Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтранс утвердил новый порядок оформления путевых листов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.
Как заполнять путевые листы в этом и следующем году
Наименование и номер путевого листа указываем в шапке документа. Обычно для наименования используют комбинацию: путевой лист + тип транспортного средства. Например, «Путевой лист для грузового автомобиля». И ведут внутреннюю нумерацию.
Путевые листы разделяют на однодневные и многодневные, со сроками начала и окончания. Максимального срока действия путевого листа нет.
Собственником (владельцем) транспортного средства может быть юрлицо или ИП – от его имени и заполняем документ.
Исчерпывающую информацию приводим в графе «Сведения о ТС»:
-
тип ТС,
-
марка и модель (при наличии прицепа – марка и модель прицепа),
-
государственный регистрационный номер (при наличии прицепа – госномер прицепа),
-
дата и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС,
-
дата и время выпуска ТС на линию и его возвращение.
Журнал учета путевых листов в 2022 году
ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.
Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:
-
Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.
-
Таблица, в которой указывают:
- номер путевого листа и дату его выдачи,
- данные водителя и его табельный номер,
- гаражный номер автомобиля;
- подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.
Чем форма 6-спец отличается от формы 6?
Путевый лист автобуса необщего пользования применяется для бухгалтерского учета нерегулярных автобусных пассажирских перевозок. Например, это актуально, когда требуется доставить работников предприятия от места сбора к рабочим местам, для поездок внутри предприятия либо доставки рабочих на объект. Во всех этих случаях целесообразно воспользоваться служебным автобусом. Форма 6 отличается от формы 6-спец:
- Продолжительностью действия: форма 6 имеет более длительный срок использования, в отличие от формы 6-спец, рассчитанной на 1 рабочий день или смену шофера.
- Назначением. Форма 6 используется для рейсовых автобусов на городских и пригородных маршрутах, а форма 6-спец – на нерегулярных рейсах для внутренних потребностей фирмы (для транспортировки грузов, находящихся во владении компании либо для перевозки сотрудников).
- Числом заказов в одной путевке. Форма 6 не имеет ограничений такого рода, в то время, как форма 6-спец предназначена для реализации заданий, поставленных одним либо максимум двумя заказчиками.
Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»
ВНИМАНИЕ! Согласно информации Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152.
Извлечения
Постановление устанавливает ведение первичного учета по указанным унифицированным формам первичной учетной документации юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями, и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Бланк путевого листа автобуса необщего пользования
Госкомстат РФ в постановлении от 28.11.1997 № 78 утвердил ряд унифицированных бланков, которые должны использоваться транспортными фирмами. В числе таковых — путевой лист автобуса формы 6-спец, предназначенный для машин необщего пользования.
С 2013 года формы документов, введенные Госкомстатом, стали необязательными для применения, и разработать их можно самим. Но путевые листы автобусов должны содержать набор обязательных реквизитов. Такие реквизиты приведены в приказе Минтранса России от 11.09.2020 №368. Документ применяется с января 2021 года. Ранее обязательные реквизиты путевого листа были регламентированы приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152.
Однако внесенные приказом № 368 изменения не отразились на возможности применения унифицированной формы 6-спец (путевого листа автобуса необщего пользования). То есть унифицированную форму можно использовать и далее, добавив в нее обязательные реквизиты из нового приказа Минтранса № 368.
Подробнее об обязательных реквизитах пуевого листа с 2021 года рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Особенности работы с путевым листом автобуса
Функция путевого листа — зафиксировать те сведения, на основании которых водителю начисляют заработную плату. В данном случае это пройденный километраж. Также указывают сведения о самом автобусе, времени выезда, возвращения, потраченные ГСМ и т.д. ГСМ на основании путевого листа подлежат списанию.
Информация о том, как нужно работать с путевыми листами, указана в приказе Минтранса от 18 сентября 2008 года №152. В 2018 году в документ были внесены изменения.
На каждый автобус надо оформлять свой путевой лист. Делается это до начала рейса. В случае если во время действия документа автобус используется несколькими водителями, то можно оформить на него несколько путевых листов: по одному на каждого водителя.
