Процедура банкротства некоммерческой организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура банкротства некоммерческой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

О приближающемся банкротстве организации всегда можно понять по активизации деятельности ее руководства. Под угрозой признания учреждения несостоятельным, его первые лица начинают заниматься распродажей имущества. Это является решением собственника, а действующий руководитель лишь исполняет его волю. Цель таких действий — недопущения попадания активов в конкурсную массу.

Банкротство бюджетного учреждения: судебная практика

До обращения в арбитражный суд кредиторы обычно предпринимают попытки принудить учреждение рассчитаться по долгам. При полном отсутствии средств у должника, наступает субсидиарная ответственность, дающая кредитору возможность взыскать недополученные средства с его поручителя. Когда вопрос остается неразрешимым, возникает угроза признания банкротства. Это правомерно для любых юридических лиц, кроме бюджетных.

На практике у муниципалитетов и федеральных органов власти, создавших данные организации, достаточно механизмов контроля, позволяющих своевременно сменить руководителя, не допустить неправомерного расходования средств и разного рода проблем.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Для чего необходимо банкротство должнику?

В первую очередь для того, чтобы соблюсти требования закона и не подвергнуться судебному преследованию. В том числе, по уголовным статьям за мошенничество или статьям административного кодекса, предполагающим огромные штрафные санкции. Ведь долги, по которым просрочены регулярные платежи, растут буквально в геометрической прогрессии, и безнаказанным это остаться не может.

Читайте также:  Продление вида на жительство по новому закону: документы, сроки

Разумеется, объявление о несостоятельности юридического лица – крайняя мера. Но она позволит:

«Заморозить» на время процедуры банкротства штрафы, пени, неустойки по долгам, которые при долговременной просрочке регулярных платежей могут даже превысить сумму основного долга. Это даст возможность реструктуризировать долг и расплатиться с ним, не дойдя до стадии распродажи активов

На время процедуры снять арест с имущества юрлица-должника и выплатить долги под контролем и руководством временного финансового управляющего

В ходе процедуры договориться с кредиторами миром. Например, заключить соглашение о «кредитных каникулах», либо реструктуризировать долг таким образом, чтобы его можно было вернуть, не ликвидируя компанию

И, наконец, если долги так велики, что восстановление жизнедеятельности компании невозможно, списать большую их часть. На законных основаниях и с последствиями, пусть и неприятными, но не фатальными.

Мораторий на требования кредиторов

Независимо от того, какой этап банкротства утвердит суд, и от того, что решит собрание кредиторов, объявляется мораторий на требования с их стороны. Это означает, что:

На сумму долга перестают начисляться штрафы, пени, а также применяться любые другие финансовые санкции

Кредиторы не имеют права требовать с должника какие бы то ни было средства вне рамок открытого дела о банкротстве. А также предъявлять иные иски о взыскании долга. Если таковые были открыты ранее – их закроют.

Мораторий объявляется только при стандартной процедуре банкротства. Упрощенный сценарий его не предполагает. Цель моратория – дать банкроту передышку от «финансового пресса». Если должник мобилизует все свои ресурсы и начинает погашать основную часть долга, это служит дополнительным доводом в пользу принятия решения о санации и реструктуризации. То есть, увеличивает шансы сохранить компанию.

Если же полное банкротство неизбежно, мораторий становится, по сути, бессрочным. Ведь после реализации активов, непогашенные долги будут списаны. И больше ни один из прежних кредиторов не будет иметь возможности возобновить свои долговые требования. С банкрота нельзя требовать ничего, кроме долгов, которые не списываются ни с кого и никогда. Вроде алиментов.

ВНИМАНИЕ! Мораторий не распространяется на долги по заработной плате, авторским вознаграждениям, выплатам за ущерб (физический и моральный). А также на текущие платежи.

Когда и как государственный служащий должен обратиться в суд с заявлением о банкротстве?

Сразу отметим, что все дела по банкротству рассматриваются исключительно арбитражным судом по месту жительства должника в рамках конкурсного производства. Или же — при окладе, близком к размеру одного прожиточного минимума и при отсутствии имущества — в МФЦ на внесудебном банкротстве .

Подать заявление в арбитражный суд госслужащий может лично или через уполномоченное им лицо — представителя.

Внимание! Законом также предусмотрено банкротство госслужащего по инициативе кредитора (коммерческого банка или МФО) или уполномоченного органа (ФНС).

Например, если госслужащий более 3-х месяцев не оплачивает обязательство по кредитным договорам или не платит налоги за имущество, то банк, микрофинансовая организация или федеральная налоговая служба (ФНС) также могут обратиться в арбитражный суд с требованием признать должника-госслужащего банкротом.

Но обычно ФНС выступает инициатором дела о банкротстве должника тогда, когда речь идет о ИП и неуплаченных предпринимателем налогах.

Банкротство автономной некоммерческой организации

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

Направляется по месту расположения некоммерческой организации. Инициатором подачи может являться должник, кредиторы или уполномоченные органы.

Кроме этого, понадобятся следующие документы:

  • справки, подтверждающие банкротство некоммерческой организации – неспособность оплатить задолженность;
  • учредительная документация предприятия;
  • бухгалтерский баланс за последний отчетный квартал;
  • перечень кредиторов и сумма долга каждому из них.

Как только исковое заявление будет подано, суд может вынести следующий приговор:

  • признать банкротом и начать процесс конкурсного производства;
  • отказать в признании несостоятельным;
  • ввести такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение;
  • закрыть дело о банкротстве.

Почему муниципалитетам редко приходилось платить по долгам учреждений

Раньше учредители всегда отвечали по долгам созданных ими бюджетных и автономных учреждений. Впоследствии нормы об ответственности были пересмотрены (см. справку ниже). Органы МСУ стали отвечать до долгам учреждений только в исключительных случаях. Разберемся, в каких именно.

Для справки: Как реформа 2014 года избавила муниципалитеты от субсидиарной ответственности по обязательствам большинства учреждений

До 1 сентября 2014 года собственники имущества муниципальных учреждений несли субсидиарную ответственность по обязательствам последних во всех случаях. Кредитор предъявлял требования к учреждению. Если у того оказывалось недостаточно средств, кредитор просил суд привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества — муниципалитет. В результате кредиторам почти всегда удавалось удовлетворить свои требования за счет бюджетных средств, даже если у самого учреждения денег не хватало.

Читайте также:  8.4. Виды ответственности за экологические правонарушения

В 2014 году реформа гражданского законодательства изменила систему учреждений. Субсидиарная ответственность по долгам осталась только у собственников имущества казенных учреждений. Ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений была фактически снята с собственников их имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 5 ст. 123.22 ГК). Обратить взыскание на имущество нельзя только в двух случаях.

  1. Движимое имущество — особо ценное, закрепленное собственником за бюджетным учреждением или приобретенное последним за счет средств, которые выделил собственник (то есть муниципалитет).
  2. Имущество — недвижимое. В этом случае неважно, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств было приобретено.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления. Исключение указано в пункте 6 статьи 123.22 ГК. Взыскание нельзя обратить на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое:

  • собственник закрепил за учреждением;
  • учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Этапы проведения процедуры

Действующим на территории Российской Федерации законодательством определён порядок проведения процедуры добровольного банкротства:

  1. Принимается решение о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности.
  2. Уведомляются все кредиторы о финансовой несостоятельности представителя малого, крупного или среднего бизнеса.
  3. Получение от кредиторов письменного согласия на добровольное банкротство должника.
  4. Подаётся объявление о банкротстве должника в специализированное периодическое издание о начале ликвидационной процедуры.
  5. Проводятся ликвидационные мероприятия (проверка хозяйственной деятельности организации, закрытие счетов, снятие с учёта в контролирующих органах и во внебюджетных фондах).
  6. На судебном разбирательстве рассматривается вопрос о добровольном банкротстве.
  7. После получения положительного решения арбитражного судьи субъект предпринимательской деятельности снимается с Государственной регистрации.

Банкротство некоммерческих организаций

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г.

О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Согласно ст.
Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности.Лишь один вид некоммерческих организаций — учреждение — обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться.Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. Можно ли обанкротить бюджетное учреждение Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора.

Читайте также:  Нужна ли медсправка при замене прав при смене фамилии или других данных?

Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Поправки в закон были внесены только в 2012 году. Обращение в суд В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд. Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением. Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.
Отсылки к закону и документам Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

Банкротство бюджетного учреждения

Процесс считается завершенным, когда все долги выплачены. Банкротство автономного учреждения Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд. Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве.

Банкротство автономного учреждения

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца. После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд.

Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев. На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *