Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое регресс в страховании по ОСАГО и можно ли его избежать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На практике бывают ситуации, когда страховая компания требует возместить ущерб за ДТП не сразу, а по прошествии определенного временного промежутка после аварии. К примеру, страховщик обращается к виновнику спустя два с половиной года. Во избежание проблем в будущем автовладельцу рекомендуется сохранить и не выбрасывать бумаги о ДТП в течение трех лет (период исковой давности). По закону именно в этот срок страховщик вправе обратиться к клиенту с требованием вернуть ранее выплаченную сумму.
Последствия для ответчика
Рассмотрим ситуацию, когда страховая компания обратилась с иском в судебный орган с требованием вернуть выплаченную ранее сумму. Автовладельца (ответчика) ожидают такие последствия:
- лицо возвращает страховщику полную сумму;
- виновник передает меньше запрашиваемого объема средств;
- ответчик вообще не возвращает деньги.
Второй и третий пункт вызывают наибольший интерес у ответчиков и требуют детального рассмотрения. Такой результат возможен в случае привлечения опытного юриста. Многие экономят на адвокатах, а в результате проигрывают суд и выплачивают еще большую сумму. Требование страховщиков о возврате выплаченной суммы — тот случай, когда без помощи опытного эксперта не обойтись.
Адвокаты знают нюансы работы СК, умеют обходить «острые углы» и помогают должникам быстрее избавиться от возникшей проблемы. Бывают ситуации, когда страховая компания требует больше положенной суммы. Иногда страховщики злоупотребляют положением и могут использовать разные пути для получения дохода:
- Указание неправдивой информации в документах.
- Корректировка информации.
- Угроза необходимости компенсации издержек судебного органа.
Регрессные иски страховой компании и право суброгации (Регресс по ОСАГО с виновника ДТП)
При суброгации право требовать возмещения убытков после ДТП переходит от пострадавшей стороны к страховщику. Владелец поврежденного автомобиля не может претендовать на компенсацию ущерба, так как она уже выполнена страховой компанией. Если для авто был оформлен полис КАСКО, автовладельцу полностью оплатят восстановительный ремонт. Далее страховая компания компенсирует связанные с этим затраты, использовав право суброгации при подаче регрессного иска. Обычно страховщики предпринимают такие меры с большой задержкой, незадолго до того, как истечет трехлетний срок давности. Чтобы увеличить сумму претензии, дополнительно страховые компании включают в список требований выплату ответчиком процентов за использование чужих денежных средств.
Кто в случае вины должен платить страховой компании? Сотрудник, управлявший служебным автомобилем или непосредственно сама организация, являющаяся собственником машины?
Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд РФ еще в 2010 году. Основываясь на нормах Гражданского Кодекса РФ, он указал, что юридическое лицо может быть собственником автомобиля. Работник, состоящий в трудовых отношениях с собственником автомобиля, не признается его владельцем в данном случае, несмотря на то, что он управляет им. Ответственность за причинение вреда возлагается на работодателя. Речь шла о ДТП с причинением вреда жизни и здоровью.
Но в 2020 г. Верховный суд вернулся к разъяснениям десятилетней давности. Поводом для этого стал спор по требованиям о возмещении ущерба в порядке регресса, когда вред был причинен только имуществу лиц. Верховный суд фактически распространил свое прошлое толкование на ситуации, когда вред причинен только транспортным средствам (нет вреда жизни и здоровью) и ДТП оформлено без привлечения полицейских.
Таким образом, по общему правилу, водитель служебного транспорта (в силу трудовых отношений или иных оформленных договором гражданско-правовых отношений) не отвечает за вред, причиненный автомобилем. Ответственность несет работодатель, являющийся владельцем этого источника повышенной опасности.
На каких основаниях СК требует возместить ущерб
Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый – регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй – суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.
Как видно из представленного материала, не стоит надеяться, что наличие договора ОСАГО защитит автовладельца от всех проблем, связанных с возмещением материального ущерба в случае аварии. Наилучший способ избежать подобных проблем – соблюдать правила безопасности при управлении автомобилем и избегать ситуаций, дающих основание страховщику предъявлять встречные требования по возмещению убытков.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Что такое регрессное требование страховщика по ОСАГО? | Право страховой компании требовать обратного возмещения ущерба виновником ДТП после выплаты компенсации пострадавшему страховой компанией. |
Когда может предъявляться регрессное требование по ОСАГО? | После факта перечисления компенсации пострадавшему. |
Может ли предъявляться регрессное требование автовладельцу, чья вина в ДТП не доказана? | Нет, не может. |
Какой срок исковой давности по рассмотрению дел о назначении регресса по ОСАГО к виновнику ДТП? | По ущербу имущества – два года, если компенсация связана с возмещением вреда для здоровья – три. |
В каком размере назначается сумма регресса по ОСАГО? | В сумму регресса включается страховая выплата пострадавшему и сопутствующие расходы страховщика для определения ее размеров и ведения дела. |
Регресс и суброгация — сходство и различие
В России, регресс и суброгация не являются тождественными понятиями, хотя у них много общих черт. Даже регулируются они разными нормами права. Понятия похожи, а механизм совсем разный.
При суброгации ущерб, который причинен лицу действиями виновника, должен быть компенсирован именно этим виновником, либо страховой компанией, застраховавшей его риски. Соответственно, виновник возмещает не покрытые полисом ОСАГО убытки страховщику потерпевшего.
Пример: Два водителя А и Б. попали в аварию. При этом у водителя А — полис КАСКО, а у водителя Б. — ОСАГО. Виноват в ДТП водитель Б. с полисом ОСАГО. Ущерб А. оценили в 450 000 рублей. Страховая компания водителя А. полностью возместила ему убытки, и обратилась в страховую компанию Б. за расходами. По полису ОСАГО компания водителя Б. возместила 400 000 рублей, как положено по закону. а оставшиеся 50 000 рублей по суброгации выплатил виновник аварии Б.
А при регрессе одно обязательство просто заменяется на другое, при этом право никуда не переходит. При регрессе виновник аварии должен возместить своему страховщику понесенные расходы в виде выплаченного страхового возмещения.
Когда могут выставить регресс
Взыскание ущерба в порядке регресса по ОСАГО с виновника ДТП – это один из самых известных случаев возникновения такого требования.
Как правило, случаи, при которых страховая компания может обратиться с претензией относительно денежной выплаты в порядке регресса, сводятся к следующим:
- вред жизни и здоровью потерпевшего виновник причинил умышленно. Если в суде удастся доказать, что ДТП было совершено вследствие умысла, то страховая компания вправе требовать с лица, виновность которого установлена, денежную выплату;
- если причинившее вред лицо находилось в состоянии опьянения, которое бывает алкогольным или наркотическим. Кроме того, опьянение может быть и токсикологическим. В данном случае состояние виновного должно быть подтверждено медицинским заключением и освидетельствованием, а не только показаниями свидетелей, причем приобщаться они могут как истцом, так и ответчиком;
- водитель отказался пройти по требованию сотрудника ГИБДД мед.освидетельствования на предмет установления опьянения;
- если виновное лицо, причинившее вред, не имеет водительского удостоверение, или по какой-то иной причине не могло (точнее, не имело права) управлять автомашиной, на которой совершено ДТП, у страховой компании будут все основания выступить с требованием в порядке регресса;
- если виновное лицо скрылось после аварии и покинуло место ДТП. В этом случае на страховую компанию накладывается обязанность доказать этот факт, который должен быть подтвержден не просто составленным протоколом, а конкретными сведениями о том, что водитель, покинувший место аварии, привлечен к ответственности.
- виновник не вписан в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (за исключением случая, когда договор ОСАГО выписан на неограниченное число лиц, имеющих право управления);
- страховой случай наступил за периодом срока, на который заключен полис ОСАГО (при заключении договора ОСАГО на конкретный период);
- регресс по ОСАГО европротокол — виновник ДТП не направил страховщику в течение 5-ти дней бланк извещения о ДТП (если ДТП оформлялось в отсутствие полиции). Важно! Это правило работало до 01 мая 2019 года. То есть если факт не уведомления будет после мая 2019 года, то прав на регресс у страховой компании не будет;
- регресс за непредоставление извещения о ДТП — виновник приступил к ремонту а/м до истечения 15 календарных дней со дня ДТП;
- виновник не представил по требованию компании-страховщика автомашину для проведения осмотра;
- на момент аварии срок действия диагностической карты автомашины закончился.
Как правильно действовать, когда страховая компания подала иск на возмещение материального ущерба?
Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:
- Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
- Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
- Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
- Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
- Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.
Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.
Взыскание разницы износа с виновника – это законно?
В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!
Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно. Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.
Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.
Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.
Можно ли и как избежать выплаты?
Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.
Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.
Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!
Почему именно «удается убедить суд«, а не иначе?
Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.
Некоторые судьи путают понятия «фактический ущерб» и «фактические расходы» и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.
Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.
Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.
Разъяснение законодательства
Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.
Как это работало раньше
Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:
- Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
- Деньги зачисляются на счет автосервиса.
Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.
Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.
Порой были и «подставы» — люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.
Как сейчас
В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.
Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:
- Владельцы легковых транспортных средств;
- Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.
Могут ли страховщики смошенничать
Страховые компании представляют собой организации, которые нацелены на получение прибыли. Соответственно, ситуации, когда страхователь преподносит сумму ущерба больше той, что определяются в действительности, на практике встречаются часто.
Такой расклад можно признать мошенничеством, в частности, когда подобные действия реализуются умышленно, а не потому, что проводилась неправильная оценка убытков.
Поскольку возможны ситуации мошенничества, следует проверять претензию тщательно, проводя собственную оценку убытков. По этой причине юристы советуют не исполнять выдвинутое требование сразу же, как поступила претензия. Сначала необходимо убедиться в законности таких требований.
Внимание! Вычислить страховую компанию, которая может выступать потенциальным мошенником, можно за счет поиска ответа на ряд вопросов:
- соответствует ли стоимость ремонтных работ автомобиля, указанная в претензии, реальным ценам за такие услуги?
- установлено ли в списке повреждение автомобиля, которое по факту не обнаружено? Обозначены ли в списке те детали, которые не были нужны для ремонта машины?
- посчитаны ли работы один раз, или некоторые услуги обозначены в списке по нескольку раз?
- соответствуют ли показатели стоимости работы при ремонте авто тем нормам, что предусмотрены за час труда?
Для достоверности проверки следует обращаться к независимым экспертам, чтобы определить не только стоимость услуг, но и подлинность документов, которые предлагаются со стороны страховой организации.
Посмотрите видео. Если страховая подала на вас в суд по ДТП, что делать?
Случаи, когда страховая не возмещает ущерб по ОСАГО
В силу ст.12 ФЗ №40 страхователь вправе рассчитывать на компенсацию понесенных убытков в рамках лимита, определенного ст.7 ФЗ №40, то есть не более чем на 400 тысяч рублей при восстановлении автомобиля и 500 тысяч при возмещении вреда здоровью. Однако в ряде случаев страховщик вправе отказать в выплате, в частности:
- если ремонт либо утилизация авто была осуществлена до осмотра поврежденного имущества страховщиком;
- если страхователь или потерпевший не предоставили полный пакет документов;
- если по результатам проведения независимой технической экспертизы невозможно определить размер убытков;
- если страхователь не в полном объеме исполнил условия договора при наступлении страхового случая.
Когда требуется возмещать ущерб
Федеральный закон № 40-ФЗ, регулирующий вопросы ОСАГО, предусматривает возможность взыскания убытков, которые понес пострадавший человек в результате дорожно-транспортного происшествия.
При этом убытки, понесенные страховой компанией, которая компенсировала вред, причиненный пострадавшему в ДТП, также может быть взыскан с виновника аварии.
Внимание! Статья 14 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает конкретно установленные случаи, при которых выдвижение таких требований допустимо:
- виновник умышленно допустил либо наезд на пешехода, либо порчу имущества;
- водитель, виновный в ДТП, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- лицо скрылось с места происшествия после ДТП;
- виновник не имел возможности управлять автомобилем ввиду отсутствия страховки ОСАГО или водительских прав;
- лицо выступало в качестве таксиста, осуществляло перевозку пассажиров, не имея на такие действия соответствующего ТО.
Смысл в том, что страховая организация взыскивает деньги именно со своего клиента, который допустил нарушения правил ПДД, после чего пострадал другой человек, от чего страховка и реализовывалась.