Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд предложил продлить на год результаты СОУТ для безопасных рабочих мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.
Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:
- выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
- сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.
Нормативные акты Российской Федерации не содержат положений о том, допустимо или нет членам комиссии в отчете по СОУТ ставить свои подписи не одной датой с подписью председателя комиссии, а датой раньше.
По мнению специалистов Роструда, даты подписания отчета по СОУТ могут быть разными.
На наш взгляд, выводы специалистов Роструда верны, т.к., исходя из методики проведения СОУТ, отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Исходя из буквального толкования данного положения следует, что члены комиссии должны поставить подписи, а председатель комиссии утвердить отчет в течение 30 дней. Толкование, согласно которому все подписи должны быть сделаны в один день, противоречило бы смыслу указанного положения.
В чем суть документа?
В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ.
Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).
Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:
- закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
- работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
- установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
- в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.
Новое в методике СОУТ
Организация, проводящая спецоценку, до её начала, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора о проведении СОУТ, должна:
- получить в ФГИС СОУТ идентификационный номер предстоящей спецоценки;
- сообщить его работодателю до начала работ.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и/или опасных факторов происходит также путем изучения представляемых работодателем результатов, полученных при осуществлении:
- производственного контроля за условиями труда;
- федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Зачем подавать декларацию по оценке условий труда
В первую очередь, сдача декларации в интересах работодателя. С помощью отчета можно доказать тот факт, что сотрудники трудятся в приемлемых условиях, тем самым сократить размер страховых взносов и отказаться от предоставления льгот и гарантий.
Если же в компании выявлены вредные или опасные факторы, работодатель обязан уплачивать дополнительные страховые взносы до 8%. Надбавка начисляется в соответствии с Приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014. Учитывайте, что, если вы устраните негативные факторы, после проведения внеочередной или очередной спецоценки вы сможете снизить финансовую нагрузку. Исключение — организации, в которых ранее был установлен 4 класс опасности.
Размер дополнительных страховых взносов в зависимости от условий труда
Условия труда | Класс РМ | % надбавки |
Оптимальные | 1 | |
Допустимые | 2 | |
Вредные | 3.1 | 2 |
3.2 | 4 | |
3.3 | 6 | |
3.4 | 7 | |
Опасные | 4 | 8 |
Когда выгружается отчет?
- члены комиссии по СОУТ на вашем предприятии утверждают (=подписывают) карты спецоценки, сводные документы и титульный лист отчета. Подписание титульного листа означает, что ваша комиссия проверила и утвердила отчет целиком и полностью, поэтому подписываться он должен в последнюю очередь. Закон диктует, что утвердить отчет необходимо в течение 30 календарных дней с даты направления подрядчиком работодателю отчета на бумажном носителе.
- об утверждении отчета вам необходимо уведомить организацию, которая провела на вашем предприятии спецоценку. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней с даты утверждения отчета. Очень важно не откладывать этот вопрос и уж тем более не пренебрегать им. Далее мы разъясним, почему.
- только после того, как вы уведомили организацию-подрядчика об утверждении отчета, она выгружает его в систему ФГИС СОУТ, причем на это ей дается 10 рабочих дней с даты утверждения.
- после передачи данных во ФГИС СОУТ организация-подрядчик направляет вам соответствующее уведомление с обязательным указанием даты выгрузки. Теперь результаты вашей спецоценки имеют юридическую силу.
По закону только с даты внесения сведений во ФГИС СОУТ вы можете применять результаты спецоценки – вносить изменения в трудовые договоры, назначать или упразднять гарантии и компенсации, связанные со спецоценкой.
Если по каким-то причинам в течение двух недель с даты подписания отчета вы не уведомили об этом подрядчика, выгрузка такого отчета грозит серьезными штрафами.
Распространенные ошибки при заполнении и сдаче СОУТ
Ошибка 1. Госинспекция может не принять декларацию СОУТ только по одному основанию – если заполненный документ не соответствует утвержденной действующей форме. Отказ по другим причинам законодательством не предусмотрен.
При мотивированном отказе документ вернут декларанту с указанием причин отказа на протяжении 10 раб. дн. Отсчет срока ведется со дня подачи декларации в госинспекцию.
Ошибка 2. После окончания срока действия декларации СОУТ (5 лет), сдавать ее опять не нужно, но только при одном условии. Если за это время на «задекларированных» рабочих местах не было ЧП и работники, за которыми они закреплены, не приобрели профзаболевание.
Если все же подобные случаи были, то действующая декларация аннулируется, по факту проводится стандартная, но внеплановая спецоценка со всеми вытекающими из нее последствиями и действиями.
Основная задача экспертной организации — определение реального класса трудовых условий сотрудников. СОУТ проводится для всех мест, которые подлежат специальной оценке. Полученные при проведении процедуры результаты оформляются в отчет. Он заносится в специальную систему учета на сайте Минтруда. Также с ним должны быть ознакомлены все сотрудники. Информирование осуществляется под подпись работников, которой они подтверждают, что ознакомлены с параметрами своего рабочего места и согласны на выполнение должностных обязанностей.
Работодатель обязан предоставить эксперту все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ). Рекомендуется перед началом проведения процедуры подготовить следующую информацию:
- штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
- список контингентов на медосмотр;
- результаты производственного контроля рабочих мест;
- список сотрудников, которые получают гарантии и компенсации;
- сведения о СНИЛС всего персонала организации;
- перечень оборудования, машин, инструментов на каждом рабочем месте;
- продолжительность трудового дня;
- график работы;
- должностные инструкции на каждого сотрудника и другие данные в случае необходимости.
Порядок подачи декларации
Документ следует предоставить в территориальный орган Государственной инспекции труда. Главное — уложиться в отведенный период времени, в противном случае можно получить штраф в размере до 80 тыс. рублей. На подачу документа дается 30 рабочих дней. Точка отсчета — день, когда отчет зарегистрирован в реестре Минтруда.
Уведомить надзорные органы можно несколькими способами:
- В электронном виде через интернет. Для этого нужно зайти на сайт Роструда. На ресурсе вы можете ознакомиться с детальным алгоритмом заполнения документа, а также скачать образец. Данный способ подачи декларации доступен при наличии квалифицированной электронной цифровой подписи или подписи с использованием крипто-про.
- Отправив заказное письмо почтой. Обязательно нужна опись вложения и уведомление о вручении.
- Лично посетив отделение.
Какие обязанности появились у организаций, проводящих СОУТ?
Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки.
Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки.
Как применить результаты проведения спецоценки условий труда
Результаты проведения СОУТ применяют для улучшения условий труда работников. Работодатель сможет обеспечить работников нужными средствами индивидуальной защиты и оборудовать рабочие места средствами коллективной защиты.
По результатам проверки компании будет проще контролировать состояние условий труда на рабочих местах. Работодатель может установить сотрудникам гарантии и компенсации.
После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.
Новое в методике СОУТ
Организация, проводящая спецоценку, до ее начала, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора о проведении СОУТ, должна:
- получить в ФГИС СОУТ идентификационный номер предстоящей спецоценки;
- сообщить его работодателю до начала работ.
Работодатель вправе получить уведомление о присвоении номера двумя способами:
- на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Этот номер необходимо указывать на титульном листе отчета о результатах проведения СОУТ.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и/или опасных факторов происходит также путем изучения представляемых работодателем результатов, полученных при осуществлении:
- производственного контроля за условиями труда;
- федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.