Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится водительское удостоверение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России уже не первый месяц идет обсуждение перехода с пластиковых водительских удостоверений на электронные. Сейчас в формате эксперимента их уже используют. Для этого достаточно запросить QR-код в приложении «Госуслуги. Авто».
Действие прав старого образца
Водительские права, срок которых заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, не обязательно сразу менять.
Рассчитать, как долго будет действовать водительское удостоверение, просто. Так, к дате истечения 10-летнего срока действия документа нужно прибавить три года. То есть, если права «заканчиваются» 1 августа 2022 года, то новые права нужно получить до 1 августа 2025 года.
При этом штрафы за использование неактуальных документов сотрудники ГИБДД выписывать не будут. Все сведения и изменения будут прописаны в базе данных Госинспекции. Благодаря этому сотрудники поймут, что права все еще действительны.
Однако если же водитель планирует выехать за границу за рулем автомобиля, обновить документ все же придется. Для поездок по ряду государств также необходимо оформить международное водительское удостоверение.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Чем грозят водителям электронные удостоверения: права или QR-код
Об эксперименте заявил замминистра цифрового развития Олег Качанов. «У нас уже есть определенный план, мы его с коллегами из МВД проработали, согласовали и в формате эксперимента хотели бы запустить в 2021 году на территории выделенных субъектов, самых цифровых, которые в первой четверке», — сообщил чиновник.
— Если критерий именно такой, то Москва, безусловно, будет в этой четверке, — подтвердили «МК» в столичном главке ГИБДД. — Процент цифровизации в столице очевидно наибольший среди регионов России. Что касается сроков и подробностей внедрения, об этом пока говорить рано.
Отметим, что разговор об электронных водительских удостоверениях начался почти пятилетку назад. В 2021 году первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак предложил эту идею и сообщил, что технологически введение электронных «прав» уже возможно. Как утверждал тогда депутат, дело было только за внутренними распоряжениями ГИБДД. Одновременно с электронными водительскими удостоверениями были анонсированы и электронные паспорта транспортного средства (ПТС): их к 2021 году предлагалось внедрить аналогично электронным свидетельствам о собственности на недвижимость. Правда, в 2017-м это не получилось: электронные ПТС для новых автомобилей окончательно введены лишь с 1 ноября 2020 года. С водительскими удостоверениями, похоже, дело обстоит еще сложнее.
— Никакого принудительного перехода на цифровые водительские удостоверения, по имеющейся информации, не планируется, — говорит Елена Н., офицер одного из столичных регистрационных отделений ГИБДД. — Точно так же, как никто не отбирает кредитную карточку, если вы занесли ее в смартфон и расплачиваетесь при помощи мобильного устройства. Просто будут выпускаться новые бланки водительских удостоверений с чипом, можно будет при желании или по истечении срока действия «прав» получить такой документ. И демонстрировать при проверках не его, а QR-код на мобильном.
Отдельный вопрос — как будет при «новом порядке» осуществляться приостановка или лишение права управления автомобилем и насколько надежна будет такая процедура в электронном виде. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский полагает, что «отнестись к этой инициативе нужно как к эксперименту, а только после этого делать выводы».
— Единственная большая «дырка», которую закрывает цифровой формат водительских прав, — это невозврат удостоверений в органы ГИБДД на время лишения права управления авто по суду, — рассказал «МК» Владимир Я., владелец небольшого таксопарка, работающего в Москве. — Очень многие так делают: обязаны сдать на хранение после вынесения постановления по административному делу, но не сдают или «теряют». В результате при проверке на дороге, если гражданин не подозрителен по внешности, инспектор не проверяет действительность документа по его номерам, а просто смотрит на бланк: вроде бы в порядке… Теперь такого быть не должно — хотя тоже как посмотреть: на многих постах в Москве и Подмосковье во время весеннего локдауна можно было показать любой QR-код, вообще любой, и с ним пропускали. Так что вряд ли что-то изменится — кроме того, что «цифры» станет еще больше. И, кстати, что делать с севшим смартфоном, если в машине нет зарядника, — отдельный вопрос.
Цифровая версия водительских прав, возможно, станет генеральной репетицией глобального процесса цифровизации основных идентификационных документов. Как рассказывал в ноябре 2021 года в стенах того же Совфеда глава Минцифры Максут Шадаев, цифровые пропуска, работавшие в ряде регионов весной 2021 года, показали технологическую возможность создания «цифровых двойников» основных документов гражданина — в том числе паспорта, студенческих билетов, социальных карт. Технически, подчеркнул чиновник, все опять-таки готово, но сроки внедрения и тут сдвигаются: первоначально планировалось внедрить электронные паспорта уже с 1 декабря 2020 года, но нормативная база пока не готова.
Отличия от документа старого образца
Теперь права подогнаны под унифицированный международный образец и очень схожи с удостоверениями из других стран. Единственные отличия заключаются в цветовых окрасках и наименованиях регионов. Например, для территории Российской Федерации в левом верхнем углу на документе ставится пометка «RUS». В странах Европейского союза на правах нарисован флаг ЕС.
Перед окончательным введением нового образца корректировки документа обсуждались на водительских форумах. По статистике большинству автолюбителей они понравились, и они с удовольствием бы пользовались новым образцом прав. Их смутило только выведение категорий «ВЕ», «СЕ» и «DE» в отдельные строки.
Лицевая часть нового и старого образца удостоверения сильно не отличается. Однако на обратной стороне все же можно заметить ряд изменений, например, трамвай и троллейбус теперь находятся в отдельных строках, слева от таблицы расположен штрих-код, в котором зашифрованы данные о водителе. Так же, как и в прошлом образце, номер и серия документа дублируются и указываются одновременно на двух сторонах. Это помогает убедиться в том, что документ не поддельный (они должны полностью совпадать). Также предусмотрены голографические коды и сведения о типографии.
Новые условия для отстранения от экзамена в ГИБДД
1 марта 2023 года вступает в силу актуализированный перечень оснований для приостановления проведения экзаменов. Также указаны причины для проставления выдачи российского и международного водительского удостоверения и проставления обмена иностранного водительского удостоверения. Вот список оснований:
- истечение срока действия паспорта;
- истечение срока действия или иного документа, удостоверяющего личность;
- истечение срока действия медзаключения;
- неявка на экзамен или для получения водительского удостоверения.
Также актуализирован перечень оснований, по которым могут аннулировать действующие права. Это может случиться в случае:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Если в ГИБДД узнают, о том, что у водителя обнаружено заболевание, которые не было выявлено при медосмотре, водителю предложат заново пройти обследование с получить права уже с учётом нового состояния. К такой ситуации, например, можно отнести порчу зрения.
Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023
Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.
Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».
Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.
Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:
- развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
- параллельно припарковать ТС;
- начинать ход на подъеме;
- въезд в гараж выполнением заднего хода.
В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
Кто не сможет воспользоваться услугой
Но, как отмечалось выше, законодательная инициатива коснулась национального удостоверения, поэтому распространяется лишь в пределах РФ. А это означает, что поменять документы, дающие право на вождение авто, придётся тем, кто планирует поездки за границу. Кроме того, есть ещё ряд частых ситуаций, когда нужно менять права:
-
изменилась информация о водителе, например, фамилия;
-
случилась утрата или порча водительского удостоверения;
-
появились ограничения медицинского характера — упало зрение, или появились другие проблемы, влияющие на возможность управления автомобилем;
-
выявлена подделка документа, его недостоверность.
Особенности новых прав
В 2021 изменится медицинское освидетельствование водителей, оно является базовой основой, без которого получить права не представляется возможным. Срок действия документа определён федеральным законом о правилах дорожного движения.
Обычно в документах пишется срок действия, однако если отсутствует специальная запись, то удостоверение действительно в течение десяти лет со дня выдачи.
Автолюбитель может управлять транспортным средством вплоть до последнего часа их действия. Профессиональные водители заботятся о смене удостоверения заранее, в противном случае можно «заработать» штраф до 15 тыс. рублей или административные работы сроком до 15 суток (до 200 часов). Еще четыре года назад было введено правило о замене прав по желанию гражданина.
Как выдается и меняется водительское удостоверение
Поправки в порядок прохождения экзаменационных процедур и получения бланка водительского удостоверения зафиксированы в Приказе МВД РФ от 06.09.2017 года № 707 (далее – Приказ № 707). Они вступили в силу с 14 октября 2021 года. Таким образом, правила получения удостоверения регламентируются следующими нормативными актами:
- Административный регламент по проведению экзаменов и выдаче водительских удостоверений (утвержден Приказом МВД от 20.10.2015 № 995);
- Административный регламент по регистрации автотранспорта (Приказ МВД от 07.08.2013 № 605);
- Приказ МВД РФ № 707.
Перечисленными актами буду руководствоваться должностные лица ГИБДД, учреждения МФЦ и автовладельцы.
Прежде всего, нужно отметить возможность получения документов через систему Многофункциональных центров (МФЦ). Это позволяет гражданам самостоятельно выбирать оптимальный вариант оформления прав. Учреждения МФЦ функционируют практически в каждом районном центре, а предоставление госуслуг осуществляется с применением современных технологий (электронная очередь, возможность записаться на прием через портал госуслуг и т.д.).
Менять водительское удостоверения автомобилистам приходится не так уж и часто: это необходимо делать один раз в десять лет, то есть по истечении срока действия документа. Впрочем, есть еще несколько случаев, когда новыми правами придется обзавестись раньше срока. К примеру, могут измениться личные данные при смене фамилии после вступления в брак (или развода). Отметим, что раньше в таком случае можно было ездить со старыми правами. Но теперь езда с устаревшими документами приравнивается к езде без прав.
Кроме этого, права могут быть утеряны владельцем или их могут украсть злоумышленники. Также замена удостоверения потребуется при обнаружении нарушений во время его оформления или при появлении новых медицинских показаний, ограничивающих управление автомобилем. Случаи, когда водитель открыл новую категорию или собрался поменять российские права на международные, также требуют замены документа.
Чем еще могут отличаться национальные и международные права?
Помимо перечисленных выше критериев они разнятся между собой по порядку получения. При этом оба документа можно оформить в любом отделении ГИБДД.
Согласно законодательству, национальное удостоверение в зависимости от категории транспортного средства выдается по достижении 16 или 18 лет. Международные права оформляются только при условии, что лицу на момент подачи заявления исполнился 21 год.
Кроме того, в отношении международного удостоверения действует ряд ограничений:
- по ним нельзя ездить по российской территории;
- они действительны в течение 1,3 или 5 лет.
Серия и номер водительских прав
Правила могут несколько отличаться от Правил движения по российским автодорогам. У некоторых автомобилистов при себе действуют еще права старого образца. Для того чтобы иметь более полное представление о структуре бланка ВУ, следует рассмотреть более детально, его элементы.
При этом очень желательно сравнить со старыми водительскими правами, чтобы понимать, в чем состоят изменения и как теперь выглядит новый документ.
Полная структура и расшифровка документов поможет ориентироваться в новых правах и знать, куда смотреть, чтобы считывать серию и номер.
Рекомендуем прочесть: Калькулятор расчета амортизации
В серию водительского удостоверения старого типа входят буквы – прописные литеры русского алфавита. Но буквы эти не простые, а идентичные латинскому переводу.
С какого возраста выдаются водительские права
Итак, давайте теперь подробнее рассмотрим возраст, по достижении которого можно получить водительское удостоверение:
- Для получения прав категории «A1» и «M», гражданину должно быть не менее 16 лет;
- Для получения в/у категорий «A», «B», «B1», «C» и «C1», человеку должно быть не менее 18 лет, при этом обучения в автошколе на право управления автомобиля из категории «B» и «C» можно пройти в 17 летнем возрасте;
- Получить право управлять трамваями(«Tm») и троллейбусами(«Tb») можно с 21 года;
- Обучится и получить категории «D» и «D1», можно после того как вам исполниться 21 год;
- Для того чтобы получить право на управление ТС категорий «BE» (не моложе 19 лет), «CE» (не моложе 19 лет), «DE» (не моложе 22 лет), понадобиться опыт вождения ТС из категорий «B», «C» и D от 1 года. При этом претенденту на эти категории не нужно дополнительных документов, хватит лишь прав с одной из указанных выше категорий срок вождения, по которым составляет не менее 12 месяцев.
- На открытие категорий «C1E» и «D1E», также понадобиться опыт вождения от 1 года, и одна из открытых категорий «C1» и «D1» или «C» и «D» соответственно.
Зачем получать международные права
Причина получения у международных прав одна – беспрепятственные поездки за рулем автомобиля по зарубежным дорогам. Однако, рассматривая нюансы возникновения такой надобности более подробно, можно выделить несколько оснований для получения прав.
Таблица 1. Причины получения международных водительских прав
Причина | Описание |
---|---|
Аренда машины | Наиболее часто необходимость получить права возникает в тех случаях, когда вы планируете поехать в путешествие, и взять на месте машину для большей мобильности. С Российскими правами это сделать нельзя практически нигде, а вот с международными – где угодно. |
Упрощение бюрократических процедур | Кроме того, наличие международных прав лишает вас необходимости каждый раз доказывать, что вы умеете водить, и знаете правила дорожного движения, приезжая в новое государство. Доказывать искомые компетенции необходимо, например, если вы часто ездите в командировки, или же уезжаете за рубеж на ПМЖ. |
Немного о документе и его функциях
Право водителя управлять тем или иным видом транспортного средства подтверждает водительское удостоверение. На сегодняшний день различают две разновидности данного документа:
- национальное;
- международное.
Согласно Правилам дорожного движения, передвигаться по дорогам общегосударственного значения возможно на основании удостоверения национального образца. Оно не только наделяет своего владельца определенными правами и обязанностями, но и подтверждает, что он прошел все предусмотренные законом этапы:
- закончил обучение в автошколе;
- сдал внутренние экзамены в рамках учебного заведения;
- успешно прошел теоретические и практические испытания в ГИБДД.
Расшифровка категорий и подкатегорий
С 2014 года оборотная сторона документа изменена:
- добавлены новые категории и подкатегории водительских прав;
- введена отметка о допуске к вождению ТС только с автоматической коробкой передач.
На сегодняшний день существует 16 категорий водительских прав. Расширенная линейка строго ограничивает допуск к вождению той или иной категории транспортной техники.
Расшифровка категорий и подкатегорий транспорта представлена в таблице:
Категория и подкатегория | Пиктограмма | Тип транспортного средства |
↓ | Тяжелые мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см³ | |
↓ | Облегченные мотоциклы с двигателем объемом 50-125 см³ | |
↓ | Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 тонн и количеством пассажирских мест до 8 | |
↓ | Трициклы и квадрициклы | |
↓ | Легковой автотранспорт класса В с прицепом, масса которого превышает 750 кг | |
↓ | Грузовой автотранспорт общей массой свыше 3,5 тонн | |
↓ | Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 тонн | |
↓ | Грузовики категории С с прицепом, масса которого превышает 750 кг | |
C1E ↓ | Грузовики подкатегории С1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн | |
↓ | Автобусы с числом мест для пассажиров более 8 | |
↓ | Малые автобусы. Пассажирский автотранспорт с местами для пассажиров от 8 до 16 | |
↓ | Автобусы категории D с прицепом массой свыше 750 кг; сочлененные автобусы | |
D1E ↓ | Автобусы подкатегории D1 с прицепом массой более 750 кг, максимальная масса состава до 12 тонн | |
↓ | Мопеды, скутеры и квадроциклы с малой мощностью | |
↓ | Трамваи | |
↓ | Троллейбусы |
Как можно увидеть из таблицы обозначение E в подкатегории указывает что водитель должен обладать навыками управления ТС буксирующим тяжелый прицеп, масса которого превышает 750 кг. Если открытые вам категории (B, С, С1, D, D1) не имеют приставки Е, вы также можете транспортировать прицепы, но более легкие (в пределах 750 кг).
В новой классификации, к общеизвестным категориям, добавилась категория М. Допуск к вождению мопедом открывается автоматически если у водителя уже имеется водительское удостоверение. Если для вас это первая открываемая категория, чтобы полноправно управлять мопедом предстоит пройти подготовку в автошколе и сдать экзамены в ГАИ.
Открытая основная категория разрешает управлять транспортом младшей подкатегории. Однако наличие младшей категории не позволит получить допуск к вождению более тяжелой или вместительной машины.