Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому нужен тахограф? Разъяснение закона 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспорного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспорного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством
Какие транспортные средства нуждаются в установке тахографов, а какие нет?
Тахографы устанавливаются на пассажирские автобусы, предназначенные для перевозки более восьми человек, а также грузовики весом более 3,5 тонн.
Контрольное оборудование не устанавливается на:
- Троллейбусы;
- Автобусы для городских и пригородных перевозок;
- Автомобили для международных перевозок, на которых установлены тахографы международного образца;
- Военизированный транспорт;
- Автомобили, задействованные в оперативно-розыскной деятельности (полицейские, принадлежащие ФСИН, ФСБ и т.д);
- Транспорт, используемый гостехнадзором;
- Старые авто со сроком эксплуатации более 30 лет, не задействованные в коммерческих перевозках;
- Транспорт с тахографами старого образца;
- Учебные авто, не задействованные в коммерческих перевозках;
- Транспортные средства, принимающие участие в дорожных испытаниях.
Установка тахографов не производится также на ряд транспортных средств, выполняющих определенный тип работ. К ним относятся автобетононасосы, автобенотосмесители, автокраны автогудронаторы и многие другие специализированные автомобили. В этот список входят также пожарные машины, эвакуаторы, автомобили скорой помощи, инкассаторские машины, автолавки, транспортные средства для ритуальных услуг, передвижные лаборатории, телестудии, мастерские.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Тахографы бывают двух типов: круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра, и устройства радиоформата, которые устанавливаются в место для автомагнитолы. Различаются цифровые и электронно-механические тахографы (аналоговые) тахографы. Приборы аналогового образца на сегодняшний день в России запрещены, поскольку они не оборудованы криптозащитой. Цифровые аппараты фиксируют все данные посредством встроенной памяти. Полученная информация надежно защищена от несанкционированного доступа, и обмануть подобный прибор практически невозможно. Доступ к памяти тахографа цифрового типа можно получить только при помощи специальных карт: личная карта водителя, карта мастерской, где обслуживается тахограф, карта инспектора, карта транспортной компании.
Преимущества использования тахографов
Требования к установке подобной аппаратуры обозначены и должны соблюдаться на основе Приказа Министерства транспорта №36. Важность установки бортового самописца определенным частным лицам регламентирована в приказе № 196. Данное постановление не следует воспринимать как стремление власти к ущемлению прав людей и транспортных компаний, которые осуществляют транспортировку грузов. Приобретение и установка подобных устройств должны производиться по причине многочисленных преимуществ, предоставляемых ими. Основными положительными сторонами применения тахографов являются:
- абсолютная прозрачность финансовой отчетности, что существенно экономит средства организаций;
- благодаря тахографам предоставляется возможность отслеживания маршрута и трат топлива;
- предотвращение на дорогах аварийных ситуаций, что обусловлено тем, что время, которое водитель проводит за рулем, автоматически отражается на скорости реакции, ведь известно, если водитель не отдыхает, вероятность ДТП существенно увеличивается.
Отличия установки тахографов для физических лиц с 1 ноября 2019 года
Новый закон о тахографах с 1 ноября 2019 вносит ряд изменений в действующие нормативы. Речь идет о Федеральном законе №386 (от 30 октября 2018 года), затрагивающем несколько нормативных актов, в том числе и закон «О безопасности дорожного движения».
Теперь физические лица обязаны:
- Оснащать транспортные средства, находящиеся в собственности/эксплуатации, цифровыми тахографами установленного образца.
- Соблюдать требования ПДД и других нормативных актов, регламентирующие соотношение времени работы и отдыха при управлении транспортным средством с тахографом.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года
На какие автомобили нужен тахограф?
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
1. Оснащению тахографами подлежат:
При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:
На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:
Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.
Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.
То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.
Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза «грузовой автомобиль» отсутствует. В графу «тип ТС» внесена фраза «кран-манипулятор». То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.
Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.
Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):
В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2020 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2020 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2020 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2022 года
Приказ 273 Минтранс России связан с ЕСТР. Это европейское соглашение, в котором определяется режим работы и отдыха водителя. ЕСТР появилось как законодательная мера для снижения процента аварий, вызванных усталостью водителя. В России решили следовать этому примеру. Стоит отметить и то, что в европейских странах в связи с появлением ЕСТР было много недовольства. В России следует ожидать того же, если не хуже. Ведь погоня за деньгами самого водителя и жадность собственника, на которого он работает, могут лишить жизни первого и прибыли второго. С появлением ЕСТР процент аварий действительно снизился. Вероятно, и в России произойдёт то же самое.
Вступивший в силу Приказ 273 Минтранс России имеет много положительных моментов. Например, режим работы водителя будет строго нормирован, контроль местоположения автомобиля не позволит перевозить посторонние грузы. Последнее не порадует недобросовестного водителя, порядочным же, наоборот, станет легче работать.
Приказ 273 Минтранс России приносит пользу не только водителям, но и казне. Появившиеся штрафы несколько пополнят государственный бюджет, система контроля теперь позволит выявить злостных неплательщиков транспортного налога.
Есть ряд исключений в виде особых ТС, на которых обязательная установка тахографа законом не предусматривается:
- Малотоннажные грузовики категории N1 (разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн), например, грузовые «ГАЗели».
- Маломестные автобусы категории M1 также пока не подпадают под действие закона.
К другим транспортным средствам, которые не оснащаются тахографом российского образца, относятся:
- грузовики, осуществляющие международные перевозки и оснащенные тахографом ЕСТР (разрешенным Европейским союзом);
- автобусы, троллейбусы и трамваи, работающие в режиме городского и пригородного маршрутного транспорта;
- военные транспортные средства, а также ТС различных силовых и оперативно-розыскных ведомств;
- учебные автомобили, не использующиеся для коммерции;
- транспортные средства на дорожно-ходовых испытаниях;
- спецтехника, зарегистрированная в гостехнадзоре — тракторы, бетононасосы, автокраны, и т. д.;
автотранспорт старше 30 лет, который не облагается утилизационным сбором; - автоэвакуаторы;
- автомобили пожарной охраны и скорой помощи, в том числе передвижные медкомплексы;
- комбинированные дорожные машины (для уборки городских трасс);
- автотранспорт, обслуживающий нефтяные и газовые скважины;
- автолавки;
- автобусы-катафалки;
- бронированные ТС;
- передвижные лаборатории, мастерские, телестудии;
- узкоспециализированные ТС — муковозы, молоковозы, скотовозы и т. п.;
- грузовики категории С, на которых сельхозпроизводители перевозят свою продукцию в пределах одного и смежных муниципальных районов.
Для чего необходим тахограф
С его помощью можно определить режим работы водителя, что позволяет предотвратить ДТП, которые часто случаются из-за ненормированного рабочего графика. Прибор позволяет контролировать перемещение автотранспортного средства, возможные отклонения от установленного маршрута, несанкционированные перемещения. При этом внести любые изменения в информацию, зафиксированную устройством, невозможно, в чем его основное преимущество.
Такие приборы в обязательном порядке должны быть установлены на следующих машинах:
- автобусы, где количество посадочных мест 8 или больше (с массой больше 5 т);
- грузовики для международных перевозок на расстояние более 50 км;
- любые транспортные средства с весом больше 3,5 т, которые не осуществляют грузоперевозок.