Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предоставления социального обслуживания на дому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Обслуживание определенных категорий лиц, включая и надомное, регламентируется статьями Федерального Закона № 442-ФЗ от 28.12. 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Под него попадают лица:
- утратившие возможность обслуживать себя;
- имеющие в семье человека с группой инвалидностью (том числе и ребенка-инвалида), который нуждается в обслуживании;
- воспитывающие ребенка или детей, испытывающих сложности в социальной адаптации;
- не имеющие средств к существованию.
Закон № 442-ФЗ не разъясняет точные критерии, определяющие лиц, нуждающихся в социальном обслуживании именно на дому, а не в полустационаре или в стационаре. В ряде случаев этого не нужно. Примером являются люди без собственного жилья или лица, страдающие психическими расстройствами, не позволяющие им ему проживать в обычных условиях. Таким гражданам помощь оказывает только в стационарных заведениях.
В других случаях следует ориентироваться на региональные законы. В большинстве нормативных актов субъектов страны в перечень категорий граждан, нуждающихся в услугах на дому, входят:
- дети-сироты;
- ветераны ВОВ;
- одиноко проживающие супруги погибших или умерших участников ВОВ;
- люди, пострадавшие в горячих точках.
В современном законодательстве РФ существует несколько законов, контролирующих предоставление социальной помощи старикам и инвалидам.
Речь, в частности, идет о таких законодательных актах, как:
-
Указ Президента РФ № 2063 от 25 декабря 2000 года «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения».
-
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (последняя редакция).
Право на обслуживание в отделении социального обслуживания на дому имеют граждане пожилого возраста (женщины, достигшие 55 лет, мужчины — 60 лет), инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию при отсутствии заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию на дому.
Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам; одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, чьи родственники в силу объективных обстоятельств не могут осуществлять за ними уход.
Социальное обслуживание на дому предоставляется бесплатно.
Документы, необходимые для принятия на социальное обслуживание на дому:
— письменное заявление гражданина на имя директора МБУ КЦСОН;
— документ, удостоверяющий личность гражданина;
— заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание на дому;
— справка, выдаваемая органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или оформленная управлением социальной защиты населения администрации района по данным программного комплекса «Надежда», о размере получаемой пенсии;
— документ о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
— справка органа местного самоуправления или жилищно-эксплуатационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
— справки с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах на каждого совместно проживающего члена семьи (родственника).
При поступлении заявления гражданина проводится обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт.
Гражданам, состоящим на учете в отделениях социального обслуживания на дому, предоставляются следующие виды услуг:
— услуги по организации питания, быта и досуга:
— социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;
— услуги по содействию в получении образования;
— правовые услуги.
1. Основной целью надомного социального обслуживания является улучшение качества жизни человека.
2. Социальное обслуживание на дому не вырывает человека из привычной среды, помогая сохранить психологический комфорт.
3. Основные преимущества получения услуг на дому:
— время предоставления услуг удобное обеим сторонам;
— не нужно никуда ехать;
— широкий перечень услуг;
— не нужно приспосабливаться к новому месту, распорядку, персоналу;
— контакт только с одним постоянным социальным работником.
4. Сверх бесплатных услуг в договоре можно оформить дополнительные платные услуги.
Социально-консультативное сопровождение направлено на адаптацию инвалидов в социуме, способствует снятию напряженности в отношениях, создает благоприятную обстановку в семье, обеспечивает связь в обществе, государстве. Инвалидам оказывается социальная поддержка в решении проблем путем выявления граждан, которые нуждаются в консультации, профилактики социальных отклонений, работы с семьей, в которой проживают инвалиды.
Проводятся организации досуга пожилых людей и инвалидов, консультации в области профориентации, обучения, дальнейшего трудоустройства, обеспечения государственными учреждениями необходимого образца, общественными организациями, помогающих бороться с общими проблемами, оказывается правовая консультация. Социально-консультативную помощь оказывает муниципальный центр соцобслуживания, местный отдел социальной защиты населения.
Пригласить социального работника на дом имеют право следующие категории лиц:
- Граждане пенсионного возраста (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
- Люди с ограниченными возможностями (инвалиды всех трех групп).
- Люди, являющиеся временно нетрудоспособными и не имеющие помощников.
- Граждане, попавшие в сложное положение из-за алкогольной или наркотической зависимости члена семьи.
- Некоторые другие категории лиц, например, сироты без места проживания.
Услуги социального обслуживания на дому могут быть оказаны бесплатно, на условиях частичной оплаты или за оплату в полном объеме.
Оплата социальных услуг | Категории получателей |
Бесплатно | Инвалиды ВОВ, ветераны войны, супруги и вдовы участников боевых действий, бывшие узники концлагерей, бывшие жители блокадного Ленинграда, Герои СССР и РФ, Герои социалистического труда.
Инвалиды и пенсионеры, не относящиеся к особым категориям граждан (федеральным льготникам), но имеющие доход ниже 1,5 размера регионального прожиточного минимума. |
Частичная оплата | Граждане, не являющиеся инвалидами и пенсионерами, но нуждающиеся в помощи социального работника и имеющие доход ниже 1,5 размеров регионального ПМ (размер скидки зависит от социального статуса). |
Полная стоимость | Во всех остальных случаях. |
В работе прошлогоднего семинара-совещания по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который проводился в Министерстве соцразвития и труда Камчатского края, приняли участие Министр социального развития и труда И. Койрович, заместитель Министра Е. Меркулов, начальник отдела соцобслуживания Н. Бурмистрова, руководители органов соцзащиты населения и руководители организации соцобслуживания инвалидов и пожилых граждан .
Обсуждались экономические, организационные, правовые основы социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков услуг, полномочия органов власти, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ . Основное внимание было уделено следующим вопросам:
- правом на получение бесплатной социальной помощи на дому обладают граждане с доходом ниже 1,5 величины ПМ по региону (ранее пенсия должна была быть ниже 1 размера ПМ);
- был введен детальный подход к утверждению набора социальных услуг с учетом потребностей гражданина;
- граждане получили право самостоятельно выбирать поставщика социальный услуг;
- теперь на социальное обслуживание на дому могут претендовать не только пенсионеры и инвалиды, но и граждане, являющиеся временно нетрудоспособными, столкнувшиеся с внутрисемейными конфликтами (имеющими отношение к наркомании, алкоголизму у родственников), нуждающиеся в помощи по уходу за ребенком-инвалидом и не имеющие места жительства (при принадлежности к числу детей-сирот).
На сегодняшний день помимо ежемесячных пенсионных выплат законодательством предусмотрена дополнительная помощь в виде набора социальных услуг. Сюда включено обеспечение лекарственными средствами, оформление путевки в санаторий и бесплатный проезд на некоторых видах транспорта.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Лица, обладающие правами на получение социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие разновидности помощи:
№ п/п. | Общий перечень социальных услуг | Дополнительные услуги лицам, не имеющим возможности обслуживать себя самостоятельно |
1 | Приготовление пищи, покупка продуктов по поручению пользователя услуг, уборка в квартире/доме, организация досуга. | Помощь в проведении гигиенических процедур, медицинских манипуляций. |
2 | Доставка питьевой/технической воды, обеспечение дровами для растопки печи при наличии печного отопления. | Сопровождение до лечебных учреждений, бюро медико-социальной экспертизы |
3 | Стирка белья, обустройство жилого помещения, организация быта. | Психологическая поддержка, оказание помощи в заполнении документов, помощь в получении специализированной юридической помощи. |
4 | Помощь в расчете коммунальных платежей и в оплате ЖКУ | Содействие в оформлении пребывания в стационаре, санатории |
5 | Сопровождение до больницы, органов социальной защиты населения, Пенсионного Фонда, магазина, места прогулки, санаторно-курортного учреждения и т.д. | Содействие в получении среднего/высшего образования (инвалидам) |
Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:
- Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
- Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
- заявление;
- паспорт РФ;
- пенсионное удостоверение (при наличии);
- заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
- справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
- справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
- справка о величине доходов.
- Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
- наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
- открытая форма туберкулеза;
- наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
- прием заявителем психотропных препаратов;
- наркотическая или алкогольная зависимость.
- Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
- Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.
Услуга |
Денежный эквивалент |
Обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецепту врача |
828,14 р. |
Обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами, используемые в лечебном питании |
828,14 р. |
Выделение путевки для прохождения санаторно-курортного лечения |
128,11 р. |
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно |
118,94 р. |
Порядок и условия заключения договора
Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.
В документе обязательно прописываются:
- перечень оказываемых услуг, который утверждается специально созданной комиссией после изучения всех аспектов жизни и деятельности физлица;
- частота посещения заявителя, определяемая с учетом нуждаемости гражданина и помощи, оказываемой родственниками или другими людьми.
Уход за пенсионерами на дому, равно как и помощь инвалидам, осуществляется работниками соцслужб после заключения договора. Для подписания соглашения необходимо подать заявление в территориальный орган соцзащиты и предоставить следующие документы:
- паспорт или свидетельство о рождении;
- пенсионное удостоверение;
- документ, подтверждающий место жительство по заявленному адресу;
- справку с заключением медико-социальной экспертизы;
- справку о доходах всех совместно проживающих граждан;
- программу реабилитации.
Законодательная база в области предоставления социальных услуг – от помощи в быту до бесплатной медицинской помощи – продумана во всех деталях. Государством предусмотрены различные формы, способы, виды, модели оказания социальных услуг: платные и бесплатные, на дому или в стационаре, бытовые, медицинские, правовые, психологические, педагогические, трудовые и так далее. Претендовать на них может тот, кто получает ежемесячные денежные выплаты вследствие недостаточного материального обеспечения или по состоянию здоровья.
Получатель в любой момент может отказаться от набора социальных услуг и получать вместо этого надбавку к ЕДВ. Государство же со своей стороны постоянно контролирует качество и эффективность социального обслуживания определенных категорий граждан.
Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом. Услуга, предоставляемая в рамках социального обслуживания является одним из видов потребительской стоимости и не влияет на благосостояние людей.
Можно выделить материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся: транспорт, связь, торговля и т.д.. К нематериальным услугам относятся: просвещение, здравоохранение, искусство, кредитование, страхование.
В словаре социальной работы социальное обслуживание определяется так:
Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” дает следующее определение:
Понятие “социальная услуга” трактуется как деятельность по оказанию помощи клиентам социальной службы, то есть гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание предоставляет услуги в неденежной форме. Граждане, которые не в состоянии себя обслуживать в силу солидного возраста, нуждаются прежде всего в тех услугах, которые обеспечивают их жизнедеятельность: питание, уход. Свою жизнь они не могут организовать без помощи.
Особенностью социальной услуги является и то, что она не только направлена на преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, но и на их прогнозирование и предупреждение.
Социальная услуга направлена на удовлетворение потребностей человека, на помощь в решении образовавшихся проблем, их прогнозирование и предупреждение
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством