Государственная кадастровая оценка в 2022-2023 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная кадастровая оценка в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Несмотря на начатую в 90–х годах земельную реформу по передаче земель государственной собственности в частную (паи земель колхозов и совхозов между их членами, индивидуальная приватизация, выкуп, др.), полноценное право на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения ее владельцы до сих пор не получили.

Почему важно удостовериться, внесен ли ваш земельный участок в перечень или нет?

Земельного участка, владельцем которого вы являетесь, может не оказаться в списке. К примеру, участок, сформированный совсем недавно, будет оценен не сейчас, а в начале 2023 года.

Если он сформирован до 01.01.2022 года, но в списке его не оказалось, велика вероятность, что он в принципе не будет проходить ГКО. Просчитайте, устраивает ли вас текущая ситуация, или вы хотели бы изменить его кадастровую стоимость. Земельный участок, который не пройдет оценку сохранит за собой предыдущую кадастровую стоимость. Если вам очевидно, что «старая» цена меньше той, что потенциально могут насчитают при новой ГКО, то и не надо никуда обращаться – оставьте себе низкую кадастровую стоимость и низкий земельный налог. Если же вам требуется, чтобы участок был все-таки оценен, то придется обратиться в региональное ГБУ и потребовать внесения земельного участка в перечень оцениваемых. Специальной формы для подобного обращения не существует, поэтому пишите в свободной форме.

Кроме того, ознакомившись с перечнем, обязательно сверьте зафиксированные там характеристики участка с фактическим положением дел. Ведь информация может не соответствовать действительности – ошибки в площади, ВРИ, в других графах. Если решите исправить неточность, то это тоже юрисдикция ГБУ.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году?

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель. Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования земель;
  • вспомогательные виды.

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе. Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти. Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.

Классификатором невозможно предусмотреть все. Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков. Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.

Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке. Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.

Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения. Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.

Некоторые хозяева земли самовольно присоединяют к своим участкам территории, расположенные рядом. Такое явление в юридической и судебной практике имеет название «прирезка небольшой части земли смежного участка». Поскольку в последние годы число самовольно захваченных участков значительно увеличилось, правительство приняло законы, позволяющие урегулировать процессы прирезки.

Чтобы урегулировать процесс прирезки, российское Правительство внесло некоторые поправки к основному закону, которые вступили в силу 1.03.15. После этого в Земельном Кодексе РФ имеется глава V.4, в которой регулируется увеличение площади земельного участка посредством прирезки, получившей название «перераспределение территорий».

Таким образом, в настоящее время можно узаконить прирезок земельного участка, занятый гражданином самовольно. В последние годы прирезку смежного земельного участка к основному можно провести на вполне законных основаниях.

Начиная с обозначенной выше даты, в Уполномоченный орган (в дальнейшем УО) с целью выполнения операции по перераспределению земли могут обращаться граждане, являющиеся владельцами наделов для садовничества, огородничества, индивидуального строительства, сельскохозяйственной деятельности.

Оформление прирезки дополнительной площади земельного участка выполняется в соответствии с нормами постановления правительства РФ — гл.V.4, ст.39.29 ЗК.

Оформление прирезков к основному з/у выполняется при наличии соглашения заявителя с УО в лице органа муниципального самоуправления, компетентного распоряжаться муниципальными/государственными землями.

Порядок прирезки предусматривает, что заявитель должен предоставить копии правоустанавливающих бумаг на участок, проект межевания, заявление на прирезку земельного участка (скачать образец).

Заявление относительно перераспределения земельных наделов рассматривается в течение тридцати дней (171 ФЗ).

Администрация должна выполнить такие действия:

  • рассмотреть заявку, принять положительное решение относительно утверждения схемы расположения участков;
  • направить заявителю решение по утверждению схемы с приложением;
  • направить собственное согласие на перераспределение земельных наделов с учетом проекта межевания территории.

Стоимость прирезки к земельному наделу определяется исключительно собственником земли – в данном случае субъектом федерации, государством, муниципальным образованием. На вопрос «сколько стоит прирезка?» однозначно ответить сложно, поскольку многое зависит от принадлежности надела.

Чтобы рассчитать итоговую цену любого «прирезаемого» участка, следует брать во внимание такие факторы: кадастровую стоимость, площадь надела, размер платы за процедуру, устанавливаемый в процентном соотношении к его цене.

Узнать кадастровую цену можно из Публичной кадастровой карты, имеющейся на веб-ресурсе Росреестра. Для получения информации нужно знать адрес, условный номер надела. Также возможно отправление электронного запроса в Росреестр. Ответ от ведомства следует ожидать в течение пяти дней после отправки заявки.

Земля сельскохозяйственного назначения может иметь одну стоимость. При этом если участок находится в резерве у государства, выкуп прирезки у соседней территории невозможен, о чем и пойдет речь ниже.

В Земельном кодексе имеется ряд причин, на основании которых может быть отказано в перераспределении земель. К примеру, гражданин по новому законодательству не имеет возможности выполнять прирезку в том случае, если участки:

  • зарезервированы для муниципальных/государственных нужд;
  • ограничены в обороте;
  • выделены под проект дома или любого другого капитального строительства;
  • выставлены на аукцион.

Когда при распределении затрагиваются права существующих землепользователей и владельцев соседних наделов, залогодержателей, арендаторов участков, тогда последующее использование земли лицом, желающим узаконить прирезку, под вопросом, поскольку возможно только с согласия претендентов.

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года.

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2019 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2019 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Относительно земель сельхозназначения используется следующая нормативная база:

  1. Понятие и назначение земель дается в Земельном Кодексе РФ ст. 77. Здесь указывается, что это категория угодий предназначена для ведения с/х, обработки, выращивания и хранения продукции. Поэтому допускается возведение соответствующих строений.
  2. Правовое регулирование вопроса оборота земель сельхозназначения осуществляется по нормам Федерального Закона № 101. В нем устанавливаются правоотношения относительно распоряжения, использования земель этой категории, а также устанавливается ряд ограничений относительно их оборота.

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Изменения кадастровой стоимости

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ внесены изменения в статью 391 НК РФ. Установлены два исключения, когда при расчете налога учитывается изменение кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной. В этом случае рыночная стоимость будет использоваться для расчета налога с даты начала применения измененной кадастровой стоимости.

Текущее или ретроспективное применение измененной кадастровой стоимости предусмотрено Законом о кадастровой оценке. Если, к примеру, индекс недвижимости снизился более чем на 30%, уменьшенную кадастровую стоимость нужно применять с начала года, на который рассчитан индекс.

Кроме того, с 2021 года больше не будет указания на то, какой орган – суд или комиссия при Росреестре – рассматривали документы на изменение кадастровой стоимости.

В 2023 году во всех регионах этим будут заниматься бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой земли.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ о кадастровой оценке.

Важно

Установлено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости в налогообложении. Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости. В случае увеличения кадастровой стоимости ее новое значение будет применяться со следующего года. А в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из них – по закону об оценочной деятельности.

С 2021 года при определении кадастровой стоимости земельного участка будут учитываться сведения, которые в силу закона на нее влияют. Это так называемые ценообразующие факторы, такие, как, к примеру, местоположение участка, нахождение его в границах зоны с особыми условиями использования территории и др.

Категории земель в процентах на 2021

Кроме того, изменится и крайний срок уплаты налога. За 2021 год надо будет заплатить не позднее 1 марта 2021 года. Однако местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи и сдвинуть окончательную дату выплат, но не ранее, чем на 1 февраля.

По данным на 1 января 2021 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2021 г., выросла более чем на 4,4 млн га.

В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища. Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.

  • на праве собственности;
  • на праве пожизненного наследуемого владения;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве безвозмездного срочного пользования;
  • по договору аренды, договору субаренды;
  • на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

Этот вид разрешенного использования предполагает, что на земельном участке может быть построен индивидуальный жилой дом, соответствующий требованиям градостроительного законодательства. То есть, отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, который состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

На этом же земельном участке могут быть возведены вспомогательные объекты, необходимые для обслуживания жилого дома, например, гараж, баня, хозяйственные постройки.

Несмотря на то, что вид разрешенного использования един, как для земель сельскохозяйственного назначения, так и для земель населенных пунктов, его допустимое использование различается в зависимости от его отнесения к одной или другой категории.

