Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Данный стандарт можно не применять в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. К примеру, если канцелярские принадлежности покупаются и сразу используются офисными работниками, их можно не учитывать на сч. 10, а сразу списывать проводкой:
Дт 26 (44) Кт 60
Однако при этом мелкий инструментарий или приспособления, не расходуемые сразу (например, калькулятор), надо учитывать и после списания их стоимости.
По запасам добавили новый вид инвентаризации — оценка резерва под обесценение материальных ценностей. Она проводится аналогично, как и иные виды инвентаризации — в конце года, при смене материально ответственных лиц и т.д.
При этом требуется выделять материальные ценности, которые:
- морально устарели;
- полностью или частично утратили первоначальные качества;
- стали стоить дешевле на рынке или их стало труднее продать.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Для организации учета основных средств в 2022 году согласно правилам нового ФСБУ нужно произвести инвентаризацию ОС по состоянию на 1 января 2022 года. Если этого не было сделано в конце прошлого года, инвентаризацию нужно сделать хотя бы сейчас, оформив документацию задним числом.
Нужно сгруппировать основные средства (недвижимые объекты, транспортные средства и т.д.), сделав классификацию по возможности более удобной для учета. Например, можно классифицировать транспортные средства на грузовые и легковые и др.
Также нужно закрепить в учетной политике лимит стоимости основных средств на 2022 год. Удобно для этого брать 100 тыс. руб., и тогда бухгалтерский учет будет максимально приближен к налоговому.
Кроме того, нужно организовать бухучет основных средств, стоимость которых списана в учете (т.е. самортизирована), но по факту эти объекты используются и дальше.
На основании положений ФСБУ 6/2020 предлагается при необходимости пересмотреть срок полезного использования ОС (в сторону увеличения или уменьшения). Компаниям не обязательно это делать, но желательно, когда у них в собственности есть сильно устаревшие основные средства.
Основные средства при УСН «доходы»
Самый важный момент налогового учета: организации, выбравшие вариант начисления единого налога только на сумму доходов, не имеют права списывать расходы на приобретение ОС.
Бухгалтерский учет ОС для организаций на УСН обязателен (с 2013 года) и осуществляется на общих правилах, независимо от выбранного объекта налогообложения.
Основные средства при УСН должны соответствовать условиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01. Активы, которые предназначены для перепродажи, для личного использования индивидуальным предпринимателем (или для нужд организации), не предполагающие получение выгоды и которые не планируется использовать дольше 1 года, в качестве ОС признаны быть не могут. Если же имущество соответствует всем условиям, перечисленным в ПБУ 6/01, но его стоимость меньше установленного на сегодняшний день лимита (пока это все еще 40 000 руб.), оно принимается к учету как материально-производственный запас.
Согласно ФСБУ 6/2020, обязательного к применению с 2022 года, лимит будет устанавливать налогоплательщик самостоятельно.
Существенный вопрос — НДС по основным средствам. «Упрощенцы» не являются плательщиками данного налога, поэтому, в отличие от организаций, работающих на общей системе налогообложения, принимают ОС к учету по первоначальной стоимости, включая НДС.
Стоимость ОС «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы» погашается стандартно — посредством амортизационных отчислений. Методика начисления амортизации выбирается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
В целом, учет основных средств при УСН ведется точно так же, как и в предыдущие годы.
Лимит стоимости основных средств в 2021 году: бухгалтерский учет
Все критерии соответствия внеоборотного актива нормам, определенным ПБУ, должны быть достигнуты в бухгалтерском учете организации. Так, к объектам основных фондов должны быть отнесены активы со сроком использования, превышающим один год, приобретенные не для перепродажи. Один из важных показателей, позволяющих не столько включить имущество в состав ОС, сколько обеспечить планомерное списание его стоимости методом начисления амортизации, представляет собой лимит стоимости основных средств (в 2021 году без изменений).
На основании ПБУ 6/01, к числу основных средств относят внеоборотные активы со стоимостью, превышающей 40 тыс. руб. Вследствие этого, все объекты, затраты на приобретение которых не превышают указанной величины, входят в состав МПЗ и подлежат отнесению к затратам единовременно.
Новое в бухучете «малоценки»
Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2020 считать и как учитывать, определим предельные лимиты.
Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2020 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.
Начислить 100-процентную амортизацию на основные средства с какой суммы нужно в этом году? Стоимостные границы также скорректированы: от 10 000 до 100 000 рублей.
На ОС, стоящие более 100 000 рублей, следует начислять амортизацию в соответствии с выбранным способом. Напомним, что в 2020 году предусмотрены три метода начисления амортизации:
- линейный — единственный доступный метод до этого года;
- метод уменьшаемого остатка;
- метод списания стоимости пропорционально производимой продукции.
Следовательно, к «малоценке» можно отнести все имущество учреждения стоимостью до 100 000 рублей.
Какие документы применяются для учета основных средств
При документальном оформлении компания может использовать как стандартные документы, предлагаемые Госкомстатом, то и разработанные самостоятельно. Какие бы бланки ни применялись, они должны быть указаны в учетной политике.
Стандартные бланки распределяются на несколько групп:
Номер формы | Название | Для чего нужен |
Поступление и выбытие | ||
ОС-1 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | Для фиксации прихода и выбытия отдельных ОС, не заполняется для зданий и сооружений. |
ОС-1а | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | Для фиксации прихода и выбытия зданий и сооружений |
ОС-1б | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | Если фиксация прихода и выбытия объектов ОС (не относится к зданиям, сооружениям) выполняется сразу для группы |
ОС-14 | Акт о приеме (поступлении) оборудования | Учет оборудования на складском хранении, какое будет использоваться в дальнейшем |
ОС-4 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) | Списание определенных объектов ОС, какое пришли в негодность. Не заполняется для автотранспорта. |
ОС-4а | Акт о списании автотранспортных средств | Списание пришедшего в негодность транспортного средства |
ОС-4б | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) | Списание сразу группы ОС, не заполняется для транспортных средств |
Наличие и движение | ||
ОС-6 | Инвентарная карточка учета объекта основных средств | Учет определенных объектов ОС и их передвижение внутри компании |
ОС-6а | Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств | Учет нескольких однотипных ОС |
ОС-6б | Инвентарная книга учета объектов основных средств | В малых предприятиях заменяет заполнение ОС-6 и ОС-6а |
ОС-15 | Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж | Передача хранящегося на складе ОС в монтаж |
ОС-16 | Акт о выявленных дефектах оборудования | Фиксация дефектов, какие были выявлены при монтаже, испытании и т.д. |
ОС-2 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств | Фиксация передвижения ОС между подразделениями в пределах компании |
ОС-3 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | Постановка на учет ОС по завершении ремонта, модернизации |
Лимит стоимости основных средств
Лимит стоимости основных средств — установленный законодательством лимит стоимости, ниже которого актив, обладающий признаками основных средств, признается расходом или материально производственным запасом.
Для налога на прибыль (лимит стоимости ОС) — 100 тыс. рублей;
Для бухгалтерского учета (лимит стоимости ОС) — 40 тыс. рублей (или менее, если установлено учетной политикой);
Основные средства отличаются от материально-производственных запасов (МПЗ) длительным сроком полезного использования (более 1 года). Поэтому основные средства списываются на расходы в течение срока их полезного использования, через механизм амортизации.
Материально-производственные запасы списываются на расходы единовременно, при их передаче в производство.
Учитывая техническую сложность расчета амортизационных отчислений, законодательство предусматривает возможность списывать на расходы единовременно (без применения механизма амортизации) малоценные основные средства. При этом законодательством устанавливается стоимостной лимит для таких малоценных основных средств.
Налог на прибыль организаций
Лимит стоимости основных средств для налога на прибыль организаций определен п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 Налогового кодекса России (НК РФ) и составляет:
С 1 января 2016 года: 100 000 рублей (Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
С 01.01.2011 по 01.01.2016 — 40 тыс. рублей (Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
С 01.01.2008 по 01.01.2011 — 20 тыс. рублей (Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
С 01.01.2002 — 01.01.2008 — 10 тыс. рублей (Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Лимит стоимости основных средств не может уменьшаться или увеличиваться налогоплательщиком. В то же время, с целью сближения с бухгалтерским учетом, налогоплательщик вправе некоторые категории малоценных основных средств стоимостью менее установленного лимита амортизировать. Такую возможность устанавливает пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ: «В целях списания стоимости имущества … в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей».
В налоговом учете, лимит стоимости основных средств распространяется и на нематериальные активы. Дело в том, что этот лимит распространяется на все виды амортизируемого имущества, в том числе и на нематериальные активы (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Пример
Организация приобрела компьютер стоимостью 60 тыс. рублей.
Учитывая, что стоимость такого основного средства менее 100 тыс. рублей, такой компьютер амортизируемым имуществом не признается и списывается на расходы единовременно.
Бухгалтерский учет
Лимит стоимости основных средств в бухгалтерском учете определен пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н) и составляет:
С 1 января 2011 года по настоящее время: 40 тыс. рублей.
Организация вправе установить для бухгалтерского учета лимит менее, чем установленный в п. 5 ПБУ 6 (но увеличить его не вправе).
Изменения в учете основных средств в 2022 году
Стандарт установил новые принципы группировки ОС. Ранее было всего две группы: «Нежилые объекты» и «Сооружения». С 2022 года будет существовать только одна группа — «Нежилые объекты». Для фонда библиотеки, ювелирки отдельных групп не предусмотрено. Они будут размещаться в категории «Прочие ОС».
- Линейный способ. Амортизация начисляется равными частями каждый месяц. Начисление производится на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Для определения суммы платежа нужно первоначальную стоимость предмета поделить на СПИ.
- Метод уменьшения остатка. Подходит для активов, срок использования которых очень небольшой. Актуален и для объектов, используемых в агрессивных условиях. Этот способ необходим для ускоренной амортизации.
- Способ определения амортизации пропорционально объему товаров. Способ актуален для предметов, у которых есть определенный потенциал. То есть бухгалтер знает, сколько товара за определенный период можно произвести при помощи актива. Для расчетов нужно реальный объем произведенной продукции умножить на норму амортизации.
Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы
Мы всё посчитали, на основании этих расчетных таблиц, которые мы сделали, мы уже увидим, влияет ли строка «Основные средства» и амортизация основных средств существенно на наш баланс, посмотрим, сколько она в принципе занимает в процентах. И дальше делаем расчет и показываем, как мы переходим. Логика такая, что я закрепляю на основании того анализа, который мы провели, те основные средства, тот самый лимит, который я буду признавать несущественным.
Я, например, пишу, что на основании анализа, проведенного по бухгалтерскому балансу, структура расходов, амортизации и так далее, устанавливаю, что основные средства, к примеру, в структуре баланса не являются стратегически значимыми активами. Такое часто случается, у многих так. Таким образом, мы приходим к выводу об отсутствии какой-либо совокупности основных средств, информация о которых, исходя из структуры активов затрат и особенностей деятельности, способна повлиять на экономическое решение, а также на целесообразность выделения такой совокупности.
Пример формулировки: «На основании проведенного анализа с целью оптимизации учетного процесса принято решение об отнесении к несущественным активам основных средств, первоначальная стоимость которых менее 100 тысяч рублей, вне зависимости от принадлежности к какому-либо виду или группе».
Это формулировки, которые нужно включить в учетную политику или в справку к расчету. «Принятый и закрепленный в учетной политике организации на 2022 год способ учета несущественных активов не оказывает какого-либо существенного влияния на релевантные показатели БФО». Эту информацию тоже нужно включить, закрепить в учетной политике и таким образом сформулировать. Это первое действие.
Второе действие — мы производим корректировку балансовой стоимости основных средств по состоянию на 01.01.22, или 31.12.21, хотя помним, что 2021 год не затрагивается. Если мы применяем альтернативный способ — а я надеюсь, что многие из вас будут применять именно альтернативный способ, а он заключается в том, что корректировка вводится разово в начале 2022 года, мы не трогаем 2020-й и 2021 год, поэтому мы делаем, исходя из тех составных частей и понятий об основном средстве, которые есть в ФСБУ 6/2020, такой анализ, то есть производим, поэтапно разбираем по косточкам.
