Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за незаконную вырубку деревьев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая ст. 8.28 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Комментарии к ст. 8.28 КОАП РФ
1. Статья является традиционной — ответственность за лесное браконьерство имеет многовековую историю. Цель статьи — охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности. Сфера ее действия распространяется на широкий круг лиц-лесопользователей. Статья содержит несколько простых материальных составов административных правонарушений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне (ч. 1), и квалифицированные составы, сформулированные по признаку средств совершения правонарушения (ч. 2).
2. Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии — на корню.
Лесное законодательство и законодательство о семеноводстве дают определения лесного сеянца, лесного саженца, молодняка естественного происхождения, самосева, подроста. Все они — предметы данного правонарушения.
Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.
3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.
4. По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка — отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.
5. Второй основной состав — повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.
Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.
6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.
7. Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их, — умышленная вина, повреждение лесных насаждений — вина в форме умысла или неосторожности.
8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. ст. 260 УК РФ). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.
9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. 2 — судьями (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1, п. 32 ч. 2 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи — также должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (п. 8 ч. 5 ст. 28.3).
Законное получение разрешения
Чтобы срубить мешающие деревья за пределами собственного участка, необходимо получить на это разрешение. Куда обратиться за разрешением? В Москве такой билет можно получить в течение 30 рабочих дней в Департаменте природопользования.
Для начала необходимо посетить местную администрацию, где нужно оповестить сотрудников о своем намерении срубить растение или дерево, предоставить фото насаждений, окружающей территории и документы на участок.
Если порода дерева окажется малоценной, то вам выдадут официальное разрешение, после чего насаждение можно будет удалить. Если порода дерева ценная, то придется проводить экспертизу, оплачивать разрешение на спил и проведение мероприятий по восстановлению.
Однако одного заявления на спил будет недостаточно. Сначала заказывается и оплачивается обследование, в котором указывается, что дерево действительно аварийное, гнилое или сухое. На основании определения его состояния, возраста и толщины выносится заключение. Также рассчитывается компенсация по озеленению. Администрация также может прислать уведомление о сумме, которую следует перечислить за уничтожение дерева.
Другой комментарий к Ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит из нескольких составов:
незаконная порубка деревьев, кустарников или лиан;
повреждение деревьев, кустарников или лиан;
уничтожение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях;
самовольное выкапывание лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях;
самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях.
3. Необходимо отметить, что незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере, влечет уже наступление уголовной ответственности в соответствии со ст.260 УК. При этом под значительным размером в данном случае признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером — в двести раз.
4. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только путем активного действия.
5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.
6. Субъектами комментируемого правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица.
Законы и граждане: кем регламентируется вырубка
Вопросы, касающиеся рубки насаждений, находятся в ведении Земельного законодательства. Свод законов содержит правила, регулирующие управление земельными ресурсами государства; к ним относят и территории частных землевладений. Конкретные вопросы находятся в ведении следующих законов:
- Земельный кодекс (ЗК). Закрепляет за собственником земельного надела право срубать ставшие ненужными растения (неважно, выросли они сами или были посажены); право закреплено в п. 2, ч. 2, ст. 40.
- Гражданский кодекс РФ (ГК). Он солидарен с Земельным кодексом, фиксируя это положение в гл. 17, ст. 261. В ГК регулируются спорные случаи, когда непонятно, на чьем наделе растет дерево, попадающее под спил. По законодательству проводят процедуру уточнения границы между наделами (межевание).
Когда без разрешения не обойтись
Уточнить, какие деревья можно пилить без разрешения на своем участке, однозначно не получится – слишком много вводных. Услуга (а, значит, и вид документа) может принимать различный вид в зависимости от следующих обстоятельств:
- Статус человека, заказывающего разрешение. Им может стать владелец надела, жилец или гражданин, арендующий землю. Право на разрешение имеется у представителя службы, занимающейся обрезкой или вырубкой.
- Вид услуги. Кроме собственно разрешения, дающего право на рубку или спил, может потребоваться порубочный билет (документ, дающий возможность вырубать или пересаживать деревья, например, на муниципальных делянках).
- Имеет значение причина обращения – мешают ветки, дерево стало опасным или засохло.
К частым причинам относятся следующие ситуации:
- Дерево расположено на прилегающей к наделу собственника территории, принадлежащей лесному фонду или, например, муниципалитету. Если вам нужно проложить коммуникации, а растение мешает, за разрешением надо отправиться в местные органы самоуправления, предварительно проведя межевание.
Как действовать, если необходимо очистить двор
Любые манипуляции с зелеными насаждениями требуют взаимодействия с органами власти. Кроме того, гражданин не должен самостоятельно проводить работы. Озеленением городов занимаются специализированные предприятия, получающие разрешение на ведение такой деятельности. Компания имеет технику, позволяющую без происшествий удалить объемный и тяжелый ствол, а также защитить прохожих от травм во время проведения мероприятия.
Алгоритм действий гражданина зависит от причины, вызвавшей необходимость удаления насаждения. Схема такова:
- Обращение в управляющую компанию (УК) с просьбой освободить пространство. В заявлении следует указать причину требования;
- Ожидание ответа;
- Если такового не последовало, то направление жалобы в Роспотребнадзор.
Таким образом, от человека требуется только обоснование причины обращения. Остальное обязаны сделать коммунальщики. А вот обоснование спила добывается разными способами. Рассмотрим их после описания структуры заявления.
Ответственность за незаконное спиливание
Незаконное спиливание дерева является административным, а в некоторых случаях и уголовным правонарушением. Ответственность за незаконный спил прописана в статье 260 Уголовного Кодекса РФ и статьях 8.25–28 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.
Проблема в том, что не существует четкого понятия леса, поэтому степень тяжести урона природе определяет человек, причем исходя из собственного понимания. Кроме того, при определении размера ущерба оценивают не только стоимость уничтоженного растения, но и затраты на восстановительные работы.
За спил молодого плодового дерева на чужой или государственной территории можно отделаться небольшим штрафом, если же срубить растение ценных пород, да еще и солидного возраста, то ущерб может оказаться настолько большим, что нарушителя настигнет уголовная ответственность.
Кроме того, штрафы предусмотрены не только за самовольную вырубку, но и за нарушение процедуры получения разрешения. Поэтому услуга оформления разрешения и порубочного билета, которую оказывают многие арбористы и предприятия, занимающиеся вырубкой деревьев, пользуется огромной популярностью.
Ошибки в оформлении документов, таксации деревьев, предназначенных для вырубки и расчете стоимости восстановительных мероприятий, также ведут к штрафам, пусть и менее крупным. Размер штрафа за все виды нарушений, допущенные при удалении деревьев, укладывается в диапазон 4 тысяч – 3 миллиона рублей.
Кроме того, таксация древесины и стоимость восстановительных мероприятий сильно зависят от региона и климата в нем. Поэтому в северных регионах общая сумма ущерба может оказаться заметно выше, чем в южных, ведь там вырастить дерево гораздо сложней.
Бывают ситуации, когда нельзя однозначно установить виновного или ответственного за те или иные нарушения, или когда мнения касательно виновности и ответственности расходятся.
К примеру, дерево наклонилось и представляет угрозу, а представитель администрации, обладающий полномочиями для решения судьбы дерева, отказывается признавать его аварийным.
Или если жилец дома видит от дерева угрозу, сообщает в управляющую компанию (УК) или местную администрацию, но никакой реакции с их стороны нет.
Не всегда можно установить ответственных за те или иные действия, к примеру, если кто-то спилил или повредил дерево, когда владельцы участка были в отъезде. Также не всегда можно определить, какая именно организация спиливала дерево или вывозила порубочные остатки и причинила вред сторонним лицам.
В таких случаях необходимо сразу же обращаться в полицию, потому что проводить следственные действия, без которых невозможно установить виновников и участников происшествия, обычные граждане не имеют права.
Такими правами обладают лишь сотрудники полиции, в том числе участковые уполномоченные, которые должны проводить опрос свидетелей и составлять протоколы, пригодные для использования в суде.
Ведь после установления виновника происшествия с него необходимо будет получить компенсацию ущерба, а сделать это можно лишь по обоюдному соглашению сторон либо через суд.
Даже если получится установить всех участников происшествия без участия полиции, то самостоятельно подготовить все документы для обращения в суд невозможно, ведь часть из них может быть оформлена только сотрудниками полиции.
Какие действия подпадают под незаконную вырубку леса
Любые мероприятия, связанные с валом леса, должны подтверждаться соответствующей документацией. Если бумаги отсутствуют или разрешительный пакет неполный, то подобная деятельность подлежит преследованию по закону. Документы не требуются, если вырубка осуществляется в рамках одного из этапов строительства, дальнейшей сельскохозяйственной деятельности и фермерства или когда подобные мероприятия проводятся на частной и приусадебной территории.
Законодательством определены случаи, когда вырубка леса необходима:
- Строительство государственных объектов при наличии разрешения от экологов.
- Санитарные работы.
- Реконструкция световых коммуникаций.
- Устранение последствий ЧС.
Для проведения перечисленных мероприятий выдается порубочный билет – документ с водяными знаками и печатями уполномоченных структур. Его можно получить в профильном ведомстве местной администрации, в территориальном управлении Комитета лесного хозяйства или Департамента окружающей среды.
Согласно ст. 75 ФЗ-7 2002 г. «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды предусмотрена уголовная (ст. 260 УК РФ) административная (ст. 8.28 КоАП РФ) и дисциплинарная ответственность. Вид санкций зависит от обстоятельств правонарушения и размера материального ущерба.
Размеры штрафа и других видов наказаний
Мы подготовили таблицу, в которую включили:
- размер ущерба;
- размер штрафов без учета отягчающих обстоятельств;
- размер штрафа с учетом отягчающих обстоятельств и их описание;
- другие виды наказания, не связанные с лишением свободы;
- лишение свободы.
Размер ущерба | Размер штрафа в тысячах рублей без учета отягчающих обстоятельств | Размер штрафа в рублях с учетом отягчающих обстоятельств и их описание | Другие виды наказания, не связанные с лишением свободы | Лишение свободы |
Незначительный | Граждане 3-4, должностные лица 20-40, юридические лица 200-300. | С применением механизмов (но не подпадающих под уголовное наказание) Граждане 4-5, должностные лица 40-50, юридические лица 300-500, плюс конфискация орудий совершения правонарушения. | ||
Значительный | До пятисот или в размере зарплаты/дохода за срок до трех лет. | Группой или с использованием служебного положения штраф 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. | До 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ, до двух лет принудительных работ со штрафом в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.. | До двух лет и штраф в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет. |
Крупный | 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. | Организованной группой по предварительному сговору штраф 1-3 миллиона рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет, до пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. | До четырех лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. | |
Особо крупный | 1000-3000 рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет. | До пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. | До семи лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. |
Штраф за вырубку в городе
Большинство городских деревьев являются собственностью местной администрации, так как расположены на муниципальной земле. Каждую единицу вовремя обрезают, белят.
Засохшее старое дерево вырубают, чтобы защитить другие растения от вредителей и болезней, и высаживают саженец вместо него.
Согласно ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, причиненный муниципалитету вред должен быть в полном объеме возмещен. То есть, кроме штрафа за незаконную вырубку, необходимо возместить все расходы муниципалитету, чтобы он смог компенсировать спил насаждения.
Расходы муниципалитета:
- транспортировка саженца к месту высадки;
- высадка и выращивание;
- уход до достижения нужного возраста.
Также против тех, кто спилил дерево на муниципальной земле, возбуждается уголовное дело в соответствии со ст. 167 УК РФ.
Вырубка на собственном участке — что говорит законодательство
Вырубка деревьев на участке, который находится в собственности, разрешена статьей 40 (пункт 2, часть 2) Земельного Кодекса РФ и статьей 261 (глава 17) Гражданского Кодекса РФ. Это разрешение относится как к лично посаженным, так и к самопроизвольно выросшим насаждениям. Обратите внимание, что это разрешение не распространяется на спил деревьев, растущих на общей земле, например, в СНТ, на территории вокруг многоквартирного дома и во дворе дома.
Таким образом, вырубка на своем участке кажется вполне законной, но важно учитывать подводные камни. В частности, вырубка на собственном участке запрещена, если насаждения являются лесом. Интересно, что лес, согласно статье 6 Лесного Кодекса РФ, не обязательно должен быть частью лесного массива, но может находиться на землях нескольких категорий, в т.ч. на частной земле. Так что прежде чем рубить у себя на участке, убедитесь, что ваши деревья – не лес. Сделать это практически невозможно из-за большого количества лесов (каждый дачный поселок, так или иначе, примыкает к лесу) и размытого понятия «лес» в законодательстве.
Чтобы не оказаться в затруднительной ситуации, проконсультируйтесь с опытным юристом узкого профиля. Такую консультацию можно бесплатно получить в нашей компании, просто позвонив по телефону.
Вырубка деревьев в населенном пункте на основании чего
С 01.01.2022 ст. 16 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 304-ФЗ).
ЛК РФ Статья 16. Рубки лесных насаждений
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16 ЛК РФ
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Случаи, когда необходимо получение разрешения на вырубку
Ситуаций, в которых может потребоваться получение подобного разрешения, достаточно много. Например, если земля, на которой произрастает дерево, находится в муниципальной, либо федеральной собственности, либо принадлежит лесному фонду РФ. Простой пример: за пределами участка, находящегося в собственности, растет дерево, которое мешает проезду (проходу) к участку. Чтобы его спилить, необходимо выяснить, на чьей земле оно растет, провести уточнение границ земельного участка и обратиться в соответствующее ведомство для получения разрешения на вырубку.
Другой пример: в собственность приобретен земельный участок с растущим на нем лесом. Новый хозяин планирует частично или полностью вырубить деревья для организации огорода. Подобный случай довольно типичен. Такая ситуация предполагает обязательное обращение в местный муниципалитет для получения разрешения на вырубку.
Как правильно спилить дерево, чтобы не попасть под суд, расскажут в следующем видео
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. № 564 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 3 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, № 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.102 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635) приказываю:
1. Утвердить Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Исполняющий обязанности Министра | С.Ю. Радченко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2020 г.