Даты, время, показания должны заверять диспетчер и сам водитель. Данные о медосмотре заполняет медработник, а о техническом состоянии автобуса — механик. Он тоже расписывается за достоверность внесенной информации.
Выписанные путевые листы необходимо собственникам транспортных средств фиксировать в журнале регистрации путевых листов.
Важно! Путевые листы хранить в организации необходимо не менее 5 лет.
Для каких случаев предусмотрена форма № 6
Форма № 6 называется «Путевой лист автобуса необщего пользования». Стоит заметить, что не дается четкого определения этой категории транспорта. Однако из сравнения с законом № 257-ФЗ можно сделать вывод, что это касается микроавтобуса, которым владеет лицо или государственный орган и который используется для осуществления их деятельности.
Важно! Автобусом необщего пользования правильно считать транспортное средство, находящееся в собственности муниципального учреждения, юридического или физического лица и применяемое им для собственных нужд.
Как пример, микроавтобус принадлежит организации и задействуется для того, чтобы развести персонал после рабочего дня. Тогда его можно отнести к транспортным средствам необщего пользования. То же самое относится и к машинам, которые используют для перевозки принадлежащих фирме грузов.
Как и в случае с другими транспортными средствами, компании, использующей микроавтобус, нужно оформлять сопроводительную документацию. Для этого можно взять ранее обязательный шаблон № 6. В бланке отражаются данные организации, ФИО водителя, марка транспортного средства. Предусмотренные в листке отрывные талоны используются для расчетов с заказчиком. Далее можно скачать бесплатно путевой лист автобуса образец.
Правила заполнения путевого листа, различия по формам
Путевой лист по форме № 6 оформляется в одном экземпляре на каждый автобус. Путевой лист по форме № 6 (спец) оформляется только на два заказа для одной организации, а потому он включает отрывную часть с двумя талонами. Кроме того, бланк № 6 (спец) выписывается в двух экземплярах или же больше, если во время одного рейса будут работать водители посменно.
Других различий между формами путевого листа на автобус № 6 и № 6 (спец) нет, то есть они заполняются аналогичным образом. Необходимо отметить, что обязательно нужно заполнять маршрут следования транспортного средства. При этом нужно писать точную информацию, наименования и адреса, а идентичные записи (к примеру, поездки по городу) не будут приняты к налоговому учету со стороны налоговых инспекторов.
Кроме непосредственного маршрута следования в путевом листе должна содержаться и иная информация по ГСМ, а именно:
- остаток ГСМ на начало смены;
- количество полученного ГСМ;
- расход ГСМ за день;
- остаток ГСМ на конец смены.
Путевые листы для легковых и грузовых автомобилей 2021
Индивидуальным предпринимателям и организациям путевые листы необходимы для следующих целей:
- учета расходов топлива (бензина) и ГСМ;
- учета общих затрат на транспортные средства;
- начисления амортизации на транспортные средства;
- организации (контроля) движения автотранспорта;
- расчета зарплаты водителям.
Вне зависимости от того, находится ли транспортное средство в аренде или в собственности компании, на него необходимо оформить путевой лист, относящийся к первичной документации.
При этом как сказано в п.8 Порядка, утв. приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368, письмо Минтранса от 15.01.2021 № ДЗ-66-ПГ, не имеет значения, используют транспортное средство в коммерческих целях или для собственных нужд.
В соответствии с изменениями в отношении оформления путевого листа в 2021 году, печать на документе не является обязательным реквизитом. Об этом говорится в пункте 1 приказа Министерства транспорта №17 от 18 января 2017 года.
Таким образом, если не поставить печать на документе, то это не будет считаться ошибкой. К тому же многие организации вправе работать без печати. В любом случае даже при отсутствии печати, документ будет считаться действительным при включении в путевой лист всех необходимых по законодательству реквизитов (№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, статья 9).
Начиная с 15 декабря 2017 года, в соответствии с приказом Минтранса № 476 от 07 ноября 2017 года, в путевой лист в состав данных об автомобиле нужно включить:
- дату предрейсового контроля транспортного средства – число, месяц и год;
- точное время – часы и минуты.
