Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За чей счет ставят счетчики в муниципальной квартире?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь могут быть два варианта. Первый: если квартира не приватизирована, а за коммунальную услугу — электроэнергию — вы платите напрямую в ресурсоснабжающую организацию, то менять прибор учета — это ответственность собственника. Если не вы являетесь собственником квартиры, значит, у нее есть владелец — тот, с кем у Вас заключен договор социального найма. Вот к этому юрлицу (физлицу) вам нужно обратиться, чтобы он исполнил свои обязательства по замене электрического счетчика.
Кто будет оплачивать поверку электросчетчиков?
С 1 июля 2020 года потребители перестают нести затраты как на приобретение и установку счетчиков электроэнергии, так и на их поверку. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).
Как следует из закона, все финансовые обязательства по замене и проверке приборов учета в домах и квартирах возьмут на себя энергетики. В дальнейшем компании могут компенсировать понесенные расходы за счет сбытовых надбавок. Согласно п. 6.3 ст. 23.1 закона «Об электроэнергетике» затраты гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, включаются в состав сбытовой надбавки.
В каких случаях требуется замена счётчика
Электросчётчик это прибор, который имеет свои технические характеристики и срок службы. Перед началом работы, приспособления для учёта, пломбируются дважды. Одна пломба ставиться на корпусе механизма, на заводе – изготовителе.
Называется она пломбой госпосверки и говорит о том, что счётчик механически не повреждён и готов к работе. Другая пломба устанавливается на предохранительной крышке энергопоставляющей организацией.
Обе пломбы номерные, как и сам электроприбор, и в случае их повреждения виновнику грозит штраф. Все номера фиксируются в акте установки счётчика, который является бланком строгой отчётности. Переустановка счётчика влечёт за собой внесение изменений в документации, поэтому для его замены требуются основания. К ним можно отнести:
- Прибор вышел из строя из-за механического воздействия.
- Счётчик перестал показывать текущие показания.
- Модель механизма устарела и энергопоставляющая компания предлагает поменять его на другую модификацию.
Все случаи замены счётчика приписаны в договоре на поставку электроэнергии, который заключён между жильцом и энергетиками. В соглашении обычно оговаривается, за чей счёт происходит замена электроприбора.
Алгоритм действий собственника
Если подошел срок очередной поверки, закончился срок эксплуатации или счетчик электроэнергии сломался, собственник обязан в кратчайшие сроки обратиться в энергоснабжающую организацию.
При этом собственник должен предоставить документы:
- Паспорт гражданина, где указано, по какому адресу прописан собственник;
- Если предполагается первичная установка, оператор потребует правоустанавливающий документ на квартиру;
- Если заявление подает не собственник, потребуется доверенность от владельца собственности;
- Подается заявление на демонтаж старого электросчетчика, оно рассматривается не более 7 дней;
- Согласовывается срок прихода инспектора, который проверяет целостность пломб. После чего составляется акт. В нем указываются текущие показания прибора и причина демонтажа. Снять счетчик может инспектор или электрик компании поставщика. Работы выполняются не позднее 15 рабочих дней с подачи заявки;
- После чего производится установка нового счетчика;
- Составляется акт, в котором указываются фамилия, имя, отчество собственника, адрес проживания. Тип счетчика, начальные показания, показания старого электросчетчика, причина замены, данные пломбы.
Следует учитывать, что составление акта не является основанием для начисления платежей по счетчику. Снабжающая организация обязана внести изменения в договор поставки. О внесении изменений собственник может узнать при получении квитанции на оплату электроэнергии.
Осторожно, мошенники!
Не всем понятен смысл и порядок нововведений. И этим пользуются мошенники. Они стараются навязать хозяевам квартир платные услуги.
Сейчас обслуживающая организация письменно уведомляет собственников о необходимости замены старого электросчетчика, у которого закончился срок эксплуатации, на новый.
В интернете несложно купить базу данных собственников с данными электросчетчиков. Мошенники обзванивают клиентов, манипулируя законами. Основная задача мошенников — заставить собственника поменять прибор за свой счет.
