Работа с кожей: ее виды, основные техники и инструменты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа с кожей: ее виды, основные техники и инструменты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В основном кожа продают целыми шкурками. Стоимость кожи обычно показана за квадратный дециметр. Свиная, телячья и козья кожа, в зависимости от толщины, качества и особенностей обработки, может стоить от 5 до 40 руб. за квадратный дециметр. В начале статьи на фотографии показана телячья кожа с романтичным названием «Венеция», её стоимость в магазинах кожи — 25 руб. за квадратный дециметр.

Кожа — благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант — он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет — ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный — проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

1). Нож для раскройки кожи

1) Самый простой и бюджетный вариант — это строительный нож. Они продаются в каждом строительном магазине. Выбирайте такой нож, у которого лезвие хорошо зафиксировано и нет люфта.

Такой нож легок в использовании, удобен. Даже опытные мастера-кожевники применяют такие ножи.

2). Макетный нож

2) Нож для закругления углов и декоративных элементов изделия. Этот нож очень удобен и необходим в кожевенном деле. Им очень удобно вырезать небольшие элементы изделий, делать аккуратные скругления, подрезать уголки.

Шаговые разметчики под отверстия для ровного шва

Эти разметчики служат для разметки равномерного шага при прокалывании шилом отверстий в кожи. Такие разметчики имеют разный шаг под разметку отверстий. В большинстве случаев чем габаритней изделие, тем больше шаг между отверстиями и соответственно используется толстая нить.

Такая разметка позволяет Вы сделать ровный, аккуратный шов.

Как произвести окраску натуральной кожи в домашних условиях.

Можно воспользоваться специально предназначенными для кожи или шерсти сухими

анилиновыми красителями или нитрокраской. При этом учтите, что красить можно только

неаппретированную кожу.

Аппретирование – это одна из заключительных технологических операций обработки

кожи с целью придания ей определенных свойств. К примеру, при окраске лаковой или полу-

ченной из старых изделий кожи ее необходимо предварительно протереть ацетоном или рас-

творителем № 646.

Если кожа не лаковая, ее можно протереть с лицевой стороны тампоном, смоченным

в нашатырном спирте, затем высушить на воздухе и повторить операцию. В некоторых слу-

чаях можно вообще снять с толстой кожи старое покрытие с помощью острого ножа (эта

операция, которой вам предстоит научиться для дальнейшей работы, называется шерфова-

нием), а затем отшлифовать поверхность мелкозернистой наждачной шкуркой.

Для окраски анилиновый краситель высыпают в стеклянную банку и заливают четвер-

тью литра горячей кипяченой воды. Краску размешивают до полного растворения порошка

и процеживают. Если все-таки выпадет осадок, то перед употреблением раствор лучше не

взбалтывать.

Обычно кожу окрашивают, не опуская ее в раствор, а расправив и нанося на нее краску

с помощью щетки или тампона; при этом краска с тампона не должна стекать. Максималь-

ная температура раствора для окраски кожи +60 °C, для замши +45 °C. Тампон двигают по

коже короткими продольными или круговыми движениями до тех пор, пока поверхность не

приобретет равномерной окраски. Затем кожу высушивают и при необходимости повторяют

процесс окраски и сушки.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Гладкая кожа

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Вареная кожа

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Краст

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Веган (растительный краст)

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Спи́лок

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Лаковая кожа

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Велюр

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Натуральная замша

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Лайка

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Наппа

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Напплак

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Нубук

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Чепрак

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Шора

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Юфть

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Шагрень

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Шеврет

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Шевро

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

Сафьян

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Пергамент

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Описание производственного процесса

Вот как выглядит процесс изготовления кожаных аксессуаров:

  1. Рисуем эскизы будущего изделия. Делать это можно из головы, или посмотрев на другие изделия;
  2. Делаем лекала. Они позволят сократить время в будущем, когда одно и то же изделие вы будете делать много раз;
  3. Вырезать заготовки по лекалам;
  4. Разметить линии шва;
  5. Пробить отверстия под шов с помощью специального инструмента;
  6. Если необходимо – установить кнопки, заклепки или молнии, потом это сделать будет не просто;
  7. Сшиваем заготовки седельным швом (рекомендуется);
  8. Обрабатываем края изделия. Наносим защитные средства (например, воск).

Как видите, не так уж и сложно все. Тут очень важна аккуратность и точность. Когда я шил свой портфель, мне несколько раз приходилось перешивать некоторые детали, из-за того, что одна из стенок пришивалась наискосок. Так что, помните правило – «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Я постарался рассказать все, что нужно для успешного начала.

Производить изделия из кожи – интересный и необычный бизнес. Это не купи-продай. Это производство нового продукта из сырья. Сам процесс очень интересен, от идеи – до того момента, когда вы впервые держите в руках вещь, сшитую своими руками. Это весьма приятные ощущения. Когда вы научитесь делать качественные изделия, останется только научиться их продавать. Благодаря интернету это не так уж и трудно. Очень много ручных изделий продается через instagram. В любом случае, на качественные вещи стабильный спрос и проблем возникнуть не должно.

Последний совет, который я дам – не тратьте много денег вначале. Есть много инструментов, которые вначале вам просто не нужны. Сделайте пару изделий. Если поймете, что это ваше – покупайте остальное.

Не арендуйте отдельное помещение. Первые кожаные аксессуары можно сделать за простым рабочим столом. В общем, минимум затрат – максимум работы.

Я уверен, что получится у каждого, кто действительно этого захочет и будет работать.

Желаю успехов!

Термическая обработка

Кожу можно подвергать термообработке, в результате чего она меняет свою форму, выгибается. Это свойство кожи с успехом используется при изготовлении украшений, аппликаций, отделки.

Простейшим вариантом термообработки является «жареная пуговица». Из кожи (лучше жесткой) вырезается несколько кружков различного диаметра. Они укладываются лицевой стороной вверх на нагретую чугунную сковородку (на электроплите поджаривать кожу можно прямо на конфорке). Через некоторое время кружки равномерно выгнутся вверх (если вы помните, при жарке кружочков колбасы эффект тот же!), и у вас получится выпуклая «пуговица». Такие пуговицы можно использовать вместо накладных элементов, окантовав их кожаной полоской или шнуром; можно изготовить из них сердцевинки фантазийных цветков или выложить орнамент из «пуговиц» разного диаметра.

Термообработкой можно пользоваться и при выполнении цветов. Для этого листья и цветы вырезаются по выкройкам и слегка поджариваются; лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Главное – не передержать, иначе края кожи обуглятся и слишком сожмутся.

Если это все-таки случится, края можно сточить стамеской или наждачной бумагой.

Особенно аккуратно нужно обращаться с кожей светлых тонов: она темнеет к краям, хотя иногда это придает изделию особый шарм, например, в цветочных композициях.

Того же эффекта можно добиться, если использовать вместо сковороды свечу – особенно если нужно, чтобы загнулась не вся деталь, а лишь ее часть, как, например, в лепестках цветов. Деталь нужно взять пинцетом и подержать над свечой ту часть, которая должна быть выпуклой. Держать нужно до тех пор, пока она не изменит форму.

С помощью масляных и акриловых красок можно расписывать обложки альбомов, шкатулки, украшения и другие изделия, выполненные из кожи.

Приступая к работе красками по коже, ее необходимо протереть (особенно светлую кожу) раствором поташа (на 1 стакан теплой воды 1 чайная ложка поташа). Ватка, обернутая чистой тряпочкой, обмакивается в раствор, чуть-чуть отжимается, чтобы с нее не текло, и ею старательно обтирается кожа. Это делается для того, чтобы кожа лучше воспринимала краску, прочнее ее держала и была достаточно чиста: раствор поташа уничтожает грязь и прекрасно очищает кожу.

Краску на кожу нельзя накладывать толстым слоем. Работая масляными красками, надо их не только класть тонко, но и слегка как бы втирать в материал. Не надо понимать это буквально, но придерживаться такого правила необходимо, чтобы краска прочно держалась на коже. Слишком толстый мазок может сломаться, потрескаться и даже отвалиться. Тонкий слой при втирании в кожу впитывается в нее и прочно на ней держится.

Автомобильными красителями в аэрозольных упаковках можно окрашивать кожу как гладко, так и в технике трафарета. Используя традиционный трафарет, вырезают из картона или пластика фигурки и окрашивают кожу через полученные отверстия. Или, наоборот, накладывают на кожаную деталь (например, на будущую серьгу) мелкие предметы четкой формы: круги, колечки, палочки. После окрашивания на серьгах появится рисунок.

Эффектно выглядит рисунок, полученный путем наложения на кожу различных растений, например, листьев клена или папоротника. Листья красиво располагают на плоскости и обрызгивают красителем, стараясь чередовать более насыщенные цветом места и менее насыщенные. Такой рисунок может украсить обложку книги, сумку.

Популярно оформление в технике горячего батика. На водяной бане растапливают кусок обычной стеариновой свечи и кистью наносят на кожу рисунок. Эффектно выглядит техника «сухой кистью», когда виден след отдельных ворсинок. Для этого стеарина на кисть набирают не много. Предварительно целесообразно попрактиковаться на ненужных кусочках кожи. После нанесения стеарина кожу покрывают анилиновым красителем (продается в хозяйственных магазинах для окрашивания тканей). Краситель предварительно разводят согласно рецепту на упаковке. Также в качестве красителя можно использовать цветные чернила.

После нанесения красителя кожу просушивают. На изделии получается узор – первоначальная окраска кожи на фоне цвета красителя.

Читайте также:  Документы на оформление пособия малоимущим

Если задуман многокрасочный узор, работа ведется следующим образом:

1. Наносят узор стеарином на те участки, которые должны остаться самыми светлыми – цвета кожи.