Контроль обязаны проходить организации, которые занимаются транспортировкой грузов или пассажиров.
В 2021 году организации и ИП должны указывать в путевом листе некоторые дополнительные сведения о себе, а именно:
- для организаций – ОГРН;
- для ИП – ОГРИП.
До этого такие данные не включались в документ.
Путевку можно выписать на такие периоды:
- на один рабочий день;
- на один месяц;
- на один рейс.
Путевой лист оформляют диспетчеры или работники, которые ответственны за выпуск в рейс автомобилей.
С 2021 года в строке сведения о транспортном средстве необходимо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Еще одно новшество в путевом листе с 2021 года. В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения перевозки». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Видов перевозок всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Видов сообщения пять, к ним относятся:
- перевозки пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении;
- перевозки в городском сообщении в границах населённых пунктов;
- перевозки в пригородном сообщении между населёнными пунктами на расстоянии до 50 км между границами этих населённых пунктов;
- перевозки в пригородном сообщении между населёнными пунктами на расстоянии более 50 км между границами этих населённых пунктов;
- перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы, в том числе транзитом через Россию.
С 2021 года изменен порядок проставления отметки о медосмотре и техническом контроле.
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. До 2021 года было указано, что это делает контролёр технического состояния. Если техническое состояние удовлетворяет необходимым требованиям, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в новых правилах конкретизировали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Закрытые путевые листы следует не менее пяти лет (на основании Приказа Минтранса РФ №152 от 18.09. 2008 года). Ответственность за хранение документа несет:
- руководитель фирмы;
- должностные лица (отвечающие за эксплуатацию автомобиля).
Проверкой путевых листов могут заняться:
- ГИБДД;
- ФНС;
- ГИТ.
При отсутствии путевого листа может быть наложен штраф по статье 12.13 КоАП: по 200 рублей за каждый неоформленный путевой лист.
Собственно сам бланк путевого листа в 2021 году по сравнению с 2020 годом не изменился. Поменялись правила его заполнения.
Не указан пункт назначения — расходы на ГСМ списать не получится
Весьма примечательна еще одна ситуация, имевшая место в рамках арбитражного дела № А55-23291/2012. ВАС отказался его передавать на уровень президиума данной инстанции, оставив, таким образом, решение кассации в силе.
Налогоплательщик подал иск против ФНС, намереваясь оспорить решение налоговиков об отказе во включении в структуру расходов фирмы затрат на ГСМ. Инспекторы ФНС посчитали данные издержки неподтвержденными, так как в путевых листах, сформированных налогоплательщиком в подтверждение затрат на ГСМ, не были указаны пункты назначения, в которые ездили водители.
Сумма, фигурировавшая в иске, весьма приличная — 700 000 руб. Но у налогоплательщика не получилось ее отсудить. В ходе слушаний в рамках первой инстанции судьи подтвердили правоту налоговиков. Апелляция дала шанс истцу, установив, что путь следования машины, а также пункт назначения груза не должны фиксироваться в таком документе, как путевой лист, организациями, которые не являются по основному профилю деятельности транспортными. К тому же, как посчитала апелляционная инстанция, путевой лист не должен рассматриваться как единственный источник, способный подтвердить задействование автомобиля в коммерческой деятельности налогоплательщика.
Однако кассация отменила решение, вынесенное апелляционной инстанции. Судьи посчитали, что путевой лист — это документ, который создается именно с целью подтверждения обоснованности издержек фирмы в виде затрат на ГСМ. Поэтому если путевой лист не содержит сведений о пункте назначения, то, по мнению судей, нельзя достоверно установить факт задействования автомобиля водителями фирмы в служебных целях. Поэтому данный реквизит путевого листа, если следовать позиции кассации, нужно рассматривать как обязательный, отражающий сущность хозяйственной операции.
Сведения о пункте назначения, фиксируемые в таком документе, как путевой лист, если следовать логике положений определения ВАС по данному делу, должны быть в достаточной мере подробными. Как считал ВАС, путевой лист должен включать название организации, куда едет машина, а также адрес соответствующего объекта.
Нормы расхода топлива
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».
В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.
НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).
Путевой лист автобуса необщего пользования на 2019 год
Путевой лист – это документ, по которому учитывается работа водителя, а также пробег, маршрут транспортного средства. Водители должны каждый день получать путевые листы, ведь они необходимы для бухгалтерского учета организации, налоговых инспекторов.
С помощью данных документов осуществляют учет затрат на топливо и вычеты из налоговой базы. Суть путевого листа заключается в уменьшении суммы уплаты налоговых взносов.
Использование автобусов организацией может быть как для общего назначения – городского и между городского маршрута, так и необщего пользования, то есть в целях доставки сотрудников до места трудовой деятельности либо для другого транзита. Учитывают работу указанного транспортного средства по путевому автобусному листу с необщим пользованием.
Применение путевого листа автобусов с необщим пользованием помогает учитывать работу транспорта, перевозящего людей, вместе с деятельностью водителя. Выдача этого документа должна соответствовать всем пунктам и производиться с наибольшей ответственностью.
Он является важным первичным документом, который обязательно подписывается водителем при получении. Водитель получает следующий путевой лист только в том случае, если он сдает предшествующий.
При этом он должен успеть сдать его до конца текущего дня или смены, иначе документ теряет свою актуальность.
Реквизиты в путевом листе для автобусов необщего пользования заполняются согласно утвержденной законодательством форме и правилам.
Ведение журнала путевых листов в электронном виде
17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее — журнал).
Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.
18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов — в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.
Форма и порядок заполнения путевого листа
Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.
Получите демо-доступ к модулю «Путевые листы и ГСМ» и получите все актуальные формы бесплатно
Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.
Назначение и область применения школьных автобусов
Необходимость доставки детей к месту обучения появилась очень давно. Первые повозки появились в столице Великобритании еще в начале 19 века. С развитием автомобильной промышленности и созданием ДВС стали выпускаться первыешкольные автобусы для детей. Сначала они имели простейшую конструкцию, но уже к концу 30-х годов 20-го века получили классический вид.
Сегодня такой транспорт применяется для решения следующих задач:
- Доставка школьников к учебному учреждению.
- Развозка детей по домам после завершения учебного процесса.
- Перевозка школьников к местам проведения разных событий в сфере спорта, развлечений, образования.
- Экскурсионные поездки и т. д.
В РФ школьные автобусы чаще всего используются для доставки детей к школе из удаленных регионов. Нередко бывают ситуации, когда учебное заведение находится только в районном центре, а в деревнях и селах их нет.
Путевой лист автобуса. Форма 6
В качестве основного первичного документа учета работы автобуса (на городских маршрутах и в пригороде) используется путевой лист автобуса по форме №6. Главное назначение листа в том, что он является базой начисления заработной платы водителю.
Кроме того, в форме отражаются общие сведения об автобусе, расходе топлива и задании, полученном водителем. Как и в случае с путевыми листами на другие транспортные средства (к примеру, на грузовые автомобили), путевой лист автобуса должен быть с проставленной датой, печатью и штампом.
Титульная сторона формы имеет вид трех таблиц, в которых отражают:
- общую информацию об организации и автобусе (марка, номерной и гаражный знак);
- отметки о первичном приеме автобуса, при смене водителя и при возвращении (сдающая и принимающая сторона расписывается в технической исправности автобуса, кассы и переговорного устройства);
- показания спидометра (подписи ответственное лицо ставит при отправке автобуса и при возвращении);
- отметки о состоянии здоровья водителя;
- уточненные детали исполнения заказа (дата и время подачи автобуса, время выезда и возвращения автобуса по графику и по факту, время и причины простоев);
- подробная информация о расходе топлива.
На оборотной стороне формы предусмотрена таблица для расшифровки конкретных маршрутов (с временем отправления, прибытия, величиной пробега). Стоит отметить, что водитель должен указывать две величины пробега – с пассажирами и без (нулевой). Всю информацию вносят диспетчер предприятия и механик.