Нередко они делают обход квартир и с помощью запугивания большими штрафами заставляют менять исправный электросчетчик. Составляют договор на продажу электросчетчика и услуги на его замену. Берут деньги. А для установки пломбы рекомендуют обратиться в службу энергосбыта.
Запомните: менять электросчетчики теперь обязаны бесплатно. Если вам предлагают купить прибор, требуют деньги, значит, это мошенники.
Подать в суд на неправомочные действия третьей стороны невозможно. Собственник подписывает договоры и платит за приобретенное оборудование и услуги добровольно.
Если собственнику навязывают услугу по замене электросчетчика, необходимо звонить в организацию, выяснить, направлялись ли специалисты по вашему адресу.
Нужно ли менять электрические счетчики: в каких случаях и как часто?
Многие задаются вопросом, надо ли менять счетчик электроэнергии старого образца на новый и обязательно ли это делать, если он исправен. Когда по закону надо менять счетчики электроэнергии:
- Замене подлежат все электрические приборы и счётчики электроэнергии с классом точности, который превышает 2.0. Это индукционный измерительный прибор, который имеет в своём строении крутящийся диск. Конструкция устаревшая, поэтому было принято решение об инициации данной процедуры.
- Помимо этого подлежат замене все счётчики, у которых имеются явные механические повреждения. Например, деформирован корпус, разбито стекло, не функционирует механизм подсчета.
- Если собственник помещения переходит на многотарифный режим оплаты, то ему требуется совсем иной тип эл. прибора – электронный счетчик.
- Подлежит замене электрический счётчик, который был признан специалистами из Энергосбыта недействительным. Это значит, что он неправильно фиксировал показания, которые не соответствовали реальному количеству потребленной электрической энергии.
- Плановая замена счетчика электричества — производиться тогда, когда заканчивается срок службы прибора. Зависит такой срок от конкретной модели, как правило, старые устройства имеют период эксплуатации до 16 лет, а новые до 25-35 лет. Точнее можно узнать, заглянув в технический паспорт.
Основные правила обслуживания
Жильцам многоквартирных домов с общедомовой собственностью следует знать:
- в муниципальных квартирах электрический счетчик меняет собственник жилья, например, управление образования или горисполком,
- приборы учета электричества на лестничной площадке, являющиеся общедомовым оборудованием, меняют электрики от поставщика или от УК.
- собственник приватизированной квартиры несет ответственность за все инженерно-коммуникационные системы внутри помещения, а также за работу электросчетчика, даже если он находится на площадке. Он должен обеспечить замену неисправного или отслужившего свой срок прибора, оплатить работу электриков.
Если возникли недоразумения, на чьем балансе находятся приборы, нужно выяснить ответственную организацию, можно обратиться в Мосэнергосбыт, к представителям Электросети, в руководство УК.
Оплата за обслуживание общедомового имущества включается в квитанции коммунальных услуг. И платить повторно за одни и те же услуги, в том числе проверку, замену счетчиков, жильцы многоквартирного дома не должны.
Чем регламентируется замена электрических счетчиков
Счетчики на электроэнергию не новшество. Пользователь заключает договор на поставку света. Учет услуги происходит посредством снятия показаний со специального прибора. Устанавливать его может любой человек, понимающий в электричестве и технике пожарной безопасности. Однако опломбировать оборудование обязан сотрудник организации, предоставляющей услугу.
Приборы учета электроэнергии устанавливаются в каждом помещении, в котором проведен свет.
Важно! Замена счетчиков и их техническое обслуживание регламентировано действующим Российским Законодательством, а в частности:
- Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.210 ГК РФ, ст.543 ГК РФ),
- Жилищным кодексом Российской Федерации,
- Федеральным законом Российской Федерации N261 от 31 ноября 2009 года,
- Федеральным законом Российской Федерации N102 от 26 июля 2008 года,
- Постановлением Правительства Российской Федерации N530 от 31 августа 2006 года,
- Постановлением Правительства Российской Федерации N491 от 13 августа 2006 года.
Ответственность за поставку услуги по электроснабжению ложится на плечи поставляющей компании. Они обязаны обеспечить пользователя качественным светом в положенные сроки и осуществить бесперебойную поставку услуги.