2. Окрашивают поверхность самым светлым тоном из выбранных вами и высушивают.

3. Наносят стеарин на те места, которые останутся светлыми.

4. Окрашивают более темным красителем. Не забывайте, что при смешивании красок получаются другие цвета! Например, если нанести голубой краситель поверх желтого, он станет зеленоватым. Снова высушивают.

5. Теперь на изделии виден узор из нескольких цветов – цвета кожи, желтый, зеленый. Снова наносят стеарин на те участки, которые останутся зелеными. Теперь можно покрыть изделие самым темным цветом – синим, черным, коричневым.

6. Удаляют стеарин с поверхности кожи. Там, где он лежит толстым слоем, его осторожно соскребают, так, чтобы не испортить поверхность изделия. Можно быстро прогладить горячим утюгом поверх газеты. Эту процедуру повторяют несколько раз. Проглаживать надо быстро и осторожно, чтобы кожа не стянулась. Этот способ пригоден для толстой кожи и кожи средней толщины.

7. Для придания блеска поверхность кожи натирают пастами с воском или бесцветным кремом для обуви.

После окончания работы с кожей внешний вид изделия можно освежить. Линии разметки, оставленные во время работы, удаляются водой с мылом или нашатырным спиртом. Чтобы кожаная поверхность приобрела прежний блеск, протрите затем этот участок тряпочкой, смоченной вазелином или глицерином.
Сильно загрязненные участки на коже можно отмыть теплым некипяченым молоком, протереть взбитым белком или половинкой луковицы.
Белую кожу чистят смесью молока с взбитым яичным белком.
Лакированную кожу следует протирать тряпочкой, смоченной глицерином, или чистить тампоном, смоченным в молоке.
Замшу можно чистить опилками, пропитанными бензином (остатки опилок счищают щеткой), или резинкой для чернил, а также мелкозернистой абразивной шкуркой.
Пятна от бытового жира удаляются бензином или тальком и раствором щавелевой кислоты.

Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи. В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше их делать пробойниками.

Пробивание отверстий называют перфорацией.

Углы изделия нужно слегка закруглить ножом или ножницами, т.к. острый угол невозможно оплести. Разметьте места будущих отверстий по линейке или циркулем-измерителем. Для точной разметки длинных изделий, например поясов, лучший инструмент — долото.

Если вы скрепляете две детали оплеткой, то помимо скругления углов утончите край ножом. Особенно это рекомендуется при оплетке бижутерии. Склейте по краю обе стороны изделия изнанкой внутрь и начинайте оплетку.

Концы ее спрячьте между деталями, предварительно смазав клеем.

Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка, например, кожаного язычка от ботинок (эти детали даже в сильно поношенной обуви сохраняются неплохо).

Секрет простой: надо резать лоскут по спирали.

Но делать это лучше не на глазок, а разметив. Вдоль шариковой ручки привяжите направляющий стержень, например, тонкую спицу.

На кожаной заготовке скруглите все углы. Теперь, постепенно двигаясь от края к центру, начинайте рисовать спираль: первый виток — от руки, а дальше — скользя кончиком направляющего стержня по уже начерченной линии (рис. 17).

В некоторых украшениях уместен узор, выполненный золочением. Золочение хорошо смотрится на темном глубоком фоне. Обычно так украшают пояса, колье, серьги. Для этого приобретите термофольгу.

Один слой термофольги состоит из лавсановой пленки, другой (нижний) — из металлической пудры. Термофольгу вместе с калькой прикрепите к коже, проведите по рисунку выжигательным аппаратом.

Иглу не нагревайте излишне сильно, так как пленка легко может прожечься насквозь.

Для получения особо тонкого рисунка лучше использовать иглу. Нагрейте ее на газу или свечке. Возможны импровизации. Кончиком нагретого утюга вы сможете позолотить большие участки декора.

Комбинируя положение кончика утюга, вы можете создать красивые композиции.

Где найти поставщиков?

Приобрести необходимое кожаное сырье можно разными способами. Обычно мастера непосредственно выделкой не занимаются, они приобретают уже выделанную кожу. Наиболее выгодные цены предлагают специальные кожевенные предприятия. Но у них, как правило, кожа отпускается только крупными партиями. Что на начальных этапах развития бизнеса составляет непреодолимую преграду.

Закупка кожи

Также почти в любом крупном городе есть специализированные магазины, где можно приобрести не только кожу, но и все необходимые аксессуары. Кожевники, проживающие вдали от областных центров, могут воспользоваться услугами интернет-магазинов.

Если в планах изготовление небольших сувениров и аксессуаров, то стоит попробовать договориться с небольшими ателье о покупке обрезков. Ведь в брак у них иногда отправляются целые шкурки, на поверхности которых обнаруживается совсем небольшой изъян. Еще один канал поступления кожаного сырья – это секонд-хенд. Там продается много кожаных вещей за смешную цену.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *