Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие действия участкового при получении жалобы, заявления от гражданина?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки рассмотрения заявлений о преступлениях регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом России достаточно жестко. Все они прописаны в статье 144 УПК РФ, которая гласит, что должностные органы полиции (дознаватель, следователь и др.) обязаны принять решение по заявлению гражданина о преступлении в срок, не превышающий 3 суток со дня поступления заявления.
Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?
Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.
Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.
Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.
После возбуждения уголовного дела
В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.
Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).
Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.
Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.
Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.
Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.
Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.
Соблюдение прав участников процессуальной проверки
На этапе проверки сообщения о преступлении еще нет потерпевших, свидетелей, обвиняемого. Чтобы Попову Л.М. признать потерпевшей, необходимо вынести постановление о признании ее таковой, что возможно только после возбуждения дела. До этого она называется заявителем.
Что касается свидетелей, они условно называются таковыми, но в полном смысле этого термина станут, опять же, только в ходе расследования в рамках возбужденного уголовного дела.
То же самое относится и к подозреваемому – пока он не задержан на месте преступления и дело не возбуждено, он считается участником доследственной проверки, не более.
В то же время, несмотря на отсутствие понятного и «официального» статуса по делу, все перечисленные лица обладают рядом прав. И если эти права не соблюдать, последствия могут привести к исключению собранных доказательств судом.
Что делать, если ответ не получен
Если результат проведенной по вашему заявлению проверки вас не устраивает, можно обжаловать вынесенное сотрудником правоохранительных структур постановление.
Обжаловать решение можно в прокуратуру, вышестоящему руководителю лица, принявшего решение, в суд. Сразу во все инстанции рассылать письма не нужно, действуйте поэтапно: если отказали в одном органе, обратитесь в другой.
Скачать образец заявления в полицию
Ответ на обращение (ходатайство, заявление) должен быть направлен заявителю и прокурору в срок, не позднее чем 24 часа с момента принятия решения. В постановлении должен быть разъяснен порядок обжалования со ссылками на закон и указанием конкретных органов, куда можно обжаловать решение.
Если срок возбуждения уголовного дела после подачи заявления прошел, а заявитель так и не получил никакого ответа, то не лишним будет узнать, что с документом. Для этого можно обратиться в правоохранительный орган, куда было подано заявление, и предъявить талон-уведомление.
Законы и подзаконные акты при работе с обращениями граждан
В работе с обращеними граждана Федеральные органы используют такие подзаконные нормативные правовые акты:
- Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»;
- Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 июня 2004 № 260 (разд. IX);
- Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 № 452 (разд. XII);
- приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21 мая 2010 № 102 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»;
- приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ».
Порядок того, как рассматриваются обращения граждан в определенных федеральных органах исполнительной власти устанавливается на основании ведомственных инструкций и административных регламентов, таких как:
- приказ Министерства природы Российской Федерации от 18 июля 2013 под номером 250 «О порядке рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»;
- приказ Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации от 30 августа 2013 под номером 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности»;
- приказ ФСО Российской Федерации от 11 марта 2012 под номером 110 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы охраны Российской Федерации по предоставлению услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан».
Субъектами Российской Федерации и органами местных самоуправлений, в процессе осуществления действий на основании федерального законодательства, принимаются нормативно-правовые акты, которые затрагивают право граждан на обращений. В Московской области действует Закон от 05 октября 2006 под номером 164/2006-03 «О рассмотрении обращений граждан»; постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29.06.2012 № 770/20-2 утвержден Регламент рассмотрения обращений граждан в администрации Чеховского муниципального района.
Специальный административный процессуальный порядок рассмотрения обращений граждан предусматривается на основании ряда федеральных законов, включая:
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 21 февраля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 09 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- Федеральный закон от 22 декабря 2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Суть работы уполномоченного участкового
Участковый – полицейский, который выполняет оперативно-служебные обязательства. Именно к участковым физлица, проживающие на той или иной территории, обращаются чаще всего при возникновении каких-либо проблем. По этой причине участковый – одна из основных и важнейших должностей в полиции. Участковый в некотором смысле – начальник на вверенном ему участке. Он выполняет массу обязательств.
Служба должностного лица многогранная – этот сотрудник знает, какие проблемы характерны для его участка. Он контролирует жизнь и законопослушных, и проблемных людей. Уполномоченное лицо обязано следить за всеми нововведениями, которые происходят в жизни населения на конкретном участке.
Участковые стремятся побудить граждан, которые живут на их территориях, помогать и содействовать работе сотрудников полиции, находить взаимопонимание друг с другом. В этом случае работа участкового действительно принесет результат. Он своевременно будет получать информацию о важных событиях – как произошедших, так и запланированных – и быстро реагировать, помогать, предупреждать незаконные действия и поступки.
Рассмотрим, за выполнение каких задач ответственен участковый в текущем году, каковы его права и полномочия, что он должен совершать при выявлении нелегальных действий.
Алгоритм действий при выявлении преступления
Если участкового уведомили о том, что на его территории произошло преступление, тогда он должен совершить следующие действия.
- Установить дату, адрес совершения преступления, личность предполагаемых виновных.
- Узнать, в каком состоянии находится пострадавший, получить от него информацию.
- Найти свидетелей преступления.
- Рассказать оперативному дежурному о происшествии.
- Если участковый приехал по адресу до следователей – предпринять меры по предотвращению преступных действий, задержать при возможности виновного или подозреваемого, посильно помочь лицам, которым был нанесен ущерб, обеспечить сохранность улик, рассказать оперативному дежурному о случившемся.
- Рассказать следственно-оперативной группе о произошедшем.
- Выполнять указания начальника группы (найти свидетелей, допросить их, вызвать к следователю).
Для чего потребовались изменения
Приказ МВД РФ 205 от 29.03.2019 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» должен решить проблему с кадровым составом в данном подразделении полиции.
В последние годы граждане не успевали запомнить своего участкового. Происходила постоянная текучка кадров. На службу приходило много молодых полицейских, но мало кто из них задерживался на участке. Одна из главных причин крылась в огромном объёме дополнительной работы, которая отодвигала основные функции участкового на второй план. По этой же причине работа участковых оказывалась неэффективной.
205 Приказ МВД по участковым уполномоченным полиции (УПП) убрал определённое количество работы с участковых. Среди прочего:
- проведение проверок по экономическим преступлениям;
- проведение проверок по тяжким преступлениям;
- проведение проверок обращений, не относящихся к компетенции полиции;
- выполнения работы за пределами участка.
После вступления в силу приказа МВД 205 от 29.03.2019 по участковым уполномоченным полиции бумажный документооборот должен уйти в прошлое. По мнению законодателей, работа с документами занимала неоправданно много времени. Поэтому решено перевести всё в электронный формат. Для этих целей был создан специальный модуль под названием «Участковый».
Условия несения службы участковыми
При исполнении своих служебных обязанностей участковый быть одет в форму полиции. При нём должно быть огнестрельное оружие. В отдельных случаях ему разрешено находится на службе без формы. Участковый обязан иметь при себе:
- удостоверение сотрудника правоохранительных органов;
- жетон с личным номером.
Работа участковых происходит в две смены:
- первая – с 10 ч. до 19 ч.;
- вторая – с 13 ч. до 22 ч.
Участковый периодически должен совершать обход территории своего участка. Это его обязанность в 2019 году. Знакомиться с его жителями. Он вручает визитки. Образец такой визитки представлен в Приложение № 4 к Приказу 205 МВД. На карточке должна присутствовать следующая информация:
- звание участкового;
- его Ф.И.О.;
- адрес пункта правоохранительных органов, в котором участковый проводит приём;
- телефон пункта;
- контакты дежурной части ОМВД.
Таким образом, граждане получают на руки всю информацию для связи с участковым полицейским в случае необходимости.
Общение с жильцами домов, визуальный осмотр территории – является основой проведения профилактических мер для борьбы с возможными правонарушениями.
Также участковый занимается приёмом заявлений и обращений граждан, которые проживают в домах в границах территории участка. Именно ему необходимо сообщать следующую информацию:
- о лицах, проживающих в доме с нарушением норм регистрации;
- об иностранцах;
- о людях, которые не имеют гражданства;
- о людях, которые способны к совершению бытовых преступлений;
- о наркоманах и алкоголиках;
- об антиобщественном поведении соседей.
В полномочия участкового входит индивидуальные разъяснительные беседы с вышеуказанными лицами. Например, граждан, которые больны алкоголизмом, он должен посещать не реже одного раза в квартал. То же относится и к наркоманам. Проводит участковый личную работу и с другими категориями граждан.
Разберемся с сутью документа
Следует понимать, виды письменных обращений граждан различны. Когда пишете документ, необходимо составлять его соответствующим образом, чтобы специалисты поняли, что от них требуется. Так, в жалобе отмечают факты нарушения прав человека. Необходимо четко указать, какое положение законодательства и кем не выполнено. Желательно составлять документ предельно лаконично, концентрируясь на фактах, опуская маловажные подробности.
Кроме того, в жалобах содержатся критические замечания и предложения. Однако рекомендуется воздержаться от эмоциональной оценки работы служащих учреждений, не стоит настаивать на их увольнении. Поверьте, любое обращение рассматривается предельно подробно. Руководитель организации сам разберется с наказанием. Дело гражданина – перечислить факты и попросить восстановить свои права.
Предложение – это иная форма обращений. В нем приводятся мысли человека по поводу улучшения деятельности госорганов, возможно, дополнения к действующему законодательству. Иногда люди предлагают конкретные меры по усовершенствованию определенных сфер взаимодействия власти и общества. Желательно в данном документе не только критиковать, но и инициировать конкретные пути решения проблемы.
В заявлении, как правило, указывается проблема. Это может быть недостаточная работа госорганов, нарушение прав человека. В отличие от предложения в нем не содержится вариант решения проблемы.
Когда перечисляют виды обращений граждан в органы местного самоуправления, не всегда приводят ходатайство. Оно введено только в последние годы. В нем гражданин просит признать его права или льготы. К ходатайству необходимо приложить документы, являющиеся правовым основанием для такового.
Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.
Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, участниками дорожного движения признаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Участники дорожного движения согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» (ст. 24) имеют право:
1) свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;
2) получать информацию от должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;
3) получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
4) на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;
5) на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;
6) обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Общий срок проверки по сообщению о преступлении – 3 суток. Если проверить все необходимые данные невозможно в этот срок, он может быть продлен до 10 суток. Если необходимо проведение исследований, оперативно-розыскных мероприятий и т. д., срок может продляться и до 30 суток.
Обязанности у должностных лиц полиции принимать решения именно в этот срок нет. То есть, если все обстоятельства удалось установить в меньший срок, например в 1, 7 или 20 суток, решение может быть принято и раньше.
Но зачастую и этих сроков бывает недостаточно для всестороннего исследования происшедшего. В этом случае сотрудник полиции может принять так называемое промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменяется.
С момента поступления материала проверки исполнителю после отмены такого решения вышеуказанные сроки начинают течь заново. Количество таких фактов закон, кроме требования о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, не ограничивает.
Ответственность участкового Полиции
Прежде всего, участковый отвечает за добросовестное и полное исполнение обязанностей, возложенных на него должностью.
Говоря об ответственности участкового, также следует упомянуть и о необходимости сохранения им своего табельного оружия.
Важно! Будучи сотрудником Полиции, он должен неукоснительно соблюдать установленный регламент, в котором расписываются все правила ношения, хранения, использования оружия.
Также участковый отвечает за имеющуюся на его территории криминогенную обстановку. За что еще отвечает участковый? Дополнительно он должен отвечать за принятие мер, нацеленных на соблюдение гражданами принципов законности, и охранять общественный порядок на массовых мероприятиях, проводимых на обслуживаемой территории.
Если на территории, за которую отвечает участковый, планируется проведение мероприятий, то обязанность органов самоуправления, общественных организаций, администрации и т. д. – заблаговременно сообщить о данном факте.
Какие обязанности по выявлению и раскрытию преступлений
Запомните! При получении участковым сведений о совершении на обслуживаемой им территории преступления он должен принять следующие меры:
- определить обстоятельства совершения уголовно наказуемого деяния – когда совершено, где совершено, зафиксировать приметы подозреваемого лица,
- узнать, в каком состоянии находится пострадавшее лицо, уточнить сведения о нем, разыскать очевидцев происшедшего,
- уведомить о факте совершения преступления оперативного дежурного, разъяснив основные обстоятельства,
- при прибытии участкового на место совершения преступления до следственной группы он принимает меры для пресечения преступления, если преступные действия продолжаются. Когда обстоятельства позволяют выполнить задержание подозреваемого самостоятельно, такие действия проводятся. Предоставляется помощь пострадавшей стороне. Принимаются меры для сохранения следов, оставленных преступниками на месте. При необходимости уточнения данных дополнительно информируется оперативный дежурный,
- при прибытии на место СОГ (следственно-оперативной группы) обязанность участкового – предоставить всю собранную информацию. Дальше сотрудник выполняет указание руководителя группы: на месте опрашиваются свидетели, производится их вызов к следователю для допроса и прочее.
Жалоба на сотрудников Полиции в Прокуратуру.