Что делать и куда обращаться?
Собственники жилых помещений, решившие установить счетчики без оплаты, должны написать Заявление в произвольной форме и отнести его в управляющую компанию. В случае когда этот вопрос находится вне компетенции управляющей компании, ее сотрудники обязаны предоставить список тех предприятий, которые уполномочены рассматривать подобные задачи. В частности, в инженерную службу своего района (в прошлом ЕИРЦ).
Жилищная или любая другая компетентная организация должна в течение месяца установить водомер в квартире заявителя с заключением договора. Именно с этого дня оплата должна производиться строго по показаниям прибора. Средняя семья из трёх человек экономит на оплате воды по счётчику, а не по фиксированной ставке, в среднем 200-300 рублей в месяц.
Сроки установки интеллектуальных счетчиков
Установка «умных счетчиков» начнется уже с июля 2020 года (п. 5 ст. 37 закона № 35-ФЗ, подп. «б» п. 5 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.12.2020 № 522-ФЗ). С этой даты новые приборы будут появляться в многоквартирных и частных жилых домах вместо счетчиков предшествующего поколения, подлежащих замене (например, по причине истечения срока эксплуатации, неисправности и т. д.).
В новостройках же, вводимых в эксплуатацию с 01.01.2021, устанавливаемые приборы энергоучета по умолчанию должны подключаться к системе интеллектуального учета электрической энергии (абз. 6 п. 5 ст. 37 закона № 35-ФЗ).
Следующая значимая дата в рамках реализации новых требований закона № 35-ФЗ — 01.01.2022. С этой даты все вводимые в эксплуатацию приборы энергоучета должны быть интеллектуальными.
На основании региональных программ «умные приборы учета» устанавливаются уже несколько лет. Посмотрим, каковы последствия этого для жильцов МКД.
Видео
Сроки плановой замены счетчиков электроэнергии
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Мосэнергосбыта, плановая замена электросчетчиков в Москве должна проводиться раз в 5-16 лет, в зависимости от типа, состояния устройства и его исправности. Современные модели, как уже было сказано, служат еще дольше. Истечение эксплуатационного срока счетчика является прямым показанием к его замене. Данная информация в обязательном порядке указывается в техническом паспорте оборудования.
Внеплановая замена может быть произведена по одной из указанных в предыдущем пункте причин.
Гарантийный срок обычно составляет 3-7 лет, и, если за этот период времени в работе прибора были замечены какие-либо несоответствия, его также обязательно нужно проверить. Затем будет принято решение о ремонте или замене. Также гарантийный срок можно продлевать прямо в Мосэнергосбыте, доплачивая за это дополнительно от 200 до 550 рублей.
Точный график замены электросчетчиков в Москве на «умные» устройства пока не определен. Процедура стартует 1 июля 2020 года и будет проводиться в течение 10 лет.
С июля 2020 года по закону об электроэнергетике расходы на покупку и установку счетчиков электричества перейдут с граждан на энергетиков. Менять приборы будут не одномоментно, а по мере необходимости – если счетчик вышел из строя, истек срок его эксплуатации или поверки или же он просто отсутствует.
При этом сам житель может узнать о замене прибора постфактум – если счетчик находится в свободном доступе, например, на лестничной клетке, то тревожить его извещениями о необходимости установки нового счетчика энергетики, по-видимому, даже не будут. При этом, по мнению Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, было бы правильнее менять электросчетчики во всех квартирах многоэтажек сразу – компании могли бы экономить на услугах электриков.
Впоследствии, через 16 лет, достаточно будет провести поверку “умного” счетчика (это тоже ляжет на плечи энергетиков), а не менять его. С 2022 года энергетики обязаны будут устанавливать только “интеллектуальные” системы учета, а новостройки будут оснащать ими уже с 2021 года.
В 2023 году предполагается ввести штрафы для поставщиков и сетевых организаций, если они установили устаревший счетчик или не предоставили жителю доступ к его “умным” функциям. Как уточняют в ассоциации поставщиков, нарушением будет считаться, если компания не поменяла устаревший или неисправный счетчик. А если срок его поверки или срок службы еще не истек – штрафовать не за что.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»
Соответствующая обязанность переносится на гарантирующих поставщиков (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации (в отношении иных потребителей).
При этом расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Расходы сетевой организации подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Федеральным законом также закрепляется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (ИСУ)». Правительство РФ наделяется полномочием по утверждению правил предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ.
Регламентируется порядок коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению. При этом устанавливается обязанность гарантирующих поставщиков и сетевых организаций осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается применение прибора учета.
- Федеральным законом устанавливается, что по всем приборам учета электрической энергии, после 1 января 2022 года допускаемым в эксплуатацию на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет такой энергии, минимального набора функций ИСУ.
- С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций ИСУ субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа.
- Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
- Перейти в текст документа »
Порядок действий при замене
Важно! При необходимости замены прибора учета электроэнергии необходимо следовать нескольким правилам:
- получение разрешения на замену прибора в управляющей компании или энергопоставляющей организации;
- получение справки о необходимости замены устройства, с которой собственник приобретает счетчик в магазине;
- выбор того устройства, которое подходит для обслуживания данного дома (информацию выдает УК или энергосбытовая компания);
- получение разрешение на снятия пломбы со старого прибора учета;
- обращение к услугам электрика не менее третьего разряда для проведения работ (зачастую можно обратиться в организацию, поставляющую услугу, она пришлет своего человека);
- демонтаж старого оборудования;
- установка нового счетчика;
- опломбирование, снятие первичных показаний.
После демонтажа старого устройства его необходимо сохранить для сверки показаний сотрудником поставляющей компании.
В случае необходимости замены оборудования по инициативе энергопоставляющей организации абоненту высылается извещение с просьбой произвести работы.
В муниципальной квартире кто должен менять электросчётчик
140. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.
Ликвидационная стоимость
Ликвидационная стоимость — денежная сумма в виде разницы между доходами от ликвидации объекта недвижимости и расходами на ее проведение. Это стоимость, с которой приходится соглашаться продавцу при вынужденной продаже недвижимости в ограниченный период времени, не позволяющий значительному числу потенциальных покупателей ознакомиться с объектом и условиями продажи.
При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.
При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.
Общеизвестно, что одно и тоже имущество может иметь разные стоимости в зависимости от цели оценки. Что представляет собой ликвидационная стоимость, чем она отличается от других видов оценочных стоимостей, и каковы особенности ее расчета — вопросы, являющиеся предметом рассмотрения данного раздела. Понятие ликвидационной стоимости изложено многими авторами в имеющейся на сегодня литературе по оценке собственности. Например, по мнению профессора Ш. Пратта, ликвидационная стоимость представляет собой «чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной распродаже его активов».
Г.С. Харрисон в учебном пособии «Оценка недвижимости» дает следующее определение ликвидационной стоимости: «Ликвидационная стоимость представляет цену, с которой вынужден согласиться владелец при продаже имущества в срок, меньше разумно приемлемого для рыночной экспозиции».
Международные стандарты оценки 2 (Базы оценки отличные от рыночной стоимости), определяющие стоимости отличные от рыночной стоимости, трактуют ликвидационную стоимость следующим образом: «Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже — это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением Рыночной Стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателем или покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом».
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что собственность может оцениваться на базе, отличной от рыночной стоимости (ликвидационной стоимости) и учитывающей нерыночный характер сделки.
Нерыночный характер сделки проявляется, как правило, в двух моментах:
1. в вынужденности (недобровольности) продажи имущества по различным причинам;
2. в снижении времени рыночной экспозиции реализуемого имущества на рынке.
При этом предполагаемая цена реализации имущества, обусловленная нетипичными для рынка условиями продажи, будет, несомненно, ниже рыночной. Прогнозирование этой цены весьма затруднительно из-за характера и степени субъективных и конъюнктурных предположений, требующихся для формулировки суждения такого рода.
В зависимости от срочности реализации активов ликвидационная стоимость подразделяется на упорядоченную ликвидационную стоимость и принудительную (срочную) ликвидационную стоимость.
