Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Как можно перевозить грузы, превышающие допустимую норму
Согласно №257-ФЗ от 08.11.2007, грузовой автомобиль, нагрузка на оси которого превышает разрешенное значение на 2% и более, должен получить официальное разрешение на перегруз. В этом документе указывается:
-
Маршрут следования автомобиля;
-
Тип перевозки (региональная, международная и прочее);
-
Данные об авто (марка, номер, модель);
-
Период действия разрешения;
-
Вес и размер машины и груза;
-
Сведения о владельце ТС;
-
Данные о грузополучателе и его отправителе;
-
Характеристики и описание груза;
-
Орган, выдавший разрешение.
При несоблюдении указанных условий водитель и иные ответственные лица подвергаются административному наказанию по ст. 12.21 КоАП РФ.
Когда инспекторы выписывают штраф за перегруз?
На самом деле на практике штрафы за перегруз легковушек практически не выносятся. На контрольно-измерительных пунктах ДПС проверяются в основном грузовые автомобили, так как наиболее вероятен и наиболее опасен перегруз именно тяжеловесных авто.
Однако если легковой автомобиль будет явно выделяться низкой задней посадкой, то на измерительном пункте он может привлечь внимание инспекторов ГИБДД. Также есть вероятность, что на таком пункте установлена автоматическая фиксация нарушений с помощью камеры и измерительного прибора, однако вероятность получить штраф данным образом еще меньше, так как база Госавтоинспекции не имеет информации о допустимой массе каждого автомобиля.
Больше всего водителям легковых автомобилей стоит переживать о штрафах за лишнего пассажира. Обнаружить его не так сложно, как может показаться, так как инспекторы на постах довольно внимательно вглядываются в каждое проезжающее авто.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Как рассчитать массу грузовика по осям?
При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:
- Общее количество осей на машине.
- Расстояние между осями.
- Типы колес (одно или двускатные).
Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.
Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.
Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:
- 75 % общего груза приходится на прицеп.
- 25 % — на тягач.
Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.
Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.
Новые штрафы и поводы лишиться прав
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Запрет на перевозку лишних в ПДД
Перевозка людей в автомобилях регламентируется статьей 22.8 «Правил дорожного движения».
В ней указано, что запрещено перемещать людей:
- Вне салона транспортного средства, кроме случаев использования, специально оборудованного для этих целей кузова или прицепа.
- В количестве большем, чем указано в технических характеристиках автомобиля.
Обратите внимание, что на некоторых транспортных средствах допускается перевозка людей стоя и штраф за провоз лишних пассажиров не выставляется, если их количество не превышает указанного в ПТС.
Однако в пункте 3 статьи 22 ПДД указаны ситуации, в которых человеку обязательно предоставляется отдельное сидячее место:
- При перевозке в кузове грузовика.
- При движении автобуса в горах или по междугороднему маршруту.
- При групповой перевозке детей.
- При проведении экскурсий.
Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто
В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:
- группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
- группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.
Помимо категории, на максимально допустимую нагрузку также влияет расстояние между осями.
Для каждой категории авто устанавливается предельная нагрузка на каждую ось, что более подробно отображено в таблице:
Расстояние между осями, (м) | Допустимая нагрузка на каждую ось для авто группы А, (т) | Допустимая нагрузка на каждую ось для авто группы Б, (т) |
2,00 | 10,0 | 6,0 |
1,65-2,00 | 9,0 | 5,7 |
1,35-1,65 | 8,0 | 5,5 |
1,00-1,35 | 7,0 | 5,0 |
До 1,00 | 6,0 | 4,5 |
По какой статье может быть применено наказание за перегруженный прицеп
Несмотря на то, что в Кодексе об административных правонарушениях не написано конкретно о перегрузе легкового авто и его прицепа, это совсем не говорит о том, что наказания удастся избежать. Вариантов есть несколько.
- Штраф за перегруз прицепа легкового автомобиля вполне может быть выписан по статье 12.21, касающейся нарушений правил транспортировки и буксировки. По ней сумма штрафа составит 500 рублей.
- Для выбора санкций по КоАП руководствуются и другими обстоятельствами дорожно-транспортного нарушения. В частности, если водитель проедет под знаком 3.12 на автомобиле, у которого за счет веса транспорта и прицепа образовался перегруз, нарушителю придется заплатить штраф в размере 5 тыс. рублей по статье 12.21.1 части 11.
- Если будет выявлено, что грузоотправитель специально занизил вес по документам, тогда как фактический существенно отличается, то штрафы выбираются по статье 12.21.1 части 9, где:
- водителю грозит сумма в 5 тысяч рублей;
- должностному лицу, допустившему нарушение – в пределах 25-30 тыс. рублей;
- юридическому лицу штраф может быть назначен в размере 400 тыс. рублей.
Если сведения о массе груза намеренно искажены
Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.
Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.
В дополнение к вышеописанным данным в маркировке шины присутствуют и другие показатели: грузоподъемность, назначение, скоростные ограничения, конструкция шины и другие.
Например, в маркировочной характеристике шины на «газель» 185/75 R16c 96N указаны:
- Ширина покрышки – 185 мм.
- Процентное соотношение между высотой и шириной профиля шины – 75 %.
- Конструкция корда покрышки – радиальная (R). Существуют еще диагональные конструкции (D), но применяются реже.
- Индекс назначения – С, используется для эксплуатации легкогрузовым транспортом.
- Индекс нагрузки – 96N. По общепринятой классификации нагрузки, данный идентификатор сообщает, что покрышка (одна) может выдержать вес, равный 710 кг.
На автомобиле допускается возможность эксплуатации покрышки на «газель» с большей шириной, равняющейся 195 или 205 мм. Задний осевой набор пар может монтироваться покрышками с идентификатором от 96 до 201, но это с большим грузоподъемным запасом. Передняя колесная пара может иметь диапазон индекса от 96 до 101.
Что это такое и как его проверяют
Под перегрузом понимают превышение допустимой техническими параметрами ТС общей массы ТС или нагрузки, возлагаемой на заднюю и переднюю оси.
Различают полную и снаряженную массу:
Полная масса | Вес автомобиля при полной нагрузке (с водителем, с пассажирами, с максимальной массой груза и др.) |
Снаряженная масса | Совокупный вес ТС со всем стандартным оборудованием и эксплуатационными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость и др.), с водителем, но без груза и пассажиров |
КоАП назначает наказание за превышение разрешенной массы машины или за увеличение нагрузки на ось свыше данных указанных в технической документации на ТС. Статья 12.21.1 определяет размер штрафа за перевозку груза с превышение норматива. Он различен для водителя, сотрудника оформляющего документы на перевозку, на организацию (юридическое лицо). За перегруз наказание назначается в зависимости от процента превышения норматива:
- п.1 — от 2% до 10% водитель заплатит 1000-1500 рублей, сотрудник 10-15тыс.рублей, юр.лицо 100-150 тыс. рублей.
- п.2 — от 10% до 20% водитель заплатит 3-4 тысячи, сотрудник 25-30 тысяч, юр.лицо 250-300 тысяч.
- п.3 — от 20% до 50% водитель заплатит 5-10 тысяч, сотрудник 35-40 тысяч, юр.лицо 350-400 тысяч.
- п.6 — выше 50% водитель заплатит 7-10 тысяч, сотрудник 45-50 тысяч, юр.лицо 450-500 тысяч.
Управление таким транспортным средством сопряжено с огромной ответственностью из-за большого количества перевозимых людей, за здоровье и жизнь которых отвечает водитель. Для обеспечения необходимого уровня безопасности при данном виде перевозки нужно соблюдать следующие правила:
- Автобус должен быть технически исправен и оборудован согласно требованиям, предъявляемым к перевозке людей (ремнями безопасности, поручнями при входе и в самом салоне, должны быть обозначены места для льготной категории граждан – инвалидов, и т.д.).
- Очень важно соблюдать скоростной режим на дороге, так как автобус не только большой по габаритам, но и перевозит большое количество людей.
- Нельзя набирать людей в салон больше, чем разрешено для данной модели автобуса.
- Масса загруженного пассажирами автобуса не должна превышать общую разрешенную техническими характеристиками массу.
- Нельзя открывать двери до полной остановки транспорта и закрывать после того, как автобус тронулся с места.
- При посадке пассажиров проверяется наличие билетов. Если у пассажира имеются 2 и более детей до 7 лет, то каждому нужно обеспечить отдельное кресло.
- Нельзя перевозить опасные грузы, например, оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся предметы, и т.д.
- Запрещено перевозить предметы, которые пачкают салон и пассажиров.
- Пассажирам запрещено: ходить по салону во время поездки; отвлекать водителя; размещать багаж в проходе; курить в автобусе, мусорить, распивать алкоголь; нарушать правила общественного порядка; применять аварийное оборудование в иных целях.