Первым действием производим списание балансовой стоимости тех основных средств, которые признаны несущественными. То есть просто смотрим, если я закрепила 100 тысяч — я надеюсь, что все так сделают в большинстве случаев, — я просто смотрю, какие основные средства у меня стоят меньше 100 тысяч, просто анализирую и их просто списываю. То есть вычищаю свой 01-й счет от таких основных средств, оставляя только те, которые стоят больше 100 тысяч рублей.
Дальше, по каждому объекту основных средств, которые не отнесены к несущественным, нужно определить ликвидационную стоимость. Это тоже предусмотрено как обязательство в стандарте ФСБУ 6/2020. Определение ликвидационной стоимости. Мы сказали, что это стоимость, которая будет получена организацией в случае выбытия этого основного средства в конце срока полезного использования. Стремимся к тому, чтобы это все было равно нулю. Что можем сделать на этот счет, чтобы обосновать свое мнение о том, что ликвидационная стоимость каждого оставшегося основного средства равна нулю?
Поскольку сам стандарт был введен в действие в конце 2020 года, некоторые организации добровольно перешли на него с 2021 года. То есть в 2021 году действовали как ПБУ 6/2001, так и ФСБУ 6/2020. Каждая организация самостоятельно могла выбрать, на что опираться в учете.
С 2022 года права выбора нет. С 1 января 2022 года в обязательном порядке ФСБУ 6/2020 должны применять все лица, ведущие бухгалтерский учет и имеющие на балансе основные средства. ПБУ 6/2001 утрачивает силу с этого же дня. Исключений ни для кого не сделали.
Даже организации, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, обязаны перейти на ФСБУ 6/2020 с 1 января 2022 года. Но у них есть право не применять некоторые положения стандарта (п. 3 ФСБУ 6/2020). Упрощенцы имеют право:
- не учитывать оценочные обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды (п. 23 ФСБУ 6/2020);
- не проверять объекты ОС на обесценение (п. 38 ФСБУ 6/2020);
- не раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию, перечисленную в пп. «б», «в», «ж»–«о» п. 45, п. 46 и 47 ФСБУ 6/2020.
Написать комментарий
По ФСБУ 6/2020 амортизация начисляется с даты признания основных средств в учёте. Однако компании могут прописать в учётной политике, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично с моментом окончания амортизации.
Если основные средства амортизируются с даты принятия к учёту, формулу для расчёта амортизации за первый (неполный) месяц придётся определить самостоятельно. По п. 35 ФСБУ 6/2020, если применяется способ уменьшаемого остатка, в учётной политике нужно закрепить формулу расчёта амортизации.
Компании могут использовать формулу, которая соответствует ПБУ 6/01, или другую. Главное – чтобы она обеспечивала систематическое снижение суммы амортизации в каждом следующем периоде.
Списание основных средств стоимостью до 100000 рублей
После 7 лет использования аквариум и террариум морально устарели. ООО «Зоо-ленд» перепродало их местному мини-зоопарку.
Показатель |
Аквариум |
Террариум |
Стоимость продажи |
25 000 руб. |
170 000 руб. |
Отражение доходов в БУ |
Прочие доходы текущего периода (п. 31 ПБУ) |
|
Остаточная стоимость |
17 515 руб. = 48 175 – 365*84 мес. |
137 218 руб. = 259 834 – (1 534*24 мес. + 1 430*60 мес.) |
Списание остаточной стоимости в БУ |
Прочие расходы текущего периода (п. 31 ПБУ) |
В составе прочих отражаются доходы и расходы, произведенные не только при продаже ОС, но и при остальных способах выбытия ОС: ликвидации, безвозмездной передаче, внесении в уставной капитал иной организации и др. (п. 29 ПБУ).
Какие документы применяются для учета основных средств
При документальном оформлении компания может использовать как стандартные документы, предлагаемые Госкомстатом, то и разработанные самостоятельно. Какие бы бланки ни применялись, они должны быть указаны в учетной политике.
Стандартные бланки распределяются на несколько групп:
Номер формы | Название | Для чего нужен |
Поступление и выбытие | ||
ОС-1 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | Для фиксации прихода и выбытия отдельных ОС, не заполняется для зданий и сооружений. |
ОС-1а | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | Для фиксации прихода и выбытия зданий и сооружений |
ОС-1б | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | Если фиксация прихода и выбытия объектов ОС (не относится к зданиям, сооружениям) выполняется сразу для группы |
ОС-14 | Акт о приеме (поступлении) оборудования | Учет оборудования на складском хранении, какое будет использоваться в дальнейшем |
ОС-4 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) | Списание определенных объектов ОС, какое пришли в негодность. Не заполняется для автотранспорта. |
ОС-4а | Акт о списании автотранспортных средств | Списание пришедшего в негодность транспортного средства |
ОС-4б | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) | Списание сразу группы ОС, не заполняется для транспортных средств |
Наличие и движение | ||
ОС-6 | Инвентарная карточка учета объекта основных средств | Учет определенных объектов ОС и их передвижение внутри компании |
ОС-6а | Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств | Учет нескольких однотипных ОС |
ОС-6б | Инвентарная книга учета объектов основных средств | В малых предприятиях заменяет заполнение ОС-6 и ОС-6а |
ОС-15 | Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж | Передача хранящегося на складе ОС в монтаж |
ОС-16 | Акт о выявленных дефектах оборудования | Фиксация дефектов, какие были выявлены при монтаже, испытании и т.д. |
ОС-2 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств | Фиксация передвижения ОС между подразделениями в пределах компании |
ОС-3 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | Постановка на учет ОС по завершении ремонта, модернизации |
Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть
Итак, обобщим все сказанное.
Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.
- Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
- Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
- Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
- Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
— первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
— установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
— способа амортизации, установленного ранее;
— срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
— истекшего срока полезного использования на дату перехода.
5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:
- запчасти для ремонта машин и оборудования;
- спецоборудование для НИОКР;
- семена, удобрения, посадочные материалы;
- реактивы, химическая посуда, радиодетали;
- материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
КВР |
КОСГУ |
Примечание |
|||||||||||||||||||||||||
Код |
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой |
Код |
Наименование
Программа разработки федерального стандарта БУ на 2019 — 2021 годы утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н. Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»Рассмотрим два примера. Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет. Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации. Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития. Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей. Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей. Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей. В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде. Работа Правительства:
Законопроектная деятельность:
Декабрь
Рекомендации парламентских слушаний на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» 5 октября 2021 года город Москва Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание). Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста. В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах. Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики). В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП). Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы. Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил. Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре. Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ). В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием. При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов. На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%). Если на такие действия как:
приходятся существенные по объему затраты, то они признаются отдельными объектами ОС. Заметим, что такой вывод сделан не в самом ФСБУ, а в Информации Минфина от 03.11.2020 № ИС-учет-29. Обязательство по аренде (ОА)Обязательство по аренде признается в сумме приведенной стоимости будущих лизинговых платежей (включая выкупную стоимость) на дату оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018). Эта стоимость определяется путем дисконтирования номинальных величин будущих лизинговых платежей. В качестве ставки дисконтирования применяется ставка, при использовании которой приведенная стоимость будущих лизинговых платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета лизинга равна его справедливой стоимости. Негарантированная ликвидационная стоимость – это предполагаемая справедливая стоимость предмета лизинга к концу срока лизинга за вычетом сумм, подлежащих оплате в связи с гарантиями выкупа этого предмета, которые учтены в составе лизинговых платежей. Справедливая стоимость (оценка, основанная на рыночных данных) определяется по правилам МСФО (п. 8 ФСБУ 25/2018). Лизингополучатель, который вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих лизинговых платежей на дату этой оценки. Величина обязательства по аренде после признания увеличивается на величину начисляемых процентов (процентный расход) и уменьшается на величину фактически уплаченных лизинговых платежей. Фактическая стоимость обязательства по аренде подлежит пересмотру в случае изменения условий договора лизинга или намерений сторон продлевать / сокращать срок лизинга. Изменение величины обязательства по аренде относится на стоимость права пользования активом. Уменьшение обязательства по аренде сверх балансовой стоимости права пользования активом включается в доходы текущего периода. Похожие записи: |