Упорядоченная ликвидационная стоимость — это расчетная величина в текущих ценах, представляющая собой предполагаемую выручку от открытой продажи имущества за некоторый период времени, в течение которого продавец имеет возможность проведения соответствующих мероприятий по повышению ликвидности и стоимости активов (текущий ремонт, товарный вид и прочее), за вычетом расходов на реализацию. Решение о ликвидации принимается владельцем в случае большей целесообразности продажи актива, если он является избыточным или малодоходным. Поскольку в данном случае нет строгих ограничений по времени реализации, период экспозиции реализуемого актива на рынке близок к периоду рыночной экспозиции, а сама ликвидационная стоимость близка к рыночной.
Принудительная (срочная) ликвидационная стоимость — это расчетная величина в текущих ценах, представляющая собой предполагаемую выручку от открытой продажи имущества срочно, т.е. без проведения соответствующих мероприятий по повышению ликвидности и стоимости активов, за вычетом расходов на реализацию. В этом случае имеются строгие ограничения по времени реализации, диктуемые покупателем. Период экспозиции реализуемого актива на рынке может быть гораздо меньше рыночной экспозиции.
Таким образом, стоимость реализации (ликвидационная стоимость) в обоих вариантах будет ниже рыночной стоимости. Величина снижения рыночной стоимости, обусловленная действием вышеприведенных факторов, определяется ликвидационной скидкой. В случае упорядоченной ликвидации величина этой скидки будет меньшей, чем в случае срочной ликвидации.
1. Цели, функции и задачи расчета ликвидационной стоимости
Цели и методология расчета ликвидационной стоимости определяются ситуацией, в которой оказался собственник оцениваемого имущества.
Оценка ликвидационной стоимости имущества необходима в следующих случаях:
· при ликвидации предприятия;
· при выработке плана погашения долгов предприятиядолжника оказавшегося под угрозой банкротства;
· при финансировании реорга��изации предприятия;
· при оценке стоимости избыточных активов предприятия;
· при санации предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства;
· при анализе и выявлении возможностей выделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономически самостоятельные организации;
· при определении стоимости имущества выступающего в качестве залога и возможной необходимости его реализации в случае невозможности погашения кредита.
Позитивное решение вышеназванных ситуаций зависит от многих факторов, прежде всего, таких как ценности и степени ликвидности имущества, факторов спроса и предложения, сложившихся на дату оценки.
2. Технология проведения работ по расчету ликвидационной стоимости
Главной задачей эксперта-оценщика является точное определение подвида ликвидационной стоимости в соответствии с задачами, поставленными Заказчиком. Для исключения возможной путаницы понятий рыночной стоимости и нерыночной базы стоимости в процессе оценки Оценщик должен придерживаться следующего алгоритма проведения оценки:
1. Идентифицировать оцениваемую собственность. Идентификация подразумевает установление соответствия между имеющейся документацией на объекты оценки и их реальным наличием и состоянием.
2. Идентифицировать права, связанные с оцениваемой собственностью. Описание прав собственности включает в себя общее описание имущества и перечень правоустанавливающих документов, закрепляющих права собственника, например на основе договора купли-продажи имущества предприятия или свидетельства о собственности, выданных соответствующими уполномоченными государственными структурами.
3. Идентифицировать цель и функцию оценки. Идентификация цели и функции оценки подразумевает аргументированное определение вида оценочной стоимости и способ использования ее результатов в соответствии с задачами оценки.
4. Установить эффективную дату оценки. Эффективная дата оценки, как правило, совпадает с датой осмотра оцениваемого имущества.
5. Исследовать оцениваемую собственность. На данном этапе проводится осмотр оцениваемого имущества, описывается его техническое состояние. Проводится анализ возможных подходов для расчета рыночной стоимости, являющейся базисом, на основе которого могут быть определены базы оценки, отличные от рыночной стоимости ликвидационная, залоговая, страховая и др.).
6. Расчет рыночной стоимости оцениваемого имущества. Согласно статьи 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» «. под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции. ».