В границах населенного пункта земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства называется приусадебным участком, а за границами населенного пункта полевым участком.

Приусадебный земельный участок может использоваться для производства сельхозпродукции, а также для возведения жилого дома (его параметры приведены выше), кроме того, производственных, бытовых и иных зданий и строений сооружений, необходимых для обслуживания жилого дома.

Полевой земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции и без права возведения на нем зданий и строений.

В этом виде разрешенного использования нет различий, связанных с категорией земель, но зато есть различие, связанное с тем, для садоводства или для огородничества предоставлен земельный участок.

Садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и выращивания для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. То есть, построить на таком земельном участке жилой дом и хозяйственные постройки можно так же, как и на участке, предназначенном под индивидуальное жилищное строительство, или на приусадебном участке.

На огородном участке строить любые капитальные объекты будь то дом, гараж, баня или сарай нельзя. Единственное допустимое исключение – это хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости, но только те, которые предназначены для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Огородный земельный участок может использоваться только для отдыха граждан или выращивания или для собственных нужд сельскохозяйствен��ых культур.

Какие участки относят к землям сельскохозяйственного назначения?

Землями с/х назначения признают участки, удовлетворяющие 3-м признакам:

1. земля расположена за границами населенного пункта,

2. участок предоставлен для нужд сельского хозяйства,

3. земля предназначена для осуществления сельского хозяйства.

Обратите внимание на 1-ый признак.

Участки сельхоз назначения должны располагаться за границами населенных пунктов.

Проще говоря, в населенном пункте НЕ может быть участка, относящегося к категории земель с/х назначения.

Однако это НЕ означает, в населенном пункте нельзя заниматься сельским хозяйством.

Подробнее об этом читайте далее.

Использовать земли сельскохоз назначения можно для следующих целей:

  • ведение сельскохозяйственного производства,
  • создание мелиоративных защитных лесных насаждений,
  • для научно-исследовательских, учебных и иных целей связанных с сельскохозяйственным производством,
  • а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Как видно из перечня, земельные участки сельхозназначения для ИЖС не используют.

Целевое назначение земель населенных пунктов состоит в застройке и развитии городов, поселков и т.д.

Иными словами, участки, относящиеся к землям населенных пунктов, предназначены для развития населенных пунктов и их застройки.

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Каждый населенный пункт имеет четко установленные административные границы.

Данные границы отделяют земли населенных пунктов от других категорий земель.

Для категории земель населенных пунктов характерна одна особенность.

В границах населенных пунктов муниципальные власти могут устанавливать следующие виды территориальных зон:

1) жилые зоны;

2) общественно-деловые;

3) производственные зоны;

4) зоны инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационные зоны;

6) зоны сельскохозяйственного использования;

7) территориальные зоны специального назначения;

8) зоны военных объектов;

9) иные территориальные зоны.

Как видно из перечня, список территориальных зон является открытым.

Иными словами муниципальные власти могут устанавливать и иные зоны.

Обратите внимание на зону под номером 6.

Это зона сельскохозяйственного использования.

Таким образом, в населенных пунктах могут находиться земли сельхоз использования.

При этом данные земли не относятся к категории земель сельхозназначения.

Переходим к третьей из 7-ми категорий земель.

В данную категорию входят следующие земли:

  • промышленности;
  • энергетики;
  • земли транспорта;
  • связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.

Характерный признак вышеуказанных участков состоит в следующем.

Иными словами, указанные участки не могут располагаться на территории городов, поселков и т.д.

Безусловно, это не означает, что в городах нет заводов, объектов энергетики и связи и т.д..

Конечно, в городах есть промышленные объекты. Но они располагаются в производственных зонах земель населенных пунктов, а не на категории земель промышленности.

Обратите внимание.

Власти могут предоставлять земли промышленности и иного специального назначения в безвозмездное пользование.

Такие земли могут предоставить для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Предоставление указанной земли в безвозмездное пользование установлено п.6 статьи 87 ЗК РФ.

Таким образом, при поиске участка для с/х производства стоит обращать внимание на земли промышленности. Потому что такие земли могут предоставить в безвозмездное пользование.

Рассмотрим четвертую из 7-ми категорий земель.

Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:

  • правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
  • региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
  • местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.

Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.

Такие решения могут быть приняты в случае:

  • подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
  • выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).

Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в постав��енных целях.

Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.

Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.

Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.

Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:

  • кадастровый номер;
  • присвоенную и желаемую категорию участка;
  • существующие и желаемые виды использования;
  • причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
  • сведения о правах на землю.

Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.

Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.

В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.

Земельный фонд РФ разделен на категории в соответствии с целевым назначением земель. В рамках каждой из них действуют индивидуальные виды разрешенного пользования, нарушение которых влечет административную ответственность. Категории ВРИ в отношении каждого участка определяют, в основном, местные администрации. Для использования земли в целях, не соответствующих присвоенным ВРИ, участок нужно перевести в другую категорию или присвоить ему иные виды пользования. Для этого заинтересованное лицо подает в местную администрацию ходатайство.

В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:

  • занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Такие земли являются ограниченными в обороте.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земельный фонд рф 2021 составляет

В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:

  • занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Такие земли являются ограниченными в обороте.

Земельный участок – это объект особого внимания со стороны государства. В силу своих свойств он в первую очередь рассматривается как природный объект и ресурс и только потом как объект вещных прав.

Будучи природным ограниченным ресурсом, земля находится под охраной со стороны закона. Она – незаменимый компонент окружающей среды, базис для развития человечества и важнейший фактор производства.

Земля объединяет остальные природные ресурсы, даже если они относятся к различным сферам.

Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:

  • правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
  • региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
  • местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.

Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.

Такие решения могут быть приняты в случае:

  • подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
  • выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).

Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.

Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.

Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.

Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.

Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:

  • кадастровый номер;
  • присвоенную и желаемую категорию участка;
  • существующие и желаемые виды использования;
  • причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
  • сведения о правах на землю.

Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.

Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.

В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.

Земельный фонд РФ разделен на категории в соответствии с целевым назначением земель. В рамках каждой из них действуют индивидуальные виды разрешенного пользования, нарушение которых влечет административную ответственность. Категории ВРИ в отношении каждого участка определяют, в основном, местные администрации. Для использования земли в целях, не соответствующих присвоенным ВРИ, участок нужно перевести в другую категорию или присвоить ему иные виды пользования. Для этого заинтересованное лицо подает в местную администрацию ходатайство.

  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • COVID-19

На землях населенных пу��ктов располагаются жилые дома, а также здания инфраструктуры. В пунктах (городах, селах, поселках) могут размещаться также производственные предприятия. Основные зоны земель поселений:

  • жилые;
  • производственные;
  • деловые;
  • общественные;
  • реакционные;
  • сельхоз использования:
  • транспортные;
  • инженерные;
  • военные;
  • иные.

Зоны общественные и деловые объединяются в одну группу. Также объединяются транспортные и инженерные.

ВАЖНО! Для каждой зоны территории поселений предусмотрены свои виды разрешенного использования. И городские власти, которые распределяют землю, должны контролировать соблюдение ее целевого предназначения.

Жителям населенного пункта в собственность передаются участки сельскохозяйственного значения и жилой зоны (под постройку жилых домов)

Чтобы не ошибиться с выбором участка, спокойно заниматься потом запланированными делами на нем, стоит раскрыть классификатор и подобрать из него подходящие участки. Следует остановиться на землях с кодом от 2,0 до 2,7 во втором разделе данного классификатора.

ВНИМАНИЕ! Такие участки подходят для строительства малоэтажных жилых домов, для садоводства и огородничеств, для возведения подсобных построек.

На землях с таким кодом можно вести личное подсобное хозяйство и даже устанавливать мобильные, временные сооружения, которые в дальнейшем подключаться к инженерным сетям. К таким временным сооружениям относятся вагончики, жилые контейнеры.

К землям с кодами от 2.0 до 2.7 применяется еще несколько видов разрешенного использования. На них могут строиться дома средней этажности (это жилые здания с количеством этажей до 8), высотные здания.

Классификатор – законный документ, с учетом которого используются земли разных категорий. Но иногда возникают ситуации, когда есть острая необходимость изменить ВИР или расширить их группу. Например, хозяин загородного участка хочет построить на своем наделе не дом, а небольшой розничный магазин.

Читайте также:  Условия рефинансирования ипотеки в Газпромбанке

В таком случае местная власть может использовать условно разрешенные виды, но это должно быть оформлено официально и законодательно. Как действовать владельцу участка при необходимости расширения ВИР?

  • Владелец должен согласовать такое действие с местной властью. Также он составляет обращение в Комиссию по землепользованию.
  • В заявлении или обращении нужно обосновать необходимость такого расширения видов использования земли.
  • Комиссия по землепользованию должна дать разрешение (или отказать заявителю).

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Собственнику надела требуется разобраться с данным понятием, что необходимо для правильно понимания вопроса. Земли, которые находятся в его собственности, могут использоваться лицом в соответствии с установленным в законодательстве назначением.

Под целевым назначением понимают правовую основу специфики применения зон земли, которые имеют специальное значение и удостоверены в записях учетного характера. В число категорий включается:

  • сельскохозяйственное назначение;
  • жилое строительство в индивидуальных количествах;
  • производственные территории;
  • зоны, которые особо охраняемы;
  • лесной и водный фонд;
  • наделы, состоящие в запасе.

Принципы, согласно которым происходит землепользование, заключаются в Конституции России, далее их уточнение и конкретизация проводится в специальных законодательных актах. Такие акты наделены общенормативным значением.

Принцип целевого пользования наделов заключаются в том, что они не могут быть использованы не в соответствии со своим назначением. Цели использования участка прописываются в документе, посредством которого происходит удостоверение режима использования. Примером можно привести то, что не допускается использовать пашню с целью лесопосадки, в случае, когда это не отражено в соответствующей документации.

Назначение земельного надела должно отражаться в документах, носящих правоустанавливающее значение относительно земли и в межевом деле. Составляется оно в процессе межевания.

Категории земель россии в процентах на 2021


В 2021 г. проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Основная цель — сбор и сопоставление данных об объектах, которые содержатся в различных государственных информресурсах. Создание единого ресурса позволит вовлечь в оборот неиспользуемые объекты, повысить достоверность сведений об имуществе, исключит дублирование данных.

Эксперимент проводят Росреестр и Минцифры в отдельных районах Республики Татарстан, Краснодарского края, Иркутской области и Пермского края. Определены участники.

Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.

Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.

Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.

Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.

Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.

В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:

  • выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
  • используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.

Согласно положениям Земельного кодекса РФ, все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.

Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
    • скверы,
    • улицы,
    • площади,
    • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями);
  • занятые лесами и прочие.

Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:

  • при переводе земель из одной категории в другую;
  • в случае приватизации участка;
  • в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
  • по иным значимым причинам.

Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.

Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

В первую группу входят государственные органы РФ:

  • Президент и главы субъектов;
  • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
  • Правительство и власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

Государственное управление земельным фондом в 2019 году осуществляется на нескольких уровнях:

  • федеральном (территория всего государства);
  • субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
  • муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.

Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики. Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель.

Верхний покров почты подвергается регулярному загрязнению, в результате чего земля начинает деградировать и теряет возможность воспроизводства плодородия и восстановлению свойств.

Совет от Сравни.ру: Земля – одно из главных богатств России.

В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства. Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.

Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

14.05.2021В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр.

Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей.

Они определяют ключевые моменты землепользования:основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены

Ключевые слова: Земельный фонд, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные земли, земельные ресурсы, плодородие, ненадлежащее использование, сельскохозяйственные угодья, управление земельными ресурсами, землевладение, землепользование.

Земля — одна из неотъемлемых составляющих окружающей среды, является важнейшим природным ресурсом, используемым человеком на протяжении всего его существования для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, получения доступа к другим природным ресурсам, — лесам, недрам, размещения жилых и производственных объектов и так далее.

В земельном законодательстве земли разделяются при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения.

Это земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности и введены в гражданский оборот.

  • Земли особо охраняемых территорий. На таких землях установлен особый режим охраны. Санитарные зоны, курорты, зоны вдоль автомобильных и железных дорог.
  • Землями лесного фонда являются земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.
  • Земли водного фонда.
  • Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории. [23]

По площади земель РФ является явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1712,5 млн. га. Больше 50 % всех земель приходится на лесной фонд, которые составляют 1126,3 млн. га, и лишь 116,3 млн. га используется под пашню.

Все активней укрепляют свои позиции особые экономические зоны и зоны опережающего развития [15].

Как гласит 47 статья земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Президент РФ Путин В. В.

в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию РФ 3 декабря 2015 года сообщил: «…что нужно ввести в оборот миллион гектаров пашни, которые сейчас находятся в руках крупных землевладельцев, но простаивают» [11]. Глава государства поручил Правительству до 1 июня 2021 года разработать механизм, нормативно-правовую базу для изъятия сельскохозяйственных земель, не используемых по назначению.

Электронный ресурс]: Федер. Закон: от 24. 07. 2002 г. № 101 // СПС Консультант Плюс;

  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: Федеральный Закон: от 29.12.2010 № 435-ФЗ// СПС Консультант Плюс;
  • Постановление Правительства № 354-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их не использовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации”;

Игры кончились, пришёл кадастр. Почём земля в 2021

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

Приложение. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Категории земель и виды разрешенного использования

Иными словами, указанные участки не могут располагаться на территории городов, поселков и т.д.

Безусловно, это не означает, что в городах нет заводов, объектов энергетики и связи и т.д..

Конечно, в городах есть промышленные объекты. Но они располагаются в производственных зонах земель населенных пунктов, а не на категории земель промышленности.

Обратите внимание.

Власти могут предоставлять земли промышленности и иного специального назначения в безвозмездное пользование.

Читайте также:  Оформление визы в США в 2022 году

Такие земли могут предоставить для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Предоставление указанной земли в безвозмездное пользование установлено п.6 статьи 87 ЗК РФ.

Таким образом, при поиске участка для с/х производства стоит обращать внимание на земли промышленности. Потому что такие земли могут предоставить в безвозмездное пользование.

Рассмотрим четвертую из 7-ми категорий земель.

На землях населенных пунктов располагаются жилые дома, а также здания инфраструктуры. В пунктах (городах, селах, поселках) могут размещаться также производственные предприятия. Основные зоны земель поселений:

  • жилые;
  • производственные;
  • деловые;
  • общественные;
  • реакционные;
  • сельхоз использования:
  • транспортные;
  • инженерные;
  • военные;
  • иные.

Зоны общественные и деловые объединяются в одну группу. Также объединяются транспортные и инженерные.

ВАЖНО! Для каждой зоны территории поселений предусмотрены свои виды разрешенного использования. И городские власти, которые распределяют землю, должны контролировать соблюдение ее целевого предназначения.

Жителям населенного пункта в собственность передаются участки сельскохозяйственного значения и жилой зоны (под постройку жилых домов)

Чтобы не ошибиться с выбором участка, спокойно заниматься потом запланированными делами на нем, стоит раскрыть классификатор и подобрать из него подходящие участки. Следует остановиться на землях с кодом от 2,0 до 2,7 во втором разделе данного классификатора.

ВНИМАНИЕ! Такие участки подходят для строительства малоэтажных жилых домов, для садоводства и огородничеств, для возведения подсобных построек.

На землях с таким кодом можно вести личное подсобное хозяйство и даже устанавливать мобильные, временные сооружения, которые в дальнейшем подключаться к инженерным сетям. К таким временным сооружениям относятся вагончики, жилые контейнеры.

К землям с кодами от 2.0 до 2.7 применяется еще несколько видов разрешенного использования. На них могут строиться дома средней этажности (это жилые здания с количеством этажей до 8), высотные здания.

Классификатор – законный документ, с учетом которого используются земли разных категорий. Но иногда возникают ситуации, когда есть острая необходимость изменить ВИР или расширить их группу. Например, хозяин загородного участка хочет построить на своем наделе не дом, а небольшой розничный магазин.

В таком случае местная власть может использовать условно разрешенные виды, но это должно быть оформлено официально и законодательно. Как действовать владельцу участка при необходимости расширения ВИР?

  • Владелец должен согласовать такое действие с местной властью. Также он составляет обращение в Комиссию по землепользованию.
  • В заявлении или обращении нужно обосновать необходимость такого расширения видов использования земли.
  • Комиссия по землепользованию должна дать разрешение (или отказать заявителю).

Нарушение всех правил, связанных с категорией земли и видами ее разрешенного использования, — это несоблюдение юридического статуса участка. За такое действие предполагается наказание с учетом мер административной ответственности:

  1. Нельзя использовать земельный участок не по назначению.
  2. Также серьезным правонарушением считается нанесение порчи экологии региона, поселения.
  3. Территория города не может использоваться под животноводство, личным подсобным хозяйством можно заниматься только за пределами населенного пункта.
  4. На территории города, поселка, деревни не могут устраиваться мусорные свалки, места для захоронения опасных отходов. А также выносятся за ее пределы кладбища.

Граждане, заинтересованные в нормальных условиях для жизни, отдыха, работы, могут сами контролировать использование земель населенных пунктов. Для этого достаточно знать основные законы, перечень видов разрешенного использования земель данной зоны.

При обнаружении любого нарушения ВИР нужно обращаться в Роспотребнадзор с информацией по факту.

Земельная реформа: что изменится с 1 июля 2021

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Кроме того, изменится и крайний срок уплаты налога. За 2021 год надо будет заплатить не позднее 1 марта 2021 года. Однако местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи и сдвинуть окончательную дату выплат, но не ранее, чем на 1 февраля.

По данным на 1 января 2021 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2021 г., выросла более чем на 4,4 млн га.

В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища. Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.

  • на праве собственности;
  • на праве пожизненного наследуемого владения;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве безвозмездного срочного пользования;
  • по договору аренды, договору субаренды;
  • на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.

Собственнику надела требуется разобраться с данным понятием, что необходимо для правильно понимания вопроса. Земли, которые находятся в его собственности, могут использоваться лицом в соответствии с установленным в законодательстве назначением.

Под целевым назначением понимают правовую основу специфики применения зон земли, которые имеют специальное значение и удостоверены в записях учетного характера. В число категорий включается:

  • сельскохозяйственное назначение;
  • жилое строительство в индивидуальных количествах;
  • производственные территории;
  • зоны, которые особо охраняемы;
  • лесной и водный фонд;
  • наделы, состоящие в запасе.

Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

Чем зоны лучше категорий

Разнобой с законами случился не вчера. Главный кол в старую систему управления землями вбил Градостроительный кодекс, который ещё в 2005 году объявил о необходимости зонирования всей территории. Но его нормы были таковы, что несмотря на составленную карту зон, они не имели правового значения в отношении большей части страны: лесных земель, сельскохозяйственных, природоохранных и т. п. Однако он ввёл иной способ определения использования земель: возможность установления набора видов разрешённого использования для всех земельных участков, включённых в определённую территориальную зону. В чём ключевая разница такой системы от деления земель по категориям?

Во-первых, определить использование через территориальные зоны дешевле для органов власти в расчёте на каждый земельный участок, нежели определять целевое назначение для каждого участка в отдельности. Это совершенно бесплатно для правообладателя земельного участка, в то время как решение о переводе земель из одной категории в другую иногда сопровождается платными экспертизами за счёт заявителя.

Во-вторых, зонирование более беспристрастно: зона, как правило, не устанавливается для одного земельного участка. Это не позволяет выделить «любимчиков» власти. Зоны должны быть основаны на документах территориального планирования, которые обосновывают ту или иную деятельность расчётными данными.

В-третьих, зонирование более предсказуемо – правила землепользования и застройки проходят общественное обсуждение, в то время как решения об изменении категорий земель принимаются без обсуждения.

Зоны – более гибкий инструмент определения земельной политики: в составе каждой зоны может быть несколько видов разрешённого использования земельного участка, которые в дальнейшем выбирает сам владелец земельного участка.

Кроме того, зоны всегда лучше защищают ценные земли. Ведь у них есть границы, в то время как у категорий земель их нет. Категория земель записывается только как учётный показатель у существующего земельного участка. То есть если земельный участок сельскохозяйственного назначения не образован, а есть просто луг, то и защитить этот луг система категорий земель не в силах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *