Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компания или сотрудник: кто заплатит за ДТП с последствиями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015). |
Как отбить претензии налоговиков
Налог на добавленную стоимость
Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.
Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.
Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).
Налог на прибыль организаций
Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.
Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).
Налог на доходы физических лиц
У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).
А если страховки совсем нет?
Требовать возмещения следует у виновника или автовладельца. Однако в этом случае вряд ли пострадавший сможет получить достаточную сумму возмещения, ибо у человека к которому предъявляются претензии, запросто может не оказаться денег. Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать. Но если у человека совершившего ДТП есть генеральная доверенность, то такого рода возможность отпадает, поскольку он не является владельцем автомашины. В сложившемся положении придется проконсультироваться со специалистами в плане обнаружения поломок, объема восстановительных работ и суммы, которая потребуется на возмещение. Естественно, ближайший автосервис для этого не подойдет, придется пригласить независимого эксперта. Очень важно, чтобы при проведении экспертизы присутствовал и сам виновник.
На кого подавать в суд, если машина виновника дтп принадлежит юридическому лицу?
Инфо
Место и время осмотра предварительно согласовывается с оценочной по тел. 783-48-93. После согласования ответчику подаётся телеграмма с уведомлением (копия телеграммы должна быть заверена на почте) за три рабочих дня до даты осмотра, если ответчик проживает в том же городе, что и Вы, или за 6 дней, если ответчик живёт в другом городе, с учетом дороги до места осмотра.
Вызвав на осмотр надлежащим образом, сообщите по телефону в «911 Эксперт бюро» тел. 783-48-93. Эксперт на месте осмотра ожидает с Вами или Вашим представителем заинтересованные стороны в течение 30 минут, после чего начинается осмотр ТС. Договор с заказчиком услуг заключается, как правило, на месте осмотра, иногда заранее в офисе. После заключения договора производиться предоплата.
Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем
Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.
Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.
Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.
Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.
Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.
Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.
Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.
Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.
Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии
Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.
Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.
Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.
Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.
Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.
Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.
Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?
Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.
Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:
- включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
- узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
- не менять положение поврежденных ТС;
- вызвать сотрудников ГИБДД;
- позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
- осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
- сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
- найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
- объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
- не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
- проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
- в документе так же должна быть информация о свидетелях;
- если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
- забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.
Когда водителю грозит уголовная ответственность?
Водителю будет грозить уголовная ответственность только в том случае, если он причинил вред пострадавшему в аварии тяжелого уровня, либо даже по причине столкновения, наезда произошла смерть. Тогда начинается рассмотрение дела в рамках уголовного производства. Сначала проводятся мероприятия, которые призваны доказать вину водителя, если она была доказана, то заводится уголовное дело. Степень наказания зависит от нескольких факторов, к ним можно отнести:
- Умышленное было преступление или нет;
-
В каком состоянии был водитель машины;
-
Где произошла авария;
-
Сколько пострадавших.
Возможны ли регрессные требования к работнику?
Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.
То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.
Сумма будет выплачена при условии:
- количество имущества предприятия было уменьшено;
- состояние имущества стало значительно хуже;
- были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.
Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.
Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.
Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:
- если совершено уголовное или административное правонарушение;
- работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.
Европротокол. Правила оформления.
Современные правила автострахования позволяют автовладельцам проводить регистрацию аварий прямо на месте ДТП, экономя время каждого автовладельца. Факт ДТП в зоне парковки может быть зафиксирован европротоколом. Автовладельцы заполняют бланк, не привлекая инспекторов ГИБДД, т.е. самостоятельно. Чтобы документ был принят страховщиком, а страховая компенсация выплачена, необходимо соблюдать требования к оформлению, изложенные в ст. 11.1 Центробанком РФ. Прежде оформления документа в отсутствии инспектора, удостоверьтесь, соответствует ли инцидент условиям, прописанным в европротоколе:
- В аварии зафиксировано два автотранспортных средства, включая авто с прицепами к ним.
- Инцидент произошёл на территории Российской Федерации, поскольку полис ОСАГО действителен только в пределах нашей страны.
- В результате столкновения транспортных средств не пострадало другое имущество.
- Урон, нанесённый авто не превышает суммы 100 тысяч рублей. Если автовладелец понёс урон на большую сумму, необходимо привлечение сотрудника ГИБДД для фиксации данного ДТП. Если вы являетесь жителем Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области, то допустимая сумма при выплате страховой компанией может составлять 400 тясяч рублей, т.е. максимальный страховой лимит полиса ОСАГО.
- Европротокол должен составляться наспециальном бланке, который имеет название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он включает в себя основной и дополнительный лист, на который дублируется информация основного листа. Оба листа в равной степени обладают юридической силой, на них ставят подписи владельцы автомобилей, после чего с ним необходимо обратиться к страховщику. Сделать это необходимо в срок: 5 рабочих дней, после автоинцидента.
- Автовладельцы, чьи транспортные средства понесли урон, должны провести экспертизу технического состояния авто в срок: 5 дней с даты обращения к страховщику.
- Большим подспорьем будет, если автовладельцем будут приложены фото- и видеоматериалы, фиксирующие место столкновения автомобилей.
Оформление бланка извещения необходимо осуществлять простой шариковой ручкой на ровной твёрдой поверхности. Участники ДТП должны заполнить извещение с заполнением персональных данных, поставить подписи. На обратной стороне извещение подписывается лицом, требующим компенсации страховой компании.
Законом разрешено оформление Европротокола без присутствия инспектора ГИБДД, при условии, когда каждый из участников ДТП:
- присутствуют на месте инцидента;
- имеет неоспоримые доказательства причастности к аварии;
- имеет действующую страховку;
- настроен сотрудничать.
Но не всегда виновники ДТП готовы нести ответственность за причинённый ущерб. Бывают невнимательные водители, которые не замечают оставленного соседнему авто повреждения и скрываются с места инцидента. Некоторые автовладельцы осознанно покидают место ДТП, пытаясь избежать ответственности, не желая терять время и силы на регистрацию протоколов и другие формальности. Так поступать не следует!
Покидать место даже самого незначительного ДТП противозаконно. Нарушитель подвергается лишению права управления автомобилем от 1 года до 1,5 лет или административному аресту сроком до 15 суток.
Комиссия должна оформить аварию в границах владений фирмы особенным образом. В частности, составляется карточка происшествия.
В нее включают такие сведения:
- дата, время, точное место ЧП;
- состояние дороги;
- информация о машинах и водителях;
- данные о пострадавших (указывается количество раненых и погибших, характер телесных повреждений);
- цель поездок машин;
- время работы водителей ТС;
- соблюдение графиков и маршрутов;
- состояние водителей (находились ли они под действием алкоголя, наркотических, психотропных веществ); • вред.
По результатам расследования комиссия составляет акт служебного расследования.
В него включают следующие данные:
- данные о самой комиссии, ее членах;
- информацию об участниках ДТП;
- обстоятельства произошедшего;
- выводы;
- поврежденное имущество.
- результаты разбирательства.
В обязательном порядке должна быть произведена видео и фотосъемка события. Важно использовать качественное оборудование, чтобы фото и запись получились качественными, не расплывчатыми.
Важно запечатлеть:
- общий план;
- каждую машину;
- детали, которые отделились от машин в результате ДТП и оказались на дороге, за ее пределами;
- повреждения транспортных средств;
- состояние дорожного полотна;
- по возможности – пострадавших.
Сведения о ЧП вносят в журнал служебных расследований.
Там указывают:
- данные водителей-участников аварии;
- данные транспортных средств, участвовавших в ДТП;
- место, время, дата случившегося (где и когда все произошло);
- обстоятельства и результаты расследования автоаварии;
- материальный ущерб.
По желанию и приказу руководителя в журнале могут быть отражены и другие дополнительные сведения, например, состав комиссии, сроки разбирательства и прочее.
Подробную информацию можно найти в пункте 2 «Общие обязанности водителей» Правил Дорожного движения РФ (подпункты 2.5 и 2.6).
Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.
В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:
- водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
- если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
- если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.
Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.
Перепредъявление иска сотруднику, который продолжает работать на предприятии
Последовательность событий в данной ситуации следующая:
- сумма ущерба не выше среднемесячного оклада: издается приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был издан акт комиссии. Удержание производится из зарплаты сотрудника;
- сумма ущерба равна или меньше среднего оклада, но работодатель пропустил сроки. В таком случае он вынужден будет обращаться в суд;
- сумма ущерба выше величины среднемесячного оклада, работодатель может предъявить требования о возмещении ущерба сотруднику только через суд.
Вторая и третья ситуации схожи между собой по порядку выплаты:
- вступает в действие решение суда;
- работодателю выдается исполнительный лист;
- с этим листом работодатель идет в службу судебных приставов;
- возбуждается исполнительное производство;
- приставы взыскивают ущерб с сотрудника посредством изъятия или продажи имущества или вычетами из заработной платы.
Зачем необходимо разграничение ответственности
Чтобы получить страховую компенсацию по итогам ДТП или взыскать возмещение ущерба с непосредственного виновника, нужно определить, кто несет ответственность за аварию – водитель автомашины или ее собственник (владелец). Этот вопрос может представлять сложность по следующим причинам:
- положения ГК РФ устанавливают ответственность владельца источника повышенной опасности даже за неумышленное причинение вреда;
- законным владельцем автотранспорта может являться не только собственник, но и иное лицо (например, управляющий автомашиной по доверенности);
- при оформлении полиса ОСАГО указывается круг субъектов, допущенных собственником машины к управлению – может указываться как конкретный список граждан, так и неопределенный круг.
Если оба участника аварии имеют действующий полис ОСАГО, возмещение ущерба будет происходить через страховую компанию. Если суммы страхового покрытия недостаточно для возмещения ущерба, либо у виновника ДТП отсутствует полис, пострадавшее лицо может обратиться с иском к непосредственному виновнику.
Учтите, что по полису ОСАГО допускается выплата компенсации, даже если водитель не указан в качестве лиц, допущенных к управлению. В этом случае страховая компания, выплатившая компенсацию, предъявит регрессный иск к непосредственному виновнику и/или собственнику машины.
К кому предъявлять иск: к водителю или к собственнику транспортного средства? Ответ на этот вопрос дал Верховный суд РФ, определив следующий порядок разграничения ответственности:
- при возмещении ущерба, причиненного автотранспортом (ДТП, наезд на пешехода и т.д.), ключевое значение имеет факт законного управления машиной в момент аварии – на основании письменной доверенности или устного распоряжения собственника;
- при рассмотрении дела о нарушении правил дорожного движения, возбужденного по данным камер фото- и видеофиксации, к ответственности привлекается собственник машины, если не докажет, что за рулем находилось иное лицо;
- страховая компания, получившая право суброгации после выплаты компенсации пострадавшим, может предъявить иск к непосредственному виновнику аварии.
Если автомобиль был изъят у собственника по противоправным основаниям (угон, хищение и т.д.), за любые виды ущерба будет нести ответственность правонарушитель. В этом случае собственник должен своевременно известить правоохранительные органы о совершении хищения или угона.
Административная ответственность собственника автомобиля при ДТП, совершенным другим лицом
Законодательная база утверждает, что собственник автомобиля может понести административное наказание в том случае, если дорожную аварию совершил другой человек. Ответственность ожидает владельца в том случае, если он:
- Доверил управление лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Передал право управления транспортным средством лицу, у которого отсутствует водительское удостоверение или же он не имеет при себе ВУ.
- Доверил управление ТС человеку, а при совершении ДТП виновник скрылся с места преступления. Но авария была зафиксирована при помощи современных средств фото и видеофиксации (дорожных камер) КоАП 2.6.1.
В случае совершения ДТП административное взыскание не получает собственник, автомобиль которого был угнан с места стоянки. Единственным условием является своевременное официальное заявление об угоне, оформленное надлежащим образом.
Пошаговая инструкция обжалования
Если в результате решения суда владелец авто не согласен в вынесенным вердиктом, то его можно обжаловать. Чтобы обжаловать решение суда об ответственности собственника авто при ДТП необходимо:
- Запросить данные о том, какие именно экспертизы были проведены. В зависимости от ситуации на дороге, спровоцировавшей ДТП, может потребоваться проведение автотехнической экспертизы, транспортно-трассологической, технической проверки состояния автомобиля, автотовароведческой. Каждая из вышеперечисленных экспертиз позволяет установить нюансы произошедшего.
- Провести независимую экспертизу. Ее результаты помогут выявить неточности или ошибки, ставшие следствием человеческого фактора.
- Предоставить официальные документы, подтверждающие тот факт, что авто было передано водителю на основании доверенности, договора аренды, находилось в угоне и т.д. Наличие таких бумаг дает основание для пересмотра дела и изменения судебного решения об ответственности собственника.
- Обратиться за помощью к юристам, имеющим опыт обжалования решений суда в данной области. Профессионал поможет грамотно составить иск и окажет содействие.
При составлении апелляции важно указать следующие данные:
- Личные данные заявителя (ФИО, адрес и контактный телефон);
- Реквизиты, адрес и название судебной инстанции, принявшей первое решение;
- Дату, серию, номер вынесенного постановления, с которым не согласен владелец авто;
- Указать факты и приложить документы, подтверждающие ошибочность вердикта;
- Четко сформулировать просьбу (она может заключаться в уменьшении размера выплат, снятии ответственности за совершенное ДТП и т.д.);
Важно понимать, что подавать апелляцию на решение суда об ответственности собственника авто при ДТП следует в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, в данном случае, будет обязательным для каждого участника ДТП.
При попытке работодателя получить возмещение ущерба от ДТП за счет работника следует помнить:
- Если сотрудник не признан виновником ДТП в результате которого был нанесен ущерб имуществу компании, то водитель освобождается от выплат компенсации работодателю.
- Если авария произошла в результате воздействий обстоятельств непреодолимой силы, то работник также не должен компенсировать фирме стоимость материального ущерба. Статья 239 Трудового Кодекса РФ.
Не менее важным нюансом становится то, что сотрудник несет материальную ответственность перед работодателем в размере, своего среднемесячного заработка.
Почти всегда ущерб реальнее взыскать с собственника автомобиля, по тому, что у него точно есть имущество (автомобиль) и по тому, что у него есть ответственность. Как показывает практика, виновники часто оказываются неплатежеспособными. Если виновник ДТП арендовал, взял у друга (брата, жены, родителей) автомобиль с разрешения собственника – это основание привлекать собственника для солидарной ответственности. Кстати, мы рекомендуем привлекать именно к солидарной ответственности всех причастных лиц, суд сам разберется в степени ответственности каждого.
Основанием для материальных требований будет оценка ущерба (автоэкспертиза) которую вы должны будете провести за собственные деньги (впоследствии на суде требуйте взыскать расходы с ответчика). Не приступайте к ремонту автомобиля до проведения экспертизы, так вы лишите себя возможности обоснования ущерба и получения компенсации.
Ответственность водителя при дтп на автомобиле работодателя
При этом следует учитывать, что если работник был и не при исполнении своих обязанностей, но во время совершения ДТП выполнял на служебном автомобиле поручение администрации (владельца автомобиля), то и в этом случае считается, что он находился при исполнении трудовых обязанностей. Действующее законодательство на стороне работодателя. Да, если ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Конечно же, эти расходы причинят организации убытки. Но это не означает, что они не могут быть возмещены. Закон дает право лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования — регресса). Это право закреплено ст. 1081 Гражданского кодекса РФ. При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер.