

Расчет сумм авансовых платежей по КПН за текущий период можно условно разделить на 2 вида:

  • До сдачи декларации по КПН за предыдущий период;

Расчет авансового платежа за первый квартал текущего года производится не позднее 20 января текущего года. Расчет суммы авансового платежа производится в размере 1/4 суммы авансовых платежей за предыдущий период.

Авансовый платеж за первый квартал уплачивается ежемесячно равными долями от исчисленной суммы до 25 числа каждого месяца.

Авансовый платеж за 1 кв. текущего года = ¼ авансовых платежей предыдущего года

  • После сдачи декларации по КПН за предыдущий период.

Расчет авансовых платежей за последующие кварталы текущего года (второй, третий, четвертый) производится в течение 20 календарных дней со дня сдачи декларации за предыдущий налоговый период.

Расчет сумм авансовых платежей за текущий период осуществляется в размере ¾ от суммы КПН, исчисленного за предыдущий налоговый период по представленной декларации.

Уплата авансовых платежей за второй, третий, четвертый квартал текущего года осуществляется равными долями в течение второго, третьего, четвертого кварталов отчетного налогового периода до 25 числа каждого месяца.

Памятка по исчислению ООСМС и удержанию ВОСМС в 2021 году

С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:

  • минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.

Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:

  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:

  • на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
  • на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.

С 1 января 2020 года ввели отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его назначают независимо от доходов семьи в размере:

  • на четверых детей – 16,03 МРП или 46 760 тенге;
  • на пятерых детей – 20,04 МРП или 58 457 тенге;
  • на шестерых детей – 24,05 МРП или 70 154 тенге;
  • на семерых детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге;
  • на восьмерых и более детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге плюс по 4 МРП за каждого последующего после седьмого ребёнка.

Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут получать ежемесячно 18 669 тенге.

Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.

Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
  • при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
  • при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
  • при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
  • при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
  • при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).

Какая сумма Осмс 2022?

Изменения в расчете заработной платы с января 2022 года

Наименование

2022

ОСМС

мин. предел дохода

нет

Макс. предел дохода 10 МЗП

600 000

Мин. предельный размер

нет

Макс. предельный размер

18 000

Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

В форму 200.00 вносится следующая информация:

  • об объектах налогообложения;
  • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
  • сведения об обязательных пенсионных взносах;
  • социальный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

  • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
  • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
  • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
  • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
  • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

Как вырастут зарплаты, пенсии и пособия в 2022 году

Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

Рассчитать социальный налог в Казахстане в 2021 году довольно просто – налоговую ставку нужно умножить на налогооблагаемый объект. И полученную сумму необходимо оплатить государственную казну.

Для юридических лиц предусмотрено два довольно удобных способа исчисления:

  • по СНР – здесь принимается во внимание упрощенная декларация;
  • либо общепринятая схема.

Предприниматели также имеют два способа, которая повторяет предыдущие, но имеют некоторые отличия от стандартной схеме – для ИП предполагается использование коэффициентов минимального расчётного показателя. Лучше всего воспользоваться для получения более точных расчётов онлайн-калькулятором.

Как рассчитать социальный налог в Казахстане?

Уплата налогов — основа полноценного функционирования государства. Благодаря таким выплатам каждый гражданин может получить финансовую помощь и выплаты от государства. Социальный налог — один из видов налогообложения. У многих возникает вопрос, как рассчитать сумму. Разберемся в этом вопросе.

Социальный налог (СН), вопреки распространенному мнению, не влияет на вашу заработную плату. Эту сумму выплачивает работодатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Об этом говорится в законодательстве РК — Кодексе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». Также юрлицу или индивидуальному предпринимателю необходимо платить за себя.

Что казахстанцам нужно знать об уплате налога на имущество в 2021 году

Как понять, какую сумму следует отчислять за оформленных сотрудников? Существует фиксированная налоговая ставка:

Социальный налог в Казахстане

Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

В январе 2022 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

По состоянию на 2022 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

  • Юридических лиц.
  • Частных нотариусов.
  • Профессиональных медиаторов.
  • Адвокатов.
  • Частных судебных исполнителей.
  • Индивидуальных предпринимателей.
Читайте также:  Минимальная пенсия в столице с 2023 года превысит 23,3 тыс. рублей

Расчет налогов и платежей с ЗП в 2021 году

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

[свернуть]

Простыми словами —

  • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
  • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).

Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).

Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)

Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.

Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, ��о не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

[свернуть]

Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП

  • Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
  • Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Для этих категорий населения цифры следующие:

  • 2 МРП (месячный расчетный показатель) платят за себя;
  • 1 МРП — за сотрудника.

Отметим, что с 1 января 2021 года сумма месячного расчетного показателя выросла. Теперь она составляет 2 917 тенге.

Расчет социального налога — несложная процедура. Важно четко знать все официальные цифры и показатели, а дальше — дело техники.

Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *