Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая обязанность и ее исполнение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По смыслу комментируемой статьи пени подлежат уплате налогоплательщиком или плательщиком сборов в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный НК РФ и иными актами налогового законодательства срок суммы налога или сбора. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки, независимо от применения иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Что делать, если налог не уплачен в срок
Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
1) Телефонные переговоры с инспектором.
Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
Пример расчета пени по налогам
ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.
Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:
- 25.10.2019 — 10 000 руб.;
- 25.11.2019 — 10 000 руб.;
- 27.12.2019 — 10 000 руб.
Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:
- с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
- с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).
Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.
Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.
Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.
Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.
В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
При этом необходимо учитывать следующие условия.
Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).
Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.
В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.
Когда пени не начисляются
Ст. 64 НК РФ предоставляет плательщикам возможность получить отсрочку (или рассрочку) по уплате налога в определенных обстоятельствах. По федеральным налогам срок уплаты может увеличиваться на 1-3 года. Закономерно, что в таком случае пени не начисляются.
Период исполнения обязательств перед бюджетом увеличивается решением ИФНС по заявлению плательщика, финансовое положение которого не позволяет в данный момент перечислить обязательную сумму по причине:
- причинения ущерба стихийным бедствием или катастрофой;
- несвоевременного получения бюджетных ассигнований;
- угрозы банкротства (при единовременной уплате налога);
- ведения деятельности сезонного характера и др.
Закон N 137-ФЗ внес изменения в ст. 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 г. налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.
Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога.
Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.
После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.
Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.
Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.
Минфин России в Письмах от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 г. пересчитываются пени.
С 1 января 2007 до 1 января 2008 г. возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в п. п. 9 и 10 ст. 7 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с указанными Письмами в 2007 г. эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.
Из определения следует, что пеня по налогам — это денежная сумма, часть имущества налогоплательщика, которой он лишается. Основанием для лишения налогоплательщика принадлежащего ему имущества является неуплата или неполная уплата налогов в установленный срок или уплата налогов в более поздние сроки, чем установлено законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 75 НК сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня является одним из проявлений более общего понятия — юридической ответственности — обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпевать меры государственно-правового принуждения, выражающаяся в ограничениях личного неимущественного, организационного или имущественного характера.
Основанием для лишения налогоплательщика принадлежащего ему имущества является нарушение законодательно установленного срока уплаты (перечисления) налога, авансового платежа или сбора. Следовательно, пеня — это дополнительный платеж, который неотделим от правонарушения и выступает его следствием.
Уплата пени выходит за рамки основной (нарушенной) обязанности и означает для налогоплательщика исполнение новой (дополнительной) обязанности, которая возникает из юридического факта правонарушения в виде просрочки уплаты (перечисления) налога, авансового платежа или сбора и заключается в необходимости претерпеть лишения имущественного характера.
Так, в отличие от иных способов обеспечения, правоотношения по применению которых прекращаются в момент уплаты налога или сбора, исполнение обязанности по уплате налога хотя и прекращает начисление пени на сумму недоимки, но не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить уже причитающиеся ему суммы пеней.
По своим правовым характеристикам пеня кардинально отличается от иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов любым иным способом, указанным в главе 11 НК, изменяет лишь порядок взыскания налогов или сборов, но не увеличивает размер взыскиваемых сумм. Напротив, начисление пени стимулирует налогоплательщика к исполнению своей обязанности по уплате налогов своевременно и в полном объеме под угрозой несения в случае просрочки уплаты дополнительных расходов.
При этом уплата пени всегда сопряжена с государственным принуждением. Возможность добровольного исполнения налогоплательщиком возложенной на него обязанности по уплате пени не меняет принудительного характера этой меры, поскольку государство всегда оставляет за собой право принудить правонарушителя к претерпеванию тех негативных последствий, которые вытекают из применения к нему этой санкции. А именно, при неуплате пени подлежат принудительному взысканию с налогообязанного лица.
Налоговая пеня по своим сущностным чертам является аналогом законной неустойки, применяемой в гражданском праве.
В 45 норме НК сказано, что налог считается уплаченным, а значит и обязанность исполненной, как только в банк предъявлено поручение о переводе средств в бюджетную систему со всеми необходимыми реквизитами (счет казначейства и т.д.). При этом немаловажным является и то, что средств плательщика должно быть достаточно, для проведения соответствующей трансакции.
Если в установленные законом сроки не произвести платежную операцию или деньги не поступили по иным причинам (при переводе по поручению деньги были зачислены не по назначению, например, из-за ошибки в реквизитах) образуется недоимка, которая влечет начисление неустойки, а порой и иных меры.
Начисление пени за неуплату налогов производится не произвольно, а строго по определенной формуле. Учитывается срок наличия недоимки в днях, размер основного долга (неисполненного обязательства) , ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки и коэффициент, применимый к конкретному виду правоотношений. Для налоговой сферы это в основном 1/300.
При этом пени охватывают не только налоговые платежи, но и авансовые выплаты на налоги и сборы.
Если ИФНС выявила недоимку, то она направляет в адрес неплательщика письменное требование. Оно содержит размер долга, срок, который предоставлен для самостоятельного погашения обязательства, начисленная пеня на дату отправки документа. Одновременно адресату разъясняются последствия игнорирования требования.
Некоторым предприятиям вменяется уплата налоговых авансов в течение отчетного периода. Обязательство будет считаться исполненным в том же порядке, который устанавливается для бюджетного отчисления в целом. Это означает, что если суммы будут направлены после определенной в законодательстве даты, то сверху будут начисляться дополнительные проценты. Например, предприятию могут вменяться:
- Пени по налогу на прибыль. По окончании каждого периода предприятия обычно начисляют авансовую сумму исходя из ставки и дохода. Она исчисляется нарастающим итогом с первого числа года до последнего.
- Пени по налогу на имущество. Сумма аванса определяется по окончании каждого периода. Ее величина – 1/4 произведения ставки и средней цены имущества, установленной за соответствующий временной промежуток.
- Пени за несвоевременную уплату налога на транспорт. Предприятие исчисляет сумму аванса по окончании каждого периода величиной в одну четвертую произведения ставки и соответствующей базы. Региональным нормативным актом может отменяться такая обязанность.
- Пени по земельному налогу. Авансовые суммы исчисляют те субъекты, для которых в качестве отчетного периода определен квартал. Платежи ими рассчитываются по окончании 1, 2 и 3 кварт. текущего года как 1/4 ставки % доли от кадастровой стоимости участка. Распоряжениями местных властей обязанность по отчислению авансов может отменяться.
Пени по займам от МФО
Несколько другая ситуация касается тех, кто должен микрофинансовым организациям. Пеня на сумму долга начисляется точно такая же, как и в случае с банковским кредитом. То есть согласно ФЗ-353 это 20% годовых, плюс положенная по договору ставка.
Но именно сфера микрокредитования загоняла заемщиков в настоящую кабалу. Дело в том, что на сегодня предельная ставка по займам — 1% в день, ее чаще всего и назначают кредиторы, а это 365% годовых. То есть к 20% годовых добавляются 365%. В итоге долг увеличивается кардинально быстро.
Чтобы уберечь заемщиков от неоправданно высоких неустоек, законодательно ограничена сумма, которую могут требовать микрокредиторы в виде неустоек. В виде пеней и процентов МФО не правомочна требовать с заемщика более 1,5-кратной величины займа.
Проще говоря, если сумма микрозаймам на момент выдачи составляла 10 000 рублей, то в виде процентов и пеней при просрочке МФО может начислить максимум 15 000. То есть общая требуемая к возврату сумма не может быть больше 25 000 рублей.
Расчет пени за несвоевременную уплату налога
ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.
Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:
- 25.10.2019 — 10 000 руб.;
- 25.11.2019 — 10 000 руб.;
- 27.12.2019 — 10 000 руб.
Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:
- с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
- с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).
Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.
Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:
Период расчета | Число календарных дней | Ставка рефинансирования | Расчет | Результат |
---|---|---|---|---|
26.11–16.12 | 21 | 6,5 | 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 | 45,5 |
17.12–25.12 | 9 | 6,25 | 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 | 18,75 |
26.12–27.12 | 2 | 6,25 | 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 | 8,33 |
Итого | 72,58 |
Пользуйтесь этой же формулой, если хотите понять, как рассчитать пени за несвоевременную уплату НДФЛ и любого другого налога.
Пеня как способ обеспечения исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
-
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018)
-
Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
«О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ (ред. от 15.04.2019)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О теплоснабжении»
-
Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об инновационном центре «Сколково»
Все документы >>>
-
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002
«О бюджетной политике в 2003 году»
-
Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198
«О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»
-
Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200
«О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»
Чем грозит неуплата авансового платежа по налогу
Налицо четкая тенденция к усилению значимости сроков взыскания налогов (сборов). Суды защищают интересы налогоплательщиков, когда налоговые органы пытаются обойти положения налогового законодательства о сроках взыскания, используя другие нормы и механизмы.
Однако налогоплательщики будут сталкиваться с подобными нарушениями, пока существует корень данной проблемы. Речь идет о том обстоятельстве, что налоговые органы, несмотря на истечение сроков взыскания налогов, тем не менее продолжают учитывать соответствующую задолженность в своих информационных базах (карточках расчетов с бюджетом — КРСБ). В результате, когда те или иные решения налоговая принимает с учетом данных КРСБ, имеющаяся недоимка (в том числе по которой истекли сроки на взыскание) влечет за собой соответствующие юридические последствия — на нее автоматически начисляют пени и отражают вместе с самой недоимкой в справках.
Налогоплательщики неоднократно пытались решить данную проблему, обращаясь в суды с требованиями о списании задолженности, по которой истекли сроки на взыскание, со своих карточек, но, как правило, результата не достигали.
Главное препятствие на пути судебной защиты нарушенных прав создал Высший Арбитражный Суд РФ. В ряде своих решений он сформулировал крайне невыгодную для налогоплательщиков правовую позицию. По мнению суда, наличие в лицевом счете как в документе внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, так как не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей и не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика (Постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04, N 16504/04, от 6 ноября 2007 г. N 8241/07, Определение от 28 апреля 2009 г. N ВАС-4793/09).
Очевидно, что такая позиция является спорной. Несмотря на нее, в некоторых случаях налогоплательщикам все-таки удается добиться успеха в суде, заявляя требования об обязании налогового органа исключить из КРСБ данные по просроченным суммам налогов и пеней (Постановления ФАС Московского округа от 18 июня 2008 г. по делу N А40-52005/07-129-331 и от 8 августа 2007 г. N КА-А40/7844-07, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2008 г. по делу N А55-3566/2008, от 16 декабря 2008 г. по делу N А55-5153/2008).
Поэтому остается надежда, что в целом динамично развивающаяся судебная практика по данному вопросу убедит и высшую судебную инстанцию пересмотреть свою старую, по сути, ошибочную позицию.
В нашу фирму обратился клиент со следующей ситуацией. С 2006 года на лицевом счете его фирмы числятся неоплаченные пени по налогам на сумму более 500 тысяч рублей. Бухгалтер компании неоднократно направлял в инспекцию заявление с просьбой исключить зависшие суммы в связи с истечением срока давности. Сотрудники налоговой на подобные письма отвечали отказом.
Давайте разберемся, как можно решить данную проблему.
Большинство бухгалтеров решают вопрос просто — убеждают руководителя в необходимости погасить долг, чтобы «спать спокойно».
Однако существует и менее затратный способ, а именно признать долги по налогам и пени безнадежными к взысканию в судебном порядке.
Налоговики не могут заставить компанию или предпринимателя погасить долги перед бюджетом по истечению определенного срока, а именно срока исковой давности.
На практике срок исковой давности складывается из нескольких составных частей:
3 месяца . Срок, в течение которого инспекция направляет компании требование на погашение налога, пени, штрафа.
10 дней. Этот срок отводится компании на исполнение выставленного требования.
2 месяца . В течение этого времени инспекция может взыскать выявленные долги за счет денежных средств на расчетных счетах.
6 месяцев . Дается инспекции для обращения в суд и взыскания недоимки в судебном порядке.
В итоге, по истечении чуть менее одного года с момента обнаружения налоговой инспекцией неуплаченных пени и налогов любой налогоплательщик может смело идти в суд.
Когда инспекция выставляет требование об уплате налога, пени или штрафа по результатам проверки, с ним все более или менее понятно: и суммы узнаваемы, и основания доначислений уже ясны. Но зачастую требование инспекции основано лишь на неких старых цифрах из вашей карточки «Расчеты с бюджетом» (карточка РСБ, бывшая карточка лицевого счета). В такой ситуации важно не растеряться и понять, что же с ним делать.
Пени – определяется как рассчитываемая денежная сумма, возлагаемая на налогоплательщика в случае неуплаты установленных сумм налогов или сборов, в том числе налогов связанных с перемещением через границу Таможенного союза, в срок более поздний установленного. В связи с вышесказанным формируются следующие положения:
1. Пени – прямая обязанность, а не право плательщика.
2. Начисление пени по налогам выполняется в случае несвоевременного выполнения своих обязанностей плательщиком.
3. Пени не зависят от санкций за налоговые правонарушения и применяются всякий раз при несвоевременной оплате платежей.
4. Начисление пени возлагается не только по платежам внутреннего рынка, но и в случаях перемещения товаров через границу Таможенного союза.
5. Начисление пени прекращается с момента погашения соответственной суммы налогов и сборов. В случае неуплаты пени плательщиком, то пени не начисляется на пени.
Вышеперечисленные правила начисления пеней применяются на налогоплательщиков, ��лательщиков сборов и налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые перечисляются организацией несвоевременно.
Начисление пени по налогам не выполняется в случае:
-у плательщика имеется переплата по налогу;
-величина имеющейся переплаты всецело покрывает размер пени;
-если размер переплаты, образован ранее возникновения недоимки, полностью покрывает ее. В случае если размер переплаты не покрывает размер выявленной недоимку, то размер штрафов снижается пропорционально величине переплаты.
Переплатой считается сумма налогов, пеней по кредиту и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ).
Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:
-налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
-зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).
Расчет пени выполняется за каждый просроченный день уплаты налога. Начисление пени выполняется со следующего календарного дня, установленного законом, уплаты налога (сбора).
Пример 1. Необходимо оплатить налог сроком не позднее 28 апреля 2015 г. Налогоплательщик, в указанный скок оплату не произвел. Следовательно, с 29 апреля включительно, производиться начисление пени.
Дата начисления пени по налогам определена. Логичным звучит вопрос – по какую дату следует начислять проценты??
Пример 2. Введем дополнительные условия, к примеру, выше. Допустим, что уплата налогов налогоплательщиком была произведена 7 мая того же года. Вопрос: будет ли день оплаты включен в период, за который начисляется, пеня за нарушение периода уплаты или крайний день начисления 6 мая?? На этот вопрос существует два ответа.
Согласно ФНС России, начисление пени выполняется до дня уплаты включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Тем не менее, судебная практика гласит о том, что день уплаты не подлежит включению в период начисления пени. Следовательно, в нашем примере начисление пени согласно ФНС России, выполняется за 9-дневный период, однако согласно судебной практике оплата выполняется за 8 дней.
Заключение: период начисления пеней по налогам не есть строго определённым, и зависит от решения контролирующих органов и решения судов.
Пени: определение, важные правила.
Пени – определяется как рассчитываемая денежная сумма, возлагаемая на налогоплательщика в случае неуплаты установленных сумм налогов или сборов, в том числе налогов связанных с перемещением через границу Таможенного союза, в срок более поздний установленного. В связи с вышесказанным формируются следующие положения:
1. Пени – прямая обязанность, а не право плательщика.
2. Начисление пени по налогам выполняется в случае несвоевременного выполнения своих обязанностей плательщиком.
3. Пени не зависят от санкций за налоговые правонарушения и применяются всякий раз при несвоевременной оплате платежей.
4. Начисление пени возлагается не только по платежам внутреннего рынка, но и в случаях перемещения товаров через границу Таможенного союза.
5. Начисление пени прекращается с момента погашения соответственной суммы налогов и сборов. В случае неуплаты пени плательщиком, то пени не начисляется на пени.
Вышеперечисленные правила начисления пеней применяются на налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые перечисляются организацией несвоевременно.
Начисление пени по налогам не выполняется в случае:
-у плательщика имеется переплата по налогу;
-величина имеющейся переплаты всецело покрывает размер пени;
-если размер переплаты, образован ранее возникновения недоимки, полностью покрывает ее. В случае если размер переплаты не покрывает размер выявленной недоимку, то размер штрафов снижается пропорционально величине переплаты.
Переплатой считается сумма налогов, пеней по кредиту и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ).
Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:
-налